Типовые тестовые задания

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:41, методичка

Описание работы

Работа содержит методические рекомендации по "Риторике"

Работа содержит 1 файл

ГИА Егораева.doc

— 648.50 Кб (Скачать)

 

1) 2

2) 10

3) 32

4) 65

 

 

Часть З

Используя прочитанный  текст части 2, выполните на отдельном подписанном листе

ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2.

Перед написанием сочинения запишите номер задания: С2.1 или С2.2.

 

С2.1. В одной из телевизионных  передач о русском языке ученый-лингвист утверждал, что «фразеологические обороты оживляют нашу речь, делают ее образнее». Докажите это утверждение.

Напишите сочинение-рассуждение «Как подчеркнуть свою речевую индивидуальность?» Обдумывая ответ на вопрос, внимательно перечитайте текст В. Железникова.

Найдите и приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие выразительные функции фразеологизмов.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Начните сочинение либо указанным  утверждением, либо собственным высказыванием. Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

С2.2. Напишите сочинение-рассуждение.

Согласны ли вы с утверждением, высказанным автором текста в  предложении 77: «Хорошо, когда у человека ясная цель в жизни и все впереди»?

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения или опровергающие суждение автора. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым  почерком.

 

ВАРИАНТ 5

Часть 1

Прослушайте текст и напишите его сжатое изложение.

Великого русского баснописца Ивана  Андреевича Крылова наш народ издавна зовет дедушкой Крыловым. У его памятника в Летнем саду, в Ленинграде, всегда на площадке играет детвора, рассматривает с большим вниманием сидящего в кресле задумавшегося поэта, искусно изображенных героев его басен — разных зверей и птиц, знакомых каждому ребенку.

И до Крылова писали басни, и писали не так плохо — Сумароков, Хемницер, Дмитриев, но Крылов писал басни лучше их всех. Он писал так просто, так доходчиво, так по-народному, что каждый легко запоминает их чудесный русский язык, узнает русский характер. Плохое или хорошее изображено в этих баснях кратко, сильно, с такой ясностью, что видишь всех, кто выведен в басне.

В своих баснях он показывал, что  упорный труд, скромность, прилежание, честность — главное в жизни, что ум и храбрость возьмут верх над невежеством и трусостью.

Крыловские басни доходили до самых дальних краев России. Недаром в 1838 году, на юбилее баснописца, поэт В.А. Жуковский сказал, что если бы можно было пригласить на этот юбилей всю Россию, то она вся бы пришла, потому что она знает и любит Крылова. Это была правда.

Строки крыловских басен давно уже стали пословицами и поговорками, они вошли в обиходную речь. Вспомним только самые привычные: «А ларчик просто открывался», «Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку», «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь», «Слона-то я и не приметил», «Недаром говорится, что дело мастера боится», «Сильнее кошки зверя нет», «Ай, Моська! знать она сильна, что лает на слона». Многими из этих мудрых крыловских слов мы пользуемся ежедневно.

Недаром Пушкин находил в баснях Крылова отличительные свойства нашего народа: «веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться». Гоголь называл эти басни притчами, он так и писал про басни Крылова: Его притчи — достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа.

(По Н. Тихонову)

Часть 2

Прочтите текст  и выполните задания А1—А7; В1—В14.

Вожак

(1)— Пойдём на Чатыр-даг, —  сказал первый мальчик.

(2)— Скучно, — сказала девочка. (3)— Мы там недавно были.

(4)— Давайте искать сердолики, — сказал второй мальчик.

(5)— Жарко, — ответила девочка. (6)— Солнце слепит глаза, и ничего не видно.

(7)Они сидели, поджав ноги. (8)Мальчики  спиной ко мне — я видел  их тоненькие шеи. (9)А девочка  — лицом. (10)У неё было обветренное,  загорелое лицо, исцарапанные ноги  и мокрые волосы. (11)Ребята только что вылезли из моря и сидели на пустынном берегу.

(12)— Что, не можете договориться, как провести время? — спросил  я, приблизившись к ним.

(13)Они посмотрели на меня, и  девочка, пригорюнившись, сказала:

(14)— Каждый день придумывают  одно и то же, а мне скучно. (15)Очень скучно...

(16)— А она ничего не придумывает,  а только скучает, — сказал  первый мальчик.

(17)— Да, тяжело.

(18)Они вздохнули. (19)Палило солнце, искрилось море, и было тихо-тихо.

(20)— А знаете что, — сказал  я, — вы по очереди на  один день или на неделю выбирайте себе вожака, и в этот день, что он придумает, то вы и будете делать. (21)Только обязательно.

(22)— Интересно. (23)А кто будет  первым вожаком? — спросила  девочка.

(24)— Ну кто? (25)Кто-нибудь из  вас троих.

(26)— Нас не трое, — сказал второй мальчик. — (27)Нас четверо. (28)Сейчас ещё Димка придёт.

(29)— Димка у нас странный, — сказала девочка.

(30)— Чем же он у вас странный?

(31)Она засмеялась:

(32).— Он иногда заплывает  вон на ту скалу в море  и поёт песни из кинофильмов  или читает стихи.

(33)— А однажды он устроил  там обсерваторию, — сказал первый мальчик. (34)— Всю ночь глядел в какую-то трубу: хотел увидеть космический корабль, чудак.

(35)— А я слышал, — сказал  второй мальчик, — как он  разговаривал с морем. (36)Иду я. (37)Тихо. (38)И вдруг слышу: «Молчишь, не отвечаешь? (40)Всё равно, море, я разгадаю твои тайны и овладею твоей силой! (41)Иногда ты мне кажешься очень хитрым. (42)А иногда добрым, когда я лежу на твоём берегу и ты шепчешь мне, какие можно построить морские электростанции, используя твои подводные течения». (43)Смотрю — никого. (44)Один Димка на берегу и кричит все эти слова. (45)Я ему говорю: «Димка, с кем ты разговариваешь?» (46)А он посмотрел на меня и отвечает: «С морем».

(47)— С морем? — удивился  я.

(48)— Ну да. (49)Оно ведь живое.

(50)И в это время появился  сам Димка. (51)Он летел стрелой. (52)Лицо у него маленькое, волосы  кудрявые и спутанные.

(53)Ребята повернулись в его  сторону. 

(54)— Я видел, я видел гремучую  змею! — сказал Димка. (55)— Она  ползла, тихо пошёптывая, и я слышал её шипение. (56)Я хотел её тут же убить, чтобы добыть яд для лекарств. (57)Но потом я подумал, что вам тоже будет интересно посмотреть на живую змею. (58)И я примчался за вами.

(59)Мальчишки тут же вскочили.

(60)— А она нас не укусит? — спросила девочка.

(61)— Трусиха! — сказал первый  мальчик.

(62)— Девчонка! — поддержал его  второй. — (63)Пошли, Димка, без  неё.

(64)— Что ты, — сказал Димка  девочке и тихо добавил:

(65)— Эта змея — обыкновенный  уж. (66)Про гремучую я придумал  для интереса. (67)И убивать мы её не будем. (68)Ужи — безвредные змеи.

(69)Девочка засмеялась и побежала  с Димкой догонять нетерпеливых  мальчишек.

(70)Так я и не успел сказать  ребятам, что самым лучшим вожаком  для них будет Димка. (71)Он научит  их всех.

(По В. Железникову)

 

К каждому заданию А1—А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

 

А1. Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: Каким, по мнению автора, должен быть настоящий вожак?

1) Он должен быть сильным и  смелым.

2) Он должен быть умным и начитанным.

3) Он должен в простых вещах  находить удивительное и помогать  другим увидеть это.

4) Он должен читать стихи,  петь песни из кинофильмов  и хорошо плавать.

 

А2. Какая из пословиц не соответствует содержанию текста?

1) Долог день до вечера, коли делать нечего.

2) Не сиди сложа руки, так и  не будет скуки.

3) Камень, который катится, не  обрастает мхом.

4) Не пеняй на соседа, когда  спишь до обеда.

 

А3 Как характеризует  Димку информация, заключенная в  предложениях 35—46?

1) Димке не с кем общаться в повседневном мире.

2) Димка просто мыслит вслух.

3) Димка чувствует себя единым  целым с окружающим миром.

4) Море для Димки — благодарный  слушатель.

 

А4. Каким фразеологическим оборотом можно заменить в тексте слово «странный» из предложения 29?

1) первая скрипка

2) Янус двуликий

3) заблудшая овца

4) белая ворона

 

А5. Укажите, какое  из слов, приведённых ниже, пропущено  в предложении 71: «Он научит их всех___»

1) плавать

2) мечтать

3) бегать

4) думать

 

А6. Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему один из мальчиков называет Димку чудаком?»

Это слово передаёт...

1) снисходительно-пренебрежительное  отношение к Димке.

2) досаду от поведения Димки.

3) уважение к занятиям и увлечениям  Димки.

4) раздражение от бесконечных  Димкиных фантазий.

 

А7. Укажите, какие  средства речевой выразительности  используются в предложениях:

«(41)Иногда ты мне кажешься очень  хитрым. (42)А иногда добрым, когда  я лежу на твоём берегу и ты шепчешь  мне, какие можно построить морские  электростанции, используя твои подводные течения».

1) метафора и сравнительный оборот

2) анафора и гипербола

Э) эпитет и олицетворение

4) ряд однородных членов и  градация

 

Ответы на задания В1—В14 записывайте словами  или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.

 

В1. Замените фразеологизм ЛЕТЕЛ СТРЕЛОЙ из предложения 51 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

 

В2. Из предложений 12—20 выпишите слово  с чередующейся безударной гласной  в корне.

 

В3. Из предложений 12—16 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «Пишется приставка ПРИ-, если имеет значение незавершенности действия .

 

В4. Из предложений 10—11 выпишите слово, в котором правописание суффикса НН определяется правилом: «В прилагательном, образованном при помощи суффикса -Н- от существительного, основа которого оканчивается на -Н-, пишется -НН- ».

 

В5. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы  все запятые. Выпишите цифры (или  цифру), обозначающие запятьте при обращении.

И вдруг слышу: Молчишь, (1) не отвечаешь? Всё равно, (2) море, (3) я разгадаю твои тайны и овладею твоей силой! Иногда ты мне кажешься очень хитрым. А иногда добрым, (4) когда я лежу на твоём берегу и ты шепчешь мне, (5) какие можно построить морские электростанции, (6) используя твои подводные течения.

 

В6. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы  все запятые. Выпишите цифры (или  цифру), обозначающие запятые между  частями сложносочиненного предложения.

Они посмотрели на меня, (1) и девочка, (2) пригорюнившись,(3) сказала:

Каждый день придумывают  одно и то же, (4) а мне скучно. Очень  скучно...

— А она ничего не придумывает, (5) а только скучает, (6) — сказал первый мальчик.

 

В7. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы  все запятые. Выпишите цифры (или цифру), обозначающие занятые между частями сложноподчинённого предложения.

— Я видел, (1) я видел  гремучую змею! – сказал Димка. —  Она ползла, (2) тихо пошёптывая, (3) и  слышал её шипение. Я хотел её тут  же убить, (4) чтобы добыть яд для лекарств. Но потом я подумал, (5) что вам тоже будет интересно посмотреть на живую змею.

 

В8. Выпишите из предложения 69 словосочетание, построенное на основе связи ПРИМЫКАНИЕ.

 

В9. Выпишите грамматическую основу предложения 41. Среди предложений 7—11 найдите простое неполное предложение. Напишите номер этого предложения.

 

В11. Среди предложений 6—9 найдите  предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

 

В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 19.

 

В1З. Среди предложений 6—9 найдите  сложное бессоюзное предложение. Укажите  номер этого предложения.

 

В14. Укажите правильное утверждение: В сложноподчиненном предложении 42…

1. ТРИ придаточных предложения.

2. ДВА придаточных предложения.

З. ОДНО придаточное предложение.

4. ЧЕТЫРЕ придаточных предложения.

 

Часть З

Используя прочитанный  текст части 2, выполните на отдельном  подписанном листе 

ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2.

Перед написанием сочинения запишите номер задания: С2.1 или С2.2.

 

С2.1. Прекрасный знаток и ценитель русского языка, лингвист  Д.Э. Розенталь утверждал, что безличным предложениям присущ «оттенок пассивности, инертности».

Информация о работе Типовые тестовые задания