Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 15:08, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 30 вопросов по дисциплине "Социология".

Работа содержит 1 файл

Ответы к зачету по социологии.docx

— 73.88 Кб (Скачать)

Первый этап прежде всего связан с творчеством таких крупных социальных мыслителей, как П. Л. Лавров (1829-1900) и Н. К. Михайловский (1822 — 1904).Развиваемое ими направление социальной мысли получило название субъективной социологии. Основополагающие идеи этого направления были впервые сформулированы в знаменитых “Исторических письмах” П. Л. Лаврова (1870).Сущность общественного развития, по Лаврову, состоит в переработке культуры, а именно в переработке традиционных, склонных к застою общественных форм в цивилизацию, характеризующуюся гибкими, динамичными структурами и отношениями. Цивилизация истолковывается субъективными социологами как сознательное историческое движение .Это движение осуществляется прежде всего критической мыслью. Но поскольку мысль реально осуществляется только через действия личности, постольку, рассуждают они,главной движущей силой общественного развития выступают критически мыслящие личности, передовая интеллигенция.

H. К. Михайловский  определял социализм как творчество  личного начала при посредстве  начала общинного.В связи с этим, в субъективной социологии значительное внимание уделяется разработке вопроса об особом пути России к социализму, при котором должны быть учтены особенности российского опыта. В связи с этим, субъективные социологи развивали учение о некапиталистическом пути развития России, в основе которого лежала идея о переходе к социализму через использование и преобразование коллективистских традиций докапиталистических форм устройства труда и быта — общины (“мира”), артели и др.

В тесной связи с  общесоциологической теорией находилась и методология субъективной социологии. В ней подчеркивалась мысль о  существовании принципиального  различия между природным и общественными явлениями. Природные- это закономерные, повторяющиеся явления,общественные- неповторимые, индивидуальные, изменяющиеся.

Наряду с субъективной социологией, заметное место в социальной науке того периода занимают работы М. М. Ковалевского (1851-1916). Ведущую роль в своей социологической теории М. М. Ковалевский отводит учению о социальном прогрессе, сущность которого он видел в развитии солидарности между социальными группами, классами, народом. Одной из основных задач  социологии М. М. Ковалевский считал выявление сущности солидарности, описание и объяснение многообразных ее форм. М. М. Ковалевский выдвинул идею эволюции, т. е.органической смены стадий общественного развития. Его интересовали главным образом истоки и генезис основных социальных институтов: семьи, общины, частной собственности и государства.

Параллельно с субъективной социологией и позитивизмом М. М. Ковалевского, в борьбе с ними в  России развивалась социология марксизма, представленная двумя основными  теориями.Ортодоксальный марксизм в тот период представляли две ведущие фигуры — Г. В. Плеханов и В. И. Ленин. Так называемый легальный марксизм П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановский, Н. А. Бердяев и др. Основные принципы марксистской методологии были изложены в предыдущем разделе, и представители ортодоксального марксизма в России в целом их разделяют. Однако при решении конкретных проблем общественного устройства между Г. В. Плехановым и В. И. Лениным существовали серьезные различия, которые в преддверии Октябрьской революции перешли в стадию непримиримой борьбы. Так называемый “легальный марксизм” как течение социальной мысли носил временный, социокультурный характер, связанный с увлечением либеральной интеллигенции марксистскими идеями в период кануна революции 1905-1907 гг. После ее поражения либеральная интеллигенция отошла от марксизма, и “легальный марксизм” прекратил свое существование.

Второй период развития социологической мысли в России характеризуется нарастанием процесса институционализации, приобретением  социологической наукой статуса  социального института. В 1918-1919 гг. в  Петроградском и Ярославском  университетах были созданы кафедры  социологии, введена ученая степень  по социологии. В 1919 г. был учрежден Социологический институт. В 1920 г. в  Петроградском университете при  факультете общественных наук было создано  социологическое отделение, во главе  которого стал Питирим Александрович  Сорокин (1889-1968), — крупный ученый и общественный деятель, внесший  существенный вклад в развитие отечественной  и мировой социологии, о чем  шла речь выше.

В 1930-х гг.марксизм окончательно утвердился в качестве идеологической основы общества, социология была объявлена философской наукой. Было провозглашено, что исторический материализм — это и есть социология марксизма и, следовательно, эмпирические конкретно-социологические исследования, как несовместимые со спецификой философской теории, выводились за пределы социологии. Это была теоретическая предпосылка разгрома социологии и ее полного упадка в СССР.

Возрождение социологии как науки начинается в конце 1950-х - начала 1960-х гг., на волне “хрущевской  оттепели”. В этот период были проведены  масштабные социологические исследования по изучению влияния научно-технического прогресса на социальную и профессиональную структуру работников, их отношения  к труду. Большое распространение  получило социальное планирование, составление  планов социального и экономического развития промышленных предприятий, колхозов и совхозов и даже некоторых городов.  

№13. ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВА КАК СИСТЕМЫ 

Общество как систему  рассматривали многие видные социологи. Однако сопоставление их исследований и выводов ставят в недоумение из-за слишком разноречивости и разноплановости. Главная же причина разноголосицы - в неоднозначности методологии. Известно, система -это такое целое, которое не сводимо к. сумме своих элементов. Уникальность целого обеспечивается особым способом, порядком взаимосвязи и взаимозависимости его частей. Во многом исследование системы начинается с изучения ее основных структурных компонентов, механизмов их функционирования и взаимодействия, определяя выбор основного системообразующего элемента лежащего в основе теоретической конструкции.

Задача социологии состоит в том, чтобы исследовать  общество как систему, его структуру, функции, подсистемы и элементы. Социология исходит из понимания общества как  сложноорганизованного системного объекта, используя при этом общенаучную  методологию общей теории систем. «Общая теория систем, - утверждает Л. фон  Берталанфи, -- дает нам угол зрения, позволяющий увидеть предметы, которые раньше не замечались или обходились, и в этом состоит ее методологическое значение». Общая теория систем представляет собой своего рода «организмический» подход, в котором основное внимание уделяется проблемам целостности, организации и направленности развития сложных систем. Однако развитие исследований в этом направлении показало, что совокупность проблем методологии системного исследования существенно превосходит рамки задач общей теории систем. Для обозначения этой более широкой сферы методологических проблем и применяют термин «системный подход». В философском аспекте системный подход означает формирование системного взгляда на мир, базирующегося на идее целостности, сложной организации и самодвижения исследуемых систем. Чтобы разъяснить суть системного подхода к обществу, мы должны прежде всего уточнить значение термина «система».

Система представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных  элементов, находящихся в функциональных отношениях и связях друг с другом. Существует целая иерархия систем: одна система может быть элементом  системы более высокого порядка; элементы любой системы, в свою очередь, выступают как системы более  низкого порядка. Система обладает особыми системными качествами: порядок, организация системы как целого выше, чем ее отдельных элементов. Любая система -- от атома до общества -- всегда представляет собой нечто большее, чем простая сумма составляющих ее элементов и подсистем. Подобная взаимозависимость частей и целого проявляется в интегральных свойствах системы: механические часы или телевизор, к примеру, обладают особыми свойствами, которые отсутствуют у частей (деталей, из которых они состоят). Каждый системный элемент, свойство и отношение зависят от места внутри целого. Важными системными принципами также являются структурность -- возможность описания системы через установление ее структуры, т. е. сети связей и отношений системы, обусловленность функционирования элементов системы свойствами ее структуры. Существует взаимозависимость системы и среды (система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой). Всем этим признакам отвечает человеческое общество, представляющее собой сложноорганизованную систему высшего «органического» типа, суперсистему, или социальную систему, включающую в себя все виды социальных систем и характеризующуюся структурно-функциональной целостностью, устойчивостью, равновесием, открытостью, динамизмом, самоорганизацией, самовоспроизводством, эволюцией.

Существенными чертами  любой системы являются целостность  и интеграция. Первое понятие (целостность) фиксирует объективную форму  существования явления, т. е. его  существование как целого, а второе (интеграция) -- процесс и механизм объединения его частей. Целое больше суммы входящих в него частей. Это означает, что каждое целое обладает новыми качествами, которые механически не сводимы к сумме его элементов, обнаруживает некий «интегральный эффект». Эти новые качества, присущие явлению как целому, обычно обозначаются как системные или интегральные качества.

Специфика социальной системы состоит в том, что  она складывается на базе той или  иной общности людей (социальная группа, социальная организация и т. д.), а  ее элементами являются люди, чье поведение  детерминируется определенными  социальными позициями (статусами), которые они занимают, и конкретными  социальными функциями (ролями), которые  они выполняют; социальными нормами и ценностями, принятыми в данной социальной системе, а также их различными индивидуальными качествами. В число элементов социальной системы могут входить различные идеальные (верования, представления и т. д.) и случайные элементы. В основе социальной системы лежит деятельность, направленная на воспроизводство самой системы. Для поддержания устойчивости социальных систем в меняющихся условиях внешней среды необходимо внутреннее регулирование самых различных процессов, которое приводит к взаимной подстройке этих процессов и их подчинению единому порядку. Все социальные системы способны к саморегуляции и являются самоорганизующимися системами высокой функциональной сложности .

№14.  СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА  ОБЩЕСТВА. ТЕОРИЯ К. МАРКСА О БАЗИСЕ И  НАДСТРОЙКЕ.

Социальная структура  общества – строение и внутренняя форма его организации, образованная относительно устойчивыми взаимосвязями, составляющих его элементов.

Таким образом, социальная структура общества формируется  на основе взаимной и, как правило, двухсторонней  связи его элементов, основными  их которых являются малые и большие  группы, в том числе семья, социальные слои, классы, расы, нации, народности и  т.д. Специфика социальной структуры  состоит в том, что каждый элемент  представляет собой относительно самостоятельную  социальную подсистему с присущей ей внутренней структурой.

Социальные структуры  во многих случаях организуется при  очевидном приоритете субординационных связей по отношению к координационным, в результате чего они приобретают форму «социальной пирамиды». Примером тому могут служить: социальная «вертикаль» общества (немногочисленная элита, опирающиеся на высшие, средние, низшие слои общества, численный состав которых растёт с геометрической прогрессией по мере удаления от социальной «вершины»); система образования (общеобразовательные школы – образовательные учреждения профессионального начального образования – техникумы, колледжи – институты, университеты); семьи (глава семьи, члены семьи, ближайшие родственники, дальние родственники); производственный коллектив.

Главными элементами социальной структуры являются:

а) взаимодействующие  друг с другом индивиды, или люди;

б) образуемые людьми социальные общности;

в) сложившиеся в  обществе социальные институты.

Все эти элементы переплетены  сложными, многообразными и многочисленными  взаимосвязями и отношениями. В начале обратимся к социальным общностям (или социальным группам).

Центральное место  в методологии исследования К. Маркса занимает его концепция о базисе и надстройке, о которой он заявил еще в 1859 г. в «Критике политической экономии».

Базис и надстройка - основные понятия марксистской версии социальной философии, характеризующие  структуру «общественно-экономической  формации». С помощью данных понятий  в границах исторического материализма была предпринята попытка установить существенную, системообразующую связь  и взаимозависимость экономических  и идеологических отношений, а также  общие закономерности их развития. Сжатую характеристику базиса и надстройки и их взаимодействия К. Маркс, сформулировал  в предисловии к работе «К критике  политической экономии»: «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания». Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание.

     Таким  образом, базис, по К. Марксу, - это первичная экономическая  структура общества, представляющая  собой совокупность исторически  определенных производственных  отношений. Надстройка - это совокупность  идеологических отношений и взглядов (идей), а также соответствующие  им организации и учреждения (государство,  партии, церковь и др.). К надстроечным  идеям относятся политические, правовые, нравственные, эстетические, религиозные,  философские воззрения. Базис  носит исторически изменяющийся  характер, что обусловлено развитием  производительных сил. Коренные  качественные изменения в экономическом  строе общества (т.е. в базисе) вызывают изменения и в надстройке. Однако изменения в ней, по  К. Марксу, происходят не автоматически  вслед за изменениями в базисе, а лишь через опосредующие  звенья. Например, философия определенным  образом связана с базисом  через политику, право, мораль. Надстройка  обладает относительной самостоятельностью  в своем развитии. Она может  несколько отставать от базиса  или опережать его в своем  развитии. Надстройка выполняет  в обществе важные социальные  функции. Она выражает и закрепляет  экономические отношения собственности  данного общества, прежде всего  с помощью определенных правовых  и политических норм и учреждений. Но в каждом обществе существуют  элементы надстройки, выполняющие  разрушительные функции по отношению  к породившему их базису, и  способствующие возникновению нового  базиса. Таким образом, надстройка  оказывает активное воздействие  на базис. Разработка концепции  «базиса и надстройки» в версии  К. Маркса, с одной стороны,  являла собой одну из первых  попыток анализа социума как  сложной системы, с другой же - выступила как избыточно упрощенная  попытка материалистического решения  так называемого «основного вопроса  философии» в марксовой версии применительно к обществу.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"