Большой спорт

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 19:56, контрольная работа

Описание работы

Нет ничего более непривычного и странного, чем превращение проблем современного большого спорта в тему, актуальную для педагогики спорта. Педагогические концепции, касающиеся вопросов большого спорта, крайне редки. С одной стороны, этот дефицит совершенно определенно связан с генезисом педагогики спорта, выросшей из традиционной теории физического воспитания и в силу этого все еще сохраняющей свое пристрастие к исследованию круга дидактических проблем.

Содержание

БОЛЬШОЙ СПОРТ 3

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ "СПОРТ" 4

СПОРТИВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ В МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМ АСПЕКТЕ 6

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ 9

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ В БОЛЬШОМ СПОРТЕ 10

БОЛЬШОЙ СПОРТ И ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ С ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ 15 БОЛЬШОЙ СПОРТ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ 18

БОЛЬШОЙ СПОРТ И ШКОЛА 21

ВМЕСТО ПРОГНОЗА: ПРОБЛЕМА ПРЕДЕЛА ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПЕДАГОГИКИ СПОРТА 24

Работа содержит 1 файл

БОЛЬШОЙ СПОРТ И ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ С ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ 15 БОЛЬШОЙ СПОРТ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ.docx

— 73.90 Кб (Скачать)

      Хотя  возможности спортивно-педагогической науки повлиять на практическую деятельность тренеров, родителей и других воспитателей также имеют свои, совершенно определенные, пределы, тем не менее она ответственна перед обществом за то, чтобы указывать  на реальные и возможные "педагогические перекосы", возникающие в системе  большого спорта или могущие возникнуть. Педагогика спорта как практическая наука выполняеткритическую совещательную  функцию. Обязательным критерием оценки при этом является для нее самостоятельностьспортсмена  в его действиях. Эта норма  позволяет, не вдаваясь в морализацию (к чему педагоги как всегда испытывают, по-видимому, непреодолимую и неискоренимую  склонность), наметить границы педагогического  вмешательства в большой спорт. Тем самым мы подходим ко второму  практическому аспекту проблемы. Главный, коренной вопрос можно сформулировать следующим образом: с помощью  каких средств можно привести практику большого спорта в соответствие с требованиями педагогики, исходя из того, что практика эта ориентируется  на принцип самостоятельности действий спорстмена? В качестве ответа на этот вопрос сформулируем ряд принципов, которые носят большей частьюрекомендательныйхарактер, которые не следует рассматривать  как обязательные к исполнению предписания  и которые к тому женуждаются  в расширении. Вопрос о пределах педагогических возможностей, который  в последнее время пользуется все большей популярностью в  дискуссиях вокруг большого спорта, затрагивается  в них лишь постольку, поскольку  несоблюдение нижеизложенных десяти постулатовможетповлечь за собой нарушение этих границ. Так что же представляют из себя "пограничные знаки" большого спорта, знающего, где пролегают его педагогические границы?

      1. Большой спорт может явиться  для педагогики поводом для  приложения своих сил, чтобы  способствовать развитию личностных  качеств спортсмена, необходимых  для достижения высокого спортивного  результата, ведь он располагает  немалыми возможностями для развития  спортивных качеств, необходимых  для установления, готовности и  воли к рекорду. Однако при  этом нельзя абсолютизировать  принцип достижения рекорда. "Жесткое,  неукоснительно строгое применение  этого принципа, в результате  чего он не допускает ни  рядом, ни над собой существования  других принципов и не может  оцениваться в сравнении с  другими социальными, культурными  и общественными принципами, а  также индивидуальными ценностями, превращает его в конце концов  в жесткий и негуманный принцип". Поэтому было бы желательно, чтобы  наряду с принципом спортивного  достижения существовали бы и  его "конкуренты", например, принцип  солидарности, который должен занять  в большом спорте прочное место.

      2. Наряду с этим следует отметить, что специализация в рамках  большого спорта, который, согласно  Курцу, "должен оставлять детям  свободное время", не должна  препятствовать выработке других  индивидуальных качеств и свойств.  Ведь решениепосвятить себя —  хотя бы всего на несколько  лет — большому спорту, отнимающему  массу времени, одновременно означает  решение отказатьсяот других  возможностей самостановления и  приобретения жизненного опыта.  Именно разнообразие, а не рано  наступающее однообразие развития  должно стать критерием воспитания. Какова бы ни была специализация  ребенка или юноши, занимающегося  большим спортом, он не должен  забывать о тех разнообразных  возможностях, которые предоставляет  ему школьный спорт.

      3. В некоторых видах спорта (например, художественной гимнастике, фигурном  катании и плавании) возрастная  граница для вступления в систему  большого спорта заметно снижена.  В результате этого часто происходит  так, что спортсмены уже в  детском возрасте— из-за большой  интенсивности тренировок —вынуждены  выдерживать значительные как  физические, так и психические  нагрузки. Здесь необходимо следить  за тем, чтобы спортсмены не  страдали от перенапряжения. "Омоложение" спорта не должно приводить  спортсменов к слишком раннему  вступлению во взрослую жизнь.  Принцип соответствия развития  человека его возрастному уровню  в качестве своего рода педагогической  директивы должен сохраняться  и в большом спорте.

      4. Необходимо соразмерять спортивные  рекорды с особенностями личности. Суть этого требования в следующем—атлет  должен обладать способностью  к самооценке. Он не должен  ставить перед собой слишком  высокие, абсолютно недостижимые  цели, поскольку их неосуществление  ведет к разочарованиям и разного  рода фрустрациям, вредное влияние  которых может в зависимости  от обстоятельств обнаружиться  гораздо позже.

      5. Решение спортсмена посвятить  себя большому спорту должно  быть добровольными в любом  случае отказ от него не  должен иметь сколько-нибудь заметных  отрицательных последствий. Роковую  роль могло бы сыграть стремление  тренера ввдеть в спортсмене  объект своих собственных стремлений  к успеху. Спортсмен должен руководствоватьсявнутреннимипобуждениями, то есть действовать, как можно  более руководствуясь собственными  побуждениями и интересами. Это  лучшая гарантия того, что большой  спорт может стать средой "радостного  осуществления" возможностей  человека. 6. "Как и в других  областях, в большом спорте меры  по развитию личностных качеств  должны стоять на первом месте.  Большой спорт должен в большей  степени ориентироваться на выработку  таких качеств, как сосредоточенность и сила воли, уверенность в своих силах и осознание себя представителем различных социальных групп, объединений и целых народов при соблюдении надлежащего статуса, престижа и реноме".

      7. Вне всякого сомнения большой  спорт является одной из немногих  областей, где еще можно встретить  приключения и готовность к  риску. Чтобы и впредь сохранять  этот "заповедник", необходимо  учитывать весь тот риск, который—  не считая опасности для здоровья  — связан с большим спортом. 8. Совершенно недопустимы какие-либо  манипуляции с телом спортсмена (например, использование допинга), его психикой как с педагогической, так и с этической точки  зрения.

      9. Школьникам, занимающимся большим  спортом, нельзя позволять как-либо  манкировать школьными занятиями,  для чего необходимо большое  понимание педагогическим персоналом  проблем большого спорта.

      10. Спортсмен должен приобрести  такие качества, которые позволяли  бы ему всегда принимать самостоятельные  и ответственные решения в  отношении большого спорта. Чтобы  достичь этой "последней" педагогической  цели и то же время свести  по возможности к минимуму  опасность нарушения надлежащих  педагогических границ, необходимо  наладить, особенно когда дело  касается молодых спортсменов,  интенсивное сотрудничество между  родителями, тренерами учителями  и спортивной администрацией. Все,  имеющие отношение к системе  большого спорта, должны решать  между собой возникающие вопросы  на основе многосторонних договоренностей  и контактов.

      Однако  при всем том, что было сжато изложено здесь в десяти постулатах и охарактеризовано как принципы, предъявляющие определенные требования к педагогам, необходимо учитывать столетний педагогический опыт—любое педагогическое действие сориентировано на будущее и поэтому  всегда чревато непредвиденными  и нежелательными последствиями. Поскольку  речь идет о развитии молодых людей, никогда нельзя быть . уверенным, что  наши постулаты чуть ли несами по себеявляются гарантами педагогически легитимированной практики в системе большого спорта. И еще одно замечание: ответственные  действия, основанные на знании педагогики, далеко не всегда спасают от различного рода злоупотреблений и ошибок, ибо  одна лишь ответственность не гарантирует  правильных действий.

Информация о работе Большой спорт