Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 20:30, реферат
Цель исследования: охарактеризовать роль средств массовой информации на процесс социализации личности.
Для достижения намеченной цели необходимо решить следующие задачи.
1. Охарактеризовать взаимосвязь массовой коммуникации и процесса социализации личности.
2. Раскрыть негативное и позитивное воздействие средств массовой информации на процесс социализации личности.
3. Обобщить опыт работы социального педагога по профилактике негативного влияния СМИ;
4. Составить анкету по изучению степени влияния СМИ на личность ребенка.
Введение с.3-4
Глава I. Теоретические аспекты влияния СМИ на
социализацию личности ребенка с.5-14
1.1. СМИ как мезофактор социализации личности ребенка с.5-9
1.2. Негативное и позитивное воздействие средств
массовой информации с.9-13
Выводы по главе 1 с.13-14
Глава II. Практические аспекты роли СМИ в социализации
личности ребенка с.15-25
2.1. Обобщение опыта работы социального педагога
по профилактике негативного влияния СМИ с.15-20
2.2. Анкета по изучению степени влияния СМИ
на личность ребенка с.20-24
Выводы по главе 2 с.24-25
Заключение с.26-28
Список литературы с.29-31
РОЛЬ СМИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
по социальной педагогике
Глава I. Теоретические аспекты влияния СМИ на
социализацию личности ребенка с.5-14
1.1. СМИ как мезофактор социализации личности ребенка с.5-9
1.2. Негативное и позитивное воздействие средств
массовой информации с.9-
Выводы по главе 1 с.13-14
Глава II. Практические аспекты роли СМИ в социализации
личности ребенка с.15-
2.1. Обобщение опыта работы социального педагога
по профилактике негативного влияния СМИ с.15-20
2.2. Анкета по изучению степени влияния СМИ
на личность ребенка с.20-24
Выводы по главе 2 с.24-25
Заключение с.26-28
Список литературы с.29-31
Введение
Актуальность темы исследования. В современном мире с появлением средств массовой информации чрезвычайно возросла роль технических средств информации: печати, радио, кинематографа, телевидения, компьютеров (особенно в связи с созданием глобальной сети Интернет). Эти средства, обращенные к многомиллионной аудитории, все больше приобретают планетарный характер, дают огромное количество информации, которая часто потребляется пользователем неосознанно, но выливается в сильнейшее средство воздействия на человека (9). Однако рассматривая средства массовой информации как мезофактор влияющий на развитие личности, необходимо иметь в виду, что непосредственным потоком их сообщений является не отдельный индивид, а сознание и поведение больших социальных групп, иначе – массовое сознание и поведение.
Даже в небольших по территории районах проживания населения, но с отличными (например, этническими, религиозными) признаками с помощью средств массовой информации может формироваться и разный тип восприятия мира, что в конечном итоге определяет и несовпадения в ценностных ориентациях и стиле жизни как отдельных людей, так и групп общества. Техническое оснащение современной цивилизации несет в себе множество проблем, одной из которых является психологическая зависимость потребителя от различных средств массовой коммуникации. Относительно недавний пример Японии с демонстрацией ряда мультфильмов (вызвавших даже физиологические отклонения у детей), электронные игрушки типа Тамогочи (которые по мнению многих психологов приводят к серьезным нарушением психики ребенка) подтверждает это. С другой стороны, подобная техносфера, окружающая сегодня человека, рождая все новые компоненты индустрии досуга и портативные средства трансляции информации создает более благоприятные условия для развития человека, в частности, обогащения словарного запаса, овладения широким кругом информации.
Таким образом, средства массовой информации оказывают неоднозначное воздействие на формирование личности и служат основой для различного рода исследований, в том числе и в области социальной работы.
Цель исследования: охарактеризовать роль средств массовой информации на процесс социализации личности.
Объект исследования – процесс социализации личности.
Предмет – изучение влияния средств массовой информации на процесс социализации личности.
Для достижения намеченной цели необходимо решить следующие задачи.
Методы исследования – анализ научной литературы, наблюдение, беседа, социологическое исследование.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования его результатов в практической деятельности педагогов, социальных работников, психологов, родителей и других лиц, участвующих в процессе социализации личности.
Структура: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка литературы.
Глава I. Теоретические аспекты влияния СМИ на социализацию личности ребенка
1.1. СМИ как мезофактор социализации личности ребенка
Массовая коммуникация – феномен, буквально пронизывающий все стороны современного общества и воздействующий на массовое и групповое сознание самыми разнообразными способами и совершенно неоднозначно (22, с. 26).
Основным в средствах
массовой коммуникации (СМК) являются
средства массовой информации (СМИ), куда
в настоящее время можно
Массовая коммуникация оказывает формирующее и закрепляющее воздействие на социальные стереотипы, т.е. схематичные и упрощенные представления о социальных объектах, широко распространенные в обществе. Стереотипы могут касаться других национальностей, классов, групп и т.п. Восприятие чужой группы через стереотипы имеет две стороны: позитивную (стереотип дает относительно быстрое знание, позволяет отнести группу к более широкому классу явлений) и негативную (наполнение стереотипа негативными характеристиками приводит к формированию межгрупповой враждебности).
Так, к настоящему времени обнаружено (10, с. 112), что в СМИ существуют различия в изображении мужчин и женщин. Анализ фотографий, помещенных в журналах, свидетельствует о том, что женщины, как правило, занимают в пространстве фотоснимка положение ниже, чем мужчины, часто они изображаются в ролях, которые подчеркивают их красоту, зависимость от мужчин, сексуальную привлекательность. На фото у мужчин главным образом присутствуют лицо и голова, женщин же чаще изображают во весь рост и более открыто. Мужчины предстают в СМИ более властными, доминантными, агрессивными, твердыми, настойчивыми, рациональными и умными, чем женщины. Женщины – более привлекательными, альтруистическими, общительными, моложавыми. В целом, женщины часто изображаются в стандартных и стереотипных ролях, отношениях, ситуациях.
Такая демографическая группа, как пожилые люди, также подвержена стереотипизации в массовой коммуникации. Ее представители редко становятся героями фильмов и передач. Подобная недооценка пожилых формирует представление о них как об уменьшающем сегменте общества. Пожилые изображаются в неважных, ограниченных и неценных ролях и образах. 2/3 пожилых женщин и 1/2 пожилых мужчин в фильмах предстают как не имеющие здравого смысла, глупые и эксцентричные. Установлена зависимость между активным «смотрением» телефильмов и негативным восприятием пожилых (3, с. 68).
Заметный вклад СМИ вносят и в стереотипное восприятие этнических групп. Представители этих групп появляются в СМИ, как правило, значительно реже, чем представители коренного населения.
Успешным средством защиты от стереотипизации является создание и показ в СМИ специальных программ, изображающих объекты стереотипизации в разнообразии присущих им качеств и особенностей. Для борьбы со стереотипами используется и специально организованное межгрупповое общение, ориентированное на знакомство и сотрудничество представителей различных социальных и этнических групп.
Влияние массовой коммуникации на политические процессы также многосторонне: это и ее вклад в политическую социализацию, и ее место в предвыборной борьбе, и роль в оценке деятельности политических лидеров и структур.
СМИ делают претендентов известными, формируют их определенный образ в глазах населения, воздействуя на итоги голосования. Влияние СМИ на избирателей осуществляется не только в период проведения предвыборной кампании, но и задолго до ее официального начала посредством формирования у населения определенной схемы политической реальности.
В течение последних 10–20 лет отмечается тенденция, свидетельствующая о возрастании роли СМИ в обществе, об активном использовании их в целях формирования общественного мнения по поводу оценки объектов политической сферы. Так, начиная с 60-х гг. ХХ в., оценка населением деятельности всех президентов США зависела не от реального экономического положения страны, а от позиции ведущих средств массовой информации. Причем, интересно, что ход экономического развития не всегда адекватно отражался прессой и телевидением.
О возрастании роли СМИ говорит и такой факт: за период с 1968 по 1988 гг. время, которое в выпусках новостей ведущих американских телекомпаний уделялось показу «живых» выступлений политиков, снизилось в 5 раз, а значит, возросла роль самих журналистов, их комментариев и оценок (24, с. 149).
Массовая коммуникация является важным источником политической социализации (процесса усвоения знаний, установок, ценностей и форм участия в сфере политики). Наиболее значимыми в данном отношении являются программы новостей. Именно посредством СМИ зрители и слушатели, особенно молодые, получают наибольшее количество информации, касающейся политики. Интерес к политической массовой коммуникации тесно связан с политической информированностью и активным обсуждением политических тем и родителями, и сверстниками. Вместе с тем воздействие массовой коммуникации более выражено относительно политических фактов и оценок, чем реального политического поведения людей (форм участия, голосования).
Особую роль в стихийной социализации подрастающих поколений играют компьютерные сети. Работа с компьютером, с одной стороны, приводит к расширению контактов, возможностей обмена социокультурными ценностями, порождению и реализации новых форм символического опыта, развитию процессов воображения, интенсификации изучения иностранных языков и ряду других позитивных эффектов. Но, с другой стороны, она может привести к «синдрому зависимости» от компьютерной сети, способствуя сужению интересов, уходу от реальности, поглощенности компьютерными играми, социальной изоляции, ослаблению эмоциональных реакций и другим негативным эффектам. «Некоторые критики заявляют, что видеоигры воспевают насилие и провоцируют антисоциальное поведение. В результате, по их мнению, тот, кто сильно увлечен видеоиграми, будет и в реальной жизни действовать агрессивно. Страхи и опасения такого рода не так уж и беспочвенны, поскольку есть данные о значимой позитивной корреляции агрессивного поведения и интереса к видеоиграм. Было также показано, что у детей после занятий видеоиграми с агрессивным содержанием поведение становится более агрессивным» (28, с. 533).
СМК, будучи одним из
основном обладающих политической или
экономической властью) на определенное
влияние на население в целом и в том числе
на отдельные возрастные и социальные
слои. Это и позволяет считать, что СМК
в той или иной мере оказывают относительно
направляемое влияние на социализацию.
Отметим лишь два аспекта этого влияния.
Во-первых, СМК весьма существенно влияют на усвоение людьми всех возрастов широкого спектра социальных норм и на формирование у них ценностных ориентаций в сфере политики, экономики, идеологии, права и пр.
Во-вторых, средства массовой коммуникации фактически представляют собой систему неформального образования, просвещения различных слоев населения. Как источник информации и просвещения СМК наиболее интенсивно используют люди более старших возрастов. Но все пользователи СМК приобретают весьма разнообразные, противоречивые, несистематизированные сведения по самым разнообразным вопросам общественной и политической жизни.
Как показывают исследования (35), тот набор СМК (программы ТV, радио, конкретные газеты и т.д.), которыми пользуется человек, создает специфический для него информационный мир. Он существенно различается даже у жителей одного города. Так, по данным Л.И. Васильченко, полученным еще в середине 70-х гг., в Тарту эстонские и русские школьники, пользуясь различными источниками, имели весьма различные информационные миры, что во многом определяло и несовпадения в их ценностных ориентациях и стиле жизни (17, с. 87).
СМК мнение человека самоизменение человека в процессе социализации под влиянием СМК идет в различных аспектах и имеет как положительный, так и отрицательный векторы.
Особо следует отметить в связи с этим то, что в последнее время набирает силу тенденция превращения СМК в сферу самореализации человека. К давно существующей переписке читателей с газетами и журналами добавились передачи радио и телевидения с прямым участием слушателей и зрителей. Развитие электронных систем породило совершенно новый вид коммуникации и самореализации – взаимодействие человека с определенными интересующими его по тем или иным причинам партнерами, которое позволяет ему найти единомышленников и выразить себя в общении с ними. Так, например, уже сегодня к сети Internet подключены миллионы абонентов – от ученых до кинофанатов. Среди них группы экологистов, фанатов и прочие электронные кланы, возникающие в новой электронной среде.
1.2. Негативное и позитивное воздействие средств массовой информации
К негативным последствиям массовой коммуникации можно отнести формирование у реципиентов потребности в немедленном удовлетворении собственных желаний и потребностей, а также ослабление навыков чтения и снижение творческого потенциала.
Массированное воздействие масс
Герои теле- и видеофильмов некоторым
людям в какой-то мере