Ценностные ориентации современной молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 19:55, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ ценностных ориентаций студенческой молодёжной группы.
Задачи:
Определить молодежь как отдельную социально-психологическую группу;
Определить понятие ценностей и ценностных ориентаций;
Рассмотреть в сравнительном анализе основные ценностные ориентации студенческой молодежи в советский и постсоветский периоды (до 2009 года);
Проследить динамику развития ценностных установок студентов на протяжении с 1999 по 2009 гг.
Сделать вывод об изменениях в ценностно-ориентированном облике студенчества как отдельной социокультурной группе молодежи.

Содержание

Введение 3
Молодежь как социально-психологическая группа 5
Понятие ценностей молодого поколения 9
Сравнительный анализ ценностных ориентаций и установок студентов (Советский период и настоящее время) 12
Советский период 12
Настоящее время (1999-2009гг) 15
Заключение 19
Библиографический список 21

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 115.00 Кб (Скачать)

       Настораживает тот факт, что прожективная ориентация на интересную работу в будущем, поиск  дела по душе – у половины студентов  не связан с получаемой специальностью, профессией.

       На  средний уровень ценностной шкалы  попадают ценности личностной автономности, свободы. Стремление к независимости сопровождается тревогой за личную безопасность, безопасность своих близких. На этом же уровне – стремление к благополучной интимной жизни.

       К наиболее острым социальным проблемам  студенты относят материальные проблемы, связанные с низкими заработными платами, значительным удорожанием коммунальных услуг и медицинского обслуживания. Студенчество является одной из самых незащищенных социальных групп общества. В ряду доминирующих проблем отмечена растущая наркомания, алкоголизм, насилие в молодежной среде.

       Социокультурный автопортрет современного студента отличается противоречивостью. Данные, полученные за 2009 год, только подтвердили этот вывод. С одной стороны довольно высок рейтинг деловых качеств, с другой – значительно ниже оценки нравственно-коммуникативных характеристик. Каждый четвертый отмечает бездуховность и отсутствие идеалов, каждый третий – грубость, хамство, агрессивность ( за 10 лет этот показатель вырос вдвое). Каждый пятый студент отмечает зависть и недоброжелательность, каждый шестой – равнодушие, безволие, отсутствие интереса к жизни. В то же время позитивные нравственные характеристики отмечаются значительно реже – особенно это относится к таким качествам, как порядочность, честность, добросовестность.[2]

 

        Заключение

       Основываясь на анализе ценностных ориентаций студенческой молодёжной группы, в курсовой работе была рассмотрена теоретическая база, определено понятие молодежи как отдельной социально-психологической группы общества, имеющей свои, характерные только ей, отличительные черты. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации.

       Молодость характеризуется как период формирования устойчивой системы ценностей, становления самосознания и формирования социального статуса личности. Система ценностей молодого человека является «фундаментом» его отношения к миру.

       Изучение  ценностных ориентаций, факторов, оказывающих  влияние на их формирование, возможных  последствий преобладания тех или  иных ценностных систем относится к числу важнейших направлений социологических исследований. Социальные изменения последних двадцати лет, вызвавшие качественные сдвиги в сфере ценностных ориентаций россиян, не обошли молодежь, в том числе наиболее восприимчивую к социальным переменам и интеллектуально динамичную ее часть – студенчество.

       Сравнительный анализ ценностно-ориентированного облика студенчества во времени (советский  период – наши дни) дал следующие  результаты:

       Формирование  ценностных ориентаций у советской молодежи претерпевали соответствующие  изменения в связи в резкими поворотами в политической жизни, сменой политического режима. В наши дни становление единого политического пространства положительно влияет на рост ценностных ориентаций молодежи, однако мы так же наблюдаем практическую неизменность ценностных приоритетов, сложившихся в постперестроечный период.

       Заметен так же большой скачек в отношении  молодежи к политике. Если в советский  период более 40 % молодежи интересовались политикой, то современные молодые люди в основном аполитичны и не интересуются политическими процессами внутри страны.

       Качества  человека социалистического общества – политическая активность, коллективизм, идейная убежденность, стремление к  образованию и увлеченность трудом. Однако для молодежи нашего времени довольно высок рейтинг деловых качеств (в том числе стремление к получению образования и интересной профессии) и низкие оценки нравственно-коммуникативных характеристик (бездуховность и отсутствие идеалов, грубость, хамство, агрессивность), позитивные нравственные характеристики отмечаются значительно реже (порядочность, честность, добросовестность).

       Подобное  разногласие в ценностях молодежи может быть обусловлено резкой сменой политического режима в стране, что, соответственно, сделало отпечаток на формирование новых ценностей из-за изменения внешней общественной и политической среды жизни.

       Кроме этого, следует отметить растущее потребительское  отношение к жизни среди молодых  людей. Именно этот фактор, на мой взгляд, влияет на формирование духовных, культурных и нравственных ценностях у современных молодых людей. Некоторый уровень деградации в этих сферах, однако, коррелирует с растущей предпринимательской и экономической активностью среди молодежи. Сложное материальное положение многих студентов и отсутствие мер социальной защиты этой социальной группы предопределяют устойчивость в материальных ценностях.

       В целом, облик студенчества в данной работе был подан с точки зрения 5 основных систем ценностей – семья, здоровье, коммуникативные и материальные ценности, ценности образования.

 

        Библиографический список

    1. С.Н. Иконникова, В.Т. Лисовский, "Молодежь о себе и  своих сверстниках", /Социологическое  исследование/. - Лениздат, 1969. - 133 с.
    2. Студент – 2009. Материалы пятого этапа социологического мониторинга (январь – апрель 2009 года). Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2009. 162 с.
    3. . Молодёжь новой России: Какая она? Чем живёт? К чему стремится? /Аналитический доклад Российского независимого института социальных и национальных проблем по заказу московского представительства Фонда им. Ф.Эберта http://referat.kulichki.net/000/07/more2.html
    4. В.Ф. Цымлов «Ценностные ориентации молодежи в советской и постсоветской культуре», статья, 7 с.
    5. Краткий словарь по социологии /Под ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. - М.: Политиздат, 1988. - С. 443; Тадевосян Э.В. Словарь-справочник по социологии и политологии. - М.: Знание, 1996. – 248 c.

Информация о работе Ценностные ориентации современной молодежи