Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 15:08, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 30 вопросов по дисциплине "Социология".

Работа содержит 1 файл

Ответы к зачету по социологии.docx

— 73.88 Кб (Скачать)

Социализация выполняет  в общество три основных задачи:

1) интегрирует индивида  в общество, а также в различные  типы

социальных общностей  через усвоение им элементов культуры, норм и

ценностей;

2) способствует взаимодействию  людей вследствии принятия ими

социальных ролей;

3) сохраняет общество, производит и передает культуру  поколений

через убеждения и  показ соответствующих образцов поведения.

По мнению Ч. Кули, личность проходит следующие стадии социализации:

1)имитацию - копирование детьми поведения взрослых;

2)  игровую - детское поведение как исполнение роли со значением;

3)  групповые игры - роль как ожидаемое от нее  поведение. 

В процессе социализации различают ее первичные и вторичные формы.

Первичная (внешняя) социализация означает приспособление индивида к  ролевым функциям и социальным нормам, складывающимся в различных социальных институтах общества на различных уровнях . жизнедеятельности человека. Происходит это через социальную идентификацию – т.е. осознание своей принадлежности к данной общности. Агентами здесь выступают семья, школа, сверстники либо субкультуры и компенсаторы, ведущие к десоциализации.

Вторичная социализация - интериоризация, т.е. означает процесс включения социальных ролей во внутренний мир человека. В результате складывается система внутренних регуляторов поведения личности, что обеспечивает соответствие (либо противодействие) поведения индивида заданным со стороны общественной системы образцам и установкам. Это представляет собой жизненный опыт, способность к оценке норм, тогда как на уровне идентификации они в основном лишь усваивались.

Важнейшими факторами  социализации личности выступает феномен  нахождения индивида в группе и самореализации через нее, а также вхождение  индивида в более сложные структуры  общества.

№23Понятие  социального статуса  и социальной роли.

Социальный статус – это положение человека в  обществе, этот статус имеет соответствующий  список прав и обязанностей. Статус можно сравнить с пустой ячейкой  в организации или группе, которую  может занимать тот или иной человек, люди приходят и уходят, а статусы  в организации остаются. Организация  – это система взаимосвязанных  и специализированных статусов. Каждый статус имеет свою функцию в организации, например, функция руководителя состоит в руководстве рядовыми сотрудниками, функция учителя состоит в обучении учащихся, функция рабочего состоит в управлении и ремонте технических устройств и т.д. Каждый человек занимает одновременно несколько статусов, например, рабочего, мужа, спортсмена, друга, студента вечернего отделения университета, члена партии, автора газетной публикации, посетителя больницы и т.д.  

Виды статусов:

· прирождённый статус, например, национальность, сословие, пол, раса, каста.

· достижимый статус, например, президент страны, академик, генерал.

Социальная роль –  это такое поведение, которое  окружающие ожидают от человека, занимающего  определённый статус

№24Типологизация личности.

К числу важнейших  характеристик при рассмотрении структуры личности относится ее социальная типология - выявление ее сущностных черт, обусловленных образом жизни. К ним относятся:

1)     свойства  социально-исторических типов личности, обусловленные

природой данной формации;

2)  черты личности, обусловленные социальной принадлежностью  и

образующие социально-классовую типологию;

3)  социально-типологические  особенности национального характера

как продукт историко-географического развития данного народа;

4)  профессиональная типология личности.

В социальной типологии  принято выделять два типа личности: 1. идеальный и 2. нормативный.

К свойствам идеального типа личности относятся требования общественного идеала, зафиксированные  в религиозных верованиях, идеологии. Формирование данного типа объективно необходимо для функционирования данного общества.

Нормативный тип личности выделяется на уровне социально-исторического  и культурологического анализа, являясь наиболее распространенным в обществе.

№25Понятие  отклоняющегося поведения.

К сожалению, не существует такого общества, в котором все  его члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями. Термин «социальное отклонение»  означает поведение индивида или  группы, которое не соответствует  общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Социальные отклонения могут принимать  самые разные формы: преступники, отшельники, гении, аскеты, святые и т.д..

Во все времена  общество пыталось подавлять, устранять  нежелательные формы человеческой жизнедеятельности их носителей. Методы и средства определялись социально-экономическими отношениями, общественным сознанием, интересами правящей элиты. Проблемы социального  «зла» всегда привлекали интерес ученых.

Один индивид может  иметь отклонения в социальном поведении, другой в личностной организации, третий и в социальной сфере, и в личностной организации. Социологов интересуют, прежде всего, культурные отклонения, то есть отклонения данной социальной общности от норм культуры.

Социальные отклонения играют в обществе двойственную, противоречивую роль. Они, с одной стороны, представляют угрозу стабильности общества-с другой поддерживают эту стабильность. Успешное функционирование социальных структур можно считать эффективным, только если обеспечен порядок и предсказуемое поведение членов общества. Каждый должен знать, какого поведения он может ожидать от окружающих его людей и какого поведения другие члены общества ожидают от него самого.

Социальные отклонения могут происходить в сфере  индивидуального поведения, они  представляют собой поступки конкретных людей, запрещаемые общественными  нормами. Вместе с этим в каждом обществе много отклоняющихся субкультур, нормы которых осуждаются общепринятой, доминирующей моралью общества. Такие  отклонения определяются как групповые.

№26Концепция  отклоняющегося поведения  Э. Дюркгейма.

Социологические концепции  пытаются учесть в девиации социальные и культурные факторы, влияющие и  определяющие поведение человека в  обществе. Впервые социологическое  объяснение сущности девиации было предложено Э. Дюркгеймом, который разработал теорию аномии (от греч. аномос – беззаконный, безнормный, неуправляемый). Под аномией он понимал такое состояние общества, при котором отсутствует четкая регуляция поведения людей вследствие отсутствия в обществе всяческих норм и ценностей (старые себя изжили, а новые еще не приняты). В таких условиях наблюдается равнодушие, отчужденность, недоверие людей друг к другу, теряется стабильность института семьи, выражается полное безразличие к деятельности государства. Лишенные целей и смысла жизни, люди становятся подверженными стрессу и тревожности, что приводит к различным формам отклоняющегося поведения.

Главная мысль Э. Дюркгейма  сводилась к тому, что в основе стабильного функционирования общества лежит феномен социальной солидарности, а всякие отклонения от него есть социальная дезорганизация, являющаяся причиной девиантного поведения. Собрав обширный фактический материал, он дока зал, что число самоубийств в разных социальных группах неодинаково: у  католиков их меньше, чем у протестантов. Объяснение этому явлению было дано такое: чем выше уровень сплоченности, солидарности социальной группы, тем  ниже уровень самоубийств. Горожане и протестанты были более разобщены  и индивидуалистичны, нежели сельчане и католики, которые жили общинами с очень развитыми коллективными формами взаимопомощи. 
 

№27Природа  отклоняющегося поведения.

Негативные явления  свидетельствуют о наличии исторических предпосылок, объективных и субъективных условий, о противоречивости общественного  развития, в котором тесно переплелись  как трудности становления и  развития, так и деформация экономических, социальных, политических и духовных процессов.

Отклоняющееся поведение  людей, во-первых, существует потому, что  новая социальная система возникает  не на пустом месте, а вырастает из ряда элементов прежней, разрушенной  системы – идет ли речь о людях  или об элементах производительных сил, духовной или материальной культуры. Во-вторых, процесс развития новой  социальной системы обычно неравномерен, а это порождает диспропорцию в соотношении ее элементов и  приводит к отставанию некоторых  из них и тем или иным дефектам функционирования. В-третьих, может  наблюдаться неполная адаптация  развивающейся системы к внешним  и внутренним условиям ее существования. Говоря иными словами, социальное, культурное или техническое развитие может  подчас не поспевать за вновь возникающими общественными, духовными или экономическими потребностями. В-четвертых, нельзя сбрасывать со счетов случайные события. Все  это в совокупности и служит конкретным источником различных негативных явлений.

№28Коррекция  отклоняющегося поведения.

Коррекция девиантного  поведения - социально-педагогический и психологический комплекс взаимосвязанных  и взаимообусловленных операций и процедур, направленных на регуляцию  мотиваций, ценностных ориентации, установок  и поведения личности, а через  нее — на систему различных  внутренних побуждений, регулирующих и корректирующих личностные качества, характеризующие отношение к  социальным действиям и поступкам.

1. Воспитательная - восстановление положительных качеств, которые преобладали у молодого человека до появления «девиантности», обращение к памяти подростка о его добрых делах.

2. Компенсаторная  — формирование у молодого  человека стремления компенсировать  тот или иной социальный недостаток  усилением деятельности в той  области, в которой он может  добиться успехов, которая позволит  ему реализовать свои возможности,  способности и, главное, потребность в самоутверждении.

3. Стимулирующая - активизация положительной социально  полезной предметно-практической  деятельности молодого человека; она осуществляется посредством  осуждения или одобрения, т.е.  заинтересованного, эмоционального  отношения к личности, ее поступкам.

4. Корректирующая - исправление отрицательных качеств личности молодого человека и применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивации, ценностных ориентации, установок, поведения.

5. Регулирующая — это способ воздействия социальной группы (либо ее представителей) на личность, вызывающий изменение степени участия последней во внутригрупповых процессах и групповой деятельности в целом.

№29Социология права как научная  отрасль.

Социология права  — одна из многочисленных отраслей социологической науки, призванная исследовать феномен права с  позиций социологии. Объективным  основанием для выделения такой  особой отрасли социологии является то, что право — это важный не только юридический и политический, но и социальный институт, которому наряду с нравственностью принадлежит  решающая роль в социальном контроле и во всем социальном регулировании.

Общество не может  обойтись без социального регулирования, в системе которого праву принадлежит  ведущая роль. Право — часть  социального контроля, оно выражает основные постулаты данного общества, опирающиеся на государственное  обеспечение. Право как социальный институт — это способ регулирования поведения учреждений) и обеспеченных государственным принуждением или его угрозой.

№30Социальный механизм действия права.

Взаимодействие  права и правосознания  осуществляется в  рамках правового  регулирования общественных отношений, которое  подразделяется на три самостоятельные стадии:

- правотворчество, 

- реализацию норм  права,

- государственное  принуждение. 

Каждая  из названных стадий характеризуется  применением специфических  правовых средств, называемых юридическими механизмами  правового регулирования.

В числе основных юридических средств можно выделить:

1) юридические нормы; 

2) индивидуальные акты  применения норм  права, принимаемые  судебными и иными  государственными  органами по конкретным  делам в целях  обеспечения требований  правовых норм в реальной жизни;

3) правоотношения;

4) акты реализации  прав и обязанностей, т.е. юридически  значимые действия  субъектов конкретных  правоотношений, направленные  на исполнение  юридической обязанности и использование правомочий.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"