Цели и задачи спортивной тренировки

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:39, контрольная работа

Описание работы

Основными специфическими средствами спортивной тренировки в видах спорта, характеризующихся активной двигательной деятельностью, являются физические упражнения.
Средства спортивной тренировки могут быть подразделены на три группы упражнений: избранные соревновательные, специально-подготовительные, общеподготовительные.

Работа содержит 1 файл

Цели и задачи спортивной тренировки.docx

— 18.02 Кб (Скачать)

Цели  и задачи спортивной тренировки.  

     Основными специфическими средствами спортивной тренировки в видах спорта, характеризующихся  активной двигательной деятельностью, являются физические упражнения.

     Средства  спортивной тренировки могут быть подразделены на три группы упражнений: избранные соревновательные, специально-подготовительные, общеподготовительные.

     Избранные соревновательные упражнения - это целостные двигательные действия (либо совокупность двигательных действий), которые являются средством ведения спортивной борьбы и выполняются по возможности в соответствии с правилами состязаний по избранному виду спорта.

     Ряд соревновательных упражнений носит  характер относительно узконаправленных и ограниченных по двигательному  составу действий. Это циклические дисциплины (легкоатлетический бег; ходьба; лыжные, велосипедные гонки; бег на коньках; плавание; гребля и др.); ациклические (тяжелая атлетика, стрельба, единоборства и др.) и смешанные упражнения (легкоатлетические прыжки, метания и др.) По характеру воздействия на основные физические качества эти упражнения можно подразделить на скоростно-силовые и требующие преимущественного проявления выносливости, а также комплексные -воздействующие на широкий круг физических способностей, к которым относятся спортивные игры и спортивные единоборства (борьба, бокс, фехтование). В этих видах соревновательных упражнений комплексное проявление основных физических качеств происходит в условиях постоянной и внезапной смены ситуации и форм движений.

     Существуют  также комплексы относительно самостоятельных  соревновательных упражнений, представляющие особые виды спорта -двоеборья и многоборья. Они могут включать как соревновательно однородные упражнения (конькобежный спорт), так и совершенно разнородные (современное пятиборье, легкоатлетические многоборья, лыжное двоеборье и др.). В то же время существует большая группа соревновательных упражнений многоборного характера с постоянно изменяющимся содержанием (гимнастика, фигурное катание, прыжки в воду и др.).

     Наряду  с вышеперечисленными комплексами  соревновательных упражнений в процессе спортивной тренировки используются и  их тренировочные формы, которые  по отдельным особенностям режима выполнения могут отличаться от собственно-соревновательных, т.к. направлены на решение тренировочных  задач и могут представлять собой  более утяжеленные или облегченные  формы этих упражнений.

     Удельный  вес избранных соревновательных упражнений в большинстве видов  спорта за исключением спортивных игр  невелик, т.к. они предъявляют к  организму спортсмена очень высокие  требования.

     Специально-подготовительные упражнения включают элементы соревновательных действий, их связи и вариации, а также движения и действия, существенно сходные с ними по форме или характеру проявляемых способностей. Смысл любого специально-подготовительного упражнения состоит в том, чтобы ускорить и улучшить процесс подготовки в соревновательном упражнении. Именно поэтому они специфичны в каждом конкретном случае, а следовательно, относительно ограничены по объему.

     Понятие «специально-подготовительные упражнения»  является собирательным, так как  объединяет целую группу упражнений:

1) подводящие  упражнения - двигательные действия, облегчающие освоение основного  физического упражнения благодаря  содержанию в них некоторых  движений, сходных по внешним  признакам и характеру нервно-мышечных  напряжений (например, переход толчком  ног из упора лежа в упор стоя согнувшись ноги врозь является подводящим упражнением для освоения прыжка ноги врозь через козла в длину);

2) подготовительные  упражнения - двигательные действия, способствующие развитию тех  двигательных качеств, которые  необходимы для успешного изучения  основного физического упражнения (например, подтягивание будет служить  подготовительным упражнением для  изучения лазанья по канату).

3) упражнения  в виде отдельных частей соревновательного  упражнения (элементы соревновательной  комбинации — у гимнастов,  отрезки соревновательной дистанции  — у бегунов, пловцов, игровые  комбинации —у футболистов, волейболистов и т. п.);

4) имитационные .упражнения, приближенно воссоздающие в иных условиях соревновательное упражнение (бег на роликовых коньках — для конькобежца);

5) упражнения  из смежных видов спортивных  упражнений (сальто из акробатики  — для прыгуна в воду).

     Выбор специально-подготовительных упражнений зависит от задач тренировочного процесса. Например, при освоении нового двигательного действия широко используются подводящие упражнения, а для поддержания  необходимого уровня тренированности  в межсезонье — имитационные упражнения.

     Общеподготовительные упражнения являются преимущественно средствами общей подготовки спортсмена. Общеподготовительные упражнения не имеют прямой связи с соревновательными и предназначены расширить запас двигательных навыков и качеств спортсмена, повысить его общую тренированность. Объем общеподготовительных упражнений теоретически не имеет пределов. Однако в конкретном тренировочном процессе используется сравнительно ограниченное их количество. Объясняется это тем, что в условиях глубокой специализации и дефицита тренировочного времени спортсмен отбирает только те общеподготовительные упражнения, которые так или иначе способствуют его специализации

     При выборе общеподготовительных упражнений обычно соблюдают следующие требования: общая физическая подготовка спортсмена должна включать на ранних этапах спортивного пути средства, позволяющие эффективно решать задачи всестороннего физического развития, а на этапах углубленной специализации и спортивного совершенствования являться фундаментом для совершенствования соревновательных навыков и определяющих спортивный результат физических способностей.

     Средства  и методы словесного, наглядного и сенсорно-коррекционного воздействия. Как и во всяком педагогическом процессе, ведущая роль в спортивной тренировке принадлежит педагогу-тренеру. Для руководства тренировочной деятельностью спортсмена, его обучения и воспитания тренер использует в первую очередь методически разработанные формы речевого общения, убеждения, внушения, разъяснения и управления . Хорошо известно, что роль слова в качестве педагогического средства и метода исключительно велика и многогранна. С его помощью тренер влияет фактически на все стороны деятельности спортсмена в процессе тренировки. К этим методам относятся инструктирование перед выполнением заданий, сопроводительные пояснения, вводимые по ходу упражнений и в интервалах между ними, указания и команды, замечания и словесные оценки поощрительного или коррекционного характера.

     Для обеспечения необходимой наглядности  и достоверности восприятий при  постановке, выполнении заданий и  анализе фактических результатов  их выполнения наряду с традиционными  средствами и методами наглядного обучения (натуральный показ, демонстрация наглядных  пособий и т. д.) в современной  практике спорта используются специализированные средства и методы. Они направлены не только на формирование зрительных восприятий, но и обеспечивают наглядность  в самом широком смысле этого  слова (как направленное воздействие  на все органы чувства, участвующие  в управлении движениями), дают объективную  информацию о параметрах выполняемых  действий и способствуют их исправлению  по ходу выполнения. Так, решая задачи технической, тактической и физической подготовки, в частности, применяют:

      средства киноциклографической и видеомагнитофонной демонстрации (демонстрация типовых кинокольцовок с записью техники спортивных движений, анализ видеомагнитофонных записей упражнения, только что выполненного спортсменом, и т. п.);

      методы и приемы направленного «прочувствования» движений, связанные с использованием специальных тренажерных устройств (например, гимнастических тренажеров с механическим приспособлением, задающим направления вращения, маятниковых тренажеров для прочувствования динамики усилий при толкании ядра);

      средства и методы избирательной демонстрации, ориентирования и лидирования (воссоздание пространственных, временных и ритмических характеристик движений с помощью электронной и механической аппаратуры, позволяющей воспринять их зрительно, на слух или тактильно; введение в Обстановку действия предметных и других ориентиров; выполнение упражнений под звуколидер или светолидер и т. д.).

     Идеомоторные, аутогенные и подобные им методы. Эту специфическую группу методов составляют специальные способы направленного использования спортсменом внутренней речи, образного мышления, мышечно-двигательных и других чувственных представлений для воздействия на свое психическое и общее состояние, регулирования его и формирования оперативной готовности к выполнению тренировочных или соревновательных упражнений. Это, в частности, идеомоторное упражнение (мысленное воспроизведение двигательного действия с концентрацией внимания на решающих фазах перед его фактическим выполнением), эмоциональная самонастройка на предстоящее действие с помощью внутреннего монолога, самоприказы и тому подобные способы самопобуждения и самоорганизации.

     Методы  психорегулирующей тренировки используется до и после тренировочных занятий, но отдельные методы, не связанные  с продолжительной релаксацией (состоянием внушенного расслабления), могут иметь  место и в ходе тренировочного занятия.

Информация о работе Цели и задачи спортивной тренировки