Формирование и развитие социального знания: от античности до начала 19 в.

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 00:13, реферат

Описание работы

Периоды: древность, средневековье, новое время, современность.
Древность: Конфуций,
Платон (идеальное общество(государство) базируется на социальной справедливости. справедливость – иерархическая организация общества (рабы не граждане), каждый гражданин должен работать на общее благо, ликвидация частной собственности),
Аристотель (общество – союз людей объединенных общими целями, основа общества – союз людей, объединенных общими целями).
Средневековье: Август Блаженный (общество – искаженное зеркальное отражение Града Божьего, поэтому общество – град земной),
Фома Аквинский (общество – естественное образование, государство – имущественное образование, человек – социальное существо).
Новое время: Возрождение (Томас Мор («Утопия» - идеальное общество, которое учитывает интересы гражданина),
XV-XVI (Кампанелла (общество учитывает интересы человека),
XVII (Гобсс (государство – результат договоренности граждан), Джон Локк.
Эпоха Просвещения XVIII (Монтескье (разграничение понятий «общество» и «государство» с помощью введения понятия «гражданское общество» - наличие таких отношений граждан, которые непосредственно не вмешиваются в власть (неполитические отношения граждан).

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 67.77 Кб (Скачать)

Основные  условия осуществления власти

  1. Легитимность власти
  2. Независимость власти
  3. Монополизация власти (у подчиненных не должно быть возможности получить услугу, оказываемую властителем в других местах).

Проблема легитимации  власти (типология господства)

  1. Легальное господство основано на вере в обязательность выполнения требований закона (связано с целерациональной мотивацией).
  2. Традиционное господство базируется на вере в обязательность выполнения привычных правил и норм (традиционная мотивация)
  3. Харизматическое господство базируется на вере в особые качества вождя.

Харизма подкрепляет и  усиливает и легальное и традиционное господство.

 

 

  1. Иерархизированные взаимодействия. Социальная власть.

Соперничество: конкуренция  и конфликт

Сотрудничество: широкое  неспециализированное сотрудничество и специализированное сотрудничество (кооперация) – горизонтальное взаимодействие и вертикальное взаимодействие –  влияние и власть.

 

Власть, как  социальное взаимодействие.

Основные условия осуществления  власти

  1. Легитимность власти
  2. Независимость власти
  3. Монополизация власти (у подчиненных не должно быть возможности получить услугу, оказываемую властителем в других местах).

Проблема легитимации  власти (типология господства)

 

  1. Легальное господство основано на вере в обязательность выполнения требований закона (связано с целерациональной мотивацией).
  2. Традиционное господство базируется на вере в обязательность выполнения привычных правил и норм (традиционная мотивация)
  3. Харизматическое господство базируется на вере в особые качества вождя.

Харизма подкрепляет и  усиливает и легальное и традиционное господство.

 

  1. Социальные институты. Основные признаки институтов.

«Институт» с лат. переводится  как «установление, учреждение». Заимствован  из правоведения.

Социальный институт – устойчивая сеть взаимосвязей, существующих на основе стандартизированных правил и моделей поведения.

Признаки социальных институтов (атрибуты):

  1. Четкое распределение функций, прав и обязанностей участников взаимодействия.
  2. Профессионализация выполняемых функций
  3. Особый способ регуляции институциональных взаимодействий (регуляция на основе стандартизированных деиндивидуализированных требований к любому участнику взаимодействий).
  4. В рамках социальных институтов возникает система гарантий соблюдения институциональных (требований) норм.
  5. Наличие организаций (учреждений) и ресурсов.

 

  1. Социальные последствия институализации.
  2. Гарантированное, качественное удовлетворение потребностей индивидов
  3. Социальные связи становятся устойчивыми, предсказуемыми, самовозобновляющимися.
  4. Появление устойчивых социальных позиций и ожиданий определенного поведения от индивидов, занимающих эти позиции.
  5. Выявление эффекта объективности социальной жизни.

 

 

  1. Многообразие социальных институтов.

А) в зависимости от типа потребностей, на удовлетворение которых направлена деятельность института.

Типы социальных институтов, объединяющие в себе удовлетворение ряда потребностей называется – институциональные  комплексы.

Б) в зависимости от степени формализации социальных связей выделяют формальные и неформальные институты.

- формальные – связи осуществляются  на договорной основе

- неформальные – связи осуществляются  на диффузной основе

- нормы формальных институтов  жестко определены и зафиксированы  в виде законов, инструкций, уставов.

- нормы неформальных институтов  имеют моральный характер.

- в неформальных институтах  отсутствуют такие признаками, как  профессионализация и наличие  учреждений.

 

 

  1. Основные принципы функционирования социальных институтов: автономия и взаимозависимость.

Взаимозависимость и автономия  социальных институтов

Взаимозависимость институтов проявляется в двух аспектах:

  1. Зависимость одного института от результатов деятельности другого
  2. Совместимость институциональных регулятивных признаков.

Автономия социальных институтов также проявляется в 2-х аспектах:

  1. Внешняя или организационная автономия
  2. Внутренняя или регулятивная автономия. Институциональные регулятивы специфичны для каждого института.

 

 

  1. Р.Мертон о терминологической путанице в функциональном анализе.

Один термин, различные понятия

 

Термин «функция» употребляется как в научных дисциплинах, так и в повседневной речи.

-функцией  называют некоторое публичное  собрание или праздничное мероприятие,  обычно включающее какие-то церемониальные моменты.

- термин «функция» фактически эквивалентен термину «профессия».

- Термин «функция» часто употребляется для обозначения деятельности, входящей в круг обязанностей человека, занимающего некоторое социальное положение, или, более конкретно, для обозначения круга обязанностей, связанных с некоторой должностью или политической позицией.

- Лейбниц ввел понятие «функция», оно имеет самое точное значение в математике, где оно обозначает переменную, рассматриваемую в отношении к одной или большему числу других переменных, через которые она может быть выражена и от значения которых зависит ее собственное значение.

- оно обязано своим происхождением биологическим наукам, где термином «функция» обознаются «жизненные или органические процессы, рассматриваемые с точки зрения того, какой вклад они вносят в сохранение организма»

Одно понятие, различные термины

Среди большого количества терминов, используемых в настоящее время равнозначно и почти синонимично с термином «функция», мы находим следующие: «применение», «полезность», «цель», «мотив», «намерение», «стремление», «следствие». Если бы эти и аналогичные термины употреблялись для того, чтобы обозначить одно и то же строго определенное понятие, то, безусловно, в нашем перечислении их большого разнообразия было бы мало смысла. Но дело заключается в том, что небрежное употребление этих терминов при кажущемся подобии их значений приводит ко всевозрастающим отступлениям от последовательного и строгого функционального анализа. Те аспекты значения каждого из этих терминов, которые скорее различают, чем отождествляют их, делаются (непреднамеренной) основой для выводов, которые становятся все более сомнительными по мере того, как они все дальше отходят о центрального понятия функции.

 

 

  1. Р.Мертон. Постулат функционального единства общества. Постулат универсального функционализма.

Постулат функционального единства общества

Типичная  формулировка этого постулата принадлежит  Рэдклифф-Брауну: «Функцией отдельного социального обычая является его вклад в совокупную социальную жизнь, которая представляет собой функционирование социальной системы в целом. Такой взгляд предполагает, что социальная система (социальная структура общества в целом вместе со всеми социальными обычаями, в которых эта структура проявляется и от которых зависит ее существование) имеет определенный тип единства, который мы можем назвать «функциональным единством». Мы можем определить его как состояние, в котором все части   социальной  системы   работают  совместно  с  достаточной гармоничностью или внутренней согласованностью, т. е. не порождая устойчивых конфликтов, которые не могут быть ни разрешены, ни урегулированы»

«Причина, по которой религия является необходимой, по-видимому, заключается в том, что человеческое общество приобретает свое единство»

при разборе постулата функционального единства мы обнаруживаем, что нельзя предполагать полную интеграцию всех обществ. Вопрос об интергрированности общества — это вопрос эмпирического исследования, и решая его, мы должны быть готовыми к тому, что общества обнаружат различные степени интеграции. При рассмотрении особого случая функциональной интерпретации религии мы обратили внимание на то обстоятельство, что, хотя природа человека и может быть исключительно цельной, отсюда не следует, что структура дописьменных обществ аналогична структуре высокодифференцированных «письменных» обществ. Различие степени их однородности — скажем, наличие нескольких различных религий в одном и их отсутствие в другом, — может сделать весьма рискованными переносы выводов с одного на другое. Из критического рассмотрения этого постулата следует, что теория функционального анализа должна включать в себя требование спецификации той социальной единицы, которая обслуживается данной социальной функцией, равно как и признание того, что явления культуры имеют множество следствий, некоторые из которых являются функциональными, а другие могут быть и дисфункциональными.

Постулат универсального функционализма

Взятый в наиболее сжатой форме, данный постулат утверждает, что все стандартизированные социальные или культурные формы имеют позитивные функции. Точно так же, как и в случае с другими аспектами функциональной теории, наиболее крайняя формулировка этого постулата была выдвинута Малиновским: «Функциональный взгляд на культуру поэтому настаивает на принципе, согласно которому в каждом типе цивилизации каждый обычай, материальный объект, идея и верование выполняют некоторую жизненную функцию...» .

Вопрос о том, являются ли последствия того или иного  культурного явления функциональными, решается не априорно, а в процессе исследования. Более плодотворным методологическим принципом можно было бы считать некоторую предварительную гипотезу, согласно которой устойчивые культурные формы имеют чистый баланс функциональных последствий или для общества, рассматриваемого как единое целое, или для подгрупп, достаточно сильных, чтобы сохранить эти формы нетронутыми; путем прямого принуждения или же опосредованно с помощью убеждений. Такая формулировка одновременно помогает избежать тенденции функционального анализа сосредоточивать внимание на положительных функциях и обращает внимание исследователя также на другие типы последствий.

 

 

  1. Р. Мертон. Постулат необходимости. Функциональный анализ как идеология.

Постулат необходимости

Последний из этого трио постулатов, широко принимаемых функционалистами в области общественных наук, в  некотором отношении является самым  двусмысленным. Эта двусмысленность  отчетливо видна в вышеприведенном манифесте Малиновского, который утверждает что «в любом типе цивилизации любой обычай, материальный объект, идея и верования выполняют некоторую жизненную функцию, решают некоторую задачу, представляют собою необходимую часть внутри действующего целого» .

постулат необходимости содержит два различных положения: одно из них утверждает необходимость определенных функций, и отсюда возникает понятие функциональной необходимости или необходимых функциональных предпосылок; второе говорит о необходимости существующих социальных институтов, культурных форм и тому подобное. На основании критического анализа последнего положения нами было сформулировано понятие функциональных альтернатив, эквивалентов или заменителей.

 

 

  1. Р.Мертон о последствиях разграничения явных и латентных функций для социологии.

Явные функции — это те объективные последствия, которые вносят свой вклад в регулирование или приспособление системы и которые входили в намерения и осознавались участниками системы.

Латентные функции, соответственно, те объективные последствия, которые не входили в измерения и не были осознаны

 В основе разграничения между явными и латентными функциями лежит следующее: первые относятся к тем объективным и преднамеренным последствиям социального действия, которые способствуют приспособлению или адаптации некоторой определенной социальной единицы (индивидуум, подгруппа, социальная или культурная система); вторые относятся к непреднамеренным и неосознанным последствиям того же самого порядка.

 

 

  1. Основные факторы изменений социальных институтов.

Факторы устойчивости социальных институтов

  1. Взаимозависимость социальных институтов
  2. Легитимность социальных институтов

Факторы изменчивости социальных институтов.

  1. Легитимность изменений институтов. 2 аспекта легитимности

- признание необходимости  институциональных изменений

Информация о работе Формирование и развитие социального знания: от античности до начала 19 в.