Роль СМИ в социализации личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 20:30, реферат

Описание работы

Цель исследования: охарактеризовать роль средств массовой информации на процесс социализации личности.
Для достижения намеченной цели необходимо решить следующие задачи.
1. Охарактеризовать взаимосвязь массовой коммуникации и процесса социализации личности.
2. Раскрыть негативное и позитивное воздействие средств массовой информации на процесс социализации личности.
3. Обобщить опыт работы социального педагога по профилактике негативного влияния СМИ;
4. Составить анкету по изучению степени влияния СМИ на личность ребенка.

Содержание

Введение с.3-4
Глава I. Теоретические аспекты влияния СМИ на
социализацию личности ребенка с.5-14
1.1. СМИ как мезофактор социализации личности ребенка с.5-9
1.2. Негативное и позитивное воздействие средств
массовой информации с.9-13
Выводы по главе 1 с.13-14
Глава II. Практические аспекты роли СМИ в социализации
личности ребенка с.15-25
2.1. Обобщение опыта работы социального педагога
по профилактике негативного влияния СМИ с.15-20
2.2. Анкета по изучению степени влияния СМИ
на личность ребенка с.20-24
Выводы по главе 2 с.24-25
Заключение с.26-28
Список литературы с.29-31

Работа содержит 1 файл

Роль сми в социализации личности.doc

— 256.50 Кб (Скачать)

 

Большое Вам спасибо!

Выводы по главе 2

1.Досуг традиционно является  сферой свободного выбора личностью сфер познания, общения, творчества. Досуг в меньшей степени, чем другие виды деятельности, ограничен социальными нормами и установлениями. В то же время досуг традиционно является сферой влияния государственных и общественных институтов, средств массовой информации. Воздействие различных социальных структур на содержание досуга может быть позитивным и негативным, способствовать ограничению сферы самовыражения личности и, наоборот, ее расширению. Потенциал досуга имеет широкие просветительские, познавательные, рекреационные, творческие возможности, освоение которых обогащает содержание и структуру свободного времени, развивает общую культуру личности.

2.Организация досуга – традиционное  направление деятельности школы и внешкольных учреждений, в том числе и силами социальных педагогов. Пристальное внимание к сфере досуга обусловлено стремлением наполнить свободное время детей и подростков видами и формами занятий, которые оказывали бы позитивное влияние на их индивидуальность, снижали вероятность вовлечения в асоциальные группировки, препятствовали развитию вредных и опасных привычек и наклонностей.

3.Оптимальной формой реализации устремлений ребенка и уменьшения негативного влияния СМИ могло бы стать участие в деятельности детского общественного объединения, действующего на базе школы или другого образовательного и культурного заведения. Именно здесь осуществляются на практике возможность реального выбора типа объединения (скаутское, профильное, пионерское), участие в процессах планирования и реализации задуманного, приобретения лидерских качеств. Однако отсутствие заинтересованных взрослых – лидеров детских формирований – вынуждает социальных педагогов искать другие формы организации воспитательного процесса для решения культурно-досуговых проблем для детей и подростков.

4.Среди таких форм организации воспитательной деятельности оптимальной являются клубы, под которыми понимаются формирования дополнительного образования, ориентированные на решение образовательных воспитательных задач вне рамок учебного заведения.

Заключение

 

В ходе нашего исследования были сделаны  следующие выводы.

Важным аспектом, влияющим на социализацию личности, является информационное воздействие через СМИ. Его можно  характеризовать как процесс  передачи совокупности знаний, сведений, различных сообщений, которые формируются в обществе. Они используются социокультурными институтами, социальными общностями, группами и отдельными индивидами для регулирования социального взаимодействия, отношений между обществом, человеком и природой.

Передаваемая информация характеризует процессы, происходящие в различных сферах жизнедеятельности общества – экономике, политике, культуре и т.д. Важной является информация о мнениях и интересах различных групп людей. Информационное воздействие осуществляется с помощью различных каналов и средств распространения. Все более важную роль играют сегодня средства массовой коммуникации. В последние годы в связи с демократизацией общественных процессов резко увеличился объем передаваемой информации через рекламу, порой малопонятную для многих людей. Все это создает ощущение перегруженности. Особенно это связано с телевидением и информационно-эстетическим оформлением города, состоящим из множества плакатов, витрин с названиями на иностранном языке. Средства массовой информации оказывают интенсивное воздействие, стремясь сформировать представления о происходящих явлениях и процессах, влиять на оценки и суждения.

Любая передаваемая информация имеет элемент субъективности –  оценки, мнения передающего; с другой стороны, восприятие также зависит от мировоззрения, ценностных ориентаций воспринимающего. Кроме того, передаваемая информация может быть недостоверной, может неадекватно отражать действительность, искажать ее. Передача неадекватной информации является стихийным или регулируемым манипулированием сознанием и поведением людей, процессом социальной дезинформации.

Досуг традиционно является сферой свободного выбора личностью сфер познания, общения, творчества. Досуг в меньшей степени, чем другие виды деятельности, ограничен социальными нормами и установлениями. В то же время досуг традиционно является сферой влияния государственных и общественных институтов, средств массовой информации. Воздействие различных социальных структур на содержание досуга может быть позитивным и негативным, способствовать ограничению сферы самовыражения личности и, наоборот, ее расширению. Потенциал досуга имеет широкие просветительские, познавательные, рекреационные, творческие возможности, освоение которых обогащает содержание и структуру свободного времени, развивает общую культуру личности.

Организация досуга – традиционное направление деятельности школы и внешкольных учреждений, в том числе и силами социальных педагогов. Пристальное внимание к сфере досуга обусловлено стремлением наполнить свободное время детей и подростков видами и формами занятий, которые оказывали бы позитивное влияние на их индивидуальность, снижали вероятность вовлечения в асоциальные группировки, препятствовали развитию вредных и опасных привычек и наклонностей.

Оптимальной формой реализации устремлений ребенка и уменьшения негативного влияния СМИ могло бы стать участие в деятельности детского общественного объединения, действующего на базе школы или другого образовательного и культурного заведения. Именно здесь осуществляются на практике возможность реального выбора типа объединения (скаутское, профильное, пионерское), участие в процессах планирования и реализации задуманного, приобретения лидерских качеств. Однако отсутствие заинтересованных взрослых – лидеров детских формирований – вынуждает социальных педагогов искать другие формы организации воспитательного процесса для решения культурно-досуговых проблем для детей и подростков.

Среди таких форм организации воспитательной деятельности оптимальной являются клубы, под которыми понимаются формирования дополнительного образования (как традиционного, так и нетрадиционного содержания), ориентированные на решение образовательных воспитательных задач вне рамок учебного заведения.

 

Список литературы

 

  1. Березина В., Ермоленко Г. Социальный педагог в школе // Воспитание школьников. – 1994. – №2
  2. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. – 512 с.
  3. Богомолова Н.К. Социальная психология печати, радио и телевидения. – М.: МГУ, 2001. – 386 с.
  4. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 352 с.
  5. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. – М.: Просвещение, 1991. – 141 с.
  6. Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга: Учебник. – М.: Флинта, 1998. – 240 с.
  7. Воловик В.А. Концепция досуговой деятельности в педагогической теории коллектива. – СПб.: Союз, 2002. – 290 с.
  8. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. – СПб.: Речь, 2004. – 272 с.
  9. Гришаева Н.П. Психологическое здоровье дошкольника и телевидение // В сб.: Социальная технология научно-практической школы им. Ю.Ф. Змановского: Здоровый дошкольник / Ю.Е. Антонов и др. – М.: АРКТИ, 2001. – 208 с.
  10. Грушин Б.П. Массовое сознание. Опыт определения и проблемы исследования. – М.: Политиздат, 1987. – 319 с.
  11. Гуревич С.М. Газета: Вчера, сегодня, завтра. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 288 с.
  12. Дмитриев В. Оружие массового оболванивания // Аргументы и факты. – 1995. – №50.
  13. Иконникова С.Н. Диалог о культуре. – СПб.: Питер, 1987. – 390 с.
  14. Информационная политика: Учебник / Под ред. В.Д. Попова. – М.: РАГС, 2003. – 463 с.
  15. Крэйхи Б. Социальная психология агрессии. СПб.: Питер, 2003. – 336 с.
  16. Кузнецова Л.Н. Психолого-педагогическая коррекция детской агрессивности // Начальная школа. – 1999. – №3. – С. 25-27.
  17. Личность и массовая коммуникация / Материалы встречи социологов 1988 г. – Тарту: Тартуский университет, 1988. – 340 с.
  18. Лукина М. СМИ в домене Ру: хроника, цифры и типы // Вестник МГУ. Сер. Журналистика. – 2001. – №6. – С. 63-73.
  19. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М.: Академия, 1999. – 184 с.
  20. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики. – М.: Академический проект, 2001. – 416 с.
  21. Орлов Г.П. Свободное время и личность. – Екатеринбург: Средне-Уральское кн. изд-во, 2003. – 174 с.
  22. Основы теории коммуникации: Учебник / Под ред. М.А. Василика. – М.: Гардарики, 2003. – 615 с.
  23. Полукаров В.В. Клубная деятельность как модель организации школьной и внешкольной среды // Моделирование воспитательных систем: теория – практике. – М.: Педагогика, 1995. – 287 с.
  24. Почепцов Г.Г. Психологические войны. – М.: Юристъ, 2000. – 437 с.
  25. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков. – М.: Флинта, 1998. – 96 с.
  26. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 96 с.
  27. Система средств массовой информации России: Учебное пособие / Под ред. Я. Засурского. – М.: Аспект-Пресс, 2001. – 361 с.
  28. Социология. Основы общей теории: Учебное пособие / Под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева. – М.: НОРМА, 2003. – 912 с.
  29. Средства массовой информации постсоветской России: Учебное пособие / Под ред. Я.Н. Засурского. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 303 с.
  30. Терин В. Массовая коммуникация: исследование опыта Запада. – М.: МГИМО, 2000. – 476 с.
  31. Тихомирова Н.К. Система воспитательной работы в средней школе на основе программы. – М.: Педагогика, 1996. – 305 с.
  32. Федотова Л. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. – М.: МГУ, 1996. – 297 с.
  33. Федотова Л. Социология массовой коммуникации: теория и практика. – М.: МГУ, 1993. – 381 с.
  34. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. – СПб.: Питер, 2003. – 400 с.
  35. Фельдштейн Д.И.  Психология развития личности в онтогенезе. – М.: Педагогика, 1989. – 208 с.
  36. Цвик В.Л., Назарова Я.В. Телевизионные новости России. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 176 с.
  37. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М.: Академия, 2002. – 272 с.
  38. Шерковин Ю. Психологические проблемы массовых информационных процессов. – М.: Наука, 2003. – 401 с.



Информация о работе Роль СМИ в социализации личности