Особенности административно-правового статуса военнослужащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 11:47, научная работа

Описание работы

Конституция от 12 декабря 1993 потребовала изменения многих ранее принятых законов и подзаконных актов. Следует подчеркнуть, что в условиях развития демократии и строительства правового государства на первое место выдвигается не принцип государственного принуждения, а гарантия прав, свобод и интересов человека, обеспечение справедливости и гуманизма. Естественно, что это не обошло стороной Вооруженные Силы и спецслужбы нашего государства.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
I.Законодательная база регламентирующая статус военнослужащих 5
1.1. Законодательная база СССР 5
II. Административно-правовой статус 10
2.1.Административно-правовой статус 10
гражданина в Российской Федерации 10
2.2. Особенности административно-правового статуса военнослужащих 14
III. Особенности реализации некоторых прав военнослужащих 19
3.1.Право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства 19
3.2.Свобода слова и печати. Право на участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании 26
3.3.Право на отдых 28
Заключение 32
Список использованной литературы 33

Работа содержит 1 файл

Филиппов Н. С.doc

— 153.50 Кб (Скачать)

На военнослужащих указанные  ограничения могут распространяться наравне с другими гражданами РФ с учетом особенностей, связанных  с прохождением ими военной службы.

К особенностям можно  отнести то обстоятельство, что воинские части, корабли, штабы, управления, учреждения, предприятия, организации, военные образовательные учреждения профессионального образования, в которых военнослужащие проходят военную службу, дислоцируются на территории РФ и за ее пределами исходя из их функционального предназначения в соответствии с задачами обороны и социально - экономическими условиями мест дислокации. В соответствии с этим военнослужащие могут находиться в местах дислокации воинских частей или в месте исполнения служебных обязанностей, проживать в данных местностях и соответственно пользоваться государственным "иммунитетом" к каким-либо ограничениям, если они введены в месте прохождения ими военной службы. Кроме этого, как правило, в соответствии с поставленными задачами военнослужащие могут направляться для прохождения службы в районы, где установлены такие ограничения. Передислокация воинских частей и подразделений в пределах территорий, переданных в пользование Министерству обороны Российской Федерации, осуществляется по решению Министра обороны Российской Федерации, а от соединения и выше - по решению Президента Российской Федерации (п. 12 ст. 4, ст. 16 Федерального закона "Об обороне" от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ). В связи с этим реализация вышеназванных "общегражданских" ограничений в отношении военнослужащих в месте прохождения ими военной службы может осуществиться лишь при условии, если в соответствии с приказами должностных лиц в пределах их компетенции происходят передислокация воинских частей, эвакуация военнослужащих, другие мероприятия, в результате которых место службы (место исполнения обязанностей) военнослужащих изменяется.

Свобода передвижения предполагает право лица по своему усмотрению свободно перемещаться на местности, находиться в определенном месте, менять свое местонахождение. В процессе исполнения общих, должностных и специальных обязанностей военнослужащие могут передвигаться в целях решения поставленных задач и служебной необходимости. Степень свободы на передвижение ограничивается характером исполнения должностных обязанностей, должностным положением военнослужащего, требованиями общевоинских уставов, приказами командиров (начальников) различных степеней. Исходя из пространственно - временного характера права на свободу передвижения по своему усмотрению военнослужащие данное право могут реализовывать только во внеслужебное время и когда они не выполняют служебные обязанности. Следовательно, право свободно передвигаться неразрывно связано с правом распоряжаться своим временем, свободным от исполнения служебных обязанностей: при нахождении в отпусках, в выходные, праздничные дни и т.д.

В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона "О статусе  военнослужащих" право на свободу  передвижения реализуется военнослужащими  с учетом необходимости поддержания  ими боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия к месту военной службы.

Правила передвижения военнослужащих в расположении воинской части, их выезда за пределы гарнизона, на территории которого они проходят военную службу, определяются общевоинскими уставами.

Например, в соответствии со ст. 243 Устава внутренней службы военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, вправе свободно передвигаться в  расположении воинских частей и в  пределах гарнизонов, в которые они  уволены из расположения воинских частей. Указанным военнослужащим выезд за пределы гарнизонов (за исключением случаев убытия в отпуск или командировку) запрещен. Одновременное увольнение военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, производится в количестве не более 30% личного состава подразделения.

Ограничения на свободу  передвижения вызваны необходимостью обеспечить своевременное оповещение военнослужащих и прибытие их в место  расположения в случаях подъема  воинской части по боевой либо учебной  тревоге, вызова командиром части для выполнения срочных мероприятий, связанных с боевой и мобилизационной готовностью.

Специфика военной службы не предусматривает каких-либо ограничений  свободы передвижения военнослужащих по территории Российской Федерации  и выбора места пребывания при  нахождении их в отпусках.

Свобода передвижения военнослужащих может осуществляться посредством  реализации права на выезд за пределы  Российской Федерации. Порядок выезда из Российской Федерации и въезда на ее территорию регламентирован Федеральным  законом "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ, ст. 1 которого определено, что выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию (включая транзитный проезд через ее территорию) регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Для военнослужащих действует  установленный Федеральным законом  от 15 августа 1996 г. разрешительный порядок  выезда за пределы РФ. Ст. 19 этого Закона определено, что военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за исключением лиц, проходящих военную службу по призыву, выезжают из Российской Федерации при наличии разрешения командования, оформленного в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Временный отказ в  разрешении выезда военнослужащим должен соответствовать основаниям отказа, изложенным в ст. 15 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", где определено, что право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено в случаях, если он:

1) при допуске к  сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственной тайне", заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из Российской Федерации, при условии, что срок ограничения не может превышать пять лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями, - до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом) или в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Право военнослужащих на выбор места жительства как таковое  не определено в ст. 6 Федерального закона "О статусе военнослужащих". В п. 3 данной статьи определяется их право на выбор места жительства лишь при увольнении. Однако указанное не означает, что военнослужащие в период прохождения военной службы по контракту не обладают данным правом, так как согласно ст. 27 Конституции РФ, такое право предоставлено каждому, кто законно находится на ее территории.

Данный вопрос необходимо рассматривать не с позиции прямых ограничений, а с позиции возможности реализации вышеназванного права в условиях прохождения военной службы, необходимости поддержания боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия к месту военной службы, что согласуется с конституционными основаниями ограничения данного права в интересах обеспечения обороноспособности страны (п. 3 ст. 55 Конституции РФ).

Например, в соответствии с требованиями ст. 159 Устава внутренней службы военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, кроме матросов и старшин, находящихся на кораблях, размещаются в казармах. Казармы, находящиеся в пункте постоянной дислокации подразделений, являются местом жительства военнослужащих на время их военной службы по призыву. Изменение места расположения подразделений, а также изменение места жительства военнослужащего зависит от служебной необходимости, которая определяется командирами (начальниками) соответствующей компетенции. Данные военнослужащие на время прохождения военной службы ограничены в праве на выбор места жительства.

Исходя из вышеизложенного, право военнослужащего на выбор  места жительства в период прохождения  военной службы ограничено данными  пределами и может быть реализовано  лишь по месту прохождения службы. Реализация данного права может осуществляться посредством использования военнослужащими различных правомочий: собственника - путем купли - продажи жилого помещения; нанимателя - путем выбора обмениваемого жилого помещения; не обеспеченного жильем - при наличии предложения, путем выбора жилого помещения, предоставляемого на условиях найма, поднайма, аренды, приобретения жилья в собственность за счет субсидии и т.д.

Кроме того, военнослужащие вправе по своему желанию и при  наличии оснований, предусмотренных Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237, в установленном порядке изменить место военной службы, в том числе посредством перевода в другую местность (п. 2 ст. 6 Федерального закона "О статусе военнослужащих"). Перевод в другую местность сопряжен с переменой места жительства военнослужащего. Обоснованный отказ в переводе со стороны командования нельзя расценивать как отказ в реализации права военнослужащего на выбор места жительства. В данном случае право на выбор места жительства производно от права на перевод в другую местность.

В ст. 15 Положения о  порядке прохождения военной  службы определены основания перевода военнослужащих к новому месту военной  службы. Из них следует выделить основания перевода, которые зависят от желания самих военнослужащих. Военнослужащие могут инициировать перевод:

- в порядке продвижения  по службе;

- по состоянию здоровья  в соответствии с заключением  военно - врачебной комиссии;

- по семейным обстоятельствам по личной просьбе;

- по личной просьбе;

- в связи с организационно - штатными мероприятиями (при  согласии с назначением на  высшую или низшую должность);

- в связи с зачислением  в военно - учебное заведение,  адъюнктуру, военную докторантуру;

- в связи с плановой  заменой.

По основаниям, определенным в ст. 15 Положения, военнослужащие могут  быть переведены в другую местность  без их согласия, на этих же условиях изменяется и их место жительства. Перевод осуществляется:

- по служебной необходимости;

- в связи с организационно - штатными мероприятиями (при  назначении на равную должность);

- в связи с отчислением  из военно - учебного заведения,  адъюнктуры, военной докторантуры;

- если с учетом характера  совершенного преступления военнослужащий, которому назначено наказание в виде ограничения по военной службе, не может быть оставлен в должности, связанной с руководством подчиненными.

При переводе военнослужащих в другую местность их право на выбор места жительства в пределах места военной службы ничем не ограничено и зависит от реальных возможностей реализации права на жилье в данной местности, предусмотренных ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

Принимая во внимание изложенное, можно прийти к выводу, что в период прохождения военной службы военнослужащие ограничены в свободе передвижения и выборе места жительства. Место жительства военнослужащего зависит от места его службы и может измениться при изменении служебного положения. Изменение места службы а, следовательно, и жительства может быть произведено вопреки желанию военнослужащего, так как согласно заключенному контракту военнослужащие обязуются проходить военную службу в Вооруженных Силах РФ, место прохождения военной службы при его заключении не оговаривается. Ограничения не выражены в форме прямых запретов, а вытекают из существа военной службы и соответствуют федеральному законодательству, регламентирующему прохождение военной службы и статус военнослужащих. В полном объеме право на свободу выбора места жительства может реализоваться военнослужащим лишь при увольнении с военной службы.

 

3.2. Свобода слова и печати. Право на участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании

 

Согласно ст. 29 Конституции  РФ «Каждому гарантируется свобода  мысли и слова», ст. 31 «Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование».

Федеральный закон «О статусе военнослужащих», ограничивая  свободу слова военнослужащих, запрещает  им обсуждать и критиковать приказы командиров и начальников (п. 1 ст. 7), отказываться от исполнения своих служебных обязанностей по мотивам отношения к религии и использовать свои служебные полномочия для пропаганды того или иного отношения к религии (п. 2 ст. 8).

Средства массовой информации всегда являются публичным выражением мысли. По силе своего воздействия на общество они называются «пятой властью» и, следовательно, в определенных сферах государственной деятельности могут быть подвергнуты определенным ограничениям. Ограничение военнослужащих в свободе слова может быть осуществлено двумя способами: во-первых, установлением запрета военнослужащим печатать свои произведения и, во-вторых, установлением предварительной военной цензуры.

Законодательством Российской Федерации установлены два ограничения при реализации военнослужащими права на свободу слова. Во-первых, они не должны разглашать государственную тайну. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, если эти сведения стали достоянием других лиц, влечет уголовную ответственность (ст. 283 УК РФ).

Во-вторых, реализуя право  на свободу слова, военнослужащие не вправе обсуждать и критиковать  приказы командира. Указанная норма  направлена на последовательное соблюдение принципа единоначалия — основы воинской дисциплины. В контексте вышеназванного Закона указанное ограничение касается обсуждения и критики приказов, как прямого командира (начальника) военнослужащего, так и иных воинских должностных лиц.

Военнослужащие Российской Федерации вправе в свободное  от исполнения обязанностей военной  службы время мирно, без оружия участвовать  в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, проводимых вне территории воинской части. Следовательно, закон не содержит какое-либо ограничение военнослужащих на их участие в публичных мероприятиях в зависимости от их целей, в частности политических, то есть мероприятиях, организуемых как в поддержку политических сил, находящихся у власти, так и в связи с реализацией иными политическими силами установок по поводу власти.

Информация о работе Особенности административно-правового статуса военнослужащих