Шпаргалка по "Социологии в России конца XIX - начала XX вв"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 15:13, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология в России конца XIX - начала XX вв"

Работа содержит 1 файл

Russky_Istsots_Otvety.doc

— 949.00 Кб (Скачать)

С 1855 года А.И. Герцен начал  издавать альманах «Полярная звезда», который получил распространение  в России.1856 году Герцен и Огарёв приступили к изданию «Колокола» — первой русской революционной газеты. Программа газеты на первом этапе (1857-1861) содержала общедемократические требования: освобождение крестьян с землей, общинное землевладение, уничтожение цензуры и телесных наказаний.

В 1850-1860-е годах продолжалось развитие и материалистического мировоззрения А.И. Герцена. В этот период, уделяя внимание проблеме личности и общества, он выступал критиком как индивидуализма, так и уравнительной утопии. Стремление избежать крайностей фатализма и волюнтаризма выразилось в размышлениях над проблемой общественной закономерности. Философ развивал идею единства среды и личности, исторических обстоятельств и человеческой воли, пересмотрел прежнее понимание перспектив исторического развития Европы.

ДАНИЛЕ́ВСКИЙ  Николай Яковлевич(1822-1885)Из дворян. Отец — командир гусарского полка, впоследствии генерал-майор. В 1842 окончил Царскосельский лицей, затем естественный факультет Петербургского университета.

Кратковременное увлечение  фурьеризмом не сделало молодого Данилевского радикалом. В дальнейшем он всегда критически относился к различным вариантам российской леворадикальной идеологии. «Все различие между нашим нигилизмом и нигилизмом заграничным, западным, — писал Данилевский в статье «Происхождение нашего нигилизма», — заключается единственно в том, что там он самобытен, а у нас подражателен, и потому тот имеет некоторое оправдание будучи одним из неизбежных результатов исторической жизни Европы, а наш висит в воздухе и... есть явление смешное, карикатурное»

Самое известное сочинение  Данилевского — «Россия и Европа», в котором изложена концепция культурно-исторического процесса. В этой работе он подверг критике европоцентризм, доминировавший в историографии 19 века и, в частности, общепринятую схему деления мировой истории на периоды древней, средней и новой истории. Данилевский считал, что подобное деление имеет лишь условное значение и совершенно неоправданно «привязывает» к этапам европейской истории явления совсем иного рода.

Понятие «культурно-исторических типов» — центральное в учении Данилевского. Согласно его собственному определению, самобытный культурно-исторический тип образует всякое племя или семейство народов, характеризуемых отдельным языком или группой языков, довольно близких между собою, если оно вообще по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и вышло уже из младенчества. Данилевский выделял в качестве основных культурно-исторических типов (реализовавших себя в истории) следующие: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, индийский, иранский, еврейский, греческий, аравийский и германо-романский (европейский). Уже в ближайшем будущем, считал Данилевский, огромную роль в истории предстоит играть новой культурно-исторической общности — России и славянскому миру. Рассматривая понятие общечеловеческого прогресса как слишком отвлеченное, Данилевский практически исключал возможность непосредственной преемственности в культурно-историческом развитии.

СОЛОВЬЕВ СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ (1820–1879), русский историк. Родился в семье протоиерея, законоучителя и настоятеля Московского коммерческого училища. Учился в духовном училище, затем в 1-й Московской гимназии, где благодаря успехам в науках числился первым учеником.

Закончил философский  факультет Московского Университета. История России – вершина научного творчества Соловьева, от начала и до конца плод самостоятельной научной работы автора, впервые поднявшего и изучившего новый обширный документальный материал. Главная идея этого сочинения – представление об истории России как едином, закономерно развивающемся прогрессивном процессе продвижения от родового строя к «правовому государству» и «европейской цивилизации». Центральное место в процессе исторического развития России Соловьев отводил возникновению политических структур, на основе которых, по его мнению, складывалось государство. Первым в русской историографии Соловьев обосновал тезис об исторической обусловленности реформ Петра I, постепенном сближении России с Западной Европой. Тем самым ученый выступил против теорий славянофилов, согласно которым петровские реформы означали насильственный разрыв со «славными» традициями прошлого.

В последние годы жизни  политические и исторические взгляды  Соловьева претерпели определенную эволюцию – от умеренно либеральных  к более консервативным. Ученый многое не одобрял ни в методах осуществления буржуазных реформ, ни в пореформенной действительности 1860–1870-х годов, которая далеко не во всем оправдала его ожидания.

 

  1. Проникновение позитивизма в Россию. Основные черты развития позитивной социологии на русской почве.

Билет № 3 Периодизация процесса развития социологии в России. Основные характеристика трех этапов становления российской социологии.

 

1. Зарождение русской  социологии.

      Зарождение и развитие  русской  научной  социологии  было  обусловлено многочисленными  причинами и факторами. К середине XIX века, когда  русская социология, исходя  из  сложившегося  мнения,  начала  своё  формирование, западная социологическая мысль уже  нашла  своё  воплощение  в  трудах  О. Конта, Сен-Симона,  Г.  Спенсера  и  других  обществоведов  того времени. Бесспорно, на процесс зарождения социологии  в России  известное влияние оказали социологические воззрения западных школ и их представителей.

      Предыстория русской  социологии связана  с  деятельностью   радикальных публицистов,  группировавшихся вокруг журнала «Русское  слово».  В  журнале впервые появились статьи, знакомившие  русского  читателя  с  позитивизмом Огюста  Конта.  Радикальная  философская   мысль   шестидесятников   имела предшественников  в  восемнадцатом   веке,   находившихся   под   влиянием социальной философии Монтескьё.

      Широкий  интерес   к  социальной  проблематике  стал  характерен   для русского  образованного  общества  в   связи  с  реформами  Александра  II. Неслучайно в этот период  происходит  знакомство  русской  интеллигенции  с творчеством О. Конта, Г. Спенсера, Дж. Ст. Милля и  других  мыслителей,  в

чьих трудах были заложены основы социологической науки.

       Бурное  развитие  социальных  отношений  в   послереформенной  России заставляли  анализировать складывающиеся отношения в социуме. В этот период начались  поиски  неизвестных  ранее   подходов    в   социальной   сфере. Формирование  социологии  как  науки  происходило   сразу   в   нескольких

направлениях.

 

           2. Развитие социологии в России.

      Социологическая  мысль в  России  развивается   как  часть  общемировой  социологической науки. Испытывая   влияние  со  стороны  различных   течений западной социологии, она  вместе с тем  выдвигает   оригинальные  теории,  в которых  отражается своеобразие развития российского общества.  В развитии

социологической мысли в России исследователи выделяют три основных этапа.

                 Первый этап — с середины XIX века до 1918 года XX века;

                 Второй — с начала 20-х годов  до конца 50-х годов;

                 Третий — с начала 60-х до  наших дней.

 

          Первый этап, прежде всего, связан с творчеством таких крупных социальных мыслителей, как П.Л.Лавров (1829 - 1900) и Н. К. Михайловский (1822  -1904).  Развиваемое ими направление социальной  мысли  получило название субъективной социологии. Основополагающие идеи этого направления были впервые сформулированы в знаменитых  «Исторических письмах»  П.  Л. Лаврова (1870). Как и у других классиков теоретической социологии  — О. Конта,  Г.  Спенсера,  Э.  Дюркгейма,  в центре   внимания   субъективной социологии  стояли  разработка  учения  об  обществе  в целом,  выявление закономерностей и направленности  его развития.  Значительное  внимание представители   субъективной   социологии   уделяли   разработке    теории общественного прогресса.  Сущность  общественного  развития,  по  Лаврову, состоит в переработке культуры,  а  именно:  в  переработке  традиционных, склонных к  застою  общественных  форм  в  цивилизацию,  характеризующуюся   гибкими,    динамичными    структурами    и    отношениями.    Цивилизация истолковывается субъективными социологами  как  сознательное  историческое движение. Это движение осуществляется, прежде всего,  критической  мыслью. Но поскольку мысль реально  появляется  только  через  действия  личности, постольку, рассуждают они, главной движущей силой  общественного  развития выступают критически мыслящие личности, передовая интеллигенция.

      Наряду с субъективной  социологией, заметное место в  социальной  науке того  периода  занимают  работы  М.М.  Ковалевского  1851-1916  гг.   М.М.  Ковалевский  был  последним  представителем   классического   позитивизма. Ведущую роль в  своей  социологической  теории  М.М.  Ковалевский  отводит учению о социальном прогрессе.

      Параллельно  с   субъективной   социологией   и   позитивизмом   М.М. Ковалевского, в борьбе с ними в России  развивалась  социология  марксизма,  представленная двумя основными   теориями:  ортодоксальным  марксизмом,  во главе с В.  Плехановым  и  В.  И.  Лениным,  и  так  называемым  легальным марксизмом, представителями которого являются  П.Б.  Струве,  М.И.  Туган-Барановский, Н.А. Бердяев.

      Второй период развития социологической мысли в России характеризуется нарастанием процесса  институционализации,  приобретением социологической наукой  статуса социального института.  В 1920г.   в   Петроградском университете при факультете общественных наук было создано социологическое

отделение, во главе которого стал Питирим Александрович  Сорокин  (1889  - 1968) — крупный ученый и общественный деятель, внесший существенный  вклад в развитие отечественной и  мировой  социологии.  П.А.  Сорокин   один  из родоначальников теории социальной стратификации и социальной  мобильности.

В сталинские времена социология подвергается идеалогизации и как  солидный институт полностью прекращает свое существование.

      Возрождение социологии  как науки начинается в конце  50-х-начале-60-х годов, на волне  «хрущевской оттепели». Это время  принято  считать  началом третьего этапа развития социологии в России. В 60-х годах социология вновь восстанавливает статус социального института. В середине  1960  года  было создано  первое  социологическое  учреждение   —   отдел   социологических исследований в институте философии АН СССР и  лаборатория  социологических исследований при Ленинградском госуниверситете. С 1974 года начал выходить специализированный  журнал  «Социологические  исследования».  В  настоящее

время существует ряд коммерческих, вузовских и независимых социологических центров, ведущие  широкие  эмпирические  и  теоретические  исследования  в различных областях общественной жизни.

 

Билет № 4 Основные направления российской социологической мысли и социологи России конца XIX - начала ХХ века

 

До революции 1917г. развитие социологии прошло несколько стадий, на которых выделились специфические направления:

Позитивизм (становление  социологии, конец 60-х – конец 80-х  годов ХIХ в), подразделяющийся на:

  1. Географический детерминизм;
  2. Органицизм;
  3. Концепция культурно-социологических типов;
  4. Народничество;
  5. Субъективная школа;
  6. Психологическое направление;
  7. Классический позитивизм.

Антипозитивизм (начало 80-х годов ХIХв. – ХХв.), подразделяющийся на::

  1. Ортодоксальное направление;
  2. Философский иррационализм;
  3. Индивидуальный психологизм.

3.    Неопозитивизм  (начало  ХХв.)

 

Позитивистское  направление сформировалось на этапе становления новой науки в конце 60-х конце 80-х годов XIX в.

Одним из течений позитивизма  является географический детерминизм, основателем которого был Мечников Л.И. (1938-1988). Так же в этом направлении работали Соловьев С.М.(1920-1879) и Ключевский В.О.

 Наиболее важной  работой Мечникова Л.И. было  издание “Цивилизация и великие  исторические реки”, где он  разделяет законы природы и  законы общества. В ней же определяются такие понятия, как общественность и общество. Общественностью Мечников Л.И. называет организацию, возникающую на начальных этапах развития органического мира. Общество же он представляет как нескольких человек, объединивших свои усилия в совместной деятельности для достижения общих целей.

Ключевский В.О. как  представитель географического  детерминизма, большое внимание уделяет  влиянию природы на начальной  стадии развития человеческого общества.

Такое направление социологии, как органицизм, сложилось на базе идей европейских социологов, его сторонниками были П.Ф.Лилиенфельд (1826-1903): «Мысли о социальной науке будущего», «Социальная патология», А.И.Стронин (1826-1889): «История и метод», «Политика как наука», «История и общественность», Новиков К.А..

Концепция органицизма  основана на таких понятиях, как  организм и организация. Организм –  это, прежде всего упорядоченное  целое. Сущность органицизма состоит  в том, что определенные биологические  понятия и закономерности переносятся  на общественные явления.

Внутри организма существуют иерархия частей, функциональная специализация, управление, а также кооперация, дополнительность и т.д. Здесь присутствуют не только простая обусловленность, но также генетическая преемственность. Согласно концепции органицизма отождествляется живой организм, человек, общество (с его разного рода организациями) и смешанные системы.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии в России конца XIX - начала XX вв"