Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 15:08, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 30 вопросов по дисциплине "Социология".

Работа содержит 1 файл

Ответы к зачету по социологии.docx

— 73.88 Кб (Скачать)

2.Распределительная  система - обеспечивает связь  различных частей социального  организма

3.регулятивная система  - обеспечивает подчинение частей  целому.

- В своей концепции  рассматривал идею социологической  эволюции:

1.любой процесс  развития включает 2 стороны:

А) интеграцию - переход  от простого к сложному.

Б)дифференциацию - переход от однородного к разнородному.

Эти два процесса противоречивы, но они не мешают друг другу и  не выходят за рамки целого.

2.Эволюция - процесс  плавный, не допускающий перескакивания  и ускорения.

- уделял большое  внимание идее равновесия и  гармонии. Равновесие - это сбалансированность  во взаимоотношениях людей, которое  выступает как фактор в стабильности  общества. Процесс обратный равновесию - распад общества, которое, с его  точки зрения, начинается с прекращения  эффективной деятельности важных  социологических институтов (государство  - власть, армия)

Эмиль Дюркгейм.

- Рассматривал предмет  социологии и считал, что социология  должна уделять внимание социологическим  фактам.

- Любой социологический  факт должен обладать двумя  признаками:

1.Он должен быть  объективен.

2.Он должен обладать  принудительным значением и оказывать  давление на индивидов

- Выделил 2 вида  социологических фактов:

1.мат (морфологические) - они выражают строение общества, т.е. плотность населения, пути  сообщения, климатических условий  и т.д.

2.Духовные (коллективные  представления) - религия, наука,  искусство, философии.

- Автор теории социологического  реализма:

1.природу социологических  явлений следует объяснять с  помощью социальных, а не психологических  факторов

2. Исходным моментом  в анализе поведения людей  является общество как система  взаимодействия индивидов.

3.социология в методологическом  отношении подобна наукам о  природе, т.е. ее познавательная  цель - это исследование закономерностей.

- Инициатор разработки  научного метода социологии, заключающегося  в рациональном, т.е. строго логическом  объяснении явлений общественной  жизни.

- социология - это  наука о социологических фактах, под которым понимается политика, правовые, религиозные и др. идеи, а также нормы и ценности, вырабатываемые  коллективным сознанием людей  и составляющие отдельных индивидов  действовать в соответствии с  этими идеями, нормами и ценностями.

- Большое значение  имеют выводы ученого о различиях  нормального и патологического  общества, а также о социологических  болезнях и их преодолении.

- Ввел понятие "аномия" - это состояние ценностного нормативного  вакуума, характерного для переходных  и кризисных состояний в развитии  общества, когда старые нормы  и ценности перестали существовать, а новые ещё не установились. Аномия характеризуется резким  ослаблением социологических явлений  между людьми, а и иногда и  их исчезновением.

Макс Вебер

- Разработал методологию  социологического познания, а также  концепцию понимания идеальных  типов.

- Сделал вклад в  развитии социологии религии

- С точки зрения  концепции понимающей социологии, он полагал, что социологию  следует изучать изнутри.

- Понятие "понимание"  рассматривается с двух сторон:

1.Непосредственное  понимание (восприятие, наблюдение)

2.Объясняющее понимание  - установление логической связи  познаний интересующего объекта.

- задачи концепции  понимающей социологии заключаются  в объяснении

1.по средствам каких осмысленных действий люди пытаются осуществить свои стремления. В какой степени и по каким причинам им это удалось или нет

2. Какие понятные  социологу последствия имели  их стремление для осмысленного  соотнесенного поведения других  людей.

- теория социологического действия. В ней автор разработал концепцию идеальных типов, представляющих собой некие модели того, что наиболее полезно человеку. Моделями Вебера должны были выступать моральные, религиозные, политические ценности и вытекающие из неких установок поведения и деятельности людей, а также нормы и правила.

- Концепция социологического  действия выделили следующие  типы:

1.Целерациональное  действие - оно предполагает осознание  цели, средств её достижения и  возможные реакции других людей.

2.Ценностоно-рациональное  действие - основывается на сознательной  вере в практическую , естественную или религиозную ценность определенного поведения.

3.Эффективное действие - действие, основанное ан эффекте.

4.Традиционное действие - осуществляется на основе традиций  и привычек.

Карл Маркс

- Издал материалистическое  учение об обществе, согласно  которой главной определяющей  силой в развитии общества  является способ производства  материальных благ.

- Используя системный  подход, разработал теорию общественно- экономической формаций и показал, что смена формаций происходит на основе разрешения противоречий и конфликтов. Занимаясь мат. Производством, люди неосознанно помимо своей воли вступают друг с другом в производственные отношения. Эти отношения, по мнению Маркса, определяют все отношения в обществе. Господствующие в данном обществе производственного отношения Маркс называл базисом общества, а базис в свою очередь, определяет надстройку. Надстройкой - совокупность господствующих в обществе идеологических, политических, правовых отношений.

- Отношение Маркса  к частной собственности в  течение жизни претерпевало изменения  от категорического отрицания  в зрелости до принятия её  молодости.

- выступал приверженцем социологической революции, которая с его точки зрения, в зависимости от обстоятельств могла проходить мирным и немирным путем. Маркс считал, что социальная революция неизбежна

1.В силу действующих  экономических законов капитализма

2.при благоприятных  объективных условиях

3.при высоком уровне  развития субъективного фактора. 

№6. Соц. условия и  теоретические предпосылки  развития социологии.

Современная социология как наука образовалась не на пустом месте, ей предшествовали многие столетия поисков истины, о том, что такое  человеческое общество, и какое место  занимает в нем человек. Действенность  социологии опирается на широкий  резонанс результатов, понятное объяснение актуальных проблем повседневной жизни.

Эта наука возникает  в конце 30-х - начале 40-х годов XIX в. В социальной сфере это было время  крайней нестабильности. Восстание  лионских ткачей во Франции, силезских ткачей в Германии (1844 г.), чартистское движение в Англии, чуть позже революция 1848 г. во Франции свидетельствовали о нарастании кризиса общественных отношений. Во времена решительных и быстрых перемен у людей возникает потребность в обобщающей теории, способной прогнозировать, куда движется человечество, на какие ориентиры можно опереться, обрести свое место и свою роль в этом процессе. Как известно, К. Маркс и Ф. Энгельс начинали свою теоретическую и практическую деятельность в то же время и при тех же обстоятельствах. Они, следуя рационалистической традиции, сформулированной в немецкой классической философии, и опираясь на свой опыт участия в революционном движении, предложили решить эту проблему на основе концепции научного социализма, сердцевиной которой является теория социалистической революции. О. Конт и другие «отцы-основатели социологии» - Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер - предложили реформистский путь развития общества. Основоположники социологии были сторонниками стабильного порядка. В условиях революционного подъема они думали не над тем, как разжечь пожар гражданской войны, а наоборот, как преодолеть кризис в Европе, установить согласие и солидарность между различными социальными группами. Социология как раз и рассматривалась ими в качестве инструмента познания общества и выработки рекомендаций по его реформированию. Методической же основой реформизма, с их точки зрения, является «позитивный метод».

Этими различными идеологическими  установками было продиктовано и  различие в истолковании тех научных  открытий, которые были сделаны в 30-х - 40-х годах XIX в. В этот период на первый план развития науки выходят  химия и биология. Наиболее значительными  открытиями того времени являются открытие клетки немецкими учеными Шлейденом и Шванном (1838-1839), на основе которого была создана клеточная теория строения живого вещества, и создание Ч. Дарвином теории эволюции видов. Для К. Маркса и Ф. Энгельса эти теории послужили естественнонаучными предпосылками создания диалектического материализма, основным элементом которого является учение о диалектике - «алгебра революции», как ее назвал В. И. Ленин. Для О. Конта, Г. Спенсера и Э. Дюркгейма эти открытия послужили основой для создания учения об обществе, основанного на принципах биологии, - «органической теории развития общества».

Пока речь шла в  основном о социологических условиях и естественнонаучных предпосылках возникновения теоретической социологии. Однако задолго до этого в Европе закладывались основы эмпирической базы социологии и ее методов познания. Методология и методика конкретно-социологических исследований разрабатывались главным образом естествоиспытателями. Уже в XVII--XVIII в. Джон Граунт и Эдмунт Галлей вырабатывали методы количественного исследования социальных процессов. В частности, Д. Граунт применил их в 1662 г. к анализу уровня смертности. А работа известного физика и математика Лапласа «Философские очерки о вероятности» построена на количественном описании динамики народонаселения. Особенно активно эмпирические социальные исследования в Европе начали развиваться в начале XIX века под влиянием определенных социальных процессов. Интенсивное развитие капитализма в начале XIX в. вело к быстрому росту городов - урбанизации жизни населения. Следствием этого была резкая социальная дифференциация населения, рост числа бедных (пауперизация), увеличение преступности, нарастание социальной нестабильности. В то же время ускоренно формируются «средний слой» и буржуазная прослойка, всегда выступающие за порядок и стабильность, укрепляется институт общественного мнения, возрастает число различного рода общественных движений, выступающих за социальные реформы. Таким образом, с одной стороны, отчетливо проявились «социальные болезни общества», с другой - объективно созрели те силы, которые были заинтересованы в их лечении и могли выступать в качестве заказчиков социологических исследований, способных предложить «лекарство» от этих «болезней». 
 

№7. О.Конт- основоположник развития социологии

Огюст Конт (1798–1857) –  французский мыслитель, который  считается основателем социологии. Первым предложил термин «социология».

Однако существует мнение, что первенство Конта во многом формальное и ограничивается лишь созданием термина; в этом случае действительными создателями социологии считают Т. Гоббса, Ш. Монтескье, Дж. Локка или социалистов (Сен-Симона, Фурье, Оуэна). В общественной жизни  указанным стадиям соответствуют  три другие: примитивная, промежуточная и научная. Между историей науки и историей общества, с точки зрения Конта, существует очень тесная связь, поскольку первичным фактором в существовании общества является духовное, умственное развитие. На него оказывают влияние также раса, климат, средняя продолжительность жизни человека и связанный с ней прирост населения, которые вместе приводят к разделению труда и обусловливают развитие интеллектуальной сферы. Социология мыслилась Контом как дисциплина, которая отражает реальность последней, научной стадии развития общества и позитивной стадии развития науки. Соответственно, и социология должна опираться на методы, типичные в большей степени для естественных наук: наблюдение, сравнение и, самое главное, эксперимент. Конт рассматривал человеческое общество как организм, который существует по законам, аналогичным тем, которые управляют природой и другими организмами. На основании этого он постулировал возможность изучения жизни общества при помощи методов естественных наук. Помимо чисто описательной и объясняющей функции, социология, с точки зрения Конта, должна выполнять и функцию обоснования рационального, правильного государственного и общественного порядка. Благодаря этому можно избежать произвола правителей, полагающихся на свои субъективные представления. Полагая, что общество и общественные явления должны быть предметом социологии, О. Конт считал, что социология должна изучать социальную статику и социальную динамику. Изучая социальную статику, социология, по его мнению, должна открыть основные элементы структуры общества в их взаимной связи и определить общие условия гармонического отношения частей, образующих социальное целое. О. Конт считал, что всегда должна существовать спонтанная или сознательная кооперация этих частей, приводящая к социальной власти. При рассмотрении конкретной структуры общества О. Конт исходит из семьи, которую он считал основным элементом социальной структуры. В ней человек живет как спонтанное социальное существо; семья представляет естественное состояние его социальности, и в ней господствуют отношения, которые можно считать естественной основой всех отношений в обществе.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"