Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 12:06, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по предмету "Социология".

Работа содержит 1 файл

Ответы по социологии.doc

— 206.50 Кб (Скачать)

1.Социально-экономические и научно-теоретические предпосылки возникновения социологии как науки. 

Основными соц-эконом предпосылками стали две революции:

-Промышленная  революция (пром. переворот).Важнейшее событие в экономической жизни капиталистических обществ того времени. Она основывалась на достижениях в естественных науках, внедряла новые машины и технологии. Промышленный переворот представлял собой значительный скачок в развитии производительных сил, его сущность заключалась в переходе от ремесла и мануфактуры к машинному производству.

- Великая Французская буржуазная революция (1789-1794 гг ). В ходе этой революции появилось усложнение всех сфер жизнедеятельности людей, поставило проблемы осуществления взаимодействия между ними, управления этими взаимодействиями и создания социального порядка в обществе. Когда эти проблемы были осознаны и поставлены, возникли предпосылки формирования и развития науки, изучающей ассоциации людей, их поведение в этих ассоциациях, а также взаимодействия между людьми и результаты таких взаимодействий.

Таким образом, благодаря  двум революциям в обществе утвердились новые формы сознания и действий, новые образцы социального поведения людей. Европейское общество, подвергнутое изменениям, которые возникли в результате двух «великих революций», стало перед необходимостью осмысления причины и возможных последствий данных революций 
 

2.Сущность  позитивизма и  влияние его принципов  на социологию.

Суть позитивизма  в том, что социология должна строиться как научная дисциплина по образцу и подобию естественных наук.

Принципы  позитивизма:

Достоверное<=>Сомнительное, Реальное<=>Химерическое,  Полезное<=>не годное, Точное<=>смутное, Положительно<=>отрицательно.

Вывод: Наука не должна заниматься вопросом, почему происходит явление, а лишь ограничиваться описанием того, как оно происходит. 

 

3. Конт как основатель  позитивизма, основные  концепции Конта.

Главный закон социального  прогресса у Конта - это закон  трех стадий. Все общества проходят в своем развитии теологическую, метафизическую и позитивную стадии.

Теологическая(фиктивная). Господство религиозных представлений/мифов .

Метафизическая эпоха. Люди обладают правом свободной дискуссии  и основываются только на индивидуальных оценках.

Позитивная эпоха( научная). Окончательное утверждение научных взглядов на мир.

Любой объект, по Конту, может изучаться с двух точек зрения: статической и динамической. Это относится и к изучению социальной системы. Поэтому социология делится в его доктрине на две  части: социальную статику и социальную динамику.

Для социальной статики высшая цель - обнаружение законов социального порядка. Социальная статика -это социальная анатомия, изучающая строение социального организма. Это изучение структуры общества, начиная от отдельного индивида и семьи, роль которой Конт оценивал очень высоко. Называл ее “обществом в миниатюре”

Для социальной динамики - законов прогресса. Социальная динамика - социальная физиология, изучающая его функционирование, изучение прогресса общества. 

4.Спенсер  и идея эволюционизма.

Спенсер считал, что социальный мир основан на чувствах,  идеях, мнениях людей.

Спенсер рассматривает три вида эволюции — неорганическая, органическая, надорганическая, соответствующие неорганической, органической природе и человеческому обществу. Наряду с общими законами эволюции, действующими во всех этих сферах, существуют законы, характерные для каждой из них. Эволюция рассматривается как переход из одного состояния в другое, более развитое, в рамках одной социальной системы. Человек превращается в социальное существо, становится им в процессе длительной эволюции первобытных сообществ в социальные системы. 

5. Понятие натурализма  в социологии, его  прогрессивная направленность  черты ограниченности. 

Под натурализмом в социологии понимают направление или совокупность концепция, авторы которых опирались на методы и средства естественных наук, цель натуралистов — выработать систему знания об обществе и законов ими управляющих(появляются – биология, физика, механика). Социальный механизм жил не долго (общество, как огромный агрегат). Одновременно с механицизмом развивался органицизм (в основе Спенсоровская социология — общество, как организм) Использовали этнографический и сравнительно-исторические методы.

Все натуралисты  обращали внимание на эволюцию общества и не замечали, что общество может развиваться скачкообразно — т. е. революционно. 
 

6. Расово антропологическое  направление в  социологии.

Представители - Габино, Летурно, Ляпуж, Чемберлен.

Основные  идеи — люди делятся на народы. Социальное поведение людей обуславливается их биологической наследственностью. Расы не равны между собой, что определяет социологическое и культурное развлечение. Смешение рас вредно для человечества.

Гобино.  Классифицировал расы по значимости в мире.

Летурно. Расовое различие играет большую роль в истории, чем географические и климатические различия/факторы.

Чемберлен. Т. к.  арийская раса высшая, необходимо создать охрану тефтонской культуры. 

7.Георафическое  направление в  социологии.

Основная идея - В социологии истории жизни народа ведущую роль играет  географический фактор(климат, рельеф местности, качество земли)

Климат влияет на характер народа.

Бокле. Полагал, что специфика цивилизации зависит от физических причин. Климат оказывает влияние на энергию человека.

Реклю. Интересовало взаимодействие социума и географической среды. Если человек не будет положительно влиять на среду, он погубит себя сам. 

8. Идейно-теоритические  истоки социологии  Макрса и особенности  течения. 

Творчество  Маркса носило незавершенный характер, многие работы не окончены.

По Марксу человек не просто адаптируется к миру, а он преобразовывает мир под себя.

С точки зрения Маркса, общество-взаимосвязь между индивидами в процессе трудовой деятельности.

Личность  не появляется просто так, она может себя осуществить, если выражает себя интересами масс =>> Личность и коллектив творят историю. 

В работах Маркса особое значение придается экономическому фактору, оказывающему влияние на социальную жизнь. 
Важнейшей идей была о том, что бытие определяет сознание.
 
 
 
 

9. Философская антропология  Маркса. Человек и  общество. 

У Маркса Человек  от животного отличается производным  трудом. Человек не просто адаптируется к миру, а он преобразовывает его под себя. Благодаря труду человек подчиняет/овладевает стихиями, с др. стороны развиваются производительные отношения, которые отчуждают его от результатов своего труда.

Основную идею (у руссо)- человек, рожденный хорошим, добрым, способным, талантливым, но эти возможности ему не даются, ему не дают развиваться. 

Развитие промышленности приводит к изобилию. Физический труд уйдет в прошлое.

В новой социальной реальности, путь в которую через революцию, через установление господства меньшинства над большинством (через отмену ч/с. товарно-денежных отношений)

Во взаимоотношениях общества и индивида-приоритет отдается обществу. 
 

10.Материалистическое понимание истории Марксом, его методология. Теория социальных систем.

Понимание истории раскрывается в категориях:

  1. Производственные силы общества(ПСО)- люди с их умением и навыками и средствами производства.

2)Производственные  отношения(ПО)- отношения между людьми  в процессе производства.

ПСО вступают в противоречия с ПО т. к. ПС развиваются быстрей чем ПО. Конфликт убирается в помощью реформ или революций. 
По Марксу эконом. отношения являются двигателем истории. 
Для Маркса важны экономика и политика т. к. они более реальны, чем мораль/право/религия. 
Маркс считает, что существует универсальные соц-исторические законы, одинаковые для всех.

Базис - производственные силы общества. Вся экономика. 
На- идеологическая политика, культура. Производное от базиса, т. к. политика, право, идеология, культура. Каков базис- такова надстройка.
 
 

11. Теория соц. развития Маркса. Соц. революция. Классы и классовая борьба. Роль марксизма в истории социологии.

В основе конфликтов между ПС и ПО которые заканчиваются  революцией высшей формой соц. Конфликтов.

Маркс считал, что реформы в социальной истории это искусственный тормоз в развитии государства.

Соц. революция  — финал, когда один класс забирает власть у другого вооруженным путем, Движущей силой соц. революции  могут быть только передовые классы.

Классовая борьба вечна, пройдет только тогда, когда не будет противоречий классов, что в свою очередь может быть только при коммунизме. 
 

12. Понятие психологического направления в социологии.

Суть психологизма. Социум состоит из людей с их психическими особенностями, в виде потребностей, интересов, желаний, мотивов, эмоций. 
Представители направления отмечали, что существует психология индивидуальности и психология групп. Происходит духовное взаимодействие людей.

Направление психологической социализации

1.Индивидуалистическое (социум зависит от взаимодействия индивидуальной психологии =>изучать нужно психологию человека)

2. Групповая психология (существуют закономерности, которые движут психологией групп)

3. Социотарное (Изучаются глобальные, психические общественные проблемы с точки зрения этого направления социум влияет на психику индивида)

Представители: Уорт, Гидденс, Лебон, Тард. 
 

13. Психологический эволюционизм,  Уорда и Гидденса.

Уорд и  Гидденс рассматривали эволюцию общества как часть космической эволюции(от простого к сложному, от бессознательного к разумному.) 

Уорд. Отвергал биологизм Спенсера. Раскритиковал аналогию социума с человеческим организмом. Осн. идеи: С возникновением человека природа начинает изменяться, она развивается в своем пути.

1путь — природа  изменяется.(генезис) 
2 путь — Под влиянием человеческой деятельности(телезис)
 

Движущая сила телезиса- интересы и потребности человека.

Желания продуктивны  инстинктами, первичные потребностями: жажда, голод, размножение.

Вторичные: интеллектуальные, моральные, эстетические. 
Осуществление этих потребностей ведет к прогрессу общества

Уорд придает большое  значение чувствам и разуму человека. 
Уорд считал что общественную жизнь необходимо регулировать. 

Гидденс.

Общество- организация, результат с одной стороны сознательной, с другой- бессознательной деятельности =>   Социология выделяет 2 начала...1-субъективное...2-Объективное.. 
Ядро общества -ассоциация объединения индивидов обусловленная волей, желаниями, симпатией.

Так же Гидденс выделяет 3класса:

1.Жизненые классы -демографические

2.Классы личности- выделяются по степени одаренности.

3. Соц.класс, который делится на 
- Людей активного типа (т.е. Людей защищающих и улучшающих О)

- Не социальных (равнодушные ко всему происходящему)

- Псевдосоциальные (бедняки стремящиеся жить за счет О)

- Анти-социальные (преступники, вредящие О) 
 

14. Теория групповой  психологии Лебона и теория подражания Тарда. Теория интеракционизма, концепция психологии народов. Инстинктивизм. 

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"