Роль СМИ в социализации личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 20:30, реферат

Описание работы

Цель исследования: охарактеризовать роль средств массовой информации на процесс социализации личности.
Для достижения намеченной цели необходимо решить следующие задачи.
1. Охарактеризовать взаимосвязь массовой коммуникации и процесса социализации личности.
2. Раскрыть негативное и позитивное воздействие средств массовой информации на процесс социализации личности.
3. Обобщить опыт работы социального педагога по профилактике негативного влияния СМИ;
4. Составить анкету по изучению степени влияния СМИ на личность ребенка.

Содержание

Введение с.3-4
Глава I. Теоретические аспекты влияния СМИ на
социализацию личности ребенка с.5-14
1.1. СМИ как мезофактор социализации личности ребенка с.5-9
1.2. Негативное и позитивное воздействие средств
массовой информации с.9-13
Выводы по главе 1 с.13-14
Глава II. Практические аспекты роли СМИ в социализации
личности ребенка с.15-25
2.1. Обобщение опыта работы социального педагога
по профилактике негативного влияния СМИ с.15-20
2.2. Анкета по изучению степени влияния СМИ
на личность ребенка с.20-24
Выводы по главе 2 с.24-25
Заключение с.26-28
Список литературы с.29-31

Работа содержит 1 файл

Роль сми в социализации личности.doc

— 256.50 Кб (Скачать)

         Отмечается  влияние СМИ и на развитие  у людей неадекватного страха перед преступностью и терроризмом. Такого рода страх в наибольшей степени зависит от характера освещения преступлений: страх и тревога оказываются более сильными в том случае, когда дается информация о преступлениях местного уровня, а также о преступлениях, жертва которых никак не провоцировала преступника, и наконец, о преступлениях «сенсационных», отличающихся от большинства других.

Таблица 1

Соотношение сцен насилия и жестокости в детских и взрослых телевизионных  передачах (по данным американских социологов), %

Телевизионные программы

Насилие (в час)

Жестокие персонажи

Жертвы насилия

Персонажи, вовлеченные  в акт насилия

Детские

32

56

74

79

Прайм-тайм

4

34

34

47


 

Насилие в средствах  массовой информации встречается крайне часто. В США за период с 1957 по 1985 гг. количество показанных по телевидению сцен насилия возросло в 4 раза (30, с. 35).

«Сегодня кино, телевидение, компьютеры нередко целиком заменяют родителей, и результаты такого «воспитания» не всегда легко предусмотреть или исправить. Например, специалисты США подсчитали, что дошкольники смотрят телевизор в среднем по четыре часа в день. За школьные годы молодые люди проводят у экрана 15 тысяч часов, т.е. больше, чем на уроках за все годы учебы. За это время они видят немногим менее 9 тысяч случаев насильственной смерти. Кроме этого, социологи из университета в Пенсильвании (США), изучавшие проблему сцен насилия на ТВ, пришли к неожиданному выводу: количество таких сцен в детских программах превышает то, что видят взрослые в самое смотрибельное время – прайм-тайм» (табл. 1) (26, с. 9).

В России с начала 90-х  гг. ХХ в. прослеживается та же тенденция. Считается, что в 4–6 лет причиной агрессии детей чаще выступают ссоры с братьями, сестрами или партнерами по игре. А после 8 лет на ребенка начинают оказывать влияние передачи телевидения, кино, детективы, наполненные различными проявлениями агрессии. За все школьные годы дети проводят у телевизора почти 15 тыс. часов. За это время они видят в среднем около 13 тыс. случаев насильственной смерти (16, с. 25). Еще в исследованиях 70-х годов было установлено, что дети, видевшие по телевизору множество актов насилия, более склонны к агрессивным действиям, чем дети, не видевшие их. Подобная значительная представленность насилия в СМИ ставит проблему их воздействия на реальное агрессивное поведение людей. «Родители не обладают культурой просмотра телепрограмм. Практически лишь в 20% московских семей дошкольников планируется просмотр телепередач, т.е. телевизор включается только тогда, когда идет передача, которую заранее хотели бы посмотреть. Дети воспринимают телевизор как члена семьи, как фон своей жизни, многие из них едят, играют и даже засыпают под звуки телевизора. Естественно, что вся информация, поступающая с экрана, является для ребенка чрезвычайно важной, во многих случаях – даже более значимой, чем мнение родителей» (9, с. 21).

Несмотря на то, что  по данной проблеме накоплен большой объем эмпирических данных, все-таки полной ясности здесь не наблюдается. Так, сообщается о сильном эффекте показа телевизионных сцен агрессии, и в то же время есть данные о том, что насилие на экранах телевизоров не оказывает влияния на агрессивное поведение детей, а если и имеет, то слабое влияние, в некоторых группах детей и вовсе способствует снижению агрессивности. В результатах лабораторных исследований единства больше: просмотр агрессивных фильмов в лабораторных условиях, как правило, вызывает агрессивное поведение (28, с. 530).

         С появлением кино, радио а  затем телевидения и видео  всегда связывали падение интереса к чтению. Это действительно имело и имеет место, но надо понимать, что слушают радио, смотрят кинофильмы и телепередачи огромные массы людей, которые совсем необязательно стали бы читателями.  Исследования показывают, что влияние СМК на развитие человека хотя и неоднозначно, но в целом позитивно. Так, американские ученые Шрам, Лайл и Паркер в 1961 г. пришли к выводу о том, что телесмотрение ускоряет развитие ребенка почти на целый год, особенно к тому времени, когда он идет в школу, ибо учит его рассуждать, дает знания, расширяет кругозор. Исследования, проводившиеся во Франции, показали, что телесмотрение значительно влияет на представления и кругозор малообразованных слоев населения (19, с. 60).

          Указанная «разнонаправленность» результатов связана с тем, что влияние насилия в СМИ на агрессивность людей опосредуется множеством промежуточных переменных. К ним относятся:

  • особенности реципиента (пол, возраст, отношение к агрессии); степень социальной и познавательной зрелости телезрителя. Поскольку дети часто не в состоянии соотносить действия с их мотивами и последствиями, они просто имитируют агрессивные действия, не понимая их последствий. Телевизионное насилие имеет максимальный негативный эффект в возрасте от 8 до 12 лет. Воздействие телевизионного насилия на мальчиках отражается сильнее, чем на девочках. Значим и социально-экономический статус: дети из семей с более низким статусом чаще смотрят и одобряют насилие, получают от него больше удовольствия и отчетливее идентифицируют себя с телегероями, а также хуже успевают в школе. Лица, изначально более агрессивные, значительно сильнее подвержены воздействию насилия в СМИ;
  • контекст, в котором предстает акт насилия на телеэкране (манера подачи, жанр передачи). Реальная агрессия минимальна в том случае, если агрессор на телеэкране наказывается, если демонстрируются негативные последствия агрессии и сам агрессор выглядит отрицательным героем; максимальна реальная агрессия в случае, если агрессия на телеэкране поощряется, не имеет негативных последствий и социально одобряется;
  • особенности внешней среды (возможности социального контроля, семейные отношения). (14, с. 203).

           Способствует агрессии просмотр  актов реального насилия, а  также просто сообщения о такого  рода действиях. Отмечается связь между появлением в СМИ сведений о громких преступлениях или судебных процессах и уровнем преступности. Причем прослеживается следующая закономерность: если сообщалось только о преступлении, то количество преступлений через несколько дней после такого сообщения возрастало, если же упоминалось не только о преступлении, но и о наказании за него, то количество преступлении снижалось.

 

Выводы по главе 1

1. Важным аспектом, влияющим  на социализацию личности, является  информационное воздействие через СМИ. Его можно характеризовать как процесс передачи совокупности знаний, сведений, различных сообщений, которые формируются в обществе. Они используются социокультурными институтами, социальными общностями, группами и отдельными индивидами для регулирования социального взаимодействия, отношений между обществом, человеком и природой.

2. Передаваемая информация  характеризует процессы, происходящие  в различных сферах жизнедеятельности  общества – экономике, политике, культуре и т.д. Важной является  информация о мнениях и интересах различных групп людей. Информационное воздействие осуществляется с помощью различных каналов и средств распространения. Все более важную роль играют сегодня средства массовой коммуникации. В последние годы в связи с демократизацией общественных процессов резко увеличился объем передаваемой информации через рекламу, порой малопонятную для многих людей. Все это создает ощущение перегруженности. Особенно это связано с телевидением и информационно-эстетическим оформлением города, состоящим из множества плакатов, витрин с названиями на иностранном языке. Средства массовой информации оказывают интенсивное воздействие, стремясь сформировать представления о происходящих явлениях и процессах, влиять на оценки и суждения.

3. Любая передаваемая информация имеет элемент субъективности – оценки, мнения передающего; с другой стороны, восприятие также зависит от мировоззрения, ценностных ориентаций воспринимающего. Кроме того, передаваемая информация может быть недостоверной, может неадекватно отражать действительность, искажать ее. Передача неадекватной информации является стихийным или регулируемым манипулированием сознанием и поведением людей, процессом социальной дезинформации.

 

Глава II. Практические аспекты роли СМИ в социализации личности ребенка

 

2.1. Обобщение опыта работы социального педагога по профилактике негативного влияния СМИ

 

Социальное, профессиональное творчество и любая культурная деятельность связаны со свободным временем. Отечественная  социология свободного времени наиболее интенсивно стала развиваться начиная с 60-70-х годов ХХ в. В настоящее время она рассматривает свободное время не просто как свободное от обязанностей, социальной и физиологической необходимости, а как пространство свободной деятельности человека как самоцели, деятельности, не навязанной извне, не являющейся необходимостью. По словам Г.П. Орлова, это время, предназначенное для развития умственных и физических способностей и для удовлетворения социальных потребностей (21, с. 42). В этом смысле свободное время становится богатством личности, его можно использовать по собственному усмотрению, для своего развития. В этом его истинная ценность и значимость. Таким образом, сущность свободного времени в том, что оно:

  • удовлетворяет социальные потребности, развивает физические и умственные способности человека;
  • открывает возможности для всестороннего и гармонического развития личности;
  • повышает образовательный и культурный уровень, в результате чего человек в новом качестве вступает в процесс создания материальных и духовных потребностей;
  • находится в диалектическом единстве с рабочим временем и активно влияет на него.

    По  своей структуре свободное время  состоит из двух частей: времени  досуга и более возвышенной  деятельности. Досуг – это совокупность  занятий, выполняющих функцию восстановления физических и психических сил человека. Он включает в себя занятия, связанные с потреблением культурных ценностей индивидуального, коллективно-зрелищного или публично-зрелищного характера, а также занятия, связанные с отдыхом и развлечением, в том числе – это физически активный и пассивный отдых, общение, развлечение в компании, пустое времяпрепровождение, прогулки, занятия антикультурного характера (пьянство, азартные игры и др.), случайные занятия без целей, желаний и потребностей.

    Вторая  часть свободного времени –  время более возвышенной деятельности  – это совокупность занятий,  в процессе которых происходит совершенствование и развитие личности. К ним относятся творчество, учеба и самообразование, не связанные с профессией; занятия физкультурой и спортом в секциях, туризм, направленные на физическое развитие. Это и любительский труд по различным ремеслам, а также воспитание детей, выходящее за рамки обязательного ухода. Все эти занятия объединяет одно свойство – создание духовных ценностей, которые могут иметь овеществленную форму, быть в виде акта деятельности, а также функционировать в качестве процесса обучения, самообразования, воспитания (19, с. 25).

Свободное время  представляет ценность не само по себе, а интенсивностью его использования  человеком для развития своей  личности. Люди по-разному относятся  к своему свободному времени. С.Н. Иконникова выделила типы личностей в зависимости от их отношения к свободному времени (13, с. 143–144).

Первый  тип – рационально деятельный, организованный и разносторонний. Для него характерно стремление к максимально полезному использованию своего времени. Люди этого типа заранее планируют, когда и чем будут заниматься. Как правило, они избирательно относятся к своим возможностям и многое успевают. Главное их качество – организованность, целеустремленность, разумное использование свободного времени для собственного развития.

Второй  тип – также деятельный, активный. Но, в отличие от первого, его интересы сосредоточены на одном увлечении, которому он отдает все свободное время. Эти люди стремятся к глубокому познанию того, что связано с их увлечением, от достижений которого испытывают удовлетворение. Ради любимого занятия они способны на самоограничение, от многого отказываются. Это натуры эмоциональные, увлеченные, заражающие других своей преданностью любимому занятию.

Третий  тип – работник-энтузиаст, который практически лишен досуга или имеет его в незначительном количестве. Свободное время он посвящает своей основной профессии, страстно, с увлечением относится к работе, которой отдает выходные и даже отпуск. Такие люди встречаются среди творческих профессий. Окружающие их уважают, ценят за увлеченность делом, но отсутствие разрядки, неумение переключиться на другие виды занятий приводит к нервно-психическим перегрузкам, стрессам и потере здоровья. Этим людям нужна разумная организация досуга в соответствии с их интересами.

Четвертый тип отличается пассивностью, склонностью к домашним формам досуга. Люди этого типа редко посещают театры, концертные залы, музеи и другие учреждения. Как правило, они смотрят телепередачи, формулой их досуга стали три «Т» – телевизор, тахта, тапочки. Телеувлечения вытесняют все другие их занятия и духовно ограничивают личность, обрекая ее на пассивность. «Телеокно» создает лишь иллюзию духовного развития.

Пятый тип представляют люди, которые проводят свой досуг в компании друзей и знакомых. Они больше всего ценят общение, разговоры, совместные прогулки, выезды за город, с удовольствием посещают дискотеки, аттракционы, любят разные игры. Оставаясь в одиночестве, такие люди скучают, бездельничают, для проведения времени любое предложение предпочитают одиночеству.

Шестой тип  – это «времяубиватель», нравственно уродливый, опасный для общества и окружающих. Он не имеет никаких глубоких интересов и привязанностей, часто бывает агрессивен, груб, жесток, склонен к пьянству, за которым следуют драки, дебоши, хулиганство и правонарушения разной степени тяжести.

Информация о работе Роль СМИ в социализации личности