Шпаргалка по "Социологии в России конца XIX - начала XX вв"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 15:13, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология в России конца XIX - начала XX вв"

Работа содержит 1 файл

Russky_Istsots_Otvety.doc

— 949.00 Кб (Скачать)

 Основателем концепции культурно-исторических типов является Данилевский Н. Я., которого считают приверженцем идей славянофильства, вступившего  в тот период в стадию упадка. В книге "Россия и Европа" Данилевский Н.Я.подробно развивает теорию "культурно-исторических типов" человечества.

 В своей работе  Данилевский Н.Я. наделяет культурно-исторические  типы следующими характеристиками: самостоятельные, своеобразные в плане религиозного, социального, бытового, промышленного, политического, научного, художественного, исторического развития. Данилевский считал, что общественные явления управляются общими духовными законами, но в тоже время: “Различия культурно - исторических типов есть, в конечном счете, различия характеров народов, их составляющих: различия этнографические, племенные, которые выражаются в особенностях психического строя народов”. Каждая цивилизация имеет характеристики, которые не могут быть переданы другой цивилизации. Поэтому исторический прогресс общества состоит в том, чтобы следовать по пути развития своего культурно-исторического типа.

Народничество 70-80-х годов XIX в. в России носило характер массового общественного движения и сыграло значительную роль в историческом процессе. Все главные положения социологии народничества теоретически обосновывали возможность самобытного, некапиталистического развития России, которого можно было достичь благодаря активному вмешательству в ход исторического процесса.

Конец 1860х – начало 1880х годов: революционное направление  народничества, сторонники которой  стремились к крестьянской революции.

Середина 1880х – середина 1890х годов: либеральное направление  народничества.

С середины 1890х годов народническая социология под напором марксистской критики приходит в упадок. Раскол народнического движения, в конечном счете, породил две ветви революционной оппозиции: социал-революционеров и социал-демократов, далеких от анархистских принципов и стоящих на позициях государственности. В России революционно-демократические движения основной причиной своей активности имели растущее недовольство самых широких общественных кругов половинчатостью и непоследовательностью проводимых царским правительством реформ.

Объединяло революционных  народников то, что они критиковали  царизм, требовали уничтожения феодально  – крепостнических пережитков, отрицательно относились к развитию капитализма  в России, идеализировали крестьянскую общину, которую считали исходным началом социализма. Их взгляды расходились только в вопросах подготовки и осуществления революции, форм и способов революционной деятельности.

Наиболее влиятельной  в русской социологической традиции была субъективная школа. Это положение определялось рядом моментов. Во-первых, школа просуществовала продолжительное время, с конца 60-х гг. XIX в. до конца 20-х г. XX в.. В количественном отношении субъективная школа была представлена множеством публикаций. Наряду с "отцами-основателями" (П.Л.Лавров (1828-1900): «Социологи-позитивисты», «Введение в историю мысли», «Теория и практика прогресса», «Социальная революция и задачи нравственности», «Задачи понимания истории», Н.К.Михайловский (1842-1904): «Аналогический метод в общественной науке», «Теория Дарвина и общественная наука», «Герои и толпа», «Орган, неделимое, общество») в ней обнаруживаются несколько поколений последователей. Во-вторых, представители данной школы прекрасно понимали российскую социальную реальность. В-третьих, это направление появилось как продолжение западных позитивистских идей, считая науку инструментом социальных изменений и умственного прогресса.

Основоположником субъективной школы является Лавров П.Л., в изучении социологии он опирался на философию, историю и этику. Лавров пытался  найти истоки общественности в животном мире, понять специфику именно человеческого общества, проследить разные состояния социо-культурной эволюции, начиная с первобытных форм и, кончая цивилизованными формами, включающими великие цивилизации древнего мира, культуру античности, средневековья и нового времени. В этом отношении он был одним из пионеров так называемых генетической и исторической социологий. Лавров отрицал эгоизм, анархию личности и диктат общества и группы над нею в равной степени.

Михайловский Н. К. был так же одним из зачинателей социологии в России и со временем стал общепризнанным лидером субъективной школы.

Центральная проблема социологии Михайловского, как и многих других исследователей второй половины XIX в., была связана с выяснением природы, функций и противопоставлением двух видов связей людей в обществе. При этом в основу кладутся не выяснение конкретных отношений человека к человеку, а абстрактное отношение общества к человеку (и наоборот).

Главной формой, типом "общественной индивидуальности", по Михайловскому,  является личность, а борьба за нее  является борьбой с групповым  диктатом, калечащим разделением  труда, групповыми стандартами в  познании, предрассудками и т. п.

Михайловский, как и подавляющее большинство социологов XIX в. был эволюционистом и пытался определить общее направление прогресса, дать его критерий, оценить другие социологические подходы к этой проблеме Его знаменитая "формула прогресса", с предъявлением которой Михайловский и вошел в историю отечественной социологии (1869-1870 гг.) звучит следующим образом: "Прогресс есть постепенное приближение к целостности, неделимости, к возможно полному и всестороннему разделению труда между органами и возможно меньшему разделению труда между людьми".[5].

Среди всех русских социологов конца XIX - начала XX в. самую важную роль в духовном объединении и взаимном понимании Запада и России играл  М.М.Ковалевский (1851-1916): « Очерк развития социологических учений», «Очерк происхождения  и развития семьи и собственности», «Современные социологи», «Происхождение семьи, рода, племени, собственности, государства и религии».

"Социальный порядок", по Ковалевскому, есть система  взаимодействий людей разного  рода, подчиняющаяся особым законам  эволюции и функционирования. Считал, что исторический прогресс связан с существующей исторической закономерностью. Отрицательно относился к революции, как к источнику социального прогресса, считая, что только система продуманных реформ является необходимым благом для общества. Ковалевский выдвинул теорию эволюции, то есть органической смены стадий общественного развития.

Общественный прогресс, по Ковалевскому, это постепенное  расширение сферы солидарности и "замирения": если человечество начало свою историю  с небольших групп, типа рода и семьи, где легко обнаруживались эти критерии, то с ходом истории они стали охватывать многомиллионные образования - народности, нации, государства, церковь и т.п.

Представителем направления социологии - ортодоксальной методологии был Б.А.Кистяков (1868-1920). Основные работы: «Общество и личность», «Социальные науки и право».

 Специфику общества  Кистяков видел в психологическом  взаимодействии индивидов, а объектом  социологии считал, прежде всего,  те явления, которые возникают  лишь в результате этого взаимодействия: общность чувств, желаний и другие проявления феномена коллективного сознания. "Коллективный дух" - это фундамент, на котором основывается общественная жизнь с ее разделением на отдельные личности, их сочетанием в сословия, классы, профессии, семьи и другие группы. При психологическом взаимодействии происходит не только обогащение воли и чувств отдельного индивида, но и их ломка, обеднение, и даже уничтожение. Отсюда различные виды и формы социального господства и подчинения, играющие важнейшую роль в истории человечества.

Главная работа Кистякова "Социальные науки и право", представляла собой тонко продуманное  соединение всех его публикаций русского периода.  Это было методологическое исследование, где результаты выстраивались в своеобразную социологическую систему. Первый раздел этой системы касался общества, второй - социальных норм, третий - институтов и последний - культуры.

Особой заслугой Маркса в создании научной социологии Кистяков считал то, что тот впервые высказал мысль о необходимости последовательного применения причинного объяснения к социальным явлениям и установил известное соотношение между некоторыми системами этих явлений, впервые введя некоторых из них в научных обиход (зависимость между базисом и надстройкой, социальной, классовой структурой и особыми формами общественного сознания и т.п.). Но диктатуру пролетариата Кистяковский считал чрезмерно политизированной утопией, реализация которой не даст общества, принципиально отличного от грубого капитализма.

Еще одним направлением в русской социологии был философский иррационализм, ярким представителем которого являлся Хвостов В.М. Общество и личность, утверждал Хвостов, взятые отдельно и противопоставленные друг другу, являются теоретическими абстракциями, взятые же в жизненном единстве, они есть реальность особого психо-материального ряда онтологических явлений, причем духовное в этом единстве играет решающую роль.

В культуре, которую Хвостов  считал особым "коллективным социальным феноменом", он выделял и специально анализировал идеи, изобретения, традиции, общественное мнение и интегральный принцип - "дух времени". Личность, по Хвостову, есть социокультурное образование, печать общества и культуры накладывается даже на такую физиологическую характеристику человека, как пол.

К революции как форме  разрешения социальных противоречий Хвостов  относился отрицательно, полагая, что, хотя сам взрыв часто спровоцирован  неразумной, эгоистической политикой  властей и поэтому может быть оправдан, он все же нежелателен  при более углубленном рассмотрении вопроса. В отличие от многих других социологов, замыкающихся в абстрактной теории. Хвостов постоянно подчеркивал практическую нагрузку социологии. Хвостов свитал, что в понятии "социальной справедливость" - это. гармоническое примирение личной свободы и благосостояния с благосостоянием общества в целом. Пока еще нигде этот идеал не достигнут в полной мере, для этого необходимо длительное воспитание людей в духе идеала и создание справедливых социальных организаций. И то и другое достижимо "воспитанием и реформами", которые должны быть основаны на данных социологии и социальной психологии.

Ярким представителем индивидуального психологизма был Петражицкий Л.И. Социология, на его взгляд, должна изучать именно человеческое участие в различных процессах общественной жизни, т.е. психическую деятельность индивидуального характера, опираясь на “интроспекцию” теорию “естественного права”, картину человеческих мотивов. Подвергая критике, способы образования общих социологических понятий своего времени, Петражицкий показал ущербность натуралистического редукционизма и переноса в теорию терминов и выводов обыденного сознания, игнорирующих специфику социальных явлений. Воля, чувства, интеллект - это продукты эволюции эмоций, хотя с возникновением других феноменов психики сами эмоции изменяются. Благодаря взаимодействию индивидов образуется новый эффект - групповая, “народная психика” с ее “нормами - законами”, которые теперь и определяют мотивацию. Петражицкому принадлежит идея разделения права на “официальное” и “интуитивное”. Первое - санкционировано государством, оно отстает в своем изменении от изменения духовной, экономической и социальной жизни. Тогда как второе - свободно изменяется в соответствии с социокультурными сдвигами, его содержание индивидуально, определяется обстоятельствами жизни человека, его характером, воспитанием, образованием, статусом, профессией, личными знакомствами и т.п.

Представителями направления  социологии – неопозитивизма были К.М.Тахтарев (1871-1925): «Главнейшие направления в русской социологии», «Наука об общественной жизни», "Общество и государство и закон борьбы классов"  и  П.А.Сорокин (1889-1968): « Система социологии», «Социология революции»,  «Социальная мобильность», «Социальная и культурная динамика», «Россия и Соединенные Штаты», «Общество, культура и личность», «Взаимная конвергенция США и СССР в направлении смешанного социокультурного типа».

К.М.Тахтарев выступал против марксистского понимания классовой  борьбы, противопоставляя ему идею межклассового сотрудничества и солидарности. Окончательным победителем в общественной борьбе будет труд, но труд творческий и действительно общественный.

П.А.Сорокин не принимает  социалистическую революцию и открыто  выступает против нее.

В его понятии, социология - наука, самостоятельно изучающая наиболее общие родовые свойства человеческого взаимодействия. Предмет социологии - элементы человеческого взаимодействия, их классификация и условия возникновения, сохранения и исчезновения простых коллективных единств.

  Предлагал создать социологию на следующих принципах:

1.Социология, как наука,  может и должна строиться по  типу естественных наук.

2.Социология может  и должна быть наукой теоретической,  изучающей мир людей таким,  какой он есть

3.Социология должна  быть объективной наукой.

4.Если социология  хочет быть "опытной и точной "наукой, она должна распрощаться  с бесплодной метафизикой и  исходить из фактов.

5.Следствием разрыва  с философствованием станет естественный  разрыв с монизмом.

Главный объект для изучения в социологии - взаимодействие индивидов. Создал первое развернутое изложение теории взаимодействия.

Индивиды взаимодействуют, когда изменение психических  переживаний или внешних актов  одного индивида вызывается переживаниями  другого индивида.

Процесс взаимодействия возможен при трех условиях:

1) наличие одного или  нескольких индивидов.

2) наличие актов, обуславливающих  их поступки.

3) наличие проводников.

Выделяет 2 критерия для  классификации социальных групп:

  • односторонний: индивиды объединены в группу по одному признаку.
  • многосторонний: индивиды объединены в группу по двум и более признакам.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии в России конца XIX - начала XX вв"