Трудовая мотивация работников в условиях рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 07:02, контрольная работа

Описание работы

Основная деятельность человека - это труд, который занимает, как минимум, треть взрослой самостоятельной жизни. Ряд этапов трудовой жизни человека захватывает более ранние и поздние периоды его жизни (выбор профессии, трудовое и профессиональное обучение, передача трудового опыта в семье, использование профессиональной помощи других людей и т.п.). Становится очевидным, что труд, а, следовательно, и все вопросы с ним связанные имеют большое значение для любого человека и всегда находятся в поле внимания.

Содержание

1. Мотивация и стимулирование работников
НА РЫНКЕ ТРУДА……………………………………………………………….3
1.1.Роль мотивации и стимулирования на рынке труда………………………..3
2. МОТИВАЦИЯ ТРУДА КАК ЭЛЕМЕНТ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ………………………………………………………………….10
2.1.Способы мотивации………………………………………………………..10
2.2.Проблемы мотивации труда на российских предприятиях……………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………...28

Работа содержит 1 файл

готовая контролная по ст.doc

— 395.70 Кб (Скачать)
 

2.2.Проблемы мотивации труда на российских предприятиях 

      Отсутствие приемлемого механизма мотивации труда сотрудников ведет к утечке квалифицированных кадров во многих компаниях. Материальное вознаграждение за профессиональные успехи должно носить систематический характер и основываться на ясных объективных критериях. Даже благополучные компании постоянно испытывают трудности, связанные с уходом грамотных и инициативных специалистов. Это свидетельствует о недостаточной проработке методики мотивации их профессионализма. Если для компаний с низким уровнем специализации труда данная проблема не актуальна, так как замена ушедшему специалисту может быть подготовлена в короткие сроки, то для инновационных и других организаций с высоким уровнем специализации решение этой проблемы имеет жизненно важное значение. Утечка квалифицированных кадров для них оборачивается настоящей катастрофой /1/.

      Так, уход из компании “Вессо-Линк” значительной части менеджеров в ноябре 1996 г. на несколько недель парализовал ее деятельность. Кроме того, компания понесла значительные дополнительные расходы, связанные с поспешным набором новых сотрудников и предоставлением клиентам бесплатного обслуживания в течение месяца в качестве компенсации временных неудобств. Собственник не учел, что в высокоинтеллектуальном бизнесе менеджер, как и владелец, становится едва ли не основным производственным ресурсом.

      Для Российского отделения IBM неприятным сюрпризом стал переход его руководителя С.Карелова, команда которого за 4 года сумела увеличить объем бизнеса в 40 раз, в компанию Silycon Graphicks, а для компании Mars - уход в 1993 г. ряда российских менеджеров, обеспечивших фирме прорыв на российский рынок в 1991-1992 годах /12/.

      В целом же, по оценке, около 80 % западных корпораций, действующих на российском рынке, и до 50% местных лидирующих компаний теряют своих менеджеров в связи с переходом их к конкурентам /19/.

      Было проведено исследование эффективности методов стимулирования работников. Используемые компаниями формы поощрения можно разделить на несколько групп.

      Первая группа:

  • ценные подарки - в 64 компаниях;
  • моральные поощрения (благодарности, почетные грамоты и т.п.) - в 58 компаниях;
  • отгулы и дополнительные отпуска - в 40 компаниях.

       Вторая группа менее распространена:

  • внесение имени сотрудника в анналы истории;
  • вывешивание портрета наиболее отличившихся на доску почета;
  • награждение памятными значками - в 11 компаниях.

      В целом вторая группа известна нам по ст. 131 КЗоТ РФ.

       Третья группа выглядит несколько экзотично:

  • 6 компаний в качестве поощрений берут у сотрудников в долг под проценты;
  • 3 - предлагают сотрудникам участие в прибыли;
  • 2 компании даже продают сотрудникам акции.

      Если применить комплексную оценку по признаку “эффективно - дешево”, то на первом месте, по оценкам респондентов, стоят медицинское обслуживание и выдача ссуд. На втором - оплата проезда. Далее, в порядке убывания, - страхование, питание, обучение и др.

      Обращает на себя внимание и то, что оценка эффективности и затратности компенсационных пакетов вызвала затруднения у весьма значительной части респондентов (от 39 до 67 %% от числа использующих по различным их составляющим).

      Доля респондентов, затруднившихся с оценкой иных форм поощрения персонала гораздо ниже (от 17 до 33 %, практикующих ту или иную форму поощрения), чем попавших в это же положении при оценке компенсационного пакета (от 39 до 67 %%).

      Снова применив комплексную оценку по признаку “эффективно - дешево”, получим следующий рейтинг.

      Самое сильное мотивирующее воздействие оказывают (в порядке убывания):

  • привлечение средств персонала под %%;
  • моральные поощрения;
  • занесение в книгу истории организации или на доску почета,
  • награждение туристическими путевками, памятными значками и т.п.;
  • отгулы, дополнительные отпуска и ценные подарки.

      Особого комментария требуют случаи долевого участия персонала в прибыли и продажи сотрудникам акций компании.

      Количество компаний, реализующих подобные программы невелико, и судя по распределению оценок, использование этих форм поощрения и мотивации только апробируется. Как следствие, у компаний нет однозначного мнения на этот счет.

      Можно прогнозировать успешность этих программ и их распространение, если они будут подкреплены реальным участием персонала в управлении, или будут направлены на закрепление персонала в компании, реструктуризацию доходов персонала и т.п.

      Не существует единых методов мотивации персонала, эффективных во все времена и при любых обстоятельствах. Однако, любой метод, применяемый руководителем, основан на выбранной фирмой стратегии управления человеческими ресурсами. Выбор конкретного метода мотивации должна, в первую очередь, определять общая стратегия управления персоналом, которой следовала или желает следовать фирма.

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Общий кризис в России коснулся всех сфер деятельности, лишь немногие предприятия сохранили свой потенциал и продолжают развиваться в этих условиях. Одной из причин их «выживаемости» является эффективное управление персоналом. Рынок труда в Росси еще не сложился, но именно на рынке мотивационные характеристики субъектов рынка и определяют цену на рабочую силу.

       Незаметный для неопытного глаза процесс потери интереса работника к труду, его пассивность приносит такие отрицательные результаты, как текучесть кадров. Руководитель вдруг обнаруживает, что ему приходится вникать во все детали любого дела, выполняемого подчиненными, которые, в свою очередь, не проявляют ни малейшей инициативы. Эффективность организации падает.

      Грамотно спроектированная работа должна создавать внутреннюю мотивацию, ощущение личного вклада в выпускаемую продукцию. Человек - существо социальное, а значит, чувство сопричастности способно вызвать в нем глубокое психологическое удовлетворение, оно так же позволяет осознать себя как личность.

      В этом состоит подход к мотивации, основанный на “Теории Y”, суть которого - воздействие на психологическое состояние работника. Однако эффективность этого подхода будет крайне низкой, если работник испытывает нужды в удовлетворении потребностей низшего уровня. В этом случае оправдывает свое существование “Теория X”. Согласно посылкам этой теории наилучший способ стимулирования к труду - экономическая мотивация. Эффективность методов управления связанных с оценкой результатов деятельности каждого работника (принципы “Теории Z”) постепенно подтверждается опытом как зарубежных, так и российских предприятий.

       Однако те методы аттестации, которые применяются у нас в стране, еще очень несовершенны, а ведь, когда от результатов аттестации будет зависеть ежегодное колебание заработной платы, то эти результаты окажутся в центре самого пристального внимания и могут стать источниками очень серьезных конфликтов. Надеяться на появление абсолютно объективных методов оценки служебной деятельности столь сложного объекта, как человек, пока что не приходится.

      Опыт IBM в данном направлении уникален тем, что существующая там система САС позволяет не только сократить элемент субъективности, но и главное - понять, в какой мере поведение работника зависит от него самого, а в какой - от позиции руководителя. Одновременно САС выступает в роли главного стимула, мотивирует работника на выполнение задания не столько ради вознаграждения, сколько для самоутверждения и поднятия его статуса в компании.

      Уникален опыт АО «Холод» г.Пятигорска. Предприятие успешно развивается в условиях общего кризиса, делая ставку на эффективное управление персоналом. Мотивация труда осуществляется по всему спектру потребностей работников. В октябре 1998 года АО «Холод» получило в Париже международный приз, учрежденный издательской группой Эдиториал Офис, «Продукты питания и напитки», как наиболее динамично развивающееся предприятие.

      На предприятии трудится 939 человек, для семей многих из которых заработная плата на АО ""Холод" является единственным источником доходов. Численность работников на предприятии за последние 8 лет неуклонно растет, практически нет текучести кадров.

      Это позволяет сделать вывод о том, что эффективная мотивация и стимулирование труда позволяют получить эффект не только в странах, благополучных в экономическом отношении. Ориентация на человеческий фактор дает убедительные результаты и в условиях разрушающейся экономики.

 

СИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Воробьев С. Где и почем брать головы//Эксперт.
  2. Галенко В.П.,Страхова О.А., Файбушевич С.И.Управление персоналом и эффективность предприятий.- М.: Финансы и статистика.
  3. Грачев М. В. Суперкадры. Управление персоналом в международной корпорации.
  4. Д.Мерсер. ИБМ:Управление в самой преуспевающей корпорации мира.
  5. Е.М. Майбурд. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров.
  6. Заславский И. К характеристике труда современной России. Очерк социально-трудовой политики.// Эксперт.
  7. Келлер-Пфрундер А. Индивидуализация экономики персонала // Проблемы теории и практики управления.
  8. Комарова Н. Мотивация труда и повышение эффективности работы.// Человек и труд.
  9. Лещинская Г. Молодежный рынок труда.// Экономист.
  10. М.Мейер. Почему ваши подчиненные относятся к работе с прохладицей?

Информация о работе Трудовая мотивация работников в условиях рынка