Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 20:30, реферат
Цель исследования: охарактеризовать роль средств массовой информации на процесс социализации личности.
Для достижения намеченной цели необходимо решить следующие задачи.
1. Охарактеризовать взаимосвязь массовой коммуникации и процесса социализации личности.
2. Раскрыть негативное и позитивное воздействие средств массовой информации на процесс социализации личности.
3. Обобщить опыт работы социального педагога по профилактике негативного влияния СМИ;
4. Составить анкету по изучению степени влияния СМИ на личность ребенка.
Введение с.3-4
Глава I. Теоретические аспекты влияния СМИ на
социализацию личности ребенка с.5-14
1.1. СМИ как мезофактор социализации личности ребенка с.5-9
1.2. Негативное и позитивное воздействие средств
массовой информации с.9-13
Выводы по главе 1 с.13-14
Глава II. Практические аспекты роли СМИ в социализации
личности ребенка с.15-25
2.1. Обобщение опыта работы социального педагога
по профилактике негативного влияния СМИ с.15-20
2.2. Анкета по изучению степени влияния СМИ
на личность ребенка с.20-24
Выводы по главе 2 с.24-25
Заключение с.26-28
Список литературы с.29-31
В структуре свободного времени работающей молодежи также лидирует телевидение, значительное место занимает кино. Чтение переместилось с первого места на второе, далее идут любительские занятия и пассивный отдых, еще меньше времени остается на общение с друзьями и родственниками. Если раньше значительной была доля организованного досуга, то теперь наблюдается его одомашнивание.
Таким образом, реальную структуру свободного времени характеризует ярко выраженная ориентация на пассивные, потребительские виды деятельности и их одомашнивание. Это не соответствует требованиям формирования социально активной, интеллектуально развитой, физически здоровой молодежи, способной проявить творческую индивидуальность, оригинальность, самобытность во имя социально-экономического процветания страны.
Для преодоления негативного
Основную роль в этом процессе играет социальный педагог.
Во-первых, социальный педагог – субъект воспитательного влияния во взаимодействии (прямом и опосредованном) с ребенком и детским сообществом школы, что предполагает его готовность и способность:
1) строить общение
с детьми на основе
2) выстраивать совместную
деятельность с детьми как
воспитывающую, на основе
3) создавать воспитывающие ситуации (конфликта, успеха и пр.) в учебной, трудовой, игровой, художественной и других видах деятельности школьников;
4) раскрывать и реализовывать воспитательный потенциал процесса обучения (через содержание образования, формы и методы обучения), предметно-эстетической среды, окружающей детей;
5) взаимодействовать со школьниками как субъектами школьного самоуправления, содействовать становлению их рефлексивной позиции в воспитательной системе школы;
6) поддерживать процессы
самопознания, саморазвития, самореабилитации,
ценностно-смыслового поиска
7) предоставлять реальные возможности для личностной самореализации, жизненного самоопределения ребенка в пространстве воспитательной системы школы;
8) транслировать гуманистическую культуру отношений человека к себе, к окружающему миру;
9) быть открытым к воспитательному влиянию детей на него самого (7, с. 65-66).
Во-вторых, социальный педагог – субъект личностного и профессионального развития себя (саморазвития) как воспитателя, что, в свою очередь, предполагает его готовность и способность:
1) быть открытым личному опыту, то есть подходить к своим успехам и неудачам как своим проблемам, которые позволяют ему, воспитателю, учиться на собственном опыте и понимать себя;
2) конструктивно самоизменяться
на личностном уровне, заботясь
о сохранении и развитии
3) совершенствовать свои
профессиональные знания и
4) осуществлять необходимую
исследовательскую работу в
2.2. Анкета по изучению степени влияния СМИ на личность ребенка
Для анализа степени влияния средств массовой информации на личность ребенка нами была составлена анкета для родителей. Выясняя отношение родителей к телевизионным передачам, социальный педагог может составить представление о степени влияния ТВ на сознание ребенка в семье и необходимости регулирования его свободного времени.
АНКЕТА
Уважаемый телезритель! Мы приглашаем Вас принять участие в исследовании, проводимом Магнитогорским Государственным университетом. Нас интересует Ваше мнение о музыкальных передачах телевидения, о том, каким вообще должно быть телевидение. Для этого необходимо иметь более четкое представление о Вашем образе жизни, Вашем досуге, планах на будущее, привычках и вкусах.
Заполняется анкета просто:
в большинстве случаев
Каждый, кто отвечает на вопросы анкеты, представляет людей своего пола, возраста, образования, профессии и т.д. Поэтому важно, чтобы Вы сами отвечали на вопросы, и именно так, как Вы думаете и чувствуете.
Вашу фамилию указывать не надо, материалы опроса будут использованы только в обобщенном виде и помогут сделать телепередачи более интересными и полезными.
Заранее благодарим Вас за помощь!
КОД __________
1. Пол:
мужской
женский
2. Ваш возраст:
3. Семейное положение: холост (не замужем)
4. Где и кем Вы работаете (учитесь)? Укажите тип предприятия и характер работы. Те, кто учится, назовите тип учебного заведения и специальность.
5. Кем Вы еще работали (в том числе во время летних каникул), где учились?
6. Где Вы провели детство и школьные годы? Назовите город, поселок, деревню.
7. С какого года Вы живете в Магнитогорске
8. Где Вы живете?
в отдельной квартире
в коммунальной квартире
в общежитии
снимаете жилье
9. Вместе с кем Вы живете (жили) дома?
10. Где и кем работали Ваши отец и мать в период Вашего детства и школьных лет.
11. Люди каких профессий
принадлежат еще к Вашему
12. Каким является средний доход на одного члена Вашей семьи в месяц?
13. Есть ли у Вас
дома книги? Укажите их
художественная литература
специальная (научная) литература
литература по искусству (музыка, театр, живопись, архитектура, скульптура, альбомы репродукций)
14. Есть ли у Вас
дома (или Вы собираетесь
|
А |
В |
В |
Г | |
Обычный радиоприемник (РП) |
|||||
Транзисторный РП |
|||||
Стереофонический РП |
|||||
Цветной ТВ |
|||||
Портативный ТВ |
|||||
Обычный магнитофон |
|||||
Стереомагнитофон |
|||||
Обычный проигрыватель |
|||||
Стереопроигрыватель |
|||||
Фотоаппарат |
|||||
Кинокамера |
|||||
Мебельный гарнитур |
|||||
Старинная мебель, старинные предметы |
|||||
Произведения искусства (живопись, скульптура) |
|||||
Автомобиль |
|||||
Мотоцикл, мопед |
|||||
Велосипед |
|||||
Спортивный инвентарь (лыжи, палатка) |
|||||
Охотничье, рыболовное снаряжение |
|||||
Дача, садовый участок |
15. Интересуетесь ли
Вы классической музыкой?
16. Играете ли Вы на каком-либо музыкальном инструменте? закончил музыкальную школу закончил музыкальное училище, ВУЗ учился музыке, но не закончил муз.учебное заведение не учился, но жалею об этом не учился и никогда не хотел не учился в учебном заведении, но умею играть
17. Поете ли Вы?
да, при любом удобном случае
пою в ансамбле, хоре (в клубе, студии, Доме культуры)
пою только в кругу близких людей
нет, но люблю слушать других
не пою, и не люблю слушать пение
18. Интересуетесь ли Вы эстрадной (1), народной (2) музыкой?
|
Часто |
Иногда |
Редко |
Никогда | ||||
| 1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Посещаю концерты |
||||||||
Слушаю записи |
||||||||
Слушаю по радио |
||||||||
Смотрю музыкальные передачи по ТВ |
19. Есть ли у Вас дома музыкальные записи (пластинки, магнитофонные кассеты), укажите примерное количество:
классической музыки
эстрадной музыки
народной музыки
20. Оцените, пожалуйста, затраты своего свободного времени на следующие виды деятельности. Давая ответы, не сравнивайте себя с другими, старайтесь исходить из того, насколько Вы считаете время, которое Вы тратите, достаточным с точки зрения своих интересов и потребностей.
На это я трачу времени |
Охотно бы этим занимался | |||||||
|
Много |
Ни много ни мало |
Мало |
Совсем нет |
Больше |
Столько же |
Меньше |
Совсем мало |
Кино |
||||||||
Театр, выставки |
||||||||
Концерты |
||||||||
Художественная литература |
||||||||
Научная литература |
||||||||
Литература по искусству |
||||||||
Газеты, журналы |
||||||||
Телевидение |
||||||||
Прослушивание записей, кассет, дисков |
||||||||
Радио |
||||||||
Ганцы, дискотеки, вечеринки |
||||||||
Кафе, бары, рестораны |
||||||||
Фотография, кинолюбительство |
||||||||
Коллекционирование |
||||||||
Посещение курсов, кружков, клубов |
||||||||
Художественное творчество литературное, музыкальное, изобразительное и т.д.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Участие в самодеятельности |
||||||||
Конструирование, радиолюбительство |
||||||||
Рукоделие |
||||||||
Уход за автомобилем, мотоциклом |
||||||||
Домашнее хозяйство |
||||||||
Уход за садом |
||||||||
Уход за домашними животными |
||||||||
Спорт, тренировки |
||||||||
Прогулки, походы, охота, рыболовство |
||||||||
Посещение и прием гостей, родственников |
||||||||
Общение с друзьями |
||||||||
Общение с близким человеком |