Физическая культура как общественное явление

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2013 в 09:04, лекция

Описание работы

1. Физическая культура как часть культуры общества и специфическая сфера человеческой деятельности.
2. Общекультурные и специфические функции физической культуры.
3. Структурная характеристика: виды и разновидности физической культуры.

Работа содержит 1 файл

ФК и спорт как общественное явление.doc

— 1.17 Мб (Скачать)


Министерство образования  Республики Беларусь

Учреждение образования  «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекция

 

«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ»

 

  1. Физическая культура как часть культуры общества и специфическая сфера человеческой деятельности.

 

  1. Общекультурные и специфические функции физической культуры.

 

  1. Структурная характеристика: виды и разновидности физической культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Физическая культура как часть культуры общества и специфическая сфера человеческой деятельности.

 

Физическая  культура – органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Вместе с тем, это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического и духовного совершенствования личности. Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально-активную полезную деятельность.

В своей основе физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность.

К физической культуре относится  достаточно широкий круг явлений, в частности, такие как:

тело человека с его  характеристиками (уровень физического  развития, функциональной и физической подготовленности);

процесс физического  развития и физического воспитания (изменение форм и функций организма в процессе возрастного развития, средства, формы и методы физического воспитания);

знания, потребности, ценностные ориентации, социальные отношения и  институты (физическое образование, мотивы занятий физической культурой и  спортом, специфические отношения между объектом и субъектом физкультурной деятельности, социализация индивидуумов).

Как и культуру общества в целом, физическую культуру можно  рассматривать с разных точек  зрения. Для ее относительно полной характеристики необходимо иметь в  виду три аспекта:

    • деятельностный (физическая культура – как процесс или способ рационально организованной преобразовательной деятельности);
    • предметно-ценностный (физическая культура – как совокупность «предметов», представляющих определенную ценность для удовлетворения общественных и личностных потребностей. К таким ценностям можно отнести занятия в области физической культуры, различные методики занятий и обучения физическими упражнениями, материально-техническую базу);
    • персонифицированно-результативный (физическая культура – как результат деятельности, воплощенный в самом человеке. Эти результаты могут представлять собой уровень физического развития, физической подготовленности, степень освоения двигательных умений и навыков, эстетика форм тела и др.).

Физическая культура как род деятельности имеет в качестве своей отличительной особенности то, что ее специфическую основу составляет двигательная активность человека, направленная на развитие и сохранение его деятельностных сил. Другими словами, ее специфические компоненты представлены рациональными способами двигательной активности. Важно учесть, что к таким способам относятся лишь те, которые позволяют наилучшим образом сформировать необходимые в жизни двигательные умения и навыки, обеспечить направленное развитие жизненно важных физических качеств, улучшить состояние здоровья.

Физическая культура как совокупность предметных ценностей представлена комплексом материальных и духовных бал, созданных в обществе для  и в результате физкультурной  деятельности. Для физической культуры они представляют ее ценностное содержание и являются для людей предметом освоения, использования и дальнейшего развития. К ценностям физической культуры относят различные виды гимнастики, спорта, подвижные игры, многочисленные комплексы физических упражнений, а также научные знания, принципы, правила и методы использования физических упражнений, программно-нормативные основы и спортивные достижения.

Физическая культура как персонифицированный  результат деятельности характеризуется  совокупностью ее полезных результатов, воплощенных в самом человеке. К ним относятся: преобразование природной основы человека и его физическое образование.

Исходя из вышесказанного, отметим, физическая культура является сложным, многогранным объектом. Ее необходимо рассматривать и как особый род культурной деятельности, и как результат этой деятельности. Основу ее специфического содержания составляет целесообразная физическая активность человека, направленная на совершенствование его природных качеств и способностей, благодаря чему в общем комплексе явлений культуры физическая культура является специфическим социальным фактором направленного физического развития человека. Именно этим она отличается от других сторон культуры. Однако, имея  в виду данное обстоятельство, необходимо констатировать, что физическая культура является неотъемлемым слагаемым культуры общества и личности.

Понятие – это основная форма человеческого мышления, устанавливающая однозначное толкование того или иного термина и выражающая при этом наиболее существенные стороны, свойства или признаки определяемого объекта (явления).

К основным понятиям теории физического  воспитания относятся следующие:

«Физическое воспитание»;

«Физическая подготовка»;

«Физическое совершенствование»;

«Физическое развитие»;

«Спорт».

Физическая  подготовка – подчеркивает прикладную направленность физического воспитания к трудовой или иной деятельности. Различают общую физическую подготовку (ОФП) и специальную физическую подготовку (СФП).

ОФП  направлена на повышение уровня физического развития, широкой двигательной подготовленности как предпосылок в различных видах деятельности.

СФП – специализированный процесс, содействующий успеху в конкретной деятельности.

Физическое  воспитание – это педагогический процесс обучения человека движениям и совершенствования его физических качеств, направленный на морфологическое и функциональное совершенствование организма человека, его основных жизненно важных двигательных навыков, умений и связанных с ними знаний. Этот педагогический процесс предполагает осознанную деятельность людей – учителя и ученика: первый, используя педагогические методы, передает второму знания, умения и навыки; второй – воспринимает, усваивает и применяет их.

Главная цель физического воспитания – достижение каждым человеком физического совершенства. Под физическим совершенством понимается исторически обусловленный идеал физического развития и двигательной подготовленности человека, обеспечивающий ему наилучшую приспособляемость к жизни, труду и защите Родины. В этом понятии сочетаются как требования общества к людям (производство, военное дело и др.), так и личные потребности человека (здоровье, долголетие, физическая привлекательность и др.).

К числу основных относится также  понятие физическое развитие. Оно употребляется в двух значениях. Первое: физическое развитие – это физическое состояние человека в данный момент. В этом значении говорят, например, «физическое развитие гимнаста хорошее», «физическое развитие школьника слабое». Второе: физическое развитие – это биологический процесс становления и изменения форм и функций человеческого организма, совершающийся под влиянием наследственности, условий жизни и воспитания. Из этого определения следует, что физическое развитие есть процесс, т.е. динамическая совокупность физических состояний человеческого организма в их взаимопереходах. С одной стороны, физическое развитие человека происходит за счет жизненных сил и строения организма, передаваемых по наследству, а с другой – раскрытие и проявление  этих наследственных признаков, свойств и качеств (в том числе и физических) в значительной мере зависит от условий жизни (питание, труд, отдых, гигиенические условия и др.), от воспитания, прежде всего от специально организованного физического воспитания. Эти два значения понятия «физическое развитие» надо различать.

         В ходе развития можно выделить три фазы: повышение его уровня, относительная стабилизация и постепенное снижение физических возможностей человека. Наиболее бурное развитие приходится на дошкольный и младший школьный возраст, но продолжается в течение всего периода обучения в школе. Физическое развитие подчинено закону единства развития организма и среды. Применительно к школьникам следует учитывать условия учебы, труда, самостоятельной работы, организации досуга. Все это сказывается на физическом развитии человека.

         Характеристиками физического развития являются:

  1. показатели телосложения: длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения;
  2. показатели здоровья: функционирование сердечно- сосудистой, дыхательной, нервной системы, органов пищеварения и выделения, других органов;
  3. показатели развития физических качеств: ловкости, быстроты, гибкости, силы и выносливости.

Предпосылкой физического  развития являются природные задатки ребенка, которые передаются ему по наследству. По этой причине высоких спортивных результатов может достигнуть не каждый ученик. Но каждый занимающийся может физически себя развивать при условии добросовестных, систематических, целенаправленных занятий физическими упражнениями.

Для достижения цели физического воспитания применяются следующие группы средств:

    • физические упражнения;
    • оздоровительные силы природы;
    • гигиенические факторы природы.

Основным специфическим средствам физического воспитания являются физические упражнения, вспомогательными средствами – оздоровительные силы природы гигиенические факторы.

Физическими упражнениями называют осознанные двигательные действия, специально подобранные и проводимые для решения задач физического воспитания. Слово «физическое» отражает характер совершаемой работы, внешне проявляемой в виде перемещений тела и его частей во времени и пространстве. Слово «упражнение» обозначает направленную повторность действия. Таким образом, физическое упражнение рассматривается, с одной стороны, как конкретное действие (в этом случае говорят: « Я выучил новое физическое упражнение»), с другой – как процесс многократного повторения (говорят: «Физические упражнения развивают силу»).

  Воздействие физических упражнений на организм человека зависит от условий, в которых они проводятся. Такими условиями являются:

- сами упражнения, так  как они могут быть различными  по своему    воздействию  на организм;

- место и время выполнения  упражнений;

- дозировка, т.е. продолжительность  и количество упражнений в зависимости от возраста, пола, степени подготовленности и т.д.

Следовательно, систематически выполняя физические упражнения, мы можем  влиять на показатели физического развития.

Систематические и грамотно организованные занятия физическими  упражнениями укрепляют здоровье человека, оказывают благоприятное воздействие на жизнедеятельность его организма. Например, под влиянием регулярных занятий физической культурой возрастают функциональные возможности сердца. Оно оптимально увеличивается в объеме и работает с большей силой. Сердечная мышца легко проталкивает кровь по сосудам. Сердечно – сосудистая система обеспечивает полноценную циркуляцию крови в организме, своевременное и достаточное поступление питательных веществ различным мышечным тканям, и их активность постоянно поддерживается на высоком уровне.

Занятия физическими  упражнениями повышают возможности  дыхательной системы. Увеличивается  емкость легких, и благодаря этому  в организм поступает большее  количество кислорода, который необходим  для образования энергии. Увеличение же энергетических возможностей позволяет человеку больше и плодотворнее трудиться, вести физически активный образ жизни. При этом организм легче справляется с болезнями, эффективно противостоит простудным и инфекционным заболеваниям.

Можно констатировать, что оздоровительный эффект от систематических занятий физическими упражнениями заключается главным образом в следующем:

  • физическая активность задерживает развитие коронарного атеросклероза и тем самым предупреждает возникновение многих болезней сердца;
  • увеличивается жизненная емкость легких, повышается эластичность межреберных хрящей и подвижность диафрагмы, развивается дыхательная мускулатура и, как следствие всего этого, улучшается процесс газообмена в легких;
  • под влиянием тренировок улучшается функция поджелудочной железы, вырабатывающей инсулин – гормон, расщепляющий глюкозу. Благодаря этому улучшаются условия накопления и рационального расходования энергии организма;
  • улучшается работа печени – главной биохимической лаборатории организма. Активизируется выработка ферментов и других важных биологически активных веществ, ускоряется очистка организма от шлаков, образующихся в процессе жизнедеятельности;
  • снижается содержание холестерина в крови. Под влиянием спортивных тренировок жиры не откладываются на стенках кровеносных сосудов или в подкожной клетчатке мертвым грузом, а расходуются организмом.

Информация о работе Физическая культура как общественное явление