Факторы, определяющие интерес студентов к физкультурно-оздоровительной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 00:22, реферат

Описание работы

Происходящие в настоящее время изменения в экономике остро ставят вопрос о повышении роли физической культуры и спорта в укреплении здоровья граждан. В этот период изменения всех сфер жизни в обществе повышается роль личности в решении экономических и социальных проблем, повышаются требования к будущим участникам производства. Специалисты народного образования, выходящие из стен вуза, должны быть подготовлены к внедрению физической культуры и спорта среди учащейся молодёжи, должны глубоко понимать их положительное влияние на укрепление здоровья нации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3-4
Факторы, определяющие интерес студентов
к физкультурно-оздоровительной деятельности……………………..4-9
Индивидуальный, дифференцированный и личностно-ориентированный подход в физическом воспитании студентов на основе рейтинга успешности обучения………………………………………...9-11
Средства и методы этапа побуждения и мотивации
к деятельности…………………………………………………………...11-12
Средства и методы этапа реализации поставленных задач, использование созданных комфортных условий для осуществления деятельности……………………………………………………………..12-13
Средства и методы этапа анализа полученных результатов, осмысление удовлетворенности деятельностью……………………....13
Заключение……………………………………………………………….14
Список литературы…………………………

Работа содержит 1 файл

Факторы.docx

— 37.65 Кб (Скачать)
    1. Индивидуальный, дифференцированный и личностно-ориентированный подход в физическом воспитании студентов на основе рейтинга успешности обучения

Опыт показывает, что интерес  к занятиям часто гаснет. Объясняется это той причиной, что на первоначальных этапах обучения студенты легко убеждаются в своих успехах, так как сложность выполнения еще не велика. В дальнейшем же приходит недовольство результатами своей работы вследствие того, что появляется ощущение остановки роста результатов, а реальной поддержки мотивации к занятиям не наблюдается.

Мотивы к учению у студентов  начинаются и формируются в процессе обучения. Исследователями выделяется важная роль мотива, связанного с потребностью студентов заниматься в дружном коллективе. Замечено, что методы, используемые при индивидуальной форме обучения, не всегда дают соответствующий результат, а применение групповых форм обучения вовлекает в занятия физической культурой практически всех студентов.

В процессе занятий немаловажную роль исполняют мотивы взаимопомощи, состязания, подражания. Таким образом, организация дружного классного коллектива и совместная работа оказывают огромное положительное влияние на мотивацию студентов к занятиям.

П.К. Дуркин пришел к выводу, что эффективная мотивация и интерес к физической культуре существенно повышается, когда преподаватель и студенты достигают успехов в развитии физических качеств за сравнительно непродолжительный промежуток времени. Поэтому в работе по формированию потребности у студентов к занятиям физической культурой принцип постепенности особенно актуален.

Заинтересовать студента в занятиях физической культурой можно двумя  путями - воздействуя целенаправленно  на отдельные мотивы и на мотивационную сферу в целом.

Анализ исследований по классификации  мотивов учения показал, что можно  выделить следующие мотивы: учиться  в дружном коллективе, сообща выполнять  задания, общаться со сверстниками, добиваться успехов на занятиях, выполнять привычные  действия, эстетически переживать учебный  процесс, подражать окружающим, выполнять  совместную игровую деятельность.

Для воспитания в личности студента такого качества необходима гибкая методология  учебного процесса, базирующаяся на законах  личностно-ориентированного и дифференцированного обучения. Это требует внесения изменений и коррекции в содержательные компоненты высшего образования, перехода на принципы гуманизации образования.

Таким образом, эффективность физкультурно-оздоровительной  работы со студентами зависит от создания педагогических условий, способствующих формированию мотивации к занятиям физическими упражнениями, учитывающих интересы и склонности студентов к занятиям различными видами спорта, направленных на подготовку к будущей профессиональной деятельности.

Многие авторы замечают, что действенность  воспитательного процесса увеличивается при личной заинтересованности обучаемого, когда у личности появляется стремление к самосовершенствованию. Воспитание и самовоспитание тесно переплетаются. Воспитание организовывает и возглавляет само-, воспитание, а процесс самовоспитания усиливает и закрепляет воспитательный процесс.

Вследствие этого самостоятельные  занятия содействуют реализации целей воспитания. Считается, что никакая система воздействий не достигнет конечного результата при отсутствии личной заинтересованности студента. Такой личной заинтересованностью является рейтинг обучения в вузе. Образование такого клуба в вузе необходимо. Рейтинг - числовой показатель оценивания (Энциклопедический словарь, 2003). Он включает в себя 100 бальную шкалу оценки. Три раза в семестр студент проходил бы контрольные точки, в которых шло бы проставление ему баллов набранных за прошедший период обучения. Это дало бы наглядную картину его успешности обучения в вузе. На каждом контрольном этапе шло бы сравнение набранных балов студентом с необходимым количеством баллов, запланированным на этот отрезок. По предмету "Физическая культура" студенты также набирают свой определенный рейтинг. В конечном итоге общее количество баллов по всем предметам позволило бы студенту получить или не получить стипендию и в каком размере. По предмету "Физическая культура", кроме получения баллов на обязательном занятии, студент имел бы право на дополнительные баллы за проделанную работу в сфере физической культуры. Дополнительные баллы можно набрать за участие во внутренних соревнованиях вуза (первенство факультетов, общежитий, спортивных праздниках) и дополнительные занятия в клубах по интересам: "Аэробика" и "Самбо". Возможность получить дополнительный рейтинг и послужило бы  стимулом к появлению у студента потребности в дополнительных занятиях физической культурой, которая в последствии превратилась бы в потребность-ценность.

Необходимо  отметить, что потребность в создании подобного рода клубов велика и по другим видам спорта. Желающих заниматься в клубах любителей того или иного вида спорта гораздо больше, чем позволяет вместимость спортивных сооружений.

 

Суть применения организационно-методических условий заключалась в целенаправленном формировании в процессе физического  воспитания потребностно-мотивационной сферы у студентов, которая отвечала бы требованиям укрепления здоровья, повышающей физическую подготовленность, работоспособность и адаптационные возможности организма.

Этапы формирования потребности к  занятиям физической культурой:

1. Побуждение, мотивация к деятельности

2. Постановка цели, выбор деятельности

3. Реализация поставленных задач,  использование созданных комфортных  условий для осуществления деятельности

4. Анализ полученных результатов,  осмысление удовлетворенности деятельностью

5. Желание продолжить занятия  после достижения цели.

При формировании потребности в  физкультурно-оздоровительных занятиях студентов необходимо следовать последовательности применения средств и методов каждого этапа данного процесса, так и их творческое применение.

    1. Средства и методы этапа побуждения и мотивации к деятельности.

На этом этапе осуществлялась организация  педагогических ситуаций в процессе обучения и применения организационно-методических условий, которые образовали среду  личностно-ориентированного обучения. В процессе такого обучения создавались  ситуации-стимулы, благоприятно воздействующие на развитие личности студента, которые  были востребованы его субъективностью, предоставляющие ему пространство для свободного выбора. В данном случае создавались условия, опосредствующие  необходимостью занятий физической культурой.

Каждый студент индивидуален в  своем личностном выборе и не всегда одни и те же средства воздействия  могут привести к приобщению студента к занятиям физической культурой. Необходимо руководствоваться его особенностями и личными устремлениями.

Немаловажную роль в актуализации потребности в занятиях составляют методы убеждения и стимулирования. Однако привлечение внимания студентов  данными методами к занятиям физической культурой самими студентами оценивается  неоднозначно. Немало учащихся вуза неодобрительно относится к прямым воздействиям со стороны педагогов. Соблюдая педагогическую корректность по отношению к студентам, наиболее эффективно работают методы опосредованно воздействующие на студентов для привлечения их внимания к осуществлению физкультурной деятельности.

В беседах со студентами могут использоваться темы о:

- влиянии занятий физическими упражнениями на функциональные системы организма;

- значении физкультурных занятий для реализации жизненных планов;

- достижении, посредством физкультурных занятий, намеченных целей в учебной и профессиональной деятельности.

 Группа средств и методов постановки цели и выбора деятельности

На этом этапе, необходимо, чтобы  мотивационная тенденция продолжала свое развитие и выражалась в побуждении студентов к определенным действиям. Для этого нужно, чтобы личностью  студента придавался смысл физкультурным занятиям, а это можно достигнуть сравнением будущего результата с необходимостью соответствующих занятий для студента, определением направленности содержания самих занятий физической культурой, обеспечением условий деятельности. Индивидуальные особенности и личностно-ориентированная направленность студента способствуют избранию им вида дальнейших занятий физической культурой. В индивидуальных беседах со студентом педагог объективно помогает оценить ему свои возможности и помочь с выбором направленности занятий. Творческое применение преподавателем наиболее значимых и эффективных средств и методов воздействия, обеспечивается добросовестным исполнением своих обязанностей, а не формальным исполнением функций педагога.

    1. Средства и методы этапа реализации поставленных задач, использование созданных комфортных условий для осуществления деятельности

Для поддержания устойчивости мотивационного процесса в реализации намерения  необходимо предоставить студентам  комфортные условия для выполнения деятельности. Со стороны преподавателя  необходим контроль над реализацией студентом своих намерений и управления физкультурно-оздоровительной деятельностью до фактического достижения цели. Необходимо создавать ситуации, в которых у студентов появлялся бы план реализации намерения, а также проводить мероприятия, поддерживающие мотивацию к реализации намерения. Для поддержания устойчивости мотивационной основы выполнения физкультурно-оздоровительной деятельности у студентов применялось создание ситуаций на занятиях, когда студентам предоставляется возможность проявить самостоятельные действия, реализовать собственные замыслы. Например, для этого могут использоваться такие методы и средства, как:

- создание и утверждение студентами  правил поведения в клубе. Преподаватель предлагает для обсуждения примерные правила поведения на занятиях, а студенты имеют право что-то добавить, а что-то удалить;

- предоставление выбора физических  упражнений для разминки в  подготовительной части занятия;

- предоставление выбора специальных  физических упражнений для развития физических качеств;

- предоставление спортивного инвентаря  для занятий, помогающие реализовать самостоятельные замыслы студентов;

- проведение занятий под музыку. В клубе занимаются студенты  с определенным личностно-ориентированным выбором вида физкультурной деятельности, поэтому выбор типа музыки чаще всего всех устраивает;

- поочередное выполнение обязанностей  спортивного судьи, что поднимает  престижность собственного статуса  в глазах одноклубников;

1.4. Средства и методы этапа анализа полученных результатов, осмысление удовлетворенности деятельностью

Специально организованные ситуации, способствующие поиску смысла физкультурно-оздоровительной  деятельностью. Средства и методы, направленные на повышение информированности  студента о результатах физкультурно-оздоровительных  занятиях. Деятельность, выбранная  студентом на основе индивидуальных и личностно-ориентированных мотивов, становится делом жизненной важности, поэтому студенты проявляют значительный интерес к уяснению смысла приобретаемых  умений и способов их реализации в  своих жизненных планах. Анализу  и осмыслению удовлетворенности деятельностью способствуют теоретические и методические сведения на занятиях, информация представленная на стендах, поиск сведений в глобальной сети Интернет. Сведения могут быть о:

- набранных  баллах студентом за пройденный период занятий;

- необходимом  уровне физической подготовленности;

- способах и формах самостоятельных занятий;

- развитии физических качеств;

- достижениях команд в спортивных соревнованиях;

- правилах самоконтроля за физическим состоянием организма;

- проведении конкурсов и спортивных мероприятиях.

 

Заключение

На уровень сформированной потребности  в физкультурной деятельности у  студентов, несомненно, окажет влияние  достижение ими высокого уровня мотивации  на каждом этапе формирования потребности.

Способствует привлечению студентов  к занятиям физкультурно-оздоровительной  деятельностью качества личности преподавателя; его инициатива, доброжелательность, общительность, настойчивость, целеустремленность в вопросах развития физической культуры.

Не заменимое влияние на данном этапе оказывают личностные эмоциональные оценки студента проделанной деятельностью. Положительные эмоции, оставшиеся у студента от занятий в дружном, сплоченном коллективе, где доминировали схожие интересы, оказывают наиболее сильное влияние на появление мотивационной тенденции стремления к физкультурно-оздоровительной деятельности. Создаваемая в процессе общения при занятии любимым видом спорта комфортная психологическая атмосфера станет побуждением к продолжению общения в физкультурной сфере, послужит прекрасным стимулом для организации подобных клубов на будущем рабочем месте.

Информация о работе Факторы, определяющие интерес студентов к физкультурно-оздоровительной деятельности