Типовые тестовые задания

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:41, методичка

Описание работы

Работа содержит методические рекомендации по "Риторике"

Работа содержит 1 файл

ГИА Егораева.doc

— 648.50 Кб (Скачать)

А лес при этом исчезает с планеты  со скоростью двадцать гектаров в минуту. А один гектар смешанного леса поставляет в год двадцать три тонны кислорода.

Если будет лес — будет  кислород, будет вода, будет хлеб, а объединятся лес, вода, земля  и кислород вместе - будет жизнь. Поэтому конечный результат лесоводов, как утверждал д. Менделеев, действительно равен ратному труду первых защитников Родины пограничников. Именно поэтому государство выдало лесоводам одинаковую с пограничниками форму и фуражки с околышками зеленого цвета.

Когда невозможно спастись поодиночке, народы объединяются, ибо народы соединяет не столько великая радость, сколько великая беда. А экологическая катастрофа не за горами.

(По материалам журнала «Экология»)

Часть 2

Прочтите текст  и выполните задания А1—А7; В1—В14

(1)Когда началась война, моя сестренка была маленькой и жила в детдоме, в котором был аквариум с рыбками.

(2)Рыбок было десять. (3)Этот аквариум привезли из Москвы и поставили в спальне девочек. (4)Рыбки были золотые и очень красивые — розовые прозрачные плавники с голубыми жилками на блестящих лунах и полулуниях.

(5)Девочек тоже было десять. (6)Старшей, Инне, уже исполнилось шестнадцать лет, а самой младшей, Люсеньке, только шесть. (7)Все девочки, кроме маленькой Люсеньки, были очень занятыми девочками. (8)А если у них и находилось свободное время, они возились с золотыми рыбками. (9)Хлебных крошек, конечно, не было, рыбкам сыпали кусочки казеинового клея, меняли им воду или просто любовались через толстое зеленое стекло. (10)Но никто никогда не вспоминал про маленькую Люсеньку.

(11)Никто не спрашивал, что она кушает. (12)Для этого были воспитатели.

(13) И вдруг золотые рыбки стали  исчезать. (14)Их оказалось сперва  девять, потом восемь. (15)В углу  обнаружились обглоданные головы. (16)Девочки изумленно разглядывали в аквариуме золотые луны и полулуния, но рыбки не могли говорить. (17)Они только шевелили задумчиво радужными плавниками.

(18)И девочки решили поймать  вора. (19)Они не спали всю ночь  и тихо лежали. (20)Когда в аквариуме  заплескалась вода, девочки зажгли свет и бросились на шум. (21)Перед ними стояла маленькая Люсенька. (22)Она прижимала к животу мокрую рыбку.

(23)— Ага, попалась, рыбка! —  крикнула громко одна из девочек.

(24)И маленькая Люсенька еще  сильней прижала рыбку. (25)Крупные  капли воды потекли по голубоватой коже, и все девочки застыли, пораженные странным сходством. (26)Они впервые видели Люсеньку такую, без одежды. (27)Молча они разглядывали худенькое, без кровинки, тельце. (28)Кожа на руках Люсеньки была розовато-прозрачная, с голубыми жилками.

(30)Когда старшая девочка Инна прибежала к ночной няне и попросила хоть кусочек хлеба, та проворчала:

(31)— Полуночники! (32)Опять, что ли, золотая рыбка, пропала?

(33)И Инна ответила:

(34)— Нет, нянечка, не пропала. (35)Теперь не пропадет... Теперь  мы уследим.

 (По А. Приставкину)

 

А1. В каком высказывании наиболее точно отражена главная тема этого  текста?

1) Автор текста рассказывает  о драматическом эпизоде из  жизни своей сестры.

2) Автор посвящает свой текст  раздумьям о голодном детстве  детей военного времени.

3) Автор в своем тексте рассказывает о том, как зарождается милосердие, сострадание.

4) Автор в своем тексте говорит  о преступном равнодушии взрослых  воспитателей детдома.

 

А2. Прочитайте следующий фрагмент: «(10)Но никто никогда не вспоминал про маленькую Люсеньку. (11)Никто не спрашивал, что она кушает. (12)Для этого были воспитатели».

Чем можно объяснить подобное поведение  девочек?

1) Девочки были очень заняты делами

2) Им было скучно с малышкой

3) Девочки допоздна задерживались в школе

4) Девочкам была безразлична судьба Люсеньки

 

А3. Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «3ачем Инна попросила у няни кусочек хлеба?»

Инна попросила кусочек хлеба, чтобы...

1) поесть самой

2) угостить девочек

3) покормить оставшихся рыбок

4) покормить Люсеньку

 

А4. В каком из перечисленных словосочетаний есть слово с переносным значением?

1) мокрая рыбка

2) золотая рыбка

3) обглоданная рыбка

4) спасенная рыбка

 

А5. Ниже даны два предложения из прочитанного текста. С какой целью  автор использует одинаковое описание золотых рыбок и Люсеньки?

(4)Рыбки были золотые  и очень красивые — розовые прозрачные плавники с голубыми жилками на блестящих лунах и полулуниях.

(28) Кожа на руках  была розовато-прозрачная, с голубыми жилками.

 

1) Автор хотел подчеркнуть красоту  девочки.

2) Автору хотелось, чтобы девочка  была похожа на золотую рыбку.

3) Автор посчитал, что это описание  — самое точное и яркое.

4) Данное сходство заставило  девочек понять, как хрупка и беззащитна Люсенька.

 

А6. Выберите верное продолжение ответа на вопрос:

«Почему рассказчик, упоминая имя сестрички, называет ее маленькой Люсенькой?»

1) Такое определение к слову  ЛЮСЕНЬКА говорит о родственных  отношениях рассказчика и девочки.

2) Это определение позволяет представить трагедию крохотной, никому не нужной девочки.

3) Это определение подчеркивает ее исключительность, любовь окружающих к ней.

4) Данное определение говорит  о разнице в возрасте девочек  и Люсеньки.

 

А7. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Они только шевелили задумчиво радужными плавниками».

1) олицетворение

2) метафора

3) эпитет

4) гипербола

 

 

 

 

Ответы на задания В1—В14 записывайте словами  или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.

В1. Замените слово СПЕРВА из предложения 14 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

 

В2. Из предложений 1—4 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

 

В3. Из предложений 7—10 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется -С, если после нее следует буква, обозначающая глухой согласный».

 

В4. Из предложений 13—17 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом:

«В наречии пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано».

 

В5. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятьте при обособленном дополнении.

Все девочки, (1) кроме  маленькой Люсеньки, (2) были очень занятыми девочками. А если у них и находилось свободное время, (3) они возились с золотыми рыбками. Хлебных крошек, (4) конечно, (5) не было, (6) рыбкам сыпали кусочки казеинового клея, (7) меняли им воду или просто любовались через толстое зеленое стекло.

 

В6. Укажите номера предложений, в которых запятая стоит между частями сложносочиненного предложения.

1) Старшей, Инне, уже исполнилось  шестнадцать лет, а самой  младшей, Люсеньке, только шесть.

2) А если у них и находилось  свободное время, они возились  с золотыми рыбками.

3) Девочки изумленно разглядывали в аквариуме золотые луны и полулуния, но рыбки не могли говорить.

4) Их оказалось сперва девять, потом восемь.

 

В7. Укажите номера предложений, в  которых запятая стоит между  частями сложноподчиненного предложения.

1) Опять, что ли, золотая рыбка  пропала?

2) Когда в аквариуме заплескалась  вода, девочки зажгли свет и бросились на шум.

3) А если у них и находилось свободное время, они возились с золотыми рыбками.

4) Никто не спрашивал, что  она кушает.

 

В8. Из предложения 26 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

 

В9. Выпишите грамматическую основу предложения 3.

 

В10. Среди предложений 25—28 найдите предложения с обособленными уточняющими членами предложения. Напишите номера этих предложений.

 

В11. Среди предложений 6—9 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.

 

В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 9.

 

В13. Среди предложений 8—13 найдите  сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

 

В14. Среди предложений 1—7 найдите сложноподчиненное предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

 

 

 

Часть З

Используя прочитанный  текст части 2, выполните на отельном подписанном листе 

ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2.

Перед написанием сочинения запишите номер задания: С2.1 или С2.2.

 

С2.1. Для более точного, выразительного описания авторы используют уточняющие члены предложения.

Напишите сочинение-рассуждение  «Как уточняющие члены предложения помогают детально представить изображаемое?»

Обдумывая ответ на вопрос, внимательно перечитайте текст А.Приставкина.

Найдите и приведите два примера из прочитанного текста, доказывающие вашу точку зрения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

С2.2. А. Приставкин в голодные военные  годы вместе с сестренкой жил в  детдоме. Об этом времени он вспоминал: «Голод был так силен, что моя младшая сестренка ночами ела живых рыбок из аквариума. За рыбок ее избили до полусмерти». Почему, на ваш взгляд, писатель изменил финал рассказа?

Напишите сочинение-рассуждение.

Приведите в сочинении два аргумента  из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым  почерком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВАРИАНТ 9

Часть 1

Прослушайте текст и напишите его сжатое изложение.

Слово «былина» употреблялось в народной речи в значении «быль», «былое». В литературу оно вошло в середине 19 века как название русских эпических песен.

Главные герои былин — богатыри. Свои богатырские качества они проявляют в воинских подвигах во имя защиты родной земли. Былинный враг всегда жесток и безжалостен, он намерен уничтожить народ, его государственную культуру, святыни. Но на страже Киева, Русской земли, ее независимости и чести стоят богатыри.

Добрыня Никитич устраняет постоянную угрозу Киеву со стороны чудовища-змея, совершавшего набеги на город и уводившего в плен множество людей. Алеша Попович освобождает стольный город от бесчинствовавшего в нем Тугарина. Подобный подвиг совершает Илья Муромец, расправляясь с хозяйничавшим в Киеве Идолищем Поганым.

Место подвигов богатырей не ограничивается только Киевом и его окрестностями. Илья Муромец освобождает Чернигов от неприятельского окружения, одолевает Соловья-разбойника, преградившего путь от Чернигова к Киеву. Богатыри стоят на заставе, оберегая родную землю, совершают поездки в другие страны. И там им приходится проявлять боевые качества. Всякое сражение богатыря заканчивалось его победой над противником.

Нет таких препятствий, которые  бы не смогли одолеть богатыри. Им под  силу не только истребление огромных войск врага, но и дела мирного характера. Микула Селянинович пашет такое поле, что по нему надо ехать три дня, а соху Микулы не могут поднять 30 воинов.

Поэтому богатыри и стали воплощением  недюжинной силы, смелости, преданности  Родине и народу.

(По Ф. Селиванову)

 

Часть 2

Прочтите текст  и выполните задания А1—А7; В1—В14.

 

(I) «Люди часто бывают неразумными, нелогичными и эгоцентричными. (2)Все равно прощай их. (3)Если ты добр, люди могут обвинить тебя в эгоистичных и скрытных мотивах. 4)Все равно будь добр. (5)Если ты честен и искренен, люди могут обмануть тебя. (6)Все равно будь честным и искренним. (7)То добро, что ты сделал сегодня, люди часто забудут завтра. (8)Все равно делай добро».

(9)Эти слова принадлежат матери  Терезе, женщине, чья подвижническая  жизнь была настолько насыщенна, что не может не удивлять и с трудом укладывается в наши традиционные представления.

Информация о работе Типовые тестовые задания