Формирование и развитие социального знания: от античности до начала 19 в.

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 00:13, реферат

Описание работы

Периоды: древность, средневековье, новое время, современность.
Древность: Конфуций,
Платон (идеальное общество(государство) базируется на социальной справедливости. справедливость – иерархическая организация общества (рабы не граждане), каждый гражданин должен работать на общее благо, ликвидация частной собственности),
Аристотель (общество – союз людей объединенных общими целями, основа общества – союз людей, объединенных общими целями).
Средневековье: Август Блаженный (общество – искаженное зеркальное отражение Града Божьего, поэтому общество – град земной),
Фома Аквинский (общество – естественное образование, государство – имущественное образование, человек – социальное существо).
Новое время: Возрождение (Томас Мор («Утопия» - идеальное общество, которое учитывает интересы гражданина),
XV-XVI (Кампанелла (общество учитывает интересы человека),
XVII (Гобсс (государство – результат договоренности граждан), Джон Локк.
Эпоха Просвещения XVIII (Монтескье (разграничение понятий «общество» и «государство» с помощью введения понятия «гражданское общество» - наличие таких отношений граждан, которые непосредственно не вмешиваются в власть (неполитические отношения граждан).

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 67.77 Кб (Скачать)

«В отличие от подобных допущений homo socius социологией рассматривается как родовой и многогранный homo, одновременно и нераздельно экономический, политический, религиозный, этический, художественный, частью рациональный и утилитарный, частью нерациональный и даже иррациональный и при всем при этом отличающийся непрестанным взаимодействием всех этих аспектов. Соответственно каждый класс социокультурных явлений рассматривается социологией как связанный со всеми остальными классами (правда, с различной степенью взаимозависимости), которые находятся под влиянием всего остального социокультурного пространства и, в свою очередь, влияющими на него. В этом смысле социология изучает человека и социокультурное пространство такими, какие они есть на самом деле, во всем их разнообразии, как подлинные сущности, в отличие от других наук, которые в целях аналитики рассматривают явления, искусственно выделяя их и полностью изолируя от остальных.»

 

  1. Социология и история. М.Вебер, П.Сорокин о соотношении социологии и истории.

Соотношение социологии и истории

Сходство: опора на факты

Различия:

А) факты в социологии и истории рассматриваются по-разному: в социологии факты отбираются по признаку типичности, а в истории  важны любые факты, чем их больше, тем лучше

Б) социология и история  решают разные задачи. Социология –  выявляет закономерности, поэтому она  относится к номотетическим наукам («номос» - закон), а история направлена на выявление неповторимого, уникального, поэтому она относится к идиографическим  наукам («идиос» - единолично).

В) методы социологии – генерализирующие (обобщающие), а методы истории –  индивидуализирующие (конкретизация).

Вебер

«социология, так же как  и история, изучает поведение  индивида или группы индивидов. Отдельный  индивид и его поведение являются как бы клеточкой социологии и  истории, их атомом, тем простейшим единством, которое не подлежит дальнейшему  расщеплению»

«социология конструирует –  типовые понятия и устанавливает  общие правила явлений и процессов. Этим она отличается от истории, которая  стремится дать каузальный анализ и  каузальное сведение индивидуальных, обладающих культурной значимостью  действий, институтов и деятелей.»

«в социологии своеобразие  социологических абстракций ведет  к том, что ее понятия, по сравнению  с конкретной реальностью истории  неизбежно лишены полноты содержания. Вместо этого социология дает большую  однозначность понятий.»

Сорокин

«отличие от истории и других индивидуализирующих наук социология является генерализирующей наукой. В то время как история концентрирует свое внимание на изучении социокультурных феноменов, которые являются уникальными и неповторимыми во времени и в пространстве (Соединенные Штаты как определенная нация, христианство как уникальная религия, Авраам Линкольн как определенный человек, Тридцатилетняя война как отличающаяся от других войн), социология изучает свойства надорганики, которые повторяются во времени и в пространстве, то есть являются общими для всех социокультурных феноменов (общая социология) или для всех видов данного класса социокультурных явлений — для всех войн, всех наций, всех революций, всех религий и т. д. (специальные социологии). Благодаря этому генерализирующему качеству социология коренным образом отличается от истории и других индивидуализирующих гуманитарных дисциплин.»

 

  1. Социология и психология. М.Вебер, П.Сорокин  о соотношении социологии и психологии.

Вебер

«психология изучает поведение  индивида»

«социология рассматривает  поведение личности лишь постольку, поскольку личность вкладывает в  свои действия определенный смысл. Только такое поведение может интересовать социолога; что же касается психологии, то для нее этот момент не является определяющим»

«осмысленное целенаправленное действие не является предметом психологии именно потому, что цель, которую  ставит перед собой индивид, не может  быть понята, если исходить только из анализа  его душевной жизни.»

«психологию теперь каждый понимает по-своему».Психология – естественная наука.

 

  1. Структура социологического знания. П.Сорокин о структуре социологии.

1) В зависимости от соотношения теории и эмпирии выделяются уровни социального исследования

А) эмпирическое (или конкретно-социальное)

Б) теории среднего уровня (Мертон)

- опора на факты 

- теоретическое обобщение  и анализ фактов

В) общесоциологические теории

- позволяет охватывать  и анализировать общество в  целом

2) в зависимости от целей и задач исследования выделяются социальные исследования и социальные знания.

А) прикладные исследования (направлено на решение каких либо практических задач).

Б) фундаментальные исследования  (направлены на выявление существенных связей и закономерностей).

3) в зависимости от масштабности или широты охвата социальных явлений в исследовании:

А) общая социология (изучает  макропроцессы, макросистемы)

Б) отраслевые социологии (специальные) (изучают какой-то класс социального  явления)

- социология семьи

- социология молодежи

- политическая социология

Сорокин

В схематической форме главные  разделы в социологии могут быть представлены следующим образом.   

 

Общая структурная социология

Теория о:

а)  социальных системах и  скоплениях;

б)  культурных системах и  скоплениях;

в)  личностях в их структурном  аспекте, основных типах их взаимоотношений.

 

Общая динамическая социология

Теория повторяющегося в:

а) социальных процессах и изменениях;

б) культурных  процессах  и изменениях

в) личностных процессах и изменениях  в их типах, взаимоотношениях, ритмах, тенденциях и причинных факторах.

 

Специальная социология

Теория структуры   и динамики  соответствующего класса социокультурных явлений, изучаемых в их родовых  и повторяющихся аспектах и отношениях.

 

  1. Проблема социального. Последствия (эффекты) социального.

3 подхода  к трактованию социального

А) биолого-географический редукционизм

Социальное можно сводить  к природному или выводить из него

Социал – дарвинизм, организм, географическое направление (социография  – Мечников), расово-антропологическая  школа (А.Габино) «Опыт о неравенстве  человеческих рас», фрейдизм, бихевиоризм.

Б) социологизаторство (социологизм). Позиции Дюркгейма: социальное с  природным никак не связано

В) социальное – это особый способ регуляции поведения людей, возникающий благодаря сознанию.

Социальное (Вебер) – это  ожидание – обязательство

Социальное – особая форма  регуляции поведения людей на основе взаимных ожиданий – обязательств.

Термин «социальное» не тождественен:

- обществу («социальное»  шире

- социальной сфере

- социологическому

Последствия (эффекты) социального

  1. Изменяются потребности

А) появляются потребности, не связанные  с жизнидеятельностью организма (невитальное)

Б) меняются способы удовлетворения потребностей

2) изменяется характер  действий по удовлетворению потребностей

Вместо инстинктивных  усилий возникает сознательная целенаправленная деятельность

3) изменяется характер  координации усилий.

В человеческом сообществе возникают следующие характеристики:

- способность накапливать  опыт и передавать его другим  поколениям

- стабильность человеческого  сообщества

- большая мобильность

- повышается способность  к адаптации

 

  1. Родовое понятие в науке. Социологический реализм и социологический номинализм.

Родовое понятие – это понятие, благодаря которому наука выстраивает весь свой понятийный аппарат

Требования  к исходному понятию:

А) не должно являться простейшим, не содержащим в себе других элементов

Б) не должно быть крайне сложным, состоящим из нескольких элементов

В) должно выражать специфику  данной науки

По поводу родового понятия сложились 2 точки  зрения:

  1. Социологический реализм (Дюркгейм)

Утверждает: подлинной реальностью  обладает только общество

Общество (или группа) –  это реальность

  1. Социологический номинализм (Вебер)

«номина»  - имя, название

Утверждает: подлинной реальностью  обладает единичное (индивид)

Общее – это всего лишь название для совокупности единичных  объектов.

 

 

  1. Социологический реализм Э.Дюркгейма. Социологический номинализм М.Вебера.

По поводу родового понятия  сложились 2 точки зрения:

  1. Социологический реализм (Дюркгейм)

Утверждает: подлинной реальностью  обладает только общество

Общество (или группа) –  это реальность

  1. Социологический номинализм (Вебер)

«номина»  - имя, название

Утверждает: подлинной реальностью  обладает единичное (индивид)

Общее – это всего лишь название для совокупности единичных  объектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Единичное действие. Схема единичного действия Т.Парсонса.

Схема действий по Парсонсу

С точки зрения Вебера, действием в социологии можно назвать только мотивированный, осмысленный, целенаправленный поведенческий акт.

Главная проблема действия – это соотношение того, что нужно актору и того, с чем он вынужден считаться.

Цель – предполагаемый результат

Условия ситуации – природные, экономические, объективные ситуации, особенности самого актора, которые он не контролирует в момент совершения действия (особенности темперамента, здоровье).

Различные элементы культуры – указывают как принято и  как следует выполнять данные действия.

Выбор средств совершает  сам актор, исходя из своих представлений  о возможном, допустимом и т.д.

Соотношение элементов  действия

  1. Актор-ситуация. Оппозиция актора и ситуации. Это означает, что актор всегда ставит цель и действие, не так как ему хочется, а с учетом ситуации. Поэтому потребность удовлетворяется не по максимуму, а в приемлемой для актора форме.
  2. Соотношение неконтролируемых элементов действия, т.е. условия ситуации и ценности норм культуры. Условия ситуации нейтральны по отношению к актору, а ценности и элементы культуры как раз жестко задают поведенческие образцы.

 

 

  1. Мотивация действия. Уровни мотивации.

Мотив (Вебер) – называется некое смысловое единство, представляющееся действующему лицу, или наблюдателю достаточной причиной для совершения определенного действия.

Уровни мотивации (Э.Гидденс)

1-й уровень мотивации  – проблемная мотивация –  реализуется тогда, когда человек  решает смысло-жизненные вопросы.  Формируются полностью осознанно.

2-й уровень мотивации  – рутинная мотивация  - мотивация  привычных повседневных действий. Ее формирование не полностью  осознано.

 

  1. Социальное действие. Его особенности и виды. М.Вебер о социальном действии.

Социальное  действие – это преднамеренный, целенаправленный поведенческий акт, ориентированный на других людей.

- действие, соотнесенные  по своему смыслу с действиями  других людей.

А) не всякое преднамеренное действие является социальным

Б) не всякое действие в адрес  других людей можно назвать социальным

Наряду с социальным действием  Вебер выделил мнимое социальное действие.

«социальным» мы называем такое действие, которое по предлагаемому  действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием  других людей и ориентируется  на него»

 

  1. Исторические типы организации социальной реальности. Ф.Теннис об общине и обществе.

Социальная реальность – (идеальная типическая конструкция) аналитически вычленяемая система действий и взаимодействий индивидов.

Исторические типы социальной реальности

Большинство учены в основание  этой типологии кладут мотивацию  социального действия.

Исторический  тип:

- то, что возникло на  определенном этапе развития  человека

- если перестает доминировать, то это не значит, что он  вообще исчезает 

- не отображение исторической  реальности и не сама реальность, а идеально-типическая конструкция

Ф.Теннис (немецкий социолог) в своей работе «Община и общество»  выделил 2 основных типа социальной реальности

- община  

- общество

Теннис определил главную  тенденцию в развитие социальной реальности – переход от эмоционально-индивидуализированной  мотивации к рационально-деиндивидуализированной  мотивации.

                                                     

 

  1. Исторические типы организации социальной реальности. Э.Дюркгейм о механической и органической солидарности.

Социальная  реальность – (идеальная типическая конструкция) аналитически вычленяемая система действий и взаимодействий индивидов.

Информация о работе Формирование и развитие социального знания: от античности до начала 19 в.