Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 12:06, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по предмету "Социология".

Работа содержит 1 файл

Ответы по социологии.doc

— 206.50 Кб (Скачать)

Лебон.

Цель -  изучение массового  движения.

Толпа- большая группа людей собравшихся в одном месте, воодушевленная чувством  готовности следовать куда угодно за своим лидером. 
Лебон говорил, что толпа иррациональна, Ч в толпе теряет чувство реальности. 
Толпы делятся на:

-однородные(гомогенные)-классы, секты, касты

-разнородные(гетерогенные)- парламентское собрание, уличная  толпа 

Признаки толпы:

1 Зараженность общей  идеей, импульсивность. Безумное  следование за лидером

2 Восприимчивость  к внушению (восприимчивы к внушению дети, подростки, женщины)

3 Отсутствие критичности, сознание непреодалимости собственной силы (коллективное действие)

4 Утрата чувства  ответственности

5 Нетерпимость, фанатизм, догматизм 

Лебон считает что в толпе происходит деперсонализация идей человека. 
Он отмечал что толпа способна на героические и безнравственные поступки, все зависит от того кто лидер и как он умеет управлять толпой.
 

Тард

От индивидуальной, социальная психология отличается тем, что занимается только отношениями индивидуального Я к другим Я, их взаимным влиянием. 
Говорил, что через подражание передается социальный опыт от поколения к поколению, инновации становятся обыденностью. 
Социальные процессы делятся на  
Инновация => Оппозиция  => Адаптация  => Нормальное явление/обыденность. 
Тард делит законы на логические (объясняют почему одни инновации распространяются, а другие нет) и НЕ логические (Объясняют как протекают процессы подражания: подражание идет от внутреннего к внешнему, подражание от низших к высшим слоям).

Тард разделял массы  на толпу и публику. 
Толпа- Аморальные, рациональные, которые собрались харизматическому влиянию лидера. 
Публика — объединение людей с конкретной целью.
 

Интернационализм. Основатель Кули. Говорил о взаимоотношении личности внутри О 
Идеи. Первичная группа(семья) 
Теория зеркального «Я»

В основе человека 2 природы — биологическая (Человек бесформенное образование интеллекта и импульсов) и социальная (продукт взаимодействия первичных и вторичных групп, где первичными считаются- семья, игровая группа детей, соседи)

Кули отмечал, что  растущая  технологизация разрушает  группы, разрывеет соц. связи. Происходит отчуждение людей(-отрицательный момент урбанизации)

Говорил, что взаимодействие людей основывается на пересечении интересов, в основе лежит понятие симпатии. 
Идеи человека о самом себе его самосознании включают 3 элемента:

1.Предмет, о том каким он кажется другому человеку.. 
2. Представление об оценке , которую другой дает этой кажемости.

3.Некоторое  чувство Я вроде гордости или униженности, а Я зависит от того как оценивают меня. 

«+» Открытие нового направления изучения соц. психологии.

«-» Все считали, что всё можно объяснить психическими процессами- были редукцианистами. 
 
Инстинктивизм.  
Гл.- инстинкты, импульсы, стремления.

 
Макдугл. В основе всех общественных явлений- психология масс  => В основе всех общественных наук должна быть  психология. 
Инстинкт направлен чтобы удавливать физические потребности. 
Обществом движут неосознанные инстинкты. 
 
Вундт. 
Осн. идея — народ творец истории. 
У народа есть коллективная душа, характер (менталитет)  основанный на элементах культуры(мифы, ценности, язык, сказания, песни) 
историческая психология- попытка понять тех, кто был давно.
 
 

15.Понятие  и общие черты  классической нем. Социологии. «формальная» школа социологии Тённиса.

Немецкая социология формировалась под влиянием немецкой классической философии. 
Критиковали психологическое направление, натурализм, позитивизм вообще.

Считали что нельзя строить  учение об обществе, исходя из естественных наук.

Предлагал всё начать сначала, т. е. строя свою методологию познания общества они придавали особое значение форме, структурированию, классификации социальных явлений и процессов... 
(наработки немецких философов легли в основу социальной теории.)
 
 

Теннис

Цель - связать рационалистическое и историческое понятие мира. 
Осн. идеи: выдвинул 2 модели человеческого общежития.. 
1. Общность

2. Общество. 
В основе того и другого человеческие действия. В основе соц. действий — волевые решения. 
 
Воля:

1 Органическая (естественная) -когда целое определяет социальную жизнь

2 Рассудочная, т.е. Единица определяет жизнь целого. 

Типы  отношений:

1) Общинные отношения.  Единство воли определяется инстинктом, привычкой, на основе которых формируется родство, дружба. Характерны интимные межличностные связи. Связи, основанные на эмоциях, приязни и душевной склонности. 
2)Общественные отношения. Отношения, которые складываются в общественной сфере, в основе обмен - «ты мне, я тебе». Принцип каждый за себя: между людьми формируется: напряженность, общество чужое, рациональное)

 
Предпосылкой перехода от общинной связи к общественной является современный индивидуализм. Понятие общества, государства  и цивилизации.

Общинное сознание определяется религией, а общественное — наукой. 

Он критикует общественные отношения за отчужденность человека от общества, одновременно он идеализирует общественные отношения. В итоги его теория легла в основу нацизма. 
 

16. «Формальная» социология  Зиммеля. 

Главным понятием в творчестве было понятие форсы, в которое заключено содержание(- исторически обусловленные мотивы, цели, побуждение человеческого взаимодействия)

Говорил что социология должна описывать формы современного бытия людей и находить правила, которые лежат в основании взаимоотношение индивидуума. 
Земмель считает, что основным является изучение ценностей и культуры в историческом развитии. Главным считается не обнаружение причин следствия связей, а открытие смысла соц. действия. Таким образом, он оппозитивируется от позитивистских установок. 
Говорил, что в любом обществе можно отделить форму от содержания. 
То что складывается в результате взаимоотношения основано на инстинктах, интересах, игре, то что побуждает человека к деятельности является содержанием. 
 
 

17. Разработка Вебером метода социологии. «Понимающая социология»

В основе Вильгельм  Дильтей. Он говорил, что в основе обществ. наук — понимающая психология. Познавать действительность надо через интуицию.

Полагал, что в методологию социологии должны быть включены рассудочные методы (абстракция, логика). 
Смысл заключался в том, что  история может претендовать на статус науки только тогда, когда  оперирует  проверенными фактами и основывается на причинно-следственных связях , и способна делать обобщения. 
Социология должна изучать реальные соц. факты, только подтвержденные факты могут быть  в основе соц. исследования.

Не допустима излишняя психологизация при изучении,  не материальное понимание истории социологии, объяснение соц. процессов одним фактом. 

Свою задачу Вебер  видел в том, что бы понять действительность жизни во всём многообразии. 
Недопустимы научно естественные методы в социологии, т. к. они исходят из общего, не учитывая индивидуальность. 
 
Так же Вебер изучал культурные явления.  
При изучении элементов культуры, просто необходим субъективный взгляд на вещи, свою социологию Вебер называл «понимающей». Человек  в отличие от животного- разумен, его действия осмысленны — вводит категорию «соц. действий».
 
 
 

18.Учение  Вебера об идеальных  типах.

Идеальний тип —  своеобразное проявление интересов  эпохи. Мысленная конструкция, схема. Не извлекаемая из реального опыта. 
Идеальный тип Вебер считал утопией. Он необходим для познания исторической и соц. реальности. 
Вебер пытался разобраться, как формируется идеальный тип

Исторический идеальный тип.  Имеет дело со свершившемся соц. фактом (локален во времени и пространстве, имеет универсальные характеристики).

Социальный  идеальный тип  Выводится из сознания учёного (подвижен и универсален) 

19.Концепции  социального действия  Вебера 

Соц.действия это действия когда есть

-Наличие субъективации, индивида или группы людей,

-Ориентация на других людей

-Основным субъектом  соц. действия является индивид.

4 типа социального действия:  
1) Целерациональное. В основе четко сформулированная цель действия, наличие средств для достижения цели. 
2) Ценностно-рациональное. Основано на вере в безусловно эстетическую религиозную либо иную ценность определенного поведения, независимо от результата. 
3) Аффективное. Действие, обусловленное аффектом. Пограничное состояние на уровне сознательного и бессознательного. 
4) Традиционное. Действие, основанное на длительной привычке.

Вебер говорил, что  будущее за целерациональным действием. 
 
 

20. Идея формальной рациональности Вебера 

Ф. р. – рациональность универсального характера (усовершенствование исторической жизни). Формальная рациональность действует объективно. Процесс развития техники и технологий, системы управления. 
Человек движется от не рационального к рациональному. 
 
 
 

21. Взаимосвязь  экономики,  этики, религии и мотивации эконом. деятельности в социологии Вебера.

В основе пратистанская  этика. Капитализм начал активно развиваться с 16-17 веков. в Англии, Италии и Франции.

Этика характерна для капиталистического общества. Лозунг: не копи, а отдай ближнему, поделись с неимущим.

 Основа протистанской  религии:

1. экономика,

2. трудолюбие 

3. стремление к  успеху.

Для капитализма характерно: щедрость, пассивность, консерватизм и упование на волю господа. Новая этика труд, бережливость и скупость, индивидуализм, профессионализм и успешность в бизнесе. Вебер анализирует религиозные этические установки в зависимости от того, какие способы они предлагают. 

22.Вебер  о классовых и  групповых взаимоотношениях

Он ввел понятия  власти и господства. 
Власть, по Веберу, в умении навязать волю другому индивиду, даже при его сопротивлении. Указывает на наличие неравенства субъектов: отдельные люди, группы и государство.

Господство это наличие законов и обязательное им подчинение. Государство — господство одних классов над другими.

существует 3 вида подчинения:

1) легальное (господство соображения интересов всех сторон)

2) традиционное (основано на священной вере)

3) харизматичное (предполагает личную преданность харизматику - классиф. идеальных типов.) 

Власть подразумевает  необязательное подчинение. а господство это наличие законов и обязательное им подчинение. Типы господства рушатся, когда идеалы образа жизни, этические установки, вера, господство большинства теряет привлекательность в глазах подчиненного меньшинства. 

Вебер выделяет три  типа легитимности государства. 
1) легальный. Подчиняются не личности, а закону. Носитель власти - чиновник действующий от имени государства. Идеальный тип - бюрократия (Англия, Франция ,США) 
2)Традиционный. В основе патриархальная власть. Характерен полный произвол и лишенность господина.

3)Харизматический.  Должен быть лидер (магический, пророческий дар, талант великого полководца, героические качества) 

23. Значение творчества Вебера в истории социологии. 

Таким образом, кратко рассмотрев основные момента творчества М. Вебера, можно подвести некоторые  итоги. В чем заключается значение его творчества?  Во-первых, ученый создал качественно новую целостную, самодостаточную и непротиворечивую социологическую систему. Во-вторых, в ее построении он использовал качественно новый подход к обществу: не как к природному элементу, идеалистическому институту или результату производственной деятельности, а как к самобытной части мира, развивающейся по своим особенным, уникальным законам. В-третьих, он выдвинул тезис о том, что общество развивается в результате постоянной борьбы и согласия его членов. В четвертых, М. Вебер впервые применил новый социологический метод – концепцию идеального типа – важнейшего инструмента для препарирования социума. В-пятых, заслуживает внимание концепция государственного устройства ученого, в основе которой социологическая категория господства, также детально и убедительно им разработанная. Наконец, написанная М. Вебером работа «Протестантская этика и дух капитализма» до сих пор современна, фундаментальна и энциклопедична, а главное она положило начало новой школы в историческом обществознании.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"