Факторы, определяющие интерес студентов к физкультурно-оздоровительной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 00:22, реферат

Описание работы

Происходящие в настоящее время изменения в экономике остро ставят вопрос о повышении роли физической культуры и спорта в укреплении здоровья граждан. В этот период изменения всех сфер жизни в обществе повышается роль личности в решении экономических и социальных проблем, повышаются требования к будущим участникам производства. Специалисты народного образования, выходящие из стен вуза, должны быть подготовлены к внедрению физической культуры и спорта среди учащейся молодёжи, должны глубоко понимать их положительное влияние на укрепление здоровья нации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3-4
Факторы, определяющие интерес студентов
к физкультурно-оздоровительной деятельности……………………..4-9
Индивидуальный, дифференцированный и личностно-ориентированный подход в физическом воспитании студентов на основе рейтинга успешности обучения………………………………………...9-11
Средства и методы этапа побуждения и мотивации
к деятельности…………………………………………………………...11-12
Средства и методы этапа реализации поставленных задач, использование созданных комфортных условий для осуществления деятельности……………………………………………………………..12-13
Средства и методы этапа анализа полученных результатов, осмысление удовлетворенности деятельностью……………………....13
Заключение……………………………………………………………….14
Список литературы…………………………

Работа содержит 1 файл

Факторы.docx

— 37.65 Кб (Скачать)
 

Содержание

Введение…………………………………………………………………3-4

  1. Факторы, определяющие интерес студентов

 к физкультурно-оздоровительной  деятельности……………………..4-9

    1. Индивидуальный, дифференцированный и личностно-ориентированный подход в физическом воспитании студентов на основе рейтинга успешности обучения………………………………………...9-11
    2. Средства и методы этапа побуждения и мотивации

к деятельности…………………………………………………………...11-12

    1. Средства и методы этапа реализации поставленных задач, использование созданных комфортных условий для осуществления деятельности……………………………………………………………..12-13
    2. Средства и методы этапа анализа полученных результатов, осмысление удовлетворенности деятельностью……………………....13

Заключение……………………………………………………………….14

Список литературы………………………………………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Происходящие в настоящее время  изменения в экономике остро  ставят вопрос о повышении роли физической культуры и спорта в укреплении здоровья граждан. В этот период изменения  всех сфер жизни в обществе повышается роль личности в решении экономических  и социальных проблем, повышаются требования к будущим участникам производства. Специалисты народного образования, выходящие из стен вуза, должны быть подготовлены к внедрению физической культуры и спорта среди учащейся молодёжи, должны глубоко понимать их положительное влияние на укрепление здоровья нации. В новых условиях повышается социальная значимость физического  воспитания в формировании всесторонней и гармонично развитой личности выпускника вуза с высокой степенью готовности к социально-профессиональной деятельности.

Практика физического  воспитания студентов вузов, особенно педагогических, должна носить опережающий  характер, так как их выпускники-специалисты  с высшим образованием в значительной мере определяют ориентацию образовательно-воспитательного  процесса физического воспитания школьников и создают условия для прогресса  и развития народной физической культуры и спорта.

В последнее годы проведено  ряд исследований в области физического  воспитания и спортивной тренировки. Но проблемы физической культуры и  спорта студенческой молодёжи остаются до сих пор неизученными, хотя их актуальность очевидна.

Характерной чертой исследований, проводимых по тематике физического  воспитания в вузах и студенческого  спорта, является последовательное расширение темы.

Основная гипотеза

Предполагалось, что формирование и развитие интересов, определяющих физкультурно-спортивную активность студентов  педагогических вузов, будет более  эффективным, если: 1. Процесс физического  воспитания будет иметь более  выраженную

культурную образовательную  направленность,

2. Физкультурно-спортивная  деятельность обогащает будущих  учителей опытом общественных  отношений, способствует формированию  социально-значимых черт личности,

3. Физическая культура  рассматривается как один из  приоритетных факторов становления  личности будущих учителей,

4. Система физической  культуры педагогических вузов  строится с учетом возможностей  саморазвития будущего учителя  и самосовершенствования активных  действий с целью реализации  своих творческих возможностей  в физической, социальной и духовной  сферах,

Основные положения:

- Аналитическая характеристика  современного состояния физического  воспитания, раскрывающая обострение  проблемной ситуации становления  и развития физического воспитания  в вузах.

- Знание факторов, определяющих  реальную включенность студентов  в физкультурно-спортивную деятельность, обеспечивает возможность направленного  формирования интересов студентов  к занятиям физической культурой  и спортом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

  1. Факторы, определяющие интерес студентов к физкультурно-оздоровительной деятельности

Отношение молодежи в настоящее  время к различным видам физической культуры является одной из главных  социально-педагогических проблем  учебного процесса, развития и внедрения  физкультурного образования, спортивной деятельности, физической рекреации  и двигательной реабилитации в технических  вузах страны. Перед преподавателями  кафедр физической культуры ставится главная задача найти средства и  методы включения различных видов  физической культуры в физкультурно-оздоровительную  работу и стиль жизни студенческой молодежи. Реализация этой задачи рассматривается  как личностно значимая для студента и как общественно необходимая (М.Я.Виленский, 1994; 1996; В.М.Выдрин, 1988; 1993; 1996; В.И. Ильи-нич, В.А. Масляков, В.Г.Щербаков, 1994; Л.И.Лубышева, 1992; 1996; В.В.Кузин, 1996 и др.).

Современные научные исследования и опыт практической работы по физическому  воспитанию студентов вузов свидетельствует  о том, что физкультурно-оздоровительная  деятельность еще не стала для  каждого молодого человека насущной потребностью, не превратилась в интерес  каждой конкретной личности. Проявляется  прямая взаимосвязь общего культурного  уровня молодежи с наличием потребности  в физическом и духовном совершенствовании, а также возможностей конкретного  вуза для их развития.

В этом направлении интерес представляют научные исследования В.И. Жолдак (1979) о роли социологических показателей в прогнозировании развития физической культуры личности и общества. Автор считает, что на развитие физкультурной деятельности влияют общие и специфические факторы. К общим факторам относятся: развитие экономики, производства, политических, правовых, культурных отношений и взаимосвязей, а также - общий культурный уровень общества, историко-этнографические особенности его развития, географические и климатические особенности, сложившиеся традиции.

К специфическим факторам относятся: обще социальные - материально-техническая база, финансирование, развитие науки, преподавательский состав, организация физкультурной деятельности. Частные - особенности организма занимающихся, их социальное положение, материально-бытовые условия, уровень культурного развития, непосредственная социально-психологическая среда, семейное положение, возраст.

Лотоненко А.В. (1998), считает, что среди объективных факторов, оказывающих непосредственное влияние на организацию физкультурной деятельности в вузе, является роль общественных организаций вуза - ректората, студенческого профкома, спортивного клуба, деканатов, студсовета.

Данные его социологических  исследований показывают о значительных различиях в оценке роли общественных организаций со стороны студентов, преподавателей и экспертов. Так, большинство  преподавателей имеют более тесную взаимосвязь с ректоратом, спортклубом, понимают их реальное влияние и поэтому дают более высокую оценку, чем студенты. Студенческий профком оценивается практически одинаково, его влияние, к сожалению, незначительно на организацию студентов в физкультурной активности. Требует дальнейшего совершенствования и работа студсоветов общежитий по внедрению различных видов физической культуры, и особенно ее рекреативных форм, в образ жизни и стиль жизнедеятельности студентов.

Режим учебы, отдыха, характер общественной работы, семейная обстановка и другие объективные факторы образа и  стиля жизни студента главным  образом и определяют уровень  духовного и физического развития студентов, их осмысленную деятельность в сфере физической культуры.

Как успешно будет проходить  процесс обучения и воспитания, во многом зависит от активности студентов  в процессе занятий. Одним из существенных причин активности студентов является осмысление ими своих успехов  в выполняемой деятельности. Этот субъективный фактор формирует чувство  уверенности, способствует преодолению  возникающих трудностей, создает  положительное эмоциональное состояние.

Имеются объективные и субъективные факторы, предопределяющие потребности, интересы и мотивы введения студентов в активную физкультурно-спортивную деятельность. К объективным относятся такие факторы как содержание занятий, состояние спортивного инвентаря, направленность и содержание учебного процесса по физической культуре, методика его преподавания, уровень требований учебной программы, личность преподавателя, эмоциональная окраска проведения занятий. К субъективным факторам относятся: личностная значимость, мотивы, интересы, ценностные ориентации, оценка состояния своего здоровья и физической подготовленности, удовлетворение, духовное обогащение. По мнению М.Я. Виленского роль субъективных факторов в формировании мотивации к занятиям физической культурой постоянно снижаются.

Согласованность как объективных, так и субъективных факторов обуславливает  степень управления процессом физического  воспитания и, естественно, определяет уровень сформированной потребности  в занятиях физической культурой. Планомерное  повышение уровня потребности в  занятиях физической культурой достигается  при следующих условиях:

- целенаправленного формирования  у студентов социальных и индивидуальных  мотивов, сочетающих личную заинтересованность  и общественно значимые цели;

- присутствие в содержании занятий  профессиональной направленности  физического воспитания студентов; :

- поддержание имеющихся и обнаружения  новых физкультурно-спортивных интересов  студентов;

- индивидуального, личностно-ориентированного  и дифференцированного подхода.

На формирование потребности в  занятиях также влияет состояние  социально-экономических, медико-биологических  и морально-нравственных (ценностных ориентации) предпосылок. Опыт исследователей показывает, что формирование ценностных ориентации не может вестись спонтанно. Это управляемый и координируемый процесс, осуществляемый с использованием всех средств общественного взаимодействия. Помочь студенту безболезненно пройти адаптационный процесс к условиям процесса обучения в вузе, принимать  образ жизни, который его окружает, сможет организация условий занятий  в дружном коллективе, объединенном одинаковыми целями и задачами.

Проявлением стремления к физкультурной  деятельности способствует участие  студентов в организации и  деятельности инициативных самодеятельных объединений в сфере физической культуры, активное неформальное общение  по интересам. Такие объединения  помогают содержательно и творчески  провести свободное время, используя  различные виды физической культуры.

По данным социологических исследований видно, что студенты недооценивают роль таких субъективных факторов, воздействующих на ценностно-мотивационные установки личности, как духовное обогащение и развитие познавательных возможностей. Это говорит о снижении образовательного и воспитательного потенциала педагогических воздействий на физкультурных занятиях, доминирующим акцентом на нормативные показатели спортивной деятельности. Для преодоления такого положения дел в образовательном процессе вуза необходимо изучить механизмы действия тех побудительных сил, которые через интересы и мотивы ведут к удовлетворению потребностей личности студента в двигательной деятельности.

Реализация потребностей в двигательной деятельности способствует удовлетворению других потребностей студентов: сохранения здоровья, отдыхе, рекреации, общении, самоактуализации, самоутверждении, престижности, общественной значимости и активности, сопереживании: Развитие потребности у студентов в различных видах физической культуры должно осуществляться в гибкой и тактичной форме. Потребности нельзя навязывать искусственно они должны соответствовать системе его ценностных ориентации.

Для активизации мотивации студентов  необходимо выявить стимул, который  зачастую выступает в роли непосредственной причины поведения. Нередко стимул носит кратковременный характер, но постоянные побуждения в занятиях физической культурой приобретают  ценностные тенденции. К стимулам в  нашем научном исследовании относятся: получение дополнительных баллов на зачете, удобное расписание занятий, агитация и пропаганда, прекрасная материальная база, расширение возможностей в выборе форм физкультурной деятельности, педагогическое мастерство преподавателя, укрепление здоровья, отдых, развлечение. В физкультурно-оздоровительную работу вуза необходимо включать благоприятные условия формирования потребности в физкультурных занятиях, которые относятся к объективным и субъективным факторам.

К объективным условиям формирования потребности следует отнести  возможности студентом свободного выбора вида физической культуры, формы  проводимых занятий, наличие необходимого свободного времени для занятий. Также сюда отнесем наличие в штате высококвалифицированных преподавателей, оснащенность инвентарем, гигиенические условия для занятий, месторасположение спортзала, характер проводимых учебно-тренировочных занятий.

К субъективным условиям относятся  привычки, взгляды, убеждения, уровень  здоровья, возрастно-половые особенности  организма, условия умственной деятельности, занятость в быту и др.

В формировании потребности в занятиях физической культурой большое значение имеют материальные условия и  общий культурный уровень студента. В то же время преподавателями  недооценивается роль воспитательных моментов, информационно-пропагандистских, целенаправленной деятельности по изменению  сложившихся отношений и стереотипов. В настоящее время вести информационно-пропагандистскую работу по формированию общественного мнения, престижности физической культуры, ее популярности у различных категорий людей помогают разнообразные медиа системы, сеть Интернет. В настоящее время практически в каждом вузе существует внутренняя сеть Интернет, которая в самом вузе доступна бесплатно. Не использовать ее было бы не дальновидно. Наличие сайта кафедры физической культуры, страничек отдельных видов спорта, обзор последних событий спортивной жизни окажет не последнее усилие в пропаганде физкультурной деятельности.

В современных условиях гуманизации  и демократизации общества упор на нравственное самоопределение студента, личностную ориентированность значительно  улучшает условия для формирования потребности в физкультурной  активности индивида.

Информация о работе Факторы, определяющие интерес студентов к физкультурно-оздоровительной деятельности