Особенности административно-правового статуса военнослужащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 11:47, научная работа

Описание работы

Конституция от 12 декабря 1993 потребовала изменения многих ранее принятых законов и подзаконных актов. Следует подчеркнуть, что в условиях развития демократии и строительства правового государства на первое место выдвигается не принцип государственного принуждения, а гарантия прав, свобод и интересов человека, обеспечение справедливости и гуманизма. Естественно, что это не обошло стороной Вооруженные Силы и спецслужбы нашего государства.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
I.Законодательная база регламентирующая статус военнослужащих 5
1.1. Законодательная база СССР 5
II. Административно-правовой статус 10
2.1.Административно-правовой статус 10
гражданина в Российской Федерации 10
2.2. Особенности административно-правового статуса военнослужащих 14
III. Особенности реализации некоторых прав военнослужащих 19
3.1.Право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства 19
3.2.Свобода слова и печати. Право на участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании 26
3.3.Право на отдых 28
Заключение 32
Список использованной литературы 33

Работа содержит 1 файл

Филиппов Н. С.doc

— 153.50 Кб (Скачать)

Провозглашая права  личности, Конституция устанавливает  для человека определенные обязанности  и запреты, например, платить законно  установленные налоги и сборы (ст. 57), сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным  богатствам (ст. 58), запрещается заниматься экономической деятельностью, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34), запрещается принудительный труд (ч. 2 ст. 37).

Вместе с тем Конституция  РФ (ч. 3 ст. 55) допускает в исключительных случаях возможность ограничения федеральным законом прав личности, причем эти нормы обычно носят административно-правовой характер.

Вторая составная часть  административно-правового статуса  представляет собой статус гражданина Российской Федерации, вытекающий из факта гражданства.  Как субъект административного права каждый гражданин Российской Федерации имеет свой гражданский правовой статус.

Нормы административного  права, определяющие административно-правовой статус гражданина, устанавливают его  права и обязанности в государственной и общественной деятельности. Это нормы об участии в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32 Конституции), право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31), обязанность нести воинскую службу (ч. 2 ст. 59) и др. Далее - это нормы, определяющие административно-правовой статус гражданина в его хозяйственно-трудовой деятельности, например, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34), право на свободный труд, выбор профессии и рода деятельности (ч. 1 ст. 37), право частной собственности, в том числе на землю (ст. ст. 35, 36), причем никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ч. 3 ст. 35). Наконец, нормы, определяющие административно-правовой статус гражданина в личной или семейной сфере, не затрагивающей интересы общества, в частности, право на литературное, художественное, научное, техническое творчество, право на изменение фамилии. Таким образом, гражданин Российской Федерации приобретает дополнительные к статусу личности права и обязанности, вытекающие из факта гражданства.

Когда физическое лицо обрело статус личности, затем гражданина, к ним добавляется третий элемент административно-правового статуса - социальный. Он необходим, чтобы гражданин мог заняться конкретной трудовой профессиональной деятельностью, учиться, служить в Вооруженных Силах и т.д.

Личности, гражданину для  этого нужны новые, дополнительные права и обязанности. В сфере общественно-трудовой деятельности насчитываются тысячи профессий и специальностей, и каждая из них имеет свой правовой статус, установленный в основном нормами трудового и административного права. И здесь в качестве социального элемента административно-правового статуса гражданина можно выделить правовые статусы рабочего, служащего, учащегося, военнослужащего, пенсионера, вынужденного переселенца и т.д.

Четвертый элемент административно-правового  статуса гражданина называют особым статусом, включающим в себя права и обязанности, которые граждане приобретают по своему желанию, личному интересу для удовлетворения своих индивидуальных потребностей. Это, например, любители-охотники, любители-водители в том числе судоводители, спортсмены-непрофессионалы, туристы, коллекционеры и т.д. Все они получают официальный документ для занятия избранным делом, причем для каждого особого субъекта установлен определенный круг новых прав и обязанностей.

Вместе с тем следует  иметь в виду, что административно-правовой статус гражданина представляет собой единство всех названных его элементов.

Таким образом, административно-правовой статус гражданина-это совокупность следующих элементов:

  1. правовой статус личности, человека как субъекта административного права;
  2. статус гражданина Российской Федерации, вытекающий из факта гражданства;
  3. социальный элемент;
  4. особый статус, включающий в себя права и обязанности, которые граждане приобретают по своему желанию, личному интересу для удовлетворения своих индивидуальных потребностей.

 2.2. Особенности административно-правового статуса военнослужащих

 

Статус (правовое положение) военнослужащего определяется Конституцией Российской Федерации, ФЗ «О статусе  военнослужащих», Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г., другими федеральными конституционными законами и федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, воинскими уставами, иными нормативными правовыми актами.

Статус военнослужащих - совокупность прав, свобод, гарантированных  государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных законодательством.

Объем и реальное содержание прав, свобод, обязанностей и ответственности военнослужащих зависят от многих факторов (обстоятельств), среди которых можно выделить два главных:

- во-первых, военнослужащие  обладают гражданством своего  государства и, следовательно,  им присущ общий правовой статус  личности, включающий в себя общие права и обязанности, принадлежащие всем гражданам конкретного государства.

- во-вторых, военнослужащие  выполняют обязанности в сфере  обороны и безопасности государства,  связанные с необходимостью решения  поставленных задач в любых  условиях, в том числе с риском для жизни, что обусловливает наличие специального (особого) правового статуса - общих, должностных и специальных прав и обязанностей военнослужащих, конкретизирующих и дополняющих общие права и обязанности личности. Последние не должны препятствовать исполнению военнослужащими обязанностей в сфере обороны и безопасности, т.е. они должны быть "совмещены" с интересами военного дела или иной области общественных отношений, в которой федеральным законодательством предусмотрено прохождение военной службы в целях реализации функций государства.

Вследствие особенностей своего административно-правового  статуса военнослужащие обладают специальными правами и обязанностями. Военнослужащие при нахождении на боевом дежурстве (боевой службе), в суточном и гарнизонном нарядах, а также в случаях привлечения для ликвидации последствий стихийных бедствий и в других чрезвычайных обстоятельствах выполняют специальные обязанности, устанавливаемые законодательством и общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, которые носят, как правило, временный характер. Так, военнослужащие, назначенные в состав караула и приступившие к исполнению обязанностей, несут их строго определенное время в соответствии с предназначением караула.

Для исполнения специальных обязанностей военнослужащие наделяются специальными правами, которые определяются законодательными актами и общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации. Например, в соответствии с УГ и КС ВС РФ часовой для исполнения своих специальных обязанностей наделяется правами: применять оружие в случаях, указанных в Уставе; предъявлять требования, определенные его службой, к неопределенному кругу лиц; подчиняться строго определенным лицам - начальнику караула, помощнику начальника караула и своему разводящему.

Согласно ст. 26 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие несут общие обязанности, связанные с выполнением служебного долга. К ним относятся, например: соблюдение верности Военной присяге, совершенствование воинского мастерства, соблюдение норм международного права, беспрекословное подчинение командирам (начальникам), обязанность выручать товарищей из опасности, соблюдение правил воинской вежливости и др.

Законодательство предусматривает  общие права военнослужащих. Например, права на хранение, ношение, применение и использование оружия в порядке, определяемом законодательством и общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации; на продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа службы, уровня квалификации и др.

Указанные обязанности и права  присущи всем военнослужащим независимо от ведомственной принадлежности и  занимаемой должности. Именно общие  права и обязанности военнослужащих составляют основное содержание специального правового статуса военнослужащих.

Конституционно-правовой статус человека и гражданина распространяется на военнослужащих с учетом возможностей его реализации в условиях Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, что влечет за собой некоторые ограничения в конституционных правах и свободах.

Итак, правовой статус военнослужащего  как специфического субъекта права  включает в себя совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности, юридически закрепленных Конституцией и законодательством Российской Федерации в целях исполнения данной категорией лиц военной службы в составе военной организации государства.

Военная служба связана с рядом  правоограничений и прямых запретов для военнослужащих,

В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Ограничения военнослужащих в отдельных  правах и свободах обусловлены непосредственным возложением на органы и организации, в которых предусмотрена военная  служба, в том числе и в условиях мирного времени, основного объема мероприятий по реализации конституционной обязанности по подготовке к вооруженной защите и защите Отечества, что, в свою очередь, обусловливает специфику исполнения военной службы. Военнослужащие исполняют военную службу в интересах всего общества, в том числе в целях защиты основ конституционного строя, прав и законных интересов других лиц, обороны страны и безопасности государства.

Указанные ограничения некоторых  основных прав и свобод устанавливаются  Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и другими законодательными актами Российской Федерации.

Проблема ограничения прав и  свобод военнослужащих заключается  в установлении законодателем в  соответствии с нормами и принципами Конституции Российской Федерации границ и пределов действия прав и свобод. По мнению ряда ученых, вводимые и применяемые органами государственной власти ограничения прав и свобод должны соответствовать принципам и концептуальным установкам международной практики и Конституции Российской Федерации. Анализ положений ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации позволяет сделать вывод об их соответствии международным правовым нормам о необходимых и допустимых в демократическом обществе ограничениях.

Во Всеобщей декларации прав человека (ст. 29) и Международных пактах о правах человека указаны следующие основания и условия возможных ограничений:

1)они могут вводиться только на основании закона. По Конституции Российской Федерации — на основании федерального закона;

2) они применяются исключительно  в целях соблюдения и уважения  прав и свобод других и постольку,  поскольку это совместимо с  природой указанных прав. По Конституции Российской Федерации — в целях защиты прав и законных интересов других лиц;

3) они вводятся в  интересах удовлетворения справедливых требований морали, обеспечения и охраны государственной безопасности, общественного благосостояния. По Конституции Российской Федерации — в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Таким образом, особенности  военной службы обусловливают ограничения  некоторых прав и свобод военнослужащих, гарантированных гражданам Конституцией Российской Федерации. Они распространяются на всех военнослужащих независимо от служебного положения, должны вводиться только законом и быть соразмерны охраняемому общественному интересу, основываться на принципе запрета чрезмерных ограничений прав и свобод военнослужащих.

 

 

III. Особенности реализации некоторых прав военнослужащих

3.1. Право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства

 

Право граждан на свободу  передвижения, выбор места пребывания и жительства закреплено в ст. 27 Конституции  РФ и относится к основным правам человека и гражданина Российской Федерации. Являясь неотчуждаемым благом, оно принадлежит каждому от рождения.

Нормативное содержание названного конституционного права  включает:

- свободу передвижения  каждого по территории Российской  Федерации;

- свободу выбора места  пребывания;

- свободу выбора места жительства.

Реализация названного права может сопровождаться введением  обоснованных ограничений в соответствии с основаниями и порядком, установленными ч. 3 ст. 55 и ст. 56 Конституции Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25 июня 1993 г. N 5242-1 право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации может быть ограничено:

в пограничной полосе;

в закрытых военных городках;

в закрытых административно - территориальных образованиях;

в зонах экологического бедствия;

на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности;

на территориях, где  введено чрезвычайное или военное положение.

Информация о работе Особенности административно-правового статуса военнослужащих