Большой спорт

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 19:56, контрольная работа

Описание работы

Нет ничего более непривычного и странного, чем превращение проблем современного большого спорта в тему, актуальную для педагогики спорта. Педагогические концепции, касающиеся вопросов большого спорта, крайне редки. С одной стороны, этот дефицит совершенно определенно связан с генезисом педагогики спорта, выросшей из традиционной теории физического воспитания и в силу этого все еще сохраняющей свое пристрастие к исследованию круга дидактических проблем.

Содержание

БОЛЬШОЙ СПОРТ 3

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ "СПОРТ" 4

СПОРТИВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ В МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМ АСПЕКТЕ 6

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ 9

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ В БОЛЬШОМ СПОРТЕ 10

БОЛЬШОЙ СПОРТ И ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ С ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ 15 БОЛЬШОЙ СПОРТ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ 18

БОЛЬШОЙ СПОРТ И ШКОЛА 21

ВМЕСТО ПРОГНОЗА: ПРОБЛЕМА ПРЕДЕЛА ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПЕДАГОГИКИ СПОРТА 24

Работа содержит 1 файл

БОЛЬШОЙ СПОРТ И ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ С ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ 15 БОЛЬШОЙ СПОРТ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ.docx

— 73.90 Кб (Скачать)

      Вопросов  много, все они тем или иным образом хорошо знакомы педагогике спорта, хотя до сих пор не были приведены  в систему, которая позволила  бы развернуть более дифференцированную программу исследований, от которой  смыслоориенти-рованная наука о  действиях, какой является педагогика спорта, больше уже не может отказываться. 

    БОЛЬШОЙ  СПОРТ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ 

      Пожалуй, нет ни одного сколько-нибудь значительного  педагогического вопроса, абсолютно  не связанного с задачей развития личности, неважно, идет ли при этом речь о проблемах воспитания и  образования или обучения и социализации; постоянно в этом принимают участие— иногда в скрытой форме, а порой  совершенно открыто —феномены, связанные  с развитием личности. В известном  смысле все педагогические процессы имеют отношение к осуществлению  мероприятий, предусматривающих развитие личности. Поэтому у Курца, например, есть все основания утверждать, что "главной отличительной чертой педагогики, определяющей ее сущность, является ответственность за развитие подрастающих поколений.... " Не только запланированные, но и в еще большей  мере непредвиденные, невольные факторы, выходящие за пределы педагогических требований и правил и о которых  наука до сих пор располагает  столь малым количеством сведений, решающим образом определяют развитие человека.

      Если  это предположение верно —  а пока ничто не позволяет усомниться в его справедливости — то вряд ли можно было бы оспаривать тезис, согласно которому и большой спорт  также может быть объектом педагогических исследований в плане развития личности. Соседствуя с такими педагогическими  феноменами, как воспитание и образование, будучи в то же время тесно связан с ними, феномен развития гарантирует  специфический подход к педагогическим проблемам большого спорта. Более  того, можно предположить, что происходящие в системе большого спорта процессы развития вообще представляют собой парадигму возможностей человеческого развития. Это воззрение разделяет, как кажется, и Эртер, поскольку для него большой спорт "особенно впечатляюще демонстрирует некоторые типичные обстоятельства человеческого развития".

      Сейчас  мы хотим показать на одномпримере, как. можно подойти к теме развития в большом спорте, а затем в  самых общих чертах раскроем то положение, которое занимает этот вопрос в системе  различного рода жизненных и научных  взаимосвязей.

      Со  времен Яна Амоса Коменского в  подготовке утвердилось мнение (явно доказавшее свою справедливость) о  необходимости связывать воспитание с развитием и трактовать процесс  развития как процесс воспитания.

      Если  взглянуть на практику и реалии современного большого спорта, то сразу же можно  заметить то обстоятельство, что дети принимают активное участие в  жизни большого спорта, порой даже задавая тон в определенных видах, устанавливая правила игры, определяя  критерии оценок и уже в самом  юном возрасте добиваясь значительных успехов на международной арене. То что дети занимаются профессиональным спортом, это не просто факт действительности, а обстоятельство, вызывающее у широких  кругов населения раздражение и  недовольство. По меньшей мере, они  воспринимают это с двойственным чувством, ведь, с одной стороны, спортивные рекорды вызывают всеобщее восхищение, люди с удовольствием  смотрят, например, на привлекательные  выступления молодых гимнасток  на соревнованиях по художественной гимнастике, с другой стороны, в этом видят скорее какой-то сомнительный спектакль, чреватый всевозможными  опасностями для тела и души спортсменок.

      Разве так уж неправы многие критики, разве  нельзя с ними согласиться? Разве  не рано детям заниматься большим  спортом? Не подавляется ли при этом воля детей самым непозволительным образом? Не ложное ли тщеславие многих родителей гонит одаренных детей  на "фабрику" большого спорта? Кому не знакомы эти тщеславные "конькобежные мамочки", которые, не обращая ни малейшего внимания на желания и  склонности своих детей, мечтают  видеть в них воплощение своих  грез о "Принцессе конькобежного  спорта"? И не ведет ли очень  высокая специализация, без которой  успехи в большом спорте остаются иллюзией, к недопустимой "ампутации" других жизненных сфер, где ребенок  смог бы проявить себя? И не разрушают  ли самым радикальным образом  те интенсивные нагрузки, которые  несет с собой большой спорт, педагогическое воззрение, согласно которому детям, свободным от всякого давления и принуждения, должно быть предоставлено  своего рода заповедное пространство, где они могут найти убежище, на которое никто не вправе посягать? Не приводят ли интенсивные, отнимающие много времени занятия большим  спортом к снижению школьной успеваемости? И вообще, не предъявляются ли к  детям чрезмерные требования, изнуряющие их? Не приводит ли большой спорт  к ухудшению и забвению социальных связей?

      Но  с другой строны, неужели не правы  те, кто считает, что всечеловеческое  саморазвитие и обучение ведет к  сужению человеческих возможностей? "Однако чаще и, думается, как правило, направление усилий по одному определенному, узкому руслу означает для личности заключение контракта на ангажемент, контракта, который оказывает определяющее влияние на формирование личности и  который придает ей определенную уверенность в себе, поскольку  такой контракт помогает обрести  определенное положение и прочный  стастус в обществе". Может  быть, к тому же благодаря большому спорту ребенок узнает неповторимое чувство счастья, которое в другом месте он испытает очень редко? Разве  в этом случае большой спорт не обогащает эмоциональное развитие? И не могут ли в принципе занятие большим спортом в раннем возрасте способствовать развитию у ребенка таких качеств, как уверенность в себе, вера в свои силы, целеустремленность, рациональное поведение, самодисциплина и т. д. ? Не даст ли он ярко выраженные положительные импульсы для развития личности, которые помогут выработать такие качества, к формированию которых стремится любое "настоящее" воспитание?

      Можно на эту тему высказывать любые, самые  противоречивые мнения, проблема участия  детей в большом спорте неизбежно  порождает самые разные оценки и  разжигает страсти. Педагогика спорта проявила бы неосмотрительность, если бы поторопилась встать на ту или другую сторону в оценке этой проблемы. Можно сделать такое предположение: большой спорт, в котором участвуют  дети, можетоказывать на них как  отрицательное, так и положительное  влияние, что совпадает и с  мнениями самих спортсменов на этот счет.

      Если  взглянуть на проблему глубже, чтобы  понять, какими критериями руководствуются  в своих оценках как противники участия детей в большом спорте, так и его сторонники, то почти  всегда таким критерием является идея развития. Люди ориентируются  на представления о ребенке, на определенный образ ребенка и его развитие. Подобные взгляды и представления  оправильном развитии ребенка с  учетом его интересов и особенностей, о том, каким должнобыть это развитие, являются точкой отсчета, мерилом в  оценке как вредных, так и полезных влияний, которые испытывают на себе дети, занимающиеся в системе большого спорта.

      Такие представления о приемлемых и  неприемлемых моментах в развитии часто  формируются на основе повседневного  жизненного опыта вне какой-либо связи с научно-теоретическими воззрениями. Видимо, есть смысл в том, чтобы  и педагогика спорта в своих попытках оправдать или осудить участие  детей в большом спорте исходила из факта и целей развития личности.

      Хотя  в настоящее время в педагогике спорта еще не разработаны обоснованные теоретические подходы к проблемам  большого спорта, от этой науки придется потребовать формулировки критериев  педагогических оценок, исходя из перспективы  развития личности. Как иначе сможет она доказать свою связь с жизненной  практикой? Один из импульсов к этому  дал Курц, предложивший пять так  называемых "проверочных критериев", позволяющих его успешно оценивать. 1. Спортивные тренировки в детском  возрасте должны быть* достаточно разнообразными, чтобы развитие физических способностей было всеобъемлющим; тренировки детей  не должны быть связаны ни с каким  риском для их здоровья, что особенно касается вредных последствий этих тренировок, обнаруживающихся позже. 2. Спортивные тренировки в специальных  видах спорта не должны заменять школьный спорт или хотя бы пробуждать в  ребенке пренебрежительное отношение  к нему. 3. Тренировки и соревнования в профессиональных видах спорта должны проходить в атмосфере  доброжелательности и коммуникабельности, чтобы дети ощущали любовь к себе и чувствовали себя в безопасности. Однако эта сфера не должна превращаться в отдельный замкнутый, живущий  по своим законам мир, пренебрежительно относящийся к людям, не связанным  с большим спортом, а также  не уделяющий необходимого внимания контактам с ними.

      4. Ангажемент и успехи в большом  спорте не должны повлечь за  собой манкирования школьными  занятиями или ухода ребенка  из школы.

      5. Большой спорт должен оставаться  для детей спортом, которым  они занимаются в свободное  время, принося им все те  плюсы, за которые мы ценим  разумно проводимый досуг. Большой спорт не должен совершенно вытеснять все прочие интересы, связанные с досугом, которые развиваются в детском возрасте". Сейчас пока еще нельзя с уверенностью сказать, помогут ли эти критерии в практической тренерской работе, ориентированной на педагогические задачи и цели. Но для нас более важно понимание того, что в большом спорте существует множество проблем, связанных с воспитанием и развитием, решением которых может заняться и педагогика спорта. Одна из характерных ее особенностей как практической науки связана с вопросом, в каком направлениидолжноосуществляться развитие детей, занимающихся большим спортом, чтобы как можно более надежно исключить возможность неверного развития.

      В смыслоориентированной педагогике спорта проблема понятия развития становится одной из главных тем.

      То, что широкую теоретическую основу под спортивно-педагогические исследования может подвести педагогическая антропология, частично тождественная с антропологией  детства, убедительно объясняется  познавательными интересами этой науки, которые Лангефельд облек в форму  вопроса: "Что значит быть ребенком? " Возникает впечатление, что только в контексте столь широко поставленного  вопроса можно рационально определить место и роль взаимосвязанных  проблем развития и детства в  структуре большого спорта. Это позволяет  определить цели и задачи развития детей и обосновать общие практические критерии оценки этих целей и задач. Таким образом, следует ожидать, что педагогическая антропология, нередко  рассматривающая себя как антропологию детства, сможет дать для спортивно-педагогических исследований проблем большого спорта важные и систематизированные ориентиры. Поскольку развитие личности не ограничивается периодом детства и к тому же число  тех, кто уже в детстве занимается большим спортом, относительно невелико и связано лишь с немногими  видами спорта (главным образом это  художественная гимнастика, плавание, фигурное катание, фигурное катание  на роликовых коньках), педагогика спорта должна главное внимание уделять  спортсменам юношеского возраста. В  случае, если она при исследовании и этой фазы развития будет опираться  на данные педагогической антропологии, ей придется устанавливать контакты с антропологией юношества, современное  состояние которой ни в коем случае нельзя назвать удовлетворительным. 

    БОЛЬШОЙ  СПОРТ И ШКОЛА 

      Эта тематика непосредственно связана  с предыдущим разделом, поскольку  проблема развития и дальше сохраняет  свое значение, хотя теперь наши рассуждения  будут ограничены рамками обучения и школы. Связь развития школы  и обучения очень легко объяснить  следующим— развитие предполагает в

      человеке  готовность и способность к обучению. Для процессов развития обучение имеет жизненно важное значение, как  и обучение в свою очередь зависит  от развития; и обучение, и развитие оказывают влияние друг на друга. Одна из важнейших функций школы— независмо от характера школы  и возраста учеников — заключается  во всестороннем развитии молодых людей. Между этой педагогической задачей, возложенной на школу, и большим  спортом может быть установлен "мост". Ведь если школа действительно хочет  полностью раскрыть все потенциальные  возможности подрастающего поколения, если каждый школьник имеет официально подтвержденное и законное право на развитие своих способностей, то школа обязана также содействовать оптимальному развитию и спортивных способностей школьников, в том числе способностей добиваться высоких спортивных достижений.

      Когда педагогические проблемы большого спорта рассматриваются с точки зрения интересов школы, не всегда думают о  возможностях соответствующего развития спортивно одаренных школьников, хотя все чаще отношениям между большим  спортом и школой уделяется принципиально  подчеркнутое внимание, особенно в  тех случаях, когда озабоченные  профессиональные педагоги или родители опасаются, что между большим  спортом, который отнимает последние  силы у детей и юношей, и школой не наладится взаимопонимание. Но не только учителям, родителям, а порой  и тренерам, но и самим спортсменам, занимающимся большим спортом, кажется, что взвешенные отношения между  школой и большим спортом являются в высшей степени. Вопрос о том, как  можно наладить правильные взаимоотношения  между требованиями школы и необходимостью тратить время на спортивные тренировки, является, безусловно, и важной педагогической проблемой. Однако ее можно решить лишь благодаря надлежащим организационным  мероприятиям, при проведении которых, как правило, редко используются педагогические критерии оценок, к  которым мы еще вернемся.

      Для начала должен интересовать вопрос, задаваемый лишь в качестве примера для других связанных со школой и обучением  комплексов проблем: каким образом  школа сможет с максимальной эффективностью способствовать развитию спортивных доро-ваний  своих учеников, достижению ими рекордов и приобретению спортивных навыков  и умений, ибо такого рода оптимальное  развитие является одной из основных предпосылок для активных занятий  в системе большого спорта. Тем  самым мы вынуждены свести проблему к школьному спорту, не излагая  всех подробностей его отношений  с большим спортом. Напротив, нам  необходимо рассмотреть, в какой  степени преподавание физкультуры  в школе сможет обеспечить оптимальное  развитие физических данных учеников, рост их спортивных достижений. Вопрос кажется излишним—ведь, как известно, своим спортивным ростом спортсмены-разрядники и рекордсмены обязаны не столько  урокам физкультуры в школе, сколько  занятиям спортом в спортивных клубах и обществах. Таким образом, существуют более эффективные инстанции, способствующие спортивному развитию, нежели преподавание физкультуры в школе, возможности  которого именно по сравнению с работой, ведущейся в спортивных клубах и  обществах, довольно скромны.

Информация о работе Большой спорт