Особенности административно-правового статуса военнослужащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 11:47, научная работа

Описание работы

Конституция от 12 декабря 1993 потребовала изменения многих ранее принятых законов и подзаконных актов. Следует подчеркнуть, что в условиях развития демократии и строительства правового государства на первое место выдвигается не принцип государственного принуждения, а гарантия прав, свобод и интересов человека, обеспечение справедливости и гуманизма. Естественно, что это не обошло стороной Вооруженные Силы и спецслужбы нашего государства.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
I.Законодательная база регламентирующая статус военнослужащих 5
1.1. Законодательная база СССР 5
II. Административно-правовой статус 10
2.1.Административно-правовой статус 10
гражданина в Российской Федерации 10
2.2. Особенности административно-правового статуса военнослужащих 14
III. Особенности реализации некоторых прав военнослужащих 19
3.1.Право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства 19
3.2.Свобода слова и печати. Право на участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании 26
3.3.Право на отдых 28
Заключение 32
Список использованной литературы 33

Работа содержит 1 файл

Филиппов Н. С.doc

— 153.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

После распада СССР и в связи с переменами, произошедшими в нашем обществе, возникла необходимость принятия закона о статусе военнослужащих.

Конституция от 12 декабря 1993 потребовала изменения многих ранее принятых законов и подзаконных актов. Следует подчеркнуть, что в условиях развития демократии и строительства правового государства на первое место выдвигается не принцип государственного принуждения, а гарантия прав, свобод и интересов человека, обеспечение справедливости и гуманизма. Естественно, что это не обошло стороной  Вооруженные Силы и спецслужбы нашего государства.

Демократические процессы, происходящие в Российской Федерации, затронули все слои общества, включая  Вооруженные Силы. В условиях резкого  обострения общественных противоречий, когда развитие российского общества подчас приобретает непредсказуемый характер, роль правового регулирования строительства и использования Вооруженных Сил резко возрастает. При этом невозможно решать военные проблемы, не учитывая проблем экономических, правовых и гуманитарных.

На сегодняшний день в условиях спада  производства и нехватки бюджетных средств, военнослужащие представляют одну из категорий населения нашей страны, которой весьма необходимы поддержка государства и правовая защита.

Военная мощь государства  во многом зависит от разработанности, содержания и качества правовых норм. Регулирующая роль права способствует обеспечению сплоченности и единства действий военнослужащих, мобилизации их на совершенствование боевого мастерства, на безупречное несение военной службы, а также реализации их прав и законных интересов.

В данной работе мы постараемся  рассмотреть особенности административно-правового статуса военнослужащих, так как на сегодняшний день вопрос о статусе военнослужащих продолжает оставаться одним из актуальных и достаточно серьезных.

Цель данной работы – проанализировать особенности административно-правового статуса военнослужащих как специальных субъектов права.

Задачи данной работы:

-рассмотреть законодательную  базу СССР, регулирующую правовой  статус военнослужащих.

-определить административно-правовой статус граждан и его  отличительные черты у военнослужащих.

-рассмотреть особенности  реализации некоторых прав военнослужащих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Законодательная база регламентирующая статус военнослужащих

 1.1. Законодательная база СССР

 

За время своего существования СССР вел достаточно много войн, как на своей территории, так и на территории других государств. Для этих целей стране была нужна достаточно большая профессиональная армия. С целью привлечения в армию молодежи и квалифицированных кадров была развернута пропаганда военной службы и приняты ряд законов о правах и обязанностях  военнослужащих.

Например, принятая в 1977 г. Конституция СССР не делала для военнослужащих исключений и в области личных свобод граждан (неприкосновенность личности, неприкосновенность жилища, тайна переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений, свобода совести). Как и все граждане, военнослужащие, согласно Конституции 1977, пользовались правом на судебную защиту от посягательств на жизнь и здоровье, имущество и личную свободу, на честь и достоинство, имели право обращаться с жалобой на действия должностных лиц в государственные органы и общественные организации, право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных учреждений и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей.

В то же время принцип  политического и гражданского равноправия  военнослужащих предполагает их равную со всеми гражданами ответственность  за исполнение конституционных обязанностей, продиктованных высшими интересами нашего общества и соответствующих коренным интересам советских граждан. На военнослужащих в полной мере распространялось установленное ст. 59 Конституции СССР положение о том, что осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения гражданином своих обязанностей».

Военно-служебные права  и обязанности военнослужащих были установлены законом СССР о всеобщей воинской обязанности, военной присягой, воинскими уставами, наставлениями, руководствами, положениями и инструкциями, а также приказами соответствующих командиров и начальников. По характеру и условиям осуществления военно-служебные права и обязанности подразделялись на общие, должностные и специальные».

Но кроме всеобщих прав и прав, обусловленных спецификой военной службы, Советское государство предоставляло военнослужащим дополнительные права (льготы): «Военнослужащие Вооруженных Сил СССР наряду с правами, предоставленными всем советским гражданам, пользуются рядом дополнительных прав – специальными льготами (преимущественными), которые предоставляются им и их семьям в связи с характером и особенностями военной службы».

Льготы военнослужащим и их семьям относились к различным  областям производственной, социальной и культурной жизни. Одни из них предоставлялись при прохождении действительной военной службы,   другие – при увольнении в запас или отставку. Особую группу образовали льготы инвалидам войны и военной службы и семьям погибших воинов.

Действовавшие в то время  льготы военнослужащим и их семьям были установлены Кодексом о льготах для военнослужащих и военнообязанных РККА и их семей 1930 г., Законом СССР о всеобщей воинской обязанности и другими правовыми актами.

В области образования  действовал приказ Министра обороны СССР от 8 января 1976 года № 4, которым было введено в действие “Положение об обучении офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы в вечерних и заочных высших и средних специальных гражданских учебных заведениях”.

Среднее военное и  специальное образование в Вооруженных Силах осуществлялось через систему средних военно-учебных заведений. “Положение о средних военных училищах Вооруженных Сил СССР” было введено в действие приказом Министра обороны СССР от 8 мая 1962 года № 120.

В целях обеспечения  возможности получения военнослужащими среднего военно-специального образования без отрыва от службы существовало “Положение об экстернате при военных училищах министерства обороны СССР” (приказ Министра обороны № 218 от 25 сентября 1974 года).

Вопрос снабжения вещевым  имуществом был прописан в “Положении о вещевом снабжении советской армии и военно-морского флота на мирное время” (приказ Министра обороны СССР № 60 от 12 марта 1971 года).

Один из самых актуальных вопросов, который стоял в нашем  обществе во все времена – квартирный. Министерство обороны СССР не обошло его стороной. В Законе СССР «О всеобщей воинской обязанности» этому вопросу посвящены статьи 70-72: «Статья 70. За военнослужащими действительной срочной военной служб сохраняется жилая площадь, и они не могут быть исключены из списков очередности на получение жилой площади.

22 апреля 1965 года приказом  Министра обороны СССР № 100 было введено “Положение о  квартирно-эксплуатационной службе  и квартирном довольствии советской  армии и военно-морского флота”. Кроме того,  действовал “Кодекс о льготах для военнослужащих и военнообязанных РККА и членов их семей”, утвержденный постановлением ЦИК и СНК СССР от 23 апреля 1930 года, и циркуляр Всесоюзного совета коммунального хозяйства при ЦИК СССР от 8 апреля 1936 года о порядке применения постановления ЦИК и СНК Союза ССР от 17 апреля 1936 года “О ставках квартирной платы для военнослужащих кадрового командного и начальствующего состава, кадрового младшего командного и начальствующего состава сверхсрочной службы и кадрового рядового состава сверхсрочной службы РККА, пограничной и внутренней охраны НКВД СССР”.

Как видно вопрос квартирного  обеспечения регламентировался  довольно большим количеством нормативно-правовых актов, но этот перечень далеко не полон. Существовал еще ряд постановлений СМ СССР так или иначе затрагивающих этот вопрос (“О расширении льгот инвалидам отечественной войны и членам семей военнослужащих, погибших в великую отечественную войну”, “О размерах земельных участков и денежных ссуд, предоставляемых генералам, адмиралам и старшим офицерам для индивидуального строительства жилых домов” и т. д.).

В вопросе медицинского обеспечения военнослужащих и членов их семей советское государство  также установило ряд льгот. Существовали различные ведомственные инструкции и приказы, регламентирующие вопрос медицинского обеспечения. Примером может служить введенная в действие приказом Военного Министра СССР от 10 марта 1952 года № 20 “Инструкция о порядке отбора и направления военнослужащих, членов их семей, пенсионеров и вольнонаемного состава в санатории и дома отдыха военного министерства СССР”, определяющая кто из членов семей военнослужащих имел право на санаторное лечение, стоимость санаторных билетов (путевок) и порядок их оплаты.

Вопрос пенсии военнослужащих, регламентировался Законом СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях», постановлением СМ СССР от 2 января 1957 года № 1 «О пенсиях офицерам и военнослужащим сверхсрочной службы и их семьям», «Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий», утвержденным постановлением СМ СССР от 3 августа 1972 года № 590, постановлением СНК СССР от 5 июня 1941 года № 1474 «О пенсиях и пособиях лицам высшего, старшего и среднего начальствующего состава, лицам младшего начальствующего состава сверхсрочной службы, специалистам рядового состава сверхсрочной службы и их семьям» и др.

Военнослужащие имели  также ряд льгот по перевозкам. Закон СССР «О всеобщей воинской обязанности»: «Статья 68. Перевозка и обеспечение  питанием в пути следования лиц, призванных на действительную военную службу и на сборы, а также уволенных их рядов Вооруженных Сил СССР по окончании действительной военной службы и сборов к месту жительства, производятся за счет государства.

Для военнослужащих, участников боевых действий в Республике Афганистан, были установлены льготы Постановлением Совета Министров СССР от 9 августа 1988 года № 989 «О дополнительных мерах по улучшению материально-бытовых условий лиц, выполнявших интернациональный долг в Республике Афганистан, и их семей».

Таким образом, на период существования СССР, правовая база по этому вопросу была достаточно полной и охватывала практически все аспекты жизни военнослужащих. Но не имелось такого закона, в котором бы были собраны все положения о статусе военнослужащих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Административно-правовой статус в Российской Федерации

2.1. Административно-правовой статус гражданина

 

Гражданин как субъект  административного права - это участник общественных отношений, выступающий  в качестве носителя содержащихся в  нормативных актах конкретных прав и обязанностей, которыми он наделен для реализации своих жизненных потребностей, участия в управлении делами общества и государства.

Права и обязанности  гражданина образуют в своей совокупности его правовой статус. Административно-правовой статус гражданина - сложное юридическое образование. Он включает в себя четыре разновеликих составных элемента.

Первая, самая важная часть прав и обязанностей представляет собой правовой статус личности, человека как субъекта административного права. В российском государстве правовое регулирование положения личности, человека должно занимать центральное, приоритетное место, поскольку выражает идею о том, что право и государство, его органы и должностные лица призваны служить обществу, каждой личности, каждому человеку. Именно эта мысль выражена в ст. 2 Конституции РФ: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства".

Подобный характер взаимоотношений личности и государства является общепризнанным для большинства государств мира, что нашло закрепление в важнейших актах международного права, принятых ООН, организациями Европейского союза, Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Эти, как их называют, естественные, неотъемлемые права и свободы нашли отражение во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г., и в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, утвержденной Советом Европы в 1950 г. и некоторых других актах.

  Российское государство,  следуя по пути признания общедемократических  начал развития общества и  международных актов в этой  области, приняло в 1991 г. Декларацию  прав и свобод человека и  гражданина  положения которой  впоследствии нашли отражение в Конституции 1993 г.

Согласно Конституции  РФ и основанному на ней законодательству личность, человек, независимо от его  служебного, общественного или имущественного положения, национальности, вероисповедания  и т.д., является в России субъектом всех отраслей права, для чего основы правового статуса личности закреплены в Конституции РФ. При этом они пропитаны нормами конституционного, международного, гражданского, финансового и других отраслей права, отражающих взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива. Важное место в данном статусе человека занимают и нормы административного права.

Среди основных прав и  свобод, составляющих правовой статус личности и находящихся в той  или иной мере в сфере административно-правового регулирования, можно назвать, например, право на жизнь (ч. 1 ст. 20), право на свободу и личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22), право на неприкосновенность жилища (ст. 25), право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23), право на свободное передвижение, выбор места пребывания и места жительства, свободного выезда за пределы Российской Федерации и беспрепятственного возвращения в Российскую Федерацию (ст. 27).

Информация о работе Особенности административно-правового статуса военнослужащих