Физическая культура как общественное явление

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2013 в 09:04, лекция

Описание работы

1. Физическая культура как часть культуры общества и специфическая сфера человеческой деятельности.
2. Общекультурные и специфические функции физической культуры.
3. Структурная характеристика: виды и разновидности физической культуры.

Работа содержит 1 файл

ФК и спорт как общественное явление.doc

— 1.17 Мб (Скачать)

Люди, регулярно занимающиеся физической культурой, обладают большими резервными возможностями организма, высоким психофизическим потенциалом, хорошей устойчивостью к широкому спектру неблагоприятных воздействий среды. У таких людей в среднем функциональный биологический возраст на 10-15 лет меньше, заболеваемость в 2-2,5 раза ниже, профессиональная работоспособность на 20-25 процентов выше, а реальный производственный стаж на 5-10 лет больше, чем у тех, кто в своей жизни игнорирует занятия физической культурой и спортом.

     Базовое физкультурное образование – достаточный для повседневной жизни уровень сформированности физкультурных знаний, двигательных умений и навыков, а также степень развития физических качеств и мотивации к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Двигательный навык – выработанная на основе многократного повторения способность автоматизировано выполнять двигательные действия.

Двигательное умение – выработанная на основе знаний и предшествующего опыта способность неавтоматизировано управлять двигательными действиями.

Жизненно необходимые  умения и навыки – естественные формы проявления двигательной активности в ходьбе, передвижении на лыжах, плавании, метании предметов и т.д., обеспечивающие целенаправленную активную деятельность человека в природной среде.

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, в том числе отсутствие болезней и физических дефектов.

 

Образ жизни – совокупность существенных черт, характеризующих способ жизнедеятельности людей в конкретном обществе (их поведение, нормы и ценности, которые определяют образ жизни данного конкретного общества).

Все общие (основные) и  частные понятия физического  воспитания в совокупности образуют специальную научно-практическую терминологию. Вы познакомились с некоторыми основными  понятиями этой терминологии.

 

 

 

 

  1. Общекультурные и специфические функции физической культуры.

 

Физическая культура как всякое общественное явление  имеет свои социальные функции. Эти функции направлены на то, чтобы помочь человеку достичь совершенства и в духовном, и в физическом развитии.

Различают специфические  и общекультурные функции физической культуры, которые свойственны ей постольку, поскольку она выступает как органическая часть культуры общества в целом. Общекультурные функции физической культуры основываются на функциональных связях, объединяющих физическую культуру с другими общественными явлениями.

К специфическим функциям относят те, которые позволяют удовлетворять естественные потребности людей в рациональной двигательной активности, оптимизировать на этой основе их физическое состояние и развитие организма. Ими являются:

• специфические образовательные функции, целесообразно выражающиеся при использовании физической культуры в общей системе образования и воспитания для систематического формирования жизненно важного фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний;

• специфические прикладные функции, которые выражены, прежде всего, при использовании физической культуры в системе специальной подготовки к трудовой и иной деятельности в качестве фактора профессионально-прикладной физической подготовки;

• специфические «спортивные» функции, наиболее ярко выраженные в сфере спорта и соревновательной деятельности;

• специфические рекреативные функции и оздоровительно-реабилитационные, которые выражены преимущественно при использовании физической культуры в процессе досуга или в системе специальных восстановительных средств.

К общекультурным функциям относятся:

• эстетические функции, позволяющие удовлетворять потребности людей в гармоничном физическом развитии;

• нормативные функции, состоящие в регламентации и закреплении определенных норм физической подготовленности, показателей спортивных достижений, правил нормирования физических нагрузок. Такого рода нормы являются эталонами для оценки достигнутого уровня физической

дееспособности, эффективности усилий, затраченных на физическое развитие. Данные нормы существенно влияют на отношение людей к физической культуре, стимулируют и упорядочивают ее использование в интересах личности и общества;

• информационные функции, заключающиеся в накоплении, распространении и передаче информации от поколения к поколению о сущности физической культуры, ее ценностях, путях и средствах физического совершенствования

человека;

  •    воспитательные функции. В сфере физической культуры и спорта люди постоянно входят в разнообразные отношения друг с другом. Эти отношения могут носить либо упорядоченный, организованный, либо неорганизованный характер. Отсюда и воспитательное воздействие может быть более или менее эффективным. Кроме того, положительная направленность воспитательного воздействия физической культуры во многом определяется педагогической и политической зрелостью ее профессиональных кадров (педагогов, тренеров, организаторов, руководителей).

Велико значение нравственного  воспитания в спорте. В процессе спортивной деятельности формируются и проявляются такие моральные качества, как честность, мужество, убежденность, заинтересованность в общественном благе, ответственность за личное поведение и за действия коллектива, дисциплинированность.

•функции физической культуры в сфере непосредственных межчеловеческих контактов;

• экономические функции, выраженные в сфере коммерческой деятельности по производству спортивных товаров и услуг.

Наряду с этим физическая культура выполняет еще одну, специфически личностную функцию – компенсационную, обеспечивающую формирование индивидуального интереса к физическому совершенствованию как социально осознаваемой потребности.

 

  1. Структурная характеристика: виды и разновидности физической культуры.

 

Для предметного разграничения  видами называют более крупные сочетания элементов физической культуры, а разновидностями – менее

крупные формы. Те и другие, взятые в совокупности, в их закономерном соотношении друг с другом характеризуют общую структуру физической культуры как целостное социальное явление.

Исходя из того, что структура физической культуры как многокомпонентное общественное явление социально обусловлена общей структурой образа жизни людей, аналитическое выделение самых крупных ее разделов будет логично вести применительно к тем сферам жизнедеятельности, в которых представлены ее основные компоненты.

В настоящее время  насчитывается до десятка физических культур, число которых с каждым годом возрастает. С начала тридцатых  годов, кроме основного понятия  физическая культура, вводится параллельное понятие лечебная физическая культура. Лечебная физическая культура (ЛФК) определяется как метод, использующий средства физической культуры с лечебно-профилактической целью для более быстрого и полноценного восстановления здоровья и предупреждения осложнений заболевания. В дальнейшем возрастает видовое число физической культуры: базовая, профессионально-прикладная, оздоровительно-реабилитационная, гигиеническая, производственная, адаптивная, спорт как элемент физической культуры и др..

Видовые физические культуры не имеют принципиальных отличий и все они направлены на укрепление здоровья, развитие двигательных способностей человека. Поэтому должны рассматриваться как подсистемы (компоненты) системы высшего порядка физической культуры. Компоненты системы физической культуры можно рассматривать, в свою очередь, как относительно самостоятельные системы.

Базовая физическая культура. К ней относится в первую очередь та фундаментальная ее часть, которая включена в систему образования и воспитания подрастающего поколения в качестве основного физического образования и обеспечения базового уровня физической подготовленности. Базовой она называется по следующим причинам: во-первых, характеризуется приобретением основного фонда жизненно важных умений и навыков наряду с необходимым в жизни уровнем разностороннего развития физических качеств и связанных с ними двигательных способностей; во вторых, является фундаментальной предпосылкой (базой) для специализации в той или иной деятельности.

Базовая физическая культура включает следующие компоненты:

- физическая культура дошкольников (3-6 лет);

- «школьная» физическая культура (младший школьный возраст 6-10 лет, средний возраст 11-15 лет, старших классов 16-18 лет),

- физическая культура учащейся и студенческой молодежи.

Базовая физическая культура разделяется на подсистемы: в основном, по возрастно-половому признаку, индивидуальным особенностям и уровню психофизического состояния здоровья занимающихся (в первую очередь с учетом медицинской группы для занятий физической культурой).

Так, система физического воспитания учащейся и студенческой  молодежи включает четыре основных подсистемы или учебные отделения: спортивное, основное, подготовительное и специальное включая ЛФК.

Основной целью физического воспитания студенческой молодежи на современном этапе развития общества является воспитание потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями, как основного средства поддержания высокой работоспособности на длительный жизненный период.

Указанная цель требует  решения следующих общих задач физического воспитания: овладение знаниями о физической культуре как ведущем факторе здорового образа жизни, доступными средствами и методами укрепления здоровья, проведение эффективного учебно-тренировочного процесса, индивидуальная объективная количественная оценка психофизического состояния студентов.

Основной вид базовой  физической культуры составляет «школьная» физическая культура. Под ней подразумевают физическую культуру, являющуюся учебным предметом в общеобразовательных школах, формирующую широкий комплекс жизненно необходимых условий, навыков, связанных с ними знаний, обеспечивает разностороннее развитие физических качеств и оптимизацию состояния здоровья.

Однако базовая физическая культура не ограничивается лишь ее этими формами. Конкретная направленность, содержание и способы ее использования изменяются в зависимости от этапов возрастного развития и условий жизни человека. В связи с этим различают так называемые пролонгирующие разновидности базовой физической культуры. Такие компоненты представлены в системе групповых и самостоятельных занятий по общей физической и общекондиционной тренировке различных контингентов населения. Эти занятия как бы пролонгируют (продлевают) влияние базовой физической культуры.

Профессионально-прикладная физическая культура. Она подразделяется на собственно профессионально-прикладную и военно-прикладную физическую культуру. Особенности этих разновидностей определяются тем, что они включены в систему специальной подготовки человека к конкретной деятельности, которая становится основной для него.

Профессионально-прикладная физическая культура направлена на создание предпосылок для успешного освоения той или иной профессии, на оптимизацию профессиональной деятельности и ее воздействия на человека. Важно отметить, что данный вид физической культуры тесно связан с базовым ее компонентом. Их органическая связь заключается в том, что

профессионально-прикладная физическая культура строится на основе предпосылок, создаваемых в сфере общей физической подготовки.

Оздоровительно-реабилитационная физическая культура.

Этот специфический  раздел физической культуры выделился на основе специально направленного использования физических упражнений в качестве средств профилактики различных заболеваний и восстановления утраченных функций организма. Применение отдельных форм двигательных действий с этой целью определено преимущественно в виде лечебной физи-

ческой культуры. В  сфере спорта и спортивной тренировки применяется спортивно-реабилитационная физическая культура, специфика которой ориентирована на профилактику исключения последствий спортивного травматизма.

«Фоновые» виды физической культуры. Под этим терми-

ном объединены гигиеническая физическая культура, включенная в рамки повседневного быта, и рекреативные формы физической культуры. При этом имеются в виду те формы двигательной активности, которые являются факторами оперативной оптимизации текущего функционального состояния

организма и нормализации его функций на некотором среднем  уровне обычного повседневного состояния, способствуя тем самым формированию благоприятного функционального «фона» для основной деятельности.

Система самостоятельных  занятий является одной из наивысших форм культуры человека, на что направлено воспитательное воздействие вышеперечисленных основных подсистем физической культуры. Они представляют собой индивидуальные регулярные занятия с целью укрепления здоровья, коррекции физического развития и телосложения, повышения работоспособности, овладения жизненно необходимыми навыками активного отдыха, достижение полноценного психофизического состояния здоровья на длительный жизненный период.

Спорт. Спорт принято подразделять на спорт высших достижений и массовый спорт.

Информация о работе Физическая культура как общественное явление