Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 12:06, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по предмету "Социология".

Работа содержит 1 файл

Ответы по социологии.doc

— 206.50 Кб (Скачать)

    Школа отличалась относительно высокой степенью сплоченности, основанной на  общности  теоретических  и  социально-политических  взглядов,   активной работе  в  журнале,  разделении  труда  и   специализации   в   определенных предметных областях, научном авторитете Дюркгейма, дружеских связях и т. д. 

29. Вильфредо Парето и его концепция нелогического действия. 

Истоками творчества Парето исходит из творчества Макжавелли соц. дарвинизм, инстинктивизм социология масс Лебона и Тарда. Идеалы это мир, ложь. Результат заблуждений, либо способ скрыть истинные мотивы. Чел-м движут инстинкты. По Парето человек сначала делает, потом думает. Парето изучал соц.поведение и делил человеческие действия на логические и не логические. Основой послужило соотношение целей и средств. Нелогические – потребность, инстинкты. Логические это то, с помощью чего он пытается скрыть истинные мотивы своего поведения. Нелогические основаны на эмоциях и действиях. Это мифы, религиозные теории. Распространение теорий не зависит от логического обоснования. В соц.системе Парето играет важную роль мнения, установки, стереотипы, предрассудки. Нелогические действия содержат постоянные изменчивые элементы. Постоянный элемент Парето называет осадок. Изменчивый элемент – производная деривация.

Деривация – это идеологическая система со сложным содержанием производимых от чувств. Характеризуются в иррациональных пластах чел-й психики. Дериваты – необходимы для сохранения истинных побуждений мотив.действий. 

30. Учение о деривациях и человеческом поведении, базирующемся на  них. 

Деривация – идеологическая система с ложным содержанием, производных  от чувств, коренящихся в иррациональных пластах человеческой психики.

  Теории, посредством которых люди представляют свои нелогические действия в качестве логических, содержат в себе постоянный и изменчивый элементы. Постоянный элемент Парето называет термином «осадок», изменчивый элемент – термином «производное» – «деривация». Чёткого определения этих терминов у Парето нет. По его определению «осадки представляют собой проявлением чувств и инстинктов. Будучи нелогичными, осадки представляют собой проявления базовых человеческих чувств и инстинктов. Однако не следует смешивать осадки с самими чувствами и инстинктами, которым они соответствуют, так как они являются элементами «теорий». Дериваты (отклонение, отведение) рассматриваются как производные от чувств и необходимы для сокрытия истинных побудительных мотивов действий.

Парето выделяет шесть  классов «осадков», которые детерминируют  социальное поведение человека. К первому классу он относил «остатки инстинкта комбинаций» (склонность человека собирать, комбинировать вещи, лежащие в основе всех социальных изменений). Второй класс осадков называется «настойчивость в сохранении агрегатов» (консервативное чувство, способствующее сохранению старого и неприятию нового). Третий класс (потребность в проявлении своих чувств посредством внешних актов) связан с чувством собственности. Четвёртый – «осадки связанные с социальностью». Пятый класс «осадков» («единство индивида и того, что ему принадлежит») характеризуется стремлением проявлять свои чувства в общественных действиях и поступках. Шестой класс связан с половыми инстинктом («сексуальный осадок»). Каждый класс осадков, кроме того содержал многочисленные подклассы, что в целом создаёт довольно громоздкую систему классификации.

           Теперь то, что касается дериваций. Дериваты одновременно и олицетворяют и затемняют социальные факты. Парето делит все деривации на четыре класса. К первому классу относятся аксиомы, догмы и абсолютные истины. Второй класс «дериваций» содержит в себе некомпетентные суждения и аргументы, опирающиеся на авторитет (личности, обычаи, традиции). Иначе говоря, это убеждение авторитетом. Третий класс дериваций содержит аппеляцию к общепринятым нормам или воле сверхъестественных сил. Четвёртый класс дериваций – чисто словесные доводы, вербальные доказательства, не имеющие объективного эквивалента. Такие высказывания часто используются в политике, в пропагандистской работе в целях манипулирования общественным сознанием. Парето полагал, что идеология – теоретическая форма маскировки и сокрытия нелогического действия. Цель дериваций четвёртого типа, преследуемая господствующим классом в необходимости закумуфлировать истинную суть своей политики, которая состоит в господстве. 
 

31. Концепция элиты  Парето.

Элита — это избранная  часть населения, остальная его  часть лишь «приспосабливается к  полученным от нее стимулам». Элита подразделяется на две части: одна прямо или косвенно принимает участие в управлении обществом («правящая элита», или «правящий класс»), а другая не участвует в управлении и продвигается в художественной или научной сферах («неуправляющая элита»). 
Элита и неэлита образуют соответственно высший и низший слои общества. Представители низов, наиболее одаренные из них, «поднимаются вверх», пополняя ряды правящей элиты, члены которой в свою очередь, деградируя, «опускаются вниз», в массы. Здесь обнаруживается идейное родство концепции Парето с концепциями Тарда, Лебона: деление общества на изобретателей и подражателей (Тард), на вождей и толпу (Лебон). 

Происходит циркуляция, или круговорот, элит — процесс  взаимодействия между членами общества, которое представляется Парето в виде пирамиды с элитой на ее вершине. Элиту характеризует высокая степень самообладания и расчетливости, умение видеть слабые и наиболее чувствительные места в других и использовать их для своей выгоды, в то время как массы обычно запутываются в сетях эмоций и предрассудков. Это оправдывает «разделение общества на две части. Те, в ком преобладает знание, управляют и руководят теми, в ком преобладают чувства, так что в конце концов их действия оказываются энергичными и мудро направляемыми»

32.  Историчекие истоки эмпирической социологии.

Основная ее функция  – изучение общественного мнения и разных социальных процессов. Наиболее эффективно эта функция используется в процессе социологического исследования.  Социальное исследование – это система теоретических и эмпирических процедур, которые способствуют получению новых знаний про исследуемый объект с целью решения конкретных теоретических и социальных проблем. Выделяется четыре основных метода эмпирического социологического исследования : анализ документов, наблюдения, опрос и социальный эксперимент, разделяющиеся в зависимости от состояния фактов сознания, а также способа их фиксации.  

33. А.Кетле и его роль в развитии социальной статики. 
Первым стал использовать материалистические методы статистики. Для применения материальных случаев нужны многие соц.случаи. Изучал события, которые повторялись и ему было необходимо как можно больше таких событий. Законы соц.статистики:

1)соц.явления имеют регулярный и возобновляемый характер.

2)для получения  достоверных данных нужны как  можно большие величины 

3) проводил аналогию  между физ.фактами и средними соц.величинами.

Первый ввёл понятие "средний" человек - показатель характеристик данной общности. Метод матем.статики: ведёт вычисление коренного народа. Отмечал, что все люди одинаково склонны к самоубийству. 
 
 

34. Ч. Бут, значение его деятельности в развитии эмпирической социологии.

      Занимался изучением города. Впервые применил методы учёного наблюдения. Использовал статистический анализ и анализ демографических характеристик в обществе. Выявил три причины бедности:

1) работа.

2)различные обстоятельства жизни.

3) с привычками  людей. 
Классы делит на низшие, средние и высшие. Благодаря соц.школе Бута стали проводить соц.реформы. Издан закон о пенсиях, закон по инвалидности. Введено пособие по безработице. Значение: заложил основу практики доходов, индексацию.
 
 

35. Социологические  исследования в  Германии в рамках  эмпирическрй социологии.

Эрнст Энгель, известен главным образом изучением структуры  бюджетов пролетарских семей. На основе статистических данных сделал ряд выводов, что чем больше семья, тем больше затрат на еду. Адольф Вагнер, анализировал самоубийства, следуя по Дюркгейму. Адольф Левинштайн, провел такое исследование, как опрос (8000 анкет), столкнулся со сложным анализом анкет(первое широкомасштабное анкетирование). 1872 год, в германии учеными и предпринимателями создается ЛИГА за соц.политику, во главе Вебер, входил туда и Теннис, изучал условия жизни соц.низов, внес качественный анализ криминальной среды. 

36. Методологическое  значение истории  западной социологии 19-20 веков. 

Достаточно заглянуть в учебники по истории социологии и современной социологической теории, как становится ясно, что считается достижением современной мировой социологии. Сложился некий молчаливо признаваемый список имен и концепций, начинающийся с предклассиков и классиков: О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, П. Сорокин — и заканчивающийся нашими современниками: Д. Александер, Н. Луман, Э. Гид-денс и др. Современная западная социология активно ищет принципы социальной организации и социального порядка, которые нельзя свести к системе производства, биологической организации индивида. Отчетливо проявляется тенденция к интеграции наук и появлению междисциплинарных исследований типа экономической и политической социологии, социальной географии, социобиологии и др. В западной социологии существуют теории противоположные эволюционизму. Это так называемые теории конфликта. Они возникли в связи с обострением кризисов, как в жизни общества, так и социологической науке. Задачей социологии всегда была проблема совпадения и расхождения индивида и социального мира. Изменчивость и динамичность этого процесса является одним из критериев развития социума и индивида в этом социуме. Социология начинает вполне обоснованно, и в то же время достаточно произвольно, структурировать реальность, т.е. онтологизировать социальный мир, стремясь в категориальной сетке «заморозить» и остановить эту мимолетную процессуальность. Другой стержневой линией социологии является социальное развитие. Оно предстает в разных гранях: изменение социальных структур и функций этих изменившихся структур, изменение социальных ценностей и социальных смыслов, изменение ролей социальных субъектов и изменение самих социальных субъектов, изменение социальных конвенций, новое наполнение и новая процессуальность и турбулентности социальных конфликтов. 

37. Основные этапы зарождения и распространения социологии в России. 

Формировалась русская  социология под влиянием западной. Как наука, социология развиваться  не могла; социология впервые получила специфику с публицистики и худ. литературы; литература очень социальна, поднимались проблемы в произведениях. Соц.статьи начали появляться в журналах «Отечественные записки», «Дело», «Знание» и т.д. В 60-70 е годы социология поднималась под знаком позитивизма и натурализма. Началось развиваться понятие социальной психологии, и начали следом развиваться другие направления, но русская социология носила субъективный социально – психологический характер. В русской социологии была проблема взаимоотношения. Обращали внимание не на массы, а на личность, на переживания индивида в процессе взаимодействия. Русская социология развивалась очень быстро. Основные направления: позитивизм и субъективизм в русской социологии; Лавров и Михайловский, применяют методологию естественных наук, они четко не определяют ни предмет, ни цели социологии, между социологией и философией. 
 

38. Позитивизм в российской  социологии.

Направление это слагается  из самых разнообразных элементов: в нем перемешаны идеи позитивизма, эмпиризма крайнего, эмпиризма умеренного, реализма, утилитаризма различных оттенков, материализма. Ни одно направление не было так популярно и долговечно в России, как позитивизм. Притом позитивизм, как уверяли его последователи, выступил со знаменем служения человечеству в его самых настоятельных нуждах, самых живых интересах; он обещал построить человеческое счастье на прочном фундаменте, какой представляла его наука – социология. Одним из самых ярких представителей классического позитивизма являлся М.М. Ковалевский. 

39. Органицизм в российской социологии.

Органицизм начал  развиваться в России с началом  индустриализации России в 60-ых годах XIX века. Бурное промышленное развитие, разрыв традиционных связей в обществе, урбанизация, появление новых социальных слоёв вело к усложнению общественного строя. Росла социальная напряжённость, усиливалось расслоение и, соответственно, усиливались экстремистские настроения в обществе. Все эти проблемы нуждались в скорейшем разрешении, причём ни одну из них нельзя было решить саму по себе, без решения всех остальных. Напряжённость заставляла людей и прежде всего учёных, общественных деятелей искать комплексное решение и общий принцип, по которому можно будет действовать.

Оганицизм развился из естественных наук (биология, география). Представители органистической школы проводили аналогию с живым организмом и обществом. Они считали, что основные законы развития одинаковы как для живой природы, так и для общества. Тем самым органицисты ещё больше приблизили человека к его среде обитания, в то время как традиционалисты и марксисты считали человека высшим существом, стоящим гораздо выше природы. Представители органистического направления объективно считали человека неразрывно связанным с природой общими законами развития и существования. В конце концов, человек является таким же биологическим видом, как и все живые существа на этой планете, значит и законы его существования такие же…

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"