Свободные и устойчивые словосочетания, используемые в текстах

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 15:30, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе была поставлена цель - проанализировать свободные и устойчивый словосочетания документных текстов. Для этого необходимо было решить следующие задачи:

1. изучить историю словосочетаний;

2. раскрыть понятие словосочетания;

3. рассмотреть виды связей слов в словосочетании;

4. выявить особенности связанных словосочетаний;

5. проанализировать документные тексты Ангарском архивного отдела на наличие в них свободных и устойчивых словосочетаний;

6. разработать предложения по улучшению работы с текстом документа.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………...3

Глава 1. Словосочетание как самостоятельная языковая единица…………………………………….7

1.1. Словосочетания: понятие, типы, виды…………………...…………………………………………7

1.2. Синтаксические отношения между компонентами словосочетаний……………………………12

1.3. Свободные и несвободные словосочетания……………………………………………………….16

Глава 2. Анализ свободных и устойчивых словосочетаний, используемых в документных текстах Архивного отдела…………………………………………………………………………………...……25

2.1. Общая характеристика предприятия……………………………………………………………….25

2.2. Анализ текстов документов Архивного отдела ...…………………………………..…………….26

2.3. Предложения по улучшению работы с документным текстом…………………………………..29

Заключение……………………………………………………………………………………………….31

Литература.…………………………………………………………………………………….………....33

Приложение 1………………………………………………………………………………………….…34

Приложение 2………………………………………………………………………………………….…35

Приложение 3………………………………………………………………………………………….…36

Приложение 4………………………………………………………………………………………….…37

Приложение 5………………………………………………………………………………………….…38

Приложение 6…………………………………………………………………………………………….39

Работа содержит 1 файл

Курсовая, 3 курс, 3 вариант.doc

— 244.00 Кб (Скачать)

     Вопрос  о том, считать ли словосочетанием  в терминологическом понимании  этого слова сочетание подлежащего  со сказуемым, является принципиальным, так как с ним связано разграничение  понятий предложения и словосочетания: при положительном решении вопроса, т.е. признании существования предикативных словосочетаний, предложение может оказаться частным случаем словосочетания или, что то же самое, словосочетание само по себе может быть предложением; наоборот, при отрицательном решении вопроса, т.е. непризнании существования предикативных словосочетаний, между предложением и словосочетанием устанавливается резкая грань.

     Спорным является и вопрос о подразделении  словосочетаний на подчинительные (общепризнанный тип словосочетаний) и сочинительные (сочетания однородных членов предложения). Признание второго типа находим у многих авторов (например, у A.M. Пешковского), однако другие исследователи отделяют группы однородных членов от словосочетаний (например, В.В. Виноградов).

     Всех  авторов объединяет в трактовке рассматриваемого вопроса понимание словосочетания как синтаксического единства, вычленяемого из предложения; словосочетание существует в составе предложения.

     Таким образом, принципиальными вопросами  теории словосочетаний являются следующие: 1) существует ли словосочетание вне предложения, в которое оно входит как конструктивный элемент наряду с отдельным словом, или же словосочетание вычленяется из готового предложения; 2) существуют ли «предикативные словосочетания», т.е. образует ли словосочетание пара, состоящая из подлежащего и сказуемого; 3) существуют ли «сочинительные словосочетания», т.е. образует ли словосочетание группа однородных членов (так называемые открытые ряды, незамкнутые сочетания). Нетрудно видеть, что решение последних двух вопросов зависит от решения первого, так как и предикативные отношения, и сочетания однородных членов существуют только в составе предложения.

     Принципиально новое решение рассматриваемой  проблемы в целом дает В.В. Виноградов. В книге «Русский язык» он пишет: «Словосочетание - это сложное именование. Оно несет ту же номинативную функцию, что и слово. Оно так же, как и слово, может иметь целую систему форм. В области лексики этому понятию соответствует понятие о фразеологической единице языка». [5]

     В связи с анализом синтаксической системы A.M. Пешковского акад. Виноградов пишет: «...В корне ошибочна мысль, внушенная A.M. Пешковскому акад. Ф.Ф. Фортунатовым, будто понятие предложения можно вывести из понятия словосочетания. Словосочетание и предложение - понятия разных семантических рядов и разных стилистических плоскостей... Предложение - вовсе не разновидность словосочетания, так как существуют и слова-предложения. Но оно и по внутреннему существу своему, по своим конструктивным признакам непосредственно не выводимо из словосочетания. Словосочетание... также, как и слово, представляет собой строительный материал, используемый в процессе языкового общения. Предложение же - произведение из этого материала, содержащее сообщение о действительности». [4,6]

     Как явствует из приведенной цитаты, акад. Виноградов строго разграничивает понятие предложения и понятие словосочетания. Основанием для этого служит наличие у каждого из этих понятий особых признаков: предложение - это единица сообщения, коммуникативная единица, а словосочетание - это единица называния, обозначения. Предложение содержит законченное содержание с соответствующей интонацией, характеризуется наличием категории модальности, тогда как у словосочетания эти признаки отсутствуют. В словосочетании имеются только подчинительные отношения, а в предложении наряду с ними имеются также отношения сочинительные, пояснительные, присоединительные.

     Что касается соотношения между словосочетанием  и словом, то они сближаются выполняемой  ими функцией, причем словосочетания, подобно словам, имеют формы словоизменения, выражающие связь данного словосочетания с другими словами или словосочетаниями в предложении, например: книга брата, книги брата, книге брата и т.д. (изменяется стержневое слово); старый дом, старого дома, старому дому и т.д. (оба члена словосочетания имеют одинаковые формы словоизменения). Словосочетания могут и должны изучаться не только в составе предложения как его структурные элементы, но и вне его как лексико-семантические единства, образуемые по законам данного языка. Вместе с тем между словосочетанием и словом имеется существенное различие: элементы словосочетания (слова) оформлены отдельно, а элементы слова (морфемы) слиты воедино (ср.: задержание снега - снегозадержание).

     Из  сказанного вытекает следующее: 1) словосочетания не результат дробления предложения на части - пары связанных между собою подчинительными отношениями слов, но наряду с отдельными словами они входят в состав предложения в качестве его конструктивных элементов, выполняя лексико-семантическую функцию сложного называния предметов и явлений; значительно реже, в результате взаимодействия между словосочетаниями и предложениями, в составе последних образуются отдельные типы словосочетаний, которые, вычленяясь из предложения, приобретают номинативное значение; 2) к числу словосочетаний не относятся пары, образуемые подлежащим и сказуемым, поскольку здесь налицо отношения, возникающие только в предложении (предикативные отношения); 3) не образуют словосочетания также конструкции, связанные так называемыми полупредикативными отношениями, т.е. обособленный оборот и слово, к которому он относится; 4) группа однородных членов (сочинительное сочетание) не образует словосочетания, так как не является сложным наименованием явлений объективной действительности. Правда, парные сочетания слов типа отец и мать (родители), муж и жена (супруги), день и ночь (сутки) и т.п., образующие так называемые замкнутые сочетания, компоненты которых связаны соединительными (реже противительными) союзами, употребляются в номинативной функции и тем самым входят в разряд словосочетаний.

     Словосочетание - это смысловое и грамматическое объединение двух (или нескольких) полнозначных слов или форм слов, проявляющее их подчинительные свойства, например: советское общество, мнение коллектива, желание работать, лететь самолетом, любить спорт, поехать в город, находиться в квартире, лежать на земле, читать вслух, человек сильного характера, готовый к бою, свободный от предрассудков, экономически выгодный. Компонентами словосочетания являются:

     1) главное слово (или стержневое)

     2) зависимое слово.

     Главное слово — это слово грамматически  независимое. Зависимое слово — это слово, которое формально подчиняется требованиям, исходящим от главного слова. [1,2]

     Типы  словосочетаний по их структуре

     В простых словосочетаниях имеет  место распространение одного слова  другим с различными смысловыми значениями и оттенками, например: высокий дом, книга студента, слушать лекцию, бегло читать и др. Такие словосочетания состоят из двух знаменательных слов, из которых одно является главным, стержневым, а другое - зависимым, определяющим.

     Простые словосочетания не обязательно бывают двусловными: распространение слова  может быть произведено путем  цельного синтаксического или фразеологического  словосочетания, а также путем аналитической грамматической формы, например: человек высокого роста, юноша двадцати лет, принять участие в состязании, самая интересная книга. Такие словосочетания семантически являются простыми (ср. высокорослый человек, двадцатилетний юноша, участвовать в соревновании, интереснейшая книга), а в синтаксическом отношении они примыкают к сложным.[2]

     Сложные словосочетания представляют собою  распространение слова целым  словосочетанием, причем формы и  связи составляющих их слов не всегда зависят от главного слова. Например, в словосочетании успех молодого писателя определение молодого ни по смыслу, ни по форме не связано с главным словом всей группы - существительным успех; в словосочетании можно выделить две пары: успех писателя и молодого писателя, но их связывает более расчлененное представление, выражаемое всем словосочетанием. В словосочетании мой старший брат одно слово (мой) определяет целое словосочетание (старший брат). [1,2]

     Существуют  также трехчленные или многочленные словосочетания, в которых зависимые слова все подчинены главному слову, т.е. определяют его с разных сторон, распространяют в разных направлениях, например: любоваться по вечерам закатом (любоваться по вечерам - любоваться закатом), оклейка комнаты обоями (оклейка комнаты - оклейка обоями) и т.п.

     Типы  словосочетаний в  зависимости от лексико-грамматических свойств главного слова

     В зависимости от того, какое слово  является главным в словосочетании, различаются основные лексико-грамматические типы словосочетаний. Классификация по этому признаку имеет следующую схему:

     Глагольные  словосочетания

  1. Глагольные словосочетания с именем существительным:

         а) беспредложные (например: читать книгу, искать покоя, писать брату, рубить топором);

         б) предложные (например: стоять у дороги, подъехать к дому, положить на стол, встретиться с друзьями, говорить об искусстве).

  1. Глагольные словосочетания с инфинитивом (например: предложить выучить, просить принести).
  2. Глагольные словосочетания с наречием (например: поступать справедливо, заниматься вдвоем).

     Именные словосочетания

     I. Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:

  1. С именами существительными:

         1) беспредложные (например: тезисы доклада, письмо родителям, вышивание бисером);

         2) предложные (например: вагон для некурящих, прогулка по лесу, вход в театр, дом с колоннами, встреча на Эльбе);

  1. С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа);
  2. С наречиями (например: прогулка верхом, судак по-польски);
  3. С инфинитивом (например: желание учиться, умение рисовать).

     II. Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:

  1. С именами существительными:

         1) беспредложные (например: достойный похвалы, доступный читателю, довольный ответом);

         2) предложные (например: свободный от гнета, способный к музыке, готовый на подвиг, ласковый с детьми, смелый в бою);

  1. С наречиями (например: очень интересный, умеренно холодный);
  2. С инфинитивом (например: способный работать, готовый услужить).

     III. Словосочетания с именем числительным в роли главного слова (например: две книги, оба друга, трое в шинелях, третий из спутников).

     IV. Словосочетания с местоимением в роли главного слова (например: кто-то из студентов, нечто новое).

     Наречные словосочетания

  1. Словосочетания с наречием (например: очень удачно, по-прежнему хорошо).
  2. Словосочетания с именами существительными (например: далеко от дома, наедине с сыном, незадолго до экзаменов).

     Приведенная схема не касается дальнейших деталей. Так, в глагольных словосочетаниях в роли зависимого слова может выступать деепричастие (например: идти оглядываясь, говорить улыбаясь).

     Не  все типы словосочетаний одинаково  продуктивны в современном русском  языке. Так, очень продуктивны именные  словосочетания с предлогом по и дательным падежом, например: товарищ по работе, родственник по мужу, специалист по рыболовству, инспектор по кадрам, показатели неуспеваемости и т.п. Некоторые из них являются новообразованиями, стилистически не всегда полноценными (показатели успеваемости - показатели неуспеваемости).

     С другой стороны, непродуктивными следует  считать в настоящее время  словосочетания с дательным падежом  без предлога типа корм лошадям (корм для лошадей), словосочетания с предлогом о и предложным падежом, выражающие атрибутивные отношения, типа стол о трех ножках (стол с тремя ножками) и некоторые другие. [1,2] 

     1.2. Синтаксические отношения между компонентами словосочетаний

     Слова, входящие в словосочетания, находятся  в различных семантико-синтаксических отношениях друг с другом. Обобщенно эти отношения можно свести к основным:

     а) атрибутивные (например: тетрадь студента, интересное сочинение);

     б) объектные (например: составить тезисы, любоваться закатом, чтение книги);

     в) субъектные (например: данный людьми, освобожденный армией);

     г) обстоятельственные с различными значениями: определительно-обстоятельственными (говорить с увлечением, рассказывать интересно), временными (вернуться через час, расцветать весной), пространственными (находиться в комнате, жить неподалеку), причинными (отсутствовать по болезни, споткнуться сослепу), целевыми (уехать лечиться, сделать назло) и др.;

Информация о работе Свободные и устойчивые словосочетания, используемые в текстах