Особенности административно-правового статуса военнослужащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 11:47, научная работа

Описание работы

Конституция от 12 декабря 1993 потребовала изменения многих ранее принятых законов и подзаконных актов. Следует подчеркнуть, что в условиях развития демократии и строительства правового государства на первое место выдвигается не принцип государственного принуждения, а гарантия прав, свобод и интересов человека, обеспечение справедливости и гуманизма. Естественно, что это не обошло стороной Вооруженные Силы и спецслужбы нашего государства.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
I.Законодательная база регламентирующая статус военнослужащих 5
1.1. Законодательная база СССР 5
II. Административно-правовой статус 10
2.1.Административно-правовой статус 10
гражданина в Российской Федерации 10
2.2. Особенности административно-правового статуса военнослужащих 14
III. Особенности реализации некоторых прав военнослужащих 19
3.1.Право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства 19
3.2.Свобода слова и печати. Право на участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании 26
3.3.Право на отдых 28
Заключение 32
Список использованной литературы 33

Работа содержит 1 файл

Филиппов Н. С.doc

— 153.50 Кб (Скачать)

Федеральный закон «О статусе военнослужащих» устанавливает  некоторые запреты в связи  с особым характером военной службы, например, запрет на участие в забастовках. Участие военнослужащих в забастовках, а равно иное прекращение исполнения обязанностей военной службы как средство урегулирования вопросов, связанных с прохождением военной службы, запрещаются (п. 3 ст. 7). Запрет на участие военнослужащих в забастовках проистекает из сущности военной службы как федеральной государственной службы особого вида.

 Таким образом,  законодатель подчеркнул непрерывность  состояния на военной службе  в пределах сроков, установленных  указанным Законом, а также  неприемлемость использования данной формы защиты своих прав при исполнении военной службы. Данный запрет не противоречит нормам международного права и соответствует сложившейся в зарубежных государствах с развитой системой демократии практике ограничения прав военнослужащих на участие в забастовках.

3.3. Право на отдых

 

Статья 37 Конституции  Российской Федерации гарантирует  каждому право на отдых. Однако необходимо учитывать то обстоятельство, что  реализация данного права в отношении  военнослужащих приобретает специфические  черты в связи с выполнением конституционного долга и обязанности гражданина Российской Федерации защищать Отечество.

Вопрос реализации и  обеспечения права военнослужащих на отдых достаточно емкий и охватывает различные аспекты жизни и  быта военнослужащих, имеет медицинский и правовой аспекты, поскольку непосредственным образом затрагивает интересы самих военнослужащих (влияет на здоровье и жизнь, семейные отношения и т.д.) и органов военного управления.

Целью отдыха военнослужащих является охрана и укрепление их здоровья, создание условий службы для ограничения воздействия опасных факторов военной службы в связи со специфичностью деятельности Вооруженных Сил - эксплуатацией сложной боевой техники и вооружения, работой с взрывчатыми веществами и иными источниками повышенной опасности, способными при нарушении правил обращения и эксплуатации причинить вред военнослужащему, а также значительный ущерб окружающей среде в виде катастроф с человеческими жертвами и материальными потерями.

Отдых для военнослужащего - необходимое средство сохранения жизни и здоровья в интересах военной службы. Правовая сущность отдыха военнослужащих до последнего времени остается недостаточно исследованной.

При анализе законодательства можно выделить следующие составные  части права военнослужащих на отдых:

- перерыв в течение  служебного времени для отдыха  и питания (обеденный перерыв);

- ежедневный отдых;

- еженедельный отдых;

- отдых в праздничные  дни;

- основной отпуск и  в случаях, предусмотренных законодательством,  дополнительный отпуск;

- дополнительные сутки отдыха за неиспользованное время отдыха в связи с исполнением обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени;

- дополнительные сутки  отдыха за неиспользованное время  отдыха в связи с исполнением обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни;

- дополнительные сутки  отдыха за неиспользованное время  отдыха в связи с привлечением  к мероприятиям, проводимым без  ограничения общей продолжительности  еженедельного служебного времени;

- дополнительные сутки  отдыха военнослужащим, привлеченным  к мероприятиям, проводимым без  ограничения общей продолжительности  еженедельного служебного времени,  перечень которых определен приказом  министра обороны Российской  Федерации от 10 ноября 1998 г. N 492.

Распределение времени  военнослужащих должно осуществляться таким образом, чтобы обеспечивалась их постоянная боевая готовность и  создавались условия для проведения организованной боевой учебы, поддержания  порядка, воинской дисциплины и воспитания, повышения их культурного уровня, всестороннего бытового обслуживания, своевременного отдыха и приема пищи. Общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не должна превышать продолжительности рабочего времени, установленной законодательством РФ о труде. В соответствии со ст. 91 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

Распределение времени  в воинской части в течение суток, а по некоторым положениям и в течение недели осуществляется распорядком дня и регламентом служебного времени. Распорядок дня воинской части определяет по времени выполнение основных мероприятий повседневной деятельности, учебы и быта личного состава подразделений и штаба воинской части. Регламент служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в дополнение к распорядку дня устанавливает сроки и продолжительность выполнения этими военнослужащими основных мероприятий, вытекающих из обязанностей военной службы.

Привлечение военнослужащих к исполнению обязанностей военной  службы сверх установленной продолжительности  еженедельного служебного времени, в силу прямого указания законодателя, допускается лишь в строго определенных случаях, связанных с боевым дежурством (боевой службой), учениями, походами кораблей. Перечень указанных мероприятий определяется министром обороны РФ.

При привлечении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени и невозможности компенсировать его отдыхом в другие дни недели такое время суммируется и предоставляется военнослужащим в виде дополнительных суток отдыха, которые могут быть присоединены по желанию указанных военнослужащих к основному отпуску. Учет времени привлечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени и отдельно учет привлечения указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни (в часах), а также учет (в сутках) предоставленных им дополнительных суток отдыха и предоставленного им времени отдыха (в часах) ведется командиром подразделения в журнале. Форма и порядок ведения журнала устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба. Правильность записей в журнале еженедельно подтверждается подписью военнослужащего.

Когда суммарное сверхурочное время (суммарное время исполнения должностных и специальных обязанностей в выходные или праздничные дни  с учетом времени, необходимого военнослужащему  для прибытия к месту службы от места жительства и обратно) достигает величины ежедневного времени, установленного регламентом служебного времени для исполнения должностных обязанностей, военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, по его желанию предоставляются в другие дни недели дополнительные сутки отдыха или они присоединяются к основному отпуску. Дополнительные сутки отдыха в количестве не более 30, присоединяемые к отпуску, в продолжительность основного отпуска не входят.

Таким образом, право  военнослужащих на отдых реализуется в полном объеме, но имеет свои специфические черты в связи с их особым правовым статусом. Так, например, военнослужащие могут быть привлечены к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, но только лишь в строго определенных случаях, связанных с боевым дежурством (боевой службой), учениями, походами кораблей.

 

Заключение

 

По результатам проведенного исследования  можно сделать следующие выводы:

1) Правовая база СССР по вопросу о статусе военнослужащих была достаточно полной и охватывала практически все аспекты жизни военнослужащих. Но не имелось такого закона, в котором бы были собраны все положения о статусе военнослужащих.

2) административно-правовой статус гражданина-это совокупность следующих элементов:

-правовой статус личности, человека как субъекта административного права;

-статус гражданина Российской Федерации, вытекающий из факта гражданства;

-социальный элемент;

-особый статус, включающий в себя права и обязанности, которые граждане приобретают по своему желанию, личному интересу для удовлетворения своих индивидуальных потребностей.

2) Особенности военной службы обусловливают ограничения некоторых прав и свобод военнослужащих, гарантированных гражданам Конституцией Российской Федерации. Они распространяются на всех военнослужащих независимо от служебного положения, должны вводиться только законом и быть соразмерны охраняемому общественному интересу, основываться на принципе запрета чрезмерных ограничений прав и свобод военнослужащих.

3) Права военнослужащих ограничены федеральными законами только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

4) Военнослужащие в силу своего особого правового статуса имеют определенные гарантии, и компенсации в некоторых правах (например, в жилищных).

 

Список использованной литературы

 

Нормативно-правовые акты:

1)Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года

2)Федеральный закон РФ № 76-ФЗ от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих»

3)Федеральный закон РФ № 53-ФЗ 28 марта 1998 года “О воинской обязанности и военной службе”.

Книги и монографии:

6)Дубровин В. Н., Мигачев Ю. И. «Военная служба в Российской Федерации», Москва 2000 год.

7)Попов Л. В. Административное право/учебник-М.: Юристъ, 2005 г.

8)Корякин В. М. Введение  в теорию военного права/монография.

 

 

 




Информация о работе Особенности административно-правового статуса военнослужащих