Расстройства речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 01:25, реферат

Описание работы

Актуальность выбранной темы заключается в том, что при речевых расстройствах могут наблюдаться различные нарушения психической деятельности: отставание психического развития, поведенческие и эмоциональные нарушения, нарушения внимания, памяти, умственной работоспособности и др. Их оценка в структуре речевых расстройств, анализ механизмов из возникновения, разграничение первичных, связанных с поражением центральной нервной системы, и вторичных нарушений психической деятельности в связи с речевым дефектом, имеет важное значение для правильного психологического анализа, организации работы или выбора профиля специального учреждения.
Цель работы: раскрыть сущность основных форм и видов речевых расстройств.

Содержание

Введение 3
Глава I. Общее понятие о языке и речи 5
1.1. Сущность и признаки языка и речи 5
1.2. Функции речи 7
Глава II. Основные формы и виды речевых расстройств 8
2.1. Расстройства устной речи 9
2.2. Расстройства письменной речи 17
2.3. Значение расстройств речи 18
Заключение 20
Список литературы 21

Работа содержит 1 файл

расстройства речи.doc

— 110.50 Кб (Скачать)

      Проявляется в нестойкости оптико-пространственного образа буквы. В смешениях или пропусках букв, в искажениях звукослогового состава слова и  структуры предложений. В случае несформированности процессов  чтения и письма (входе обучения) говорят об алексии и аграфии.

      Нарушения письма и чтения у детей вызываются затруднениями в овладении умениями и навыками, необходимыми для полноценного осуществления этих процессов. По данным исследователей, эти затруднения обусловливаются дефектами устной речи (за исключением оптических форм), несформированностью операций звукового анализа, нестойкостью произвольного внимания.

      Следует отметить, что нарушения письма и  чтения у детей необходимо отличать от утраты умений и навыков письма и чтения, т.е. дислексий (алексий) и дисграфий (аграфий), возникающих при афазиях. 
 

      2.3. Значение расстройств  речи

      Речевая функция является одной из важнейших  психических функций человека. В  процессе речевого развития формируются  высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Значение слова само по себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления. Мышление и речь не тождественны, возникают в какой-то степени независимо друг от друга. Но в процессе психического развития ребенка возникает сложное, качественно новое единство речевое мышление, речемыслительная деятельность. 
Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения.

      Нарушения речи в той или иной степени (в  зависимости от характера речевых  расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие человека, отражаются на его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.  
Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности человека, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости,
негативизма, чувства неполноценности).

      Согласно  современным научным представлениям расстройства речи представляют одну из форм сложного когнитивного дефекта, который включает  избирательное расстройство речевой функции и обусловленные им отклонения неязыковых функций и процессов.

      Таким образом, подводя итог всему вышеизложенному, следует подчеркнуть, расстройства речи собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в языковой среде, которые частично или полностью препятствуют речевому общению, ограничивают возможности познавательного развития и социокультурной адаптации. Согласно клинико-педагогической классификации речевых расстройств выделяют 11 форм речевых расстройств, 9 из них составляют расстройства устной речи на разных этапах ее порождения и реализации и 2 формы составляют расстройства письменной речи, выделяемые в зависимости от нарушенного процесса. Расстройства устной речи: дисфония (афония), тахилалия, брадилалия, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия (анартрия), алалия, афазия. Расстройства письменной речи: дислексия (алексия) и дисграфия (аграфия). Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие человека, отражаются на его деятельности, поведении. Согласно современным научным представлениям расстройства речи представляют одну из форм сложного когнитивного дефекта, который включает  избирательное расстройство речевой функции и обусловленные им отклонения неязыковых функций и процессов. 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 

      В качестве основного вывода данной работы следует отметить, согласно современным научным представлениям расстройства речи представляют одну из форм сложного когнитивного дефекта, который включает  избирательное расстройство речевой функции и обусловленные им отклонения неязыковых функций и процессов.

      Расстройства  речи собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в языковой среде, которые частично или полностью препятствуют речевому общению, ограничивают возможности познавательного развития и социокультурной адаптации. Согласно клинико-педагогической классификации речевых расстройств выделяют 11 форм речевых расстройств, 9 из них составляют расстройства устной речи на разных этапах ее порождения и реализации и 2 формы составляют расстройства письменной речи, выделяемые в зависимости от нарушенного процесса. Расстройства устной речи: дисфония (афония), тахилалия, брадилалия, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия (анартрия), алалия, афазия. Расстройства письменной речи: дислексия (алексия) и дисграфия (аграфия).

      При речевых расстройствах могут наблюдаться различные нарушения психической деятельности: отставание психического развития, поведенческие и эмоциональные нарушения, нарушения внимания, памяти, умственной работоспособности и др.  Их оценка в структуре речевых расстройств, анализ механизмов из возникновения, разграничение первичных, связанных с поражением центральной нервной системы, и вторичных нарушений психической деятельности в связи с речевым дефектом, имеет важное значение для правильного психологического анализа, организации работы или выбора профиля специального учреждения.

Список  литературы

 

1.Гельдер, М. Специфические нарушения развития / М. Гельдер, Д. Гэт, Р. Мейо // Оксфордское руководство по психиатрии. 1999.

2. Бурлакова М.К. Речь и афазия. — М.: Аркти, 1997.

3. Выготский Л.С. Психология. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.

4. Столяренко Л.Д.  Основы психологии. — Р.-на-Д.: Феникс, 1997.

5. Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. — М.: АРКТИ, 2000.

6. http://pedlib.hut.ru/Books/pravdina/pravdinap13.html

7. http://www.ido.edu.ru/ffec/psych/psych.html 
 
 

Информация о работе Расстройства речи