Роль СМИ в социализации личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 20:30, реферат

Описание работы

Цель исследования: охарактеризовать роль средств массовой информации на процесс социализации личности.
Для достижения намеченной цели необходимо решить следующие задачи.
1. Охарактеризовать взаимосвязь массовой коммуникации и процесса социализации личности.
2. Раскрыть негативное и позитивное воздействие средств массовой информации на процесс социализации личности.
3. Обобщить опыт работы социального педагога по профилактике негативного влияния СМИ;
4. Составить анкету по изучению степени влияния СМИ на личность ребенка.

Содержание

Введение с.3-4
Глава I. Теоретические аспекты влияния СМИ на
социализацию личности ребенка с.5-14
1.1. СМИ как мезофактор социализации личности ребенка с.5-9
1.2. Негативное и позитивное воздействие средств
массовой информации с.9-13
Выводы по главе 1 с.13-14
Глава II. Практические аспекты роли СМИ в социализации
личности ребенка с.15-25
2.1. Обобщение опыта работы социального педагога
по профилактике негативного влияния СМИ с.15-20
2.2. Анкета по изучению степени влияния СМИ
на личность ребенка с.20-24
Выводы по главе 2 с.24-25
Заключение с.26-28
Список литературы с.29-31

Работа содержит 1 файл

Роль сми в социализации личности.doc

— 256.50 Кб (Скачать)

    В структуре свободного времени работающей молодежи также лидирует телевидение, значительное место занимает кино. Чтение переместилось с первого места на второе, далее идут любительские занятия и пассивный отдых, еще меньше времени остается на общение с друзьями и родственниками. Если раньше значительной была доля организованного досуга, то теперь наблюдается его одомашнивание.

Таким образом, реальную структуру свободного времени характеризует ярко выраженная ориентация на пассивные, потребительские виды деятельности и их одомашнивание. Это не соответствует требованиям формирования социально активной, интеллектуально развитой, физически здоровой молодежи, способной проявить творческую индивидуальность, оригинальность, самобытность во имя социально-экономического процветания страны.

Для преодоления негативного влияния  средств массовой информации на социализацию личности необходимо расширить  досуговую деятельность для детей и подростков. В настоящее время происходит процесс восстановления различных форм досуговой деятельности для детей и подростков. В одних случаях они существуют как образовательные учреждения дополнительного образования детей, другие – как чисто досуговые учреждения либо как общественные организации.

Основную роль в этом процессе играет социальный педагог.

Во-первых, социальный педагог – субъект воспитательного влияния во взаимодействии (прямом и опосредованном) с ребенком и детским сообществом школы, что предполагает его готовность и способность:

1) строить общение  с детьми на основе гуманистических  принципов: диалогичности; эмпатического  понимания; доверия к возможностям, способностям ребенка; безоценочного  отношения к ребенку как суверенной  личности; конгруэнтного самовыражения (открытости для ребенка нравственных убеждений, личностных ценностей, интересов учителя);

2) выстраивать совместную  деятельность с детьми как  воспитывающую, на основе отношений  сотрудничества и сотворчества (например, в процессе подготовки и реализации внутри школьных, внутриклассных событий; в учебном исследовании и т.п.);

3) создавать воспитывающие  ситуации (конфликта, успеха и  пр.) в учебной, трудовой, игровой,  художественной и других видах  деятельности школьников;

4) раскрывать и реализовывать  воспитательный потенциал процесса обучения (через содержание образования, формы и методы обучения), предметно-эстетической среды, окружающей детей;

5) взаимодействовать  со школьниками как субъектами  школьного самоуправления, содействовать  становлению их рефлексивной позиции в воспитательной системе школы;

6) поддерживать процессы  самопознания, саморазвития, самореабилитации, ценностно-смыслового поиска ребенка,  организуя необходимую групповую  и индивидуальную работу;

7) предоставлять реальные  возможности для личностной самореализации, жизненного самоопределения ребенка в пространстве воспитательной системы школы;

8) транслировать гуманистическую  культуру отношений человека  к себе, к окружающему миру;

9) быть открытым к  воспитательному влиянию детей  на него самого (7, с. 65-66).

Во-вторых, социальный педагог – субъект личностного и профессионального развития себя (саморазвития) как воспитателя, что, в свою очередь, предполагает его готовность и способность:

1) быть открытым личному  опыту, то есть подходить к  своим успехам и неудачам как своим проблемам, которые позволяют ему, воспитателю, учиться на собственном опыте и понимать себя;

2) конструктивно самоизменяться  на личностном уровне, заботясь  о сохранении и развитии своего  культурного, нравственного, творческого, психофизического потенциала (это особенно важно в условиях нестабильно-конфликтной социальной действительности);

3) совершенствовать свои  профессиональные знания и умения  педагога, оказывающего благотворное  влияние на формирование и  развитие личности ребенка (пополнять арсенал знаний и представлений о ценностно-смысловом и предметном  содержании  «мира  детства»,   осваивать новые для себя способы общения и взаимодействия, исследовательской работы, учиться сочетать традиции и новации в воспитании, рефлексировать свою деятельность и т.д.);

4) осуществлять    необходимую    исследовательскую работу в целях  совершенствования собственной  воспитательной деятельности.

 

2.2. Анкета по  изучению степени влияния СМИ  на личность ребенка

 

Для анализа степени влияния средств массовой информации на личность ребенка нами была составлена анкета для родителей. Выясняя отношение родителей к телевизионным передачам, социальный педагог может составить представление о степени влияния ТВ на сознание ребенка в семье и необходимости регулирования его свободного времени.

АНКЕТА

Уважаемый телезритель! Мы приглашаем Вас принять участие в исследовании, проводимом Магнитогорским Государственным университетом. Нас интересует Ваше мнение о музыкальных передачах телевидения, о том, каким вообще должно быть телевидение. Для этого необходимо иметь более четкое представление о Вашем образе жизни, Вашем досуге, планах на будущее, привычках и вкусах.

Заполняется анкета просто: в большинстве случаев достаточно подчеркнуть ответ, который соответствует Вашему мнению. Иногда нужно будет вписать свой ответ в специально оставленное для него место. Но прежде, чем что-либо отвечать, внимательно прочтите содержание вопроса и все варианты ответов.

Каждый, кто отвечает на вопросы анкеты, представляет людей своего пола, возраста, образования, профессии и т.д. Поэтому важно, чтобы Вы сами отвечали на вопросы, и именно так, как Вы думаете и чувствуете.

Вашу фамилию указывать  не надо, материалы опроса будут  использованы только в обобщенном виде и помогут сделать телепередачи более интересными и полезными.

Заранее благодарим Вас  за помощь!

КОД __________

1. Пол: 

мужской

женский

2. Ваш возраст:        

3. Семейное положение:      холост (не замужем)

                                                женат (замужем)

                                                разведен (разведена)

4. Где и кем Вы  работаете (учитесь)? Укажите тип  предприятия и характер работы. Те, кто учится, назовите тип учебного  заведения и специальность. 

5. Кем Вы еще работали (в том числе во время летних каникул), где учились?

6. Где Вы провели  детство и школьные годы? Назовите  город, поселок, деревню.

7. С какого года  Вы живете в Магнитогорске

8. Где Вы живете?

в отдельной квартире

в коммунальной квартире

в общежитии

снимаете жилье

9. Вместе с кем Вы живете (жили) дома?

10. Где и кем работали  Ваши отец и мать в период  Вашего детства и школьных лет.

11. Люди каких профессий  принадлежат еще к Вашему семейному  кругу (дедушка, бабушка, старшие  братья и сестры, дяди, тети, близкие  знакомые)?

12. Каким является средний доход на одного члена Вашей семьи в месяц?

13. Есть ли у Вас  дома книги? Укажите их примерное  количество:

художественная литература

специальная (научная) литература

 литература по искусству (музыка, театр, живопись, архитектура, скульптура, альбомы репродукций)

14. Есть ли у Вас  дома (или Вы собираетесь приобрести) перечисленные вещи? Поставьте знак  в соответствующую графу: А – есть; Б – есть, но хотим новый; В – нет, но хотим приобрести; Г – нет, и не собираемся приобретать.

 

А

В

В

Г

Обычный радиоприемник (РП)

       

Транзисторный РП

       

Стереофонический РП

       

Цветной ТВ

       

Портативный ТВ

       

Обычный магнитофон

       

Стереомагнитофон

       

Обычный проигрыватель

       

Стереопроигрыватель

       

Фотоаппарат

       

Кинокамера

       

Мебельный гарнитур

       

Старинная мебель, старинные  предметы

       

Произведения искусства (живопись, скульптура)

       

Автомобиль

       

Мотоцикл, мопед

       

Велосипед

       

Спортивный инвентарь (лыжи, палатка)

       

Охотничье, рыболовное снаряжение

       

Дача, садовый участок

       

 

15. Интересуетесь ли  Вы классической музыкой? Поставьте  знак в соответствующую графу:  А – часто, почти ежедневно; Б – иногда, 1-2 раза в месяц; В – редко, несколько раз в год и реже; Г – никогда.

16. Играете ли Вы  на каком-либо музыкальном инструменте? закончил музыкальную школу закончил музыкальное училище, ВУЗ учился музыке, но не закончил муз.учебное заведение не учился, но жалею об этом не учился и никогда не хотел не учился в учебном заведении, но умею играть

17. Поете ли Вы?

да, при любом удобном случае

пою в ансамбле, хоре (в  клубе, студии, Доме культуры)

пою только в кругу  близких людей

нет, но люблю слушать других

не пою, и не люблю  слушать пение

18. Интересуетесь ли  Вы эстрадной (1), народной (2) музыкой?

 

Часто

Иногда

Редко

Никогда

 

1

2

1

1

1

1

1

1

Посещаю концерты

               

Слушаю записи

               

Слушаю по радио

               

Смотрю музыкальные  передачи по ТВ

               

 

19. Есть ли у Вас  дома музыкальные записи (пластинки,  магнитофонные кассеты), укажите  примерное количество:

классической музыки

эстрадной музыки

народной музыки

20. Оцените, пожалуйста, затраты своего свободного времени на следующие виды деятельности. Давая ответы, не сравнивайте себя с другими, старайтесь исходить из того, насколько Вы считаете время, которое Вы тратите, достаточным с точки зрения своих интересов и потребностей.

 

На это я трачу  времени

Охотно бы этим занимался

 

Много

Ни много ни мало

Мало

Совсем нет

Больше

Столько же

Меньше

Совсем мало

Кино

               

Театр, выставки

               

Концерты

               

Художественная литература

               

Научная литература

               

Литература по искусству

               

Газеты, журналы

               

Телевидение

               

Прослушивание записей, кассет, дисков

               

Радио

               

Ганцы, дискотеки, вечеринки

               

Кафе, бары, рестораны

               

Фотография, кинолюбительство

               

Коллекционирование

               

Посещение курсов, кружков, клубов

               

Художественное творчество литературное, музыкальное, изобразительное  и т.д.)

 

 

 

 

 

 

 

 

Участие в самодеятельности

               

Конструирование, радиолюбительство

               

Рукоделие

               

Уход за автомобилем, мотоциклом

               

Домашнее хозяйство

               

Уход за садом

               

Уход за домашними  животными

               

Спорт, тренировки

               

Прогулки, походы, охота, рыболовство

               

Посещение и прием  гостей, родственников

               

Общение с друзьями

               

Общение с близким  человеком

               

Информация о работе Роль СМИ в социализации личности