Шпаргалка по "Социологии в России конца XIX - начала XX вв"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 15:13, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология в России конца XIX - начала XX вв"

Работа содержит 1 файл

Russky_Istsots_Otvety.doc

— 949.00 Кб (Скачать)

«Социальный дарвинизм  учит, что общественная жизнь становится более подвижной, если она становится менее подвижной. Истина же совершенно противоположна: общественная жизнь подвижна, когда она подвижна (т.е. при условии свободы), и мертва, когда она мертва (умерщвлена тиранией). Социальный дарвинизм в этом утверждении говорит устами Бакунина, считавшего истинным порядком анархию. В последствии анархисты выдвинули догму: «Анархия – мать порядка» т.е. существование анархии ведёт за собой как реакцию на неё порядок.

«Социальный дарвинизм переносит на человеческие отношения принцип естественного отбора, т.е. считает, что люди аки животные уничтожают друг друга за право пользоваться определёнными благами. Это есть величайшее заблуждение и неуважение ко всему роду человеческому». Новиков выдвигает идею о том, что люди не борются между собой за определённые блага, но выживают для борьбы с внешней средой, соответственно выжившие – наиболее приспособленные представители рода человеческого. По его мнению люди не вступают в личную схватку и не выявляют на прямую сильнейшего, но борются с внешними врагами и в этой борьбе выявляют лучшую особь.

Подводя итог на тему борьбы Новиков декларирует следующее: «Необходимо установить более или менее прочно две основные истины: закон борьбы вечен и всеобъемлющ, но формы этой борьбы, её проявления постоянно видоизменяются сообразно с природой вещей, среди которых она происходит».

Механическое  направление

Стронин Александр  Иванович

Биография. Стронин Александр  Иванович, (1827 - 1889) – социолог. Стронин  написал там первое свое сочинение "История и метод", издал  второе "Политика как наука" (Санкт-Петербург, 1872). Стронин написал "Историю общественности" (1886) и для народного чтения, под псевдонимом "Иванов", "Природа и люди. Рассказы о земле и о небе" (6 изд., Санкт-Петербург, 1896).

Общество как  механизм. Стронин придерживается механической теории общества. По его взгляду, строение общества есть чисто пирамидальное: для удобнейшего рассечения пробегаемой среды по закону механики требуется, чтобы тело было обращено в сторону движения наименьшей своей поверхностью, а для сообщения телу наименьшей или наиболее заостренной поверхности геометрия не знает иной фигуры, кроме пирамидальной. С другой стороны, без широкого и неподвижного основания внизу нет, по законам физики, устойчивости предмета. Рассмотрев в подробности вертикальное строение общества, какое необходимо по законам механики, Стронин находит, что горизонтальное строение есть круговое; он даже чертит схему этого всеобщего механизма, к которой, кроме геометрического соображения, ведет и физическое, так как перемещение центра тяжести на периферию грозит нарушением равновесия. Географический механизм совершенно гармонирует с историческим. Стронин строит круговую теорию общества, по которой одна и та же особь может одновременно входить в состав нескольких общественных союзов; эти союзы представляют из себя концентрические круги (семья, община, государство).

Географическое  направление

Мечников Лев  Ильич

Биография. Географ и  публицист (1838 - 1888)., Мечников: статья "Географическая теория развития исторических народов", в котором он развивает теорию зарождения первоначальных цивилизаций в области великих рек. Особенно интересовали Мечникова явления кооперации. Свобода, по мнению Мечникова, является единственным существенным признаком цивилизации. Началом новой и высшей фазы развития Мечников признает декларацию прав человека.

Географическая теория развития и три этапа в развитии цивилизации. Главным трудом Мечникова  стала книга «Географическая  теория развития современных обществ», в которой Мечников проводил свою идею о том, что на всём протяжении истории цивилизации развивались в течение трёх периодов, для каждого из которых характерен свой тип развития, общественные отношения, государственный строй, культура и т.д. Эти периоды он назвал речной, морской и океанической цивилизациями. Тем самым Мечников проводит мысль о том, что путь исторического развития неразрывно связан с водой и водными ресурсами. «До сих пор достоверно не известно, в какой географической среде, т.е. в каких физико-географических условиях возникла первичная цивилизация, послужившая фундаментом всемирной истории человеческого рода… Было бы крайне интересно разрешить вопрос о том, зажглись ли светочи цивилизации в одном общем очаге или же различные культуры зародились независимо друг от друга?». Действительно был ли один источник или их было много. Сейчас считается, что прародиной человечества является территория между Тигром и Ефратом, там где возникла древнейшая Шумерская цивилизация. Мечников же говорит, что связей между древнейшими цивилизациями Запада (Египетская и Ассиро-Вавилонская) и цивилизациями Востока (Индия и Китай) не было: «между ними мы видим как бы пропасть в 10 – 15 столетий, что, естественно, не вяжется с гипотезой об общем происхождении культуры на земном шаре».

«Если теперь, оставив  в стороне неразрешимый вопрос о происхождении цивилизации, мы попробуем охватить одним общим взглядом всю историю человечества, то мы легко можем наметить в ней три последовательных периода, или три фазиса развития цивилизации, которые протекали каждый в своей собственной географической среде. Четыре древнейших великих культуры зародились на берегах больших рек. Хуан-Хе и Янцзы – Китай, Нил – Египет, Тигр и Ефрат – Вавилон, Инд и Ганг – Индия.

По прошествии многих веков поток цивилизации спустился  по берегам рек к морю и распространился по его побережью. Так наступила вторая эпоха – морская, главным образом эпоха средиземноморских стран… Начиная от Афин, Сиракуз, Карфагена, Александрии и до Венеции, Константинополя длилась эпоха морских цивилизаций С открытием Америки Христофором Колумбом началось быстрое падение средиземноморских наций и государств и соответственный быстрый рост стран расположенных на побережье Атлантического океана т.е. Португалии, Испании, Франции, Англии.»

По Мечникову историю  человечества можно разделить на следующие периоды

1.) Древние века, Речной  период. Египет, Месопотамия, Индия  и Китай. История этих цивилизаций  не синхронична. Индия и Китай  с самого начала своего возникновения  несколько запаздывают в развитии  по сравнению с западными –  Ассиро-Вавилонией и Египтом.

В эпохе древних речных цивилизаций можно различить  две эпохи:

I.) Эпоха изолированных  народов, завершающаяся к XVIII веку  до начала нашей эры.

II.) Эпоха первоначальных  международных сношений и сближений  народов, начинающаяся первыми войнами Египта и Ассиро-Вавилонии и заканчивающаяся вступлением на историческую арену пунических (финикийских) федераций – 800 г до н.э.

2.) Средние века, средиземноморский  период. Этот период охватывает 25 веков, с основания Карфагена  до Карла Великого, и подразделяется в свою очередь, на две следующих эпохи:

I.) Эпоха Средиземного  моря, во время которой главные  очаги культуры, одновременно или  поочерёдно представлены крупными  олигархическими государствами  Финикии, Карфагена, Греции и,  наконец, Рима при цезарях, вплоть до Константина Великого.

II.) Эпоха Морская, начинающаяся  со времени основания Византии (Константинополя), когда в орбиту  цивилизации втягивается Чёрное  море, а затем Балтийское. Эта  эпоха охватывает собою весь  период Средних веков.

3.) Новое время или период океанический, характеризующийся заметным перевесом западноевропейских государств, лежащих на побережье Атлантики.

I.) Атлантическая эпоха,  от открытия Америки до момента  «золотой лихорадки» в Калифорнии  и на Аляске, широкого развития английского влияния в Австралии

II.) Всемирная эпоха,  едва только зарождающаяся в  наши дни.

Это разделение человеческой истории, представляющей в действительности единый процесс, вполне соответствует  также и трём последовательным фазисам  социальной эволюции и трём восходящим ступеням органической эволюции в природе.

 

8. Особенности видения социальной реальности представителями географического направления (А. П. Щапов и Л. И. Мечников)

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ  НАПРАВЛЕНИЕ в социологии (греч. geographia - описание Земли) - натуралистические теории, считающие исходной точкой социологического анализа общественного бытия географическую среду. Эти теории (Г.Н.) 1) преувеличивают роль естественной среды (климата, рек, флоры и фауны, природных богатств) в жизни общества, 2) настаивают на обусловленности социальных изменений географическими факторами, 3) игнорируют масштабы исторической деятельности человечества по преобразованию природной среды и потенциал изменений, заложенный в сложном взаимодействии социальных и духовных факторов. Географическое направление

 

В русской социологической мысли, так же как и в общественной мысли Западной Европы, делалась попытка  обосновать своеобразие социально-культурного  развития географическими факторами. Под сильным влиянием географического  детерминизма сложились концепции Л.И. Мечникова, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, Щапова.

Обращение к географическому фактору  было следствием усиливающегося влияния  идей и методов естествознания на общественную мысль, связано со стремлением  объяснить историю с помощью естественных сил, дать оценку социального прогресса на основе естественнонаучного критерия. Географическое направление в России не было однозначным, имело свои особенности и характеризовалось некоторыми новыми идеями.

 

Мечников хотел рассмотреть механизм влияния природы на социальное устройство общества. Так, в своей работе он, не скатываясь к вульгарному географическому детерминизму, пытался объяснить неравномерность общественного развития как результат изменения значения одних и тех же географических условий (а именно, водных ресурсов и путей сообщения), происходивших в различные эпохи под влиянием экономического и технического прогресса. Мечников выделял три периода в истории цивилизации: речной (возникновение первых рабовладельческих государств в долинах рек Нила, Тигра, Евфрата...), средиземноморский (основание Карфагена), океанический (открытие Америки). Правда, следует отметить, что данная периодизация внутренне противоречива, так как не объясняет, почему одинаковые по социально-экономическому типу государства (Финикия и Египет) отнесены к разным историческим эпохам, а различные (Рим и Франское государство Каролинков) к одной эпохе.

С этой периодизацией он связывает  основной закон развития культуры. На земле постепенно происходит эволюция культурно-географической среды, сначала она ограничена небольшими бассейнами нескольких культурно-исторических рек, постепенно расширяется и принимает характер средиземноморской, со временем охватывает Атлантический океан, с тем, чтобы в конечном итоге распространиться на всех обитаемых местностях земного шара.

Причину прогресса древнего общества он видел в реках, но не во всех, а  только в тех, которые могли обогатить  человека и в то же время угрожали его развитию и жизни. Для борьбы со стихиями рек люди должны совместно трудиться, соединяться в кооперации. Так, “исторические реки” Нил, Тигр и Евфрат могли за короткий срок сделать плодоносными огромные области, которые могли прокормить миллионы людей или уничтожить все созданное человеческим трудом, привести к разорению и голоду. Поэтому жизнь вдоль этих рек требовала от множества людей кооперированного труда. При этом малейшая неточность или небрежность при возведении дамб или рытье каналов могли привести к огромным общественным бедствиям. Мечников пишет: “Под страхом неминуемой смерти река-кормилица внушает населению солидарность и стремление объединять свои силы, хотя на самом деле отдельные группы населения не знали и даже ненавидели друг друга. Она принуждает каждого члена общества к исполнению части общественной работы, полезность которой познается впоследствии, а вначале бывает, непонятна громадному большинству. Зачастую даже это большинство не в состоянии дать себе отчет о плане исполнения общей работы. Вот где истинный источник боязливого благоговения и уважения, проявляемых народами по адресу рек, этих божеств, прокармливающих и управляющих, и оживотворяющих, открывающих свои тайны только немногим избранным, а всеми остальными смертными повелевающих и управляющих, наподобие того, как управляет ими судьба” /92, с.118/. Поэтому в долинах перечисленных рек сложились крупнейшие цивилизации древности. Другие же реки мира, даже более крупные, окруженные плодородными землями, так и не смогли стать очагами древней цивилизации, так как условия жизни для селящихся вдоль них племен были слишком благоприятными и не требовали совместных усилий. Цивилизациями речного периода были Древний Египет, Ассиро-Вавилонское царство, древние Индия и Китай.

По мнению Мечникова, социологические  законы не сводимы к законам природы, с их помощью нельзя внести ясность в сложный мир социальных взаимоотношений людей. Он считает: “Основать социологию на дарвинском законе борьбы за существование также немыслимо, как разрешить вопрос о солнечных пятнах на основании пифагоровой теоремы” /93, с.38/. “Общество - не механизмы и организмы, а также относятся к организмам, как эти последние относятся к механизмам. Говоря другими словами, законы биологические также неспособны объяснить нам явления общественности, как законы механические (считая, в том числе и химические) неспособны объяснять органическую жизнь” /93, с.41/. При этом все-таки он считал полезным проведение некоторых аналогий общества с биологическим организмом.

В историю русской социологии Мечников вошел как создатель оригинальной теории, в которой он попытался связать проблему географического фактора с условиями материальной жизни общества. Также на географическом факторе жизни общества он основывал идею закономерности общественного развития и социального прогресса.

 

Щапов

.Щ. развил оригинальную теорию областности и  замеченную им роль колонизации в образовании внутреннего устройства России  в своем лекционном курсе "Об истории колонизации великорусского племени. Он выработал свой взгляд на ход русской истории, на методы ее исследования, — окончательно сформулировал свою теорию областности. Этой теории Щ. правильнее всего можно дать имя земской, федеративной или общинно-колонизационной. "По старинному народному принципу... земля составляла основу всего народного бытового строя", откуда и являются названия областей "землями" и людей — "земскими". Процесс устройства народом земского мира совершался в такой естественной последовательности: "Рядом, на одной земле и воде, в колонизационно-географической и общинно-бытовой связи, сами собой, без всяких указов, устраивались... два первичных мира — городской и сельский, город и село..." Заложенный в лесу починок постепенно разрастался в село, к которому приселялись другие соседние починки, деревни, приселья и т. д., вместе образуя уезд или волость (откуда и выражение — "село с уездом"), а в отдельности составляя особый мир. Из первичных сел и починков на "почве вольнонародного, земского строения, путем торга и промысла", выросли торговые посады, городские общины, составившие также отдельные миры. Волостные или уездные миры естественноисторическим путем по речным системам и волокам смыкались в областные общины, в развитии которых были две "последовательно преемственные формы": особно-областная и соединенно-областная. Характерные особенности первой: вольное устройство путем колонизации на особой речной системе или отдельном волоке; стремление местных общин к "особности", полной самостоятельности в своих делах; однородность населения каждой общины в историко-этнографическом отношении; местное "земско-советие", т. е. областные земские соборы; федеральное взаимодействие и междоусобная борьба областных единиц. В эпоху этой структуры истории русской земли как целого еще нет — есть только история отдельных областей и их отношений между собой. Вторая и более сложная форма организации русской земли, соединенно-областная форма, возникла после смутного времени, после временной розни, разрухи областных общин и последовавшего за тем на областных земских соборах решения их быть в единении, любви и совете. Подобным же путем смыкания снизу вверх возникло и выросло управление страны, начавшись с сельского схода, как основной ячейки, и завершившись земским собором, явившимся выражением соединенно-областной организации земли; как мирские сходы, так и земские соборы, каждый в своем масштабе, создавали миром "уложения", регулировавшие правовые отношения; мир заведовал землей, финансами, участвовал в церковных делах, выбирал себе духовных пастырей, старост, голов, одним словом — был сам себе "полноправный государь". Такая естественно выросшая, самим народом созданная организация в XVIII в. насильственным путем сверху переходит в однообразную форму губерний и провинций, для которых создается общий им центральный орган управления, навсегда фиксированный в столице; местная жизнь, местная инициатива, местное законодательство задавливаются и замирают. Выступившая на историческую сцену централизация есть, однако, не более как искусственно привнесенный элемент, а "областность — коренное начало народного историко-географического самоопределения и местно-общинного саморазвития". В этом построении Щ. очень видную роль играет колонизация, анализу значения которой он посвятил даже особую статью — "Историко-географическое распределение русского народа"

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии в России конца XIX - начала XX вв"