Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 15:08, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 30 вопросов по дисциплине "Социология".

Работа содержит 1 файл

Ответы к зачету по социологии.docx

— 73.88 Кб (Скачать)

№1социология как наука

 Социология (от  греч. socio - общество, лат. logos - слово, наука) - наука об обществе. Социология изначально была выделена как самостоятельная научная дисциплина, ставящая своей целью дать ответ на вопрос "что такое общество и как оно возможно?"

Были выявлены основные функции социологии:

1.      Теоретико-познавательная  функция подразумевает отличность  социологии как науки от системы  обыденных знаний и представляет  собой специализированные, объективные,  доказательные знания об основных  социальных проблемах развития  современного общества.

2.      Практически-преобразовательная  функция предполагает использование  социологического знания в различных  сферах практики: понятно, что  рекомендации и выводы социологического  исследования являются основанием  для принятия неких инновационных  решений в области исследования.

3.      Мировоззренческая  функция формирует систему представлений  человека о протекающих социальных  процессах и ориентации человека  в системе социальных отношений.

Особенность социологии в том, что она изучает общество как целостность. Макс Вебер немецкий социолог, сказал, что главная задача социологии - отыскание смысла человеческих действий. Вебер стал основоположником "понимающей социологии". Задача социологии, в его понимании –  анализ и интерпретация действий людей в социологическом контексте. 

№2. Уровни социологии

 Каждая область  науки выполняет определенные  задания, исследует разнообразные  проблемы. Для этого определяются  соответствующие направления исследований  и анализа социальной реальности, практическая реализация этих  исследований осуществляется на  определенных уровнях специальными  квалифицированными научными заведениями.

Социология, как и  любая другая наука, имеет свою структуру, что предопределенно ее содержанием  и заданиями. Прежде всего сами социологические знания имеют три основных уровни:

- фундаментальные  социологические теории (создают  теории, концепции, парадигмы, которые  раскрывают универсальные закономерности  и принципы построения разнообразных  социальных систем, а также теорию  случайных и таких, что само  организуются, само управляются,  социальных процессов и явлений);

- теории среднего  уровня (призванные обобщать и  структурировать эмпирические данные  в пределах отдельных отраслей  социологического знания);

- эмпирический (находит, определяет и обобщает социальные факты).

Социологические знания - это единство теории и социальной практики. Теории и концепции, разработанные  на наивысшем уровне в сфере формирования знаний о социальной реальности, представляют теоретическую фундаментальную  социологию.

Специальные социологические  теории; или теории среднего уровня, изучают закономерности и случайности  развития и воссоздания отдельных  социальных общностей (социология города, села, этнической группы, демографической  группы и тому подобное).

До среднего уровня принадлежат отраслевые теории; что  раскрывают закономерности, случайности  и механизм жизнедеятельности социальных общностей в отдельных сферах (социология труда, социология образования, социология быта, экономическая социология, социология управления и тому подобное), и теории; что анализируют отдельные  элементы социального механизма (теории коммуникации, социальной активности, социология организаций и тому подобное). Эмпирическая социология изучает, анализирует  и обобщает социальные факты. Она  использует методы конкретных социологических  исследований (опрос, наблюдение, анализ документов). Между разными уровнями социального знания нет абсолютного  предела. Теоретические и эмпирические знания тесно связаны между собой. Теоретические знания необходимы для  грамотного осуществления эмпирических исследований, а эмпирическая социология обеспечивает теоретические разработки проверенными и обобщенными социальными  фактами. 

№3. Понятие общественного  закона в системе  социологического знания.

Понятие социального закона  Любая совокупность знаний не может называться наукой до тех пор, пока она не изучает закономерности, характерные для определенного объекта исследования. Законы социологии как науки основаны на повторяемости определенных явлений происходящих в человеческом обществе.

Установлению социальных фактов служат такие элементы социологического знания как:

1) общие и специальные  социологические теории (например теория стратификации, теория культурного релятивизма и т. д.) Задача этих теорий – решить вопрос о возможностях и пределах познания общества в определенных аспектах;

2) отраслевые социологические  теории, например экономическая  социология, социология семьи, социология  города. Их задача – дать описание  отдельных сфер жизни общества, обосновать программы конкретных  социологических исследований, обеспечить  истолкование эмпирических данных;

3) методы сбора  и анализа данных служат созданию  эмпирической базы и первичному  обобщению эмпирических данных (массовый  опрос, наблюдения, анализ документов, эксперимент). Выбор метода исследования  зависит от спецификации объекта  и задач исследования, например  настроения избирателей можно  изучать с помощью опроса избирателей,  опроса экспертов или глубинного  интервью с типичным избирателем.  Социальный закон – это существенные, устойчивые, повторяющиеся отношения  между социальными явлениями  и процессами, прежде всего в  социальной деятельности людей  или их действий. Следует различать  две группы социальных законов.  Первая группа – это законы, действующие на протяжении всей  истории развития общества, (закон  определяющей роли способа производства, закон последовательной причинной  зависимости различных сторон  жизнедеятельности общества, закономерности  перехода от одной общественной  формации к другой и т. д.). Эти законы являются тем способом, в соответствии с которым функционирует  и развивается общество (закон  определяющей роли способа производства). Вторая группа – это законы, которые вытекают из сложившихся  ранее обстоятельств и в которых  проявляется ведущая тенденция  развития общества, обусловленная  объективными закономерностями  его деятельности и развития. Этот вид социальных закономерностей  есть не что иное, как результат  конкретно складывающихся обстоятельств,  которые обусловлены объективным  положением производства и общества  и в большей мере зависят  от воли и действий составляющих  общество классов, групп, индивидов.  Сущность социальных законов  заключается в том, что они  определяют отношения между различными  индивидами и общностями, проявляясь  в их деятельности. Общие законы  действуют во всех общественных  системах (например, закон стоимости  и товарно-денежных отношений). Действие  же специфических законов ограничено  одной или несколькими общественными  системами (например, законы, связанные  с переходом от одного типа  общества к другому или период  первичного накопления капитала). 

№4. Типы научности социологии.

  Выделяется 3 типа  научности социологии:

1) Классический тип  научности представлен  такими ученными  как: О.Конт, Г.Спенсер и Э.Дюркгейм. Основные принципы классической методологии заключаются в том, что социальные явления подчиняются законам общим для всей действительности и никаких специфических законов не существует.

2) Неклассический тип  представлен такими  ученными как : Г. Зиммелем,  М. Вебером. В основе этой методологии лежит представление о принципиальной противоположности законов природы и общества и, следовательно, признание необходимости существования двух типов научного знания наук о природе (естествознания) и наук о культуре (гуманитарного знания). Социология же, по их мнению, это пограничная наука, и поэтому она должна заимствовать у естествознания и гуманитарных наук все лучшее.

3) Пост неклассический  тип появляется  на совершенном  этапе, когда появляется  потребность в множественном объяснении социальных процессов, но при этом сохраняется значимость строгости социального знания и его непротиворечивость. 

№5. Зарождение и эволюция социального знания

Периоды развития социологического знания:

1. Протосоциалистический период - представление об обществе в виде отдельных взглядов, идей, учений, составляющие неотъемлимую часть общ. Науки, культуры, истории социологической мысли.

2. Классическая западная  социология:

-Появление социологии  как самостоятельной науки на  основе метода позитивизма (О.  Конт; Г. Спенсер)

-Формирование национальных  социологических школ, начало существования  "Больших социологических теорий" ( М. Вебер; Дюргейм; К. Маркс)

3. Современная социология - выход социологии за национальные  рамки.

Классическая западная социология:

1) Социологические  идеи О. Кента

- Впервые ввел понятие  "социология"

- Разработал теорию  интеллектуальной эволюции человечества. Выделял три стадии развития  познавательной деятельности человека.

1. Теологическая стадия - на данной стадии доминрует религиозная мифология. В конце этой стадии место религиозного воображения начинает занимать опытное знание о связях и закономерностях явлений внешнего мира и связей людей.

2. Метафизическая  стадия - человеческое сознание оперирует  не воображением, а понятиями,  отражающими реальные процессы  внешнего мира, однако из-за слабого  развития науки эти понятия  довольно абстрактны.

3. Позитивная стадия  человеческое знание в своих  суждениях и выводах исходит  преимущественно из научных наблюдений. Истинная наука сочетает наблюдения  и предвидение, которые составляет  во всех отношениях главную  черту положительной философии

- разделил науки  на 2 ряда по критерию возможности  использования прав.

1. Абстрактные, призванные  открывать законы

2. Конкретные, признанные  применять их к исследованию  явлений.

- Социология - самая  абстрактная из наук.

- Социология Конта  относится к направлению позитивизма.  Идеи позитивного знания в  понимании О. Конта - это:

1. Знание реального - противоположность нереального

2. Знание полезного  - противоположность бесполезного.

3. Знание достоверного - противоположность сомнительного.

- Один из первых. Кто стал рассматривать статику  и динамику социологических процессов.  Социологическая статистика - это  состояние общественных отношений  в какой-то определенный конкретный  момент времени. Социологическая  динамика - это процесс прогресса,  на которые оказывает влияние  различные факторы (человеческий  дух, ум, климат, оптимальная плотность  населения.)

- главный противник  прогресса - революция.

Г. Спенсер: социология теория классический современный

- Общество - социологический  организм.

- Основатель органической  школы в социологии.

- Общество следует  рассматривать как единую систему  взаимодействия природы и, прежде  всего, биологические и социальные  факторы.

- Все стороны общественной  жизни органично связаны между  собой и влияют друг на друга.

- Только в рамках  целостного социологического организма  проявляется подлинное значение  любого социального института  и социальная роль каждого  субъекта.

- свой "организм" Г. Спенсер подтверждал такими  доказательствами:

1.Как и живые  организмы, так и любые общества  в процессе их роста и развития  увеличивается в своей массе.

2.и те, и другие  со временем усложняются.

3.и те, и другие  со временем приходят во все  большую зависимость от своих  составных частей.

4.и те, и другие  продолжают существовать как  единое целое, хотя составные  его единицы постоянно то появляются, то исчезают.

- Каждое общество  имеет 3 системы органов:

1.Поддерживающая система  производства необходимых продуктов.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"