Физическая культура как общественное явление

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2013 в 09:04, лекция

Описание работы

1. Физическая культура как часть культуры общества и специфическая сфера человеческой деятельности.
2. Общекультурные и специфические функции физической культуры.
3. Структурная характеристика: виды и разновидности физической культуры.

Работа содержит 1 файл

ФК и спорт как общественное явление.doc

— 1.17 Мб (Скачать)

Массовый спорт –  занятия отдельными видами спорта, преимущественно массовыми, или  разнообразными физическими упражнениями на основе разрядной классификации с целью активного отдыха, снятия нервно-эмоционального напряжения, укрепления здоровья, повышения работа способности и достижения  физического совершенства.

Студенческий спорт  представляет собой обобщенную категорию деятельности студентов в форме соревнования и подготовки к нему с целью достижения предельных результатов в избранной спортивной специализации. Это требует от студента проявления максимальных психофизических способностей, мобилизации его резервных возможностей.

Занятия спортом выступают  формой самовыражения и самоутверждения студента, определяя его образ жизни, общекультурный и социально значимые приоритеты.

Спортивные соревнования являются одним из наиболее эффектных видов организации массовой оздоровительной, физкультурной и спортивной.

По характеру зачета и определению результатов все спортивные соревнования делятся на личные, лично-командные и командные. По форме проведения соревнования могут быть открытыми и закрытыми, очными и заочными, одноразовыми и традиционными, официальными и товарищескими (тренировочными), классификационными. Эти формы могут использоваться в сочетании.

В системе физического воспитания студентов вузов спортивные соревнования занимают большое место.

Практикой определено несколько способов проведения стартовых соревнований, обусловленных их правилами и положениями. Выбор способа зависит от задач спортивного соревнования, срока проведения, числа участников или команд, их подготовленности и учебной занятости, условий материальной базы.

Используются следующие способы проведения соревнований: прямой, круговой, с выбыванием и смешенный.

Прямой способ применяется при проведении большинства личных и лично-командных соревнований, в которых результаты участников оцениваются метрическими единицами (в легкой атлетике, лыжном, конькобежном, велосипедном спорте, плавании) или системой баллов, присуждаемых за качественное или технико-эстетическое исполнение упражнений (в гимнастике, акробатике). Суть способа в последовательном или одновременном исполнении соревновательных упражнений всеми участниками на одной спортивной арене.

Круговой способ основывается на принципе последовательных встреч каждого участника (команды) со всеми остальными и применяется главным образом в спортивных играх и единоборствах. Несмотря на значительную продолжительность соревнований, круговой способ позволяет достаточно полно и объективно выявить относительную силу всех участников и команд.

Способ с выбыванием строится на принципе выбывания участников или команды из соревнования после одного или нескольких поражений. Этот способ называют «кубковым» или «олимпийским», что связано с применением его на олимпийских играх и в розыгрышах большинства кубков. Его главное достоинство - в возможности включить в соревнования большое число участников и провести их в сжатые сроки.

Смешанный способ проведения соревнований состоит в последовательном сочетании в одном соревновании двух систем – кругового и с выбыванием, при котором первый этап соревнований проводится по одному способу, второй – по другому. Этот способ облегчает проведение соревнований с большим числом участников, позволяет сократить число встреч и сроки всего соревнования.

 

 

 

 

 

 

Мемориальные спортивные соревнования имеют большое воспитательное значение. Они посвящаются определенным историческим, спортивным датам, памяти героев и выдающихся спортсменов, что способствует воспитанию молодежи на их примере. Мемориальные соревнования требуют особо тщательной подготовки, соответствующего оформления, торжественных церемоний, ритуалов, атрибутики и проводятся по специальному сценарию.

В настоящее время ни одна Олимпиада не обходилась без упоминания о древних Олимпийских играх, их традициях, ценностях. Первые Олимпиады проводились в Древней Греции в 776 году до н.э.

На первых Олимпийских играх атлеты состязались только в беге. Игры 708 года до н.э. - 18-е, пополнились борьбой и пятиборьем (бег, прыжки в длину, метание копья, метание диска и борьба). На 23-й Олимпиаде (668 г. до н.э.) впервые состязались кулачные бойцы. На 25-й Олимпиаде (660 г. до н.э.) программа состязаний пополнилась гонками на колесницах. В течение 1168 лет в Олимпии регулярно, раз в 4 года, проведено 293 олимпиады. Но в 394 г. н.э. римский император Феодосий 1 насильственно насаждавший христианство усмотрел в Олимпийских играх языческий обряд и запретил их проведение.

Французский общественный деятель Пьер де Кубертен (1863-1937) в ноябре 1892 года в парадном зале Сорбонны в Париже прочитал лекцию «Олимпийский ренессанс», в ней произнес свою знаменитую фразу: «Нужно сделать спорт интернациональным, нужно возродить Олимпийские игры». Именно Кубертен стал создателем спортивных союзов для детей, организатором международных соревнований. До него детского спорта вообще не существовало.

23 июня 1894 года в Сорбонне делегатами от 12 стран единогласно было принять решение о вознаграждении Олимпийских игр и учреждении Международного олимпийского комитета (МОК). Местом проведения первых спортивных игр были выбраны Афины (1896 г.).

Беларусь может гордиться своей историей участия в Олимпийских играх. 68 белорусов стали олимпийскими чемпионами.

Впервые белорусы приняли  участие в Олимпийских играх  в 1952 году в Хельсинки в составе  сборной СССР.

Как независимое государство  Беларусь участвовала в зимних Олимпийских играх в Лиллехаммере в 1994 году и завоевала две серебряные медали.

На Олимпийских играх  в Пекине в 2008 году Беларусь завоевала 19 медалей, в т.ч. 4 золотые и 5 серебряных. Наиболее успешно белорусская команда  выступила в легкой и тяжелой атлетике, гребле на каноэ и заняла 16-е место по количеству завоеванных медалей.

В Беларуси три крупных  центра олимпийской подготовки: в  Стайках, Раубичах и Ратомке.

Беларусь и Параолимпийские  игры

У Беларуси также сильная  параолимпийская команда. На Параолимпийских играх в Пекине в 2008 году Беларусь завоевала 13 медалей, в т.ч. 5 золотых.

 

Краткая психофизиологическая характеристика систем физических упражнений

Физические упражнения могут быть подразделены последующим критериям:

1. По биомеханической структуре движений – на циклические  (гребля, бег, плавание и т.д.) и ациклические (бокс, борьба, гимнастика и т.д.).

2. По проявлению физических качеств – упражнения, требующие преимущественного развития быстроты – скоростные (бег на короткие дистанции), взрывной силы – скоростно-силовые (прыжки в длину и высоту, метания), выносливости (лыжные гонки, бег на длинные дистанции), силы (тяжелая атлетика), координации – сложно-технические (гимнастика, горные лыжи, фигурное катание).

3. По особенностям локомоций – на упражнения, выполняемые преимущественно ногами (бег, конькобежный и велосипедный спорт), руками (плавание, гимнастика), и руками, и ногами (ходьба на лыжах).

4. По мощности выполняемой работы – на упражнения максимальной, субмаксимальной, большой, умеренной и переменной мощности.

5. По преобладающему  источнику энергии – упражнения, выполняемые в зоне аэробного, аэробно-анаэробного и анаэробного энергетического обеспечения.

6. По уровню энерготрат – на упражнения, выполняемые с высокими энерготратами, при потреблении кислорода 4-6 л/мин (бег, лыжные гонки, плавание), средними – 2-4 л/мин (спортивные игры) и низкими – менее 2 л/мин (фигурное катание, бокс, борьба).

7. По характеру регламентации  нагрузки – на упражнения заданного объема работы (гребля, плавание, бег и т.д.) и упражнения заданного времени работы (бокс, борьба, футбол, хоккей и т.д.).

 


Информация о работе Физическая культура как общественное явление