Типовые тестовые задания

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:41, методичка

Описание работы

Работа содержит методические рекомендации по "Риторике"

Работа содержит 1 файл

ГИА Егораева.doc

— 648.50 Кб (Скачать)

Докажите это утверждение.

Напишите сочинение-рассуждение «Почему в первой половине рассказа «Вожак» автор использует безличные предложения»? Обдумывал ответ на вопрос, внимательно перечитайте текст В. Железникова.

Найдите и приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие указанную функцию безличных  предложений.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Начните сочинение либо утверждением Д.Э. Розенталя, либо собственным высказыванием.

Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым  почерком.

 

С2.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как можно, на ваш взгляд, сделать свою повседневную жизнь гораздо интересней. Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым  почерком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВАРИАНТ 6

Часть 1

Прослушайте текст и напишите его сжатое изложение

 

Нет точных указаний, когда Пушкин начал «Бориса Годунова». Вероятно, поздней осенью 1824 года. К осени 1825 года трагедия была закончена.

Это была историческая работа, которую  поэт вел вдали от библиотек и  архивов, вдали от общения с людьми, изучавшими прошлое России. Он был  один: «Общество мое состоит только из старой няни да из трагедии», — писал он приятелю...

В «Годунове» Пушкин затронул вопросы политические, еще недавно бурно волновавшие его. Поэт взял переходный отрезок русской истории, в центре поставил царя — узурпатора и реформатора, на нем проверил те политические теории, увлечения, чувства, среди которых сам рос.

К каждому из своих героев поэт испытывал определенное личное чувство. Но его личное отношение к своим героям уживалась с мудрой снисходительностью и беспристрастием. Это особенно сказывается в обрисовке Бориса Годунова

Вяземский, чуткий, строгий критик, писал: «В трагедии есть красоты удивительные, трезвость и спокойствие. Автора почти нигде не видно».

С сыновней нежностью Пушкин рисует образ благочестивого старца Пимена. Он любит в нем не только свое создание, но и живое воплощение творческих и нравственных сил русского народа.

«Характер Пимена, — говорит Пушкин в одной из заметок, — не есть мое изобретение. В нем я собрал черты, пленившие меня в наших старых летописях: простодушие, умилительная кротость, нечто младенческое и вместе с тем мудрое усердие, набожность к власти царя, данной им Богом, совершенное отсутствие суетности, пристрастия....

Мне казалось, что сей характер вместе нов и знаком для русского сердца, что трогательное добродушие древних летописцев украсит простоту моих стихов и заслужит снисходительную улыбку читателей».

(По А. Тырковой-Вильямс)

 

Часть 2

Прочтите текст  и выполните задания А1 —А7; В 1 —В 14.

 

(1)Олеська буквально выпала из  переполненного автобуса, с трудом  удержала равновесие, чтобы не упасть, поправила пальто, кинула взгляд на сумку и обмерла: молния на ней была расстегнута, внутренний карман вывернут наружу. (2)«Кошелек!» — мелькнуло в голове. (3)Секунды хватило, чтобы понять, что его на самом деле вытащили.

(4)От обиды перехватило дыхание. (5)Все и так с утра шло просто из рук вон плохо, а тут еще и это... (6)И случись это в другой день, когда еще были сбережения дома, было бы не так обидно, но сегодня в злосчастном кошельке оставалась последняя до зарплаты тысяча, одна бумажка, на которую предстояло прожить еще далеко не один день.

(7)Олеська, мигом осознавшая  все это, вдруг резко втянула  в себя воздух, запрокинула голову  и уже не смогла сдержать  слез.

(8)«Ненавижу! (9)Не-на-ви-жу! — завертелось в голове. (10)— Ну что за люди? (11)Что за люди?! (12) Всех ненавижу!»

(13)Она обессиленно села на  корточки и закрыла голову  руками: еще никогда в ее душе  не было столько злобы на весь окружающий мир. (14) «Не-на-ви-жу! (15)Ну как можно?»

(16)Слезы ручьями катились из глаз, и Олеська даже не пыталась их остановить.

(17)— Тетенька!..

(18)Детский голос прямо над ухом заставил вздрогнуть.

(19)— Тетенька!

(20)«Попрошайка!» — мелькнуло в голове, и новая волна ненависти поднялась откуда-то из самой глубины ее обиженной души. (21)Девушка подняла голову — и точно: на нее из-под грязной шапки смотрели озадаченные глаза незнакомого чумазого мальчонки

(22)— Пошел вон! (23)Нет у меня  ничего! (24)У меня кошелек украли!!! — и Олеська от жалости к  себе снова зашлась в рыданиях.

(25)— Теть, ты это... — спустя пару секунд снова произнес детский голос. (26) — Ты это... на!

(27)— Ну что тебе еще? —  Олеська подняла голову и увидела,  что мальчишка протягивает ей  пирожок, завернутый в газетный обрывок.

(28)— Теть, ты это... ты не плачь,  на, съешь. (29)Ты вон какая; без кошелька такие еды не раздобудут...

(30)Олеська замерла. (31)Она не верила своим ушам и глазам, и слезы буквально застыли на щеках.

(32)Мальчишка просветленно улыбнулся.

(33) — Я вообще-то Лизке купил,  ей кутенков кормить надо. (34)Но ничего, у ней еще кости есть, да и сама она молодец.

(35)Олеська оторопело взяла пирожок.

(36) — А кто эта Лизка?

(37) — А вон она и сама  пришла, — мальчуган показал грязной  ручонкой влево, откуда, радостно  виляя хвостом и повизгивая, подбежала  большая дворовая собака. (38)Мальчик обнял ее за шею и улыбнулся.

(39) — Ну ты это, ты не  плачь больше. (40)А мне идти  надо. (41)Еще сестренке надо на  пирожок заработать, люблю я ее.

(42)И, не дав Олеське опомниться, мальчишка скрылся в подземном  переходе...

(43)Девушка медленно встала, растерянно утерла нос и щеки.

(44)— Спасибо тебе ... — только и шепнула она вдогонку. (45)Вся обида куда-то вдруг исчезла, улетучилась, показалась совсем незначительной, мелкой.

(46)Лизка подошла ближе и сочувственно  лизнула ее в руку с зажатым в ней пирожком.

(47)Олеська невольно улыбнулась, развернула газету и протянула его собаке.

(48)— Ешь, милая, ешь... — растроганно  прошептала она. — (49)Теплый еще пирожок-то... а кошелек... (50)Да Бог с ним, проживу! (51)А тебе еще кутенков кормить. (52) Ешь...

 

(По О. Павловой)

 

 

А1. Какое из названий, приведенных ниже, точнее всего отражает главную мысль текста?

1) Кошелек.

2) Встреча с незнакомым мальчишкой.

3) Урок доброты.

4) Пирожок для кутенка.

 

А2. Какое из высказываний, приведенных  ниже, не нашло своего отражения в тексте?

1) Сострадание к животным так  тесно связано с добротой характера,  что можно с уверенностью утверждать: кто жесток с животными, тот  не может быть добрым человеком. (А. Шопенгауэр)

2) Величайшая красота, сила и  богатство в действительности бесполезны; но доброе сердце превосходит все на свете. (В. Франклин)

3) Доброта и камень смягчает. (Пословица)

4) Подлинно человеческое утверждается  в душе одновременно с переживанием  и чувствованием тончайших оттенков  родного слова. (В. Сухомлинский)

 

А3. Что, по мнению автора, отличает мальчика, героя рассказа?

1) Он заботится о бездомной  собаке.

2) Он ходит чумазым, в грязной одежде.

3) Мальчик занимается попрошайничеством.

4) Он не равнодушен к чужой  боли и стремится облегчить  ее.

 

А4. Укажите, в каком значении употребляется  в тексте слово «мир» (предложение 13):

1) отсутствие войны

2) Вселенная

3) пространство

4) сообщество людей

 

А5. В каком из перечисленных  ниже предложений есть антоним к слову «ненавижу»? Укажите номер варианта правильного ответа.

1) 41

2) 46

3) 47

4) 48

 

А6. Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Что имел в виду мальчик, когда сказал Олеське: «Ты вон какая: без кошелька такие еды не раздобудут...» (предложение 29)?

Этой фразой он...

1) презрительно подчеркнул ее ненависть к миру

2) указал на ее красоту и  модную одежду

3) напомнил Олеське, что ее обокрали

4) подчеркнул ее беспомощность,  ранимость

 

А7. Укажите, какое средство речевой  выразительности используется в предложении 5: «Все и так с утра шло просто из рук вон плохо, а тут еще и это...».

1) ряд однородных членов

2) метафора

3) фразеологизм

4) олицетворение

 

Ответы на задания В1—В14 записывайте словами  или 1 цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.

 

В1. Замените слово КУТЕНОК из предложения 33 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

 

В2. Из предложений 44—46 выпишите слово  с непроизносимой согласной в  корне.

 

В3. Из предложений 7—13 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется -С-, если после нее следует буква, обозначающая глухой согласный».

 

В4. Укажите способ образования  слова РАСТРОГАННО (предложение 46)

 

В5. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы  все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном определении.

И случись это в  другой день, (1) когда еще были сбережения дома, (2) было бы не так обидно, (3) но сегодня в злосчастном кошельке оставалась последняя до зарплаты тысяча, (4) одна бумажка, (5) на которую предстояло прожить еще далеко не один день.

Олеська, (6) мигом осознавшая все это, (7) вдруг резко втянула  в себя воздух, запрокинула голову и уже не смогла сдержать слез.

 

В6. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы  все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочиненного предложения.

Она не верила своим ушам и глазам, (1) и слезы буквально  застыли на щеках.

Мальчишка просветленно улыбнулся.

— Я вообще-то Лизке  купил, (2) ей кутенков кормить надо. Но ничего, (3) у ней еще кости есть, (4) да и сама она молодец.

 

В7. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы  все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые, которыми выделены придаточные предложения в сложноподчиненном.

Олеська буквально выпала из переполненного автобуса, (1) с трудом удержала равновесие, (2) чтобы не упасть, (3) поправила пальто, (4) кинула взгляд на сумку и обмерла: молния на ней была расстегнута, (5) внутренний карман вывернут наружу. «Кошелек!» — мелькнуло в голове. Секунды хватило, (6) чтобы понять, (7) что его на самом деле вытащили.

 

В8. Укажите тип связи в словосочетании УДЕРЖАЛА РАВНОВЕСИЕ (предложение 1)

 

В9. Выпишите грамматическую основу предложения 4.

 

В10. Среди предложений 41—45 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.

 

В11. Среди предложений 37—41 найдите предложение с обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.

 

В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 7.

 

В13. Укажите правильное утверждение:

1) Предложение 33 — сложное бессоюзное  предложение.

2) Предложение 47 — сложносочиненное  предложение.

3) Предложение 13 — сложноподчиненное  предложение.

4) Предложение 3 — простое предложение с однородными членами.

 

В14. Среди предложений 1—3 найдите  сложноподчиненное предложение с последовательным соединением придаточных.

 

Часть З

Используя прочитанный  текст части 2, выполните на отдельном  подписанном листе 

ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2.

Перед написанием сочинения запишите номер задания: С2.1 или С2.2.

 

С2.1. В художественном тексте обращение  к однородным глаголам-сказуемым  может быть связано с созданием  динамических, т.е. быстро меняющихся картин.

Напишите сочинение-рассуждение «Как в тексте однородные глаголы-сказуемые помогают «оживить» изображаемое?»

Обдумывая ответ на вопрос, внимательно перечитайте текст О. Павловой.

Найдите и приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие указанную функцию однородных членов.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Начните сочинение либо предложенным утверждением, либо собственным высказыванием.

Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Информация о работе Типовые тестовые задания