Физическая культура в СМГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 17:31, курсовая работа

Описание работы

введение,Введение
Как помочь детям стать здоровыми? Учителя физической культуры, родители должны знать, что ответы на этот вопрос помогут вам найти решение многих проблем в деле воспитания здорового ребенка.
Ребенок — наше продолжение, наша любовь, вера и надежда, наш повседневный труд и тяжелая работа. Да, именно работа, ибо для здоровья ребенка надо потрудиться. Только рационально осуществляемый совместными усилиями родителей, учителей, специалистов комплекс мероприятий по укреплению здоровья средствами физической культуры

Работа содержит 1 файл

курсовая СМГ.docx

— 40.72 Кб (Скачать)

В первые 6-8 недель занятий с учащимися  необходимы специальные (показанные при  каждом конкретном заболевании) упражнения, которые должны применяться только в сочетании с общеразвивающими. При их подборе нужно учитывать  характер заболеваний, уровень функциональных возможностей, данные физического развития и подготовленности каждого учащегося.

Примерная схема построения первых восемнадцати уроков выглядит следующим образом: построение, подсчет пульса, объяснение задач урока, ходьба (1-2 мин) с выполнением  дыхательных упражнений, общеразвивающие  упражнения с обязательным включением дыхательных и на расслабление (8-10 мин), подсчет пульса, отдых сидя, индивидуальное выполнение специальных  упражнений, рекомендованных для  отдельных групп заболеваний (7-10 мин).

В подготовительный период особое внимание уделяется обучению школьников правильному сочетанию  дыхания с движением. Как правило, у ослабленных детей преобладает  поверхностное грудное дыхание. Поэтому на первых уроках их необходимо обучать правильно дышать в положении  лежа, сидя и стоя. Для овладения  полным дыханием используется следующий  методический прием: правая рука кладется на живот, левая - на грудь; правая рука контролирует опускание диафрагмы, левая - расширение грудной клетки в  верхнем отделе. Необходимо приучать детей делать вдох и выдох через  нос. Сочетанию движений с дыханием надо обучать в медленном и  спокойном темпе. На занятиях применяется  и метод звуковой гимнастики с  произношением на выдохе гласных  а, у, о и согласных ф, ш, с. В  первой четверти 50% всех упражнений проводится в исходном положении лежа и сидя в медленном темпе. Каждое упражнение вначале повторяется 3-4раза,потом 6-8 раз. В течение первой четверти изучаются индивидуальные особенности каждого школьника, его физическая подготовленность, бытовые условия, психологические особенности, способность организма переносить физическую нагрузку урока физкультуры.

Основной  период по длительности зависит от приспособляемости организма школьника  к физическим нагрузкам, от состояния  здоровья, от пластичности и подвижности  нервной системы.

Задачи  основного периода: освоение основных двигательных умений и навыков программы  по физической культуре для учащихся СМГ, повышение общей тренированности  и функциональной способности к  перенесению физической нагрузки в  школе и дома.

В содержание уроков этого периода постепенно включаются общеразвивающие упражнения, виды легкой атлетики: метание малых  мячей в цель и на дальность  правой и левой рукой, медленный  бег, эстафетный бег с отрезками  от 10 до 30 м, прыжки в длину и высоту с места и с небольшого в 3-5 шагов разбега; элементы художественной и спортивной гимнастики: танцевальные шаги, некоторые висы и упоры, упражнения в равновесии; подвижные игры и элементы спортивных игр. Все упражнения строго дозируются в зависимости от индивидуальных особенностей организма.

Уроки рекомендуется  проводить на стыке смен или на пятом-шестом уроках при односменных  занятиях в школе.

Схема построения уроков в СМГ в принципе не отличается от обычных занятий физкультурой, но имеет ряд принципиальных особенностей.

Вводная часть длится до 15 мин. включает в  себя общеразвивающие упражнения, которые  целесообразно проводить в медленном  и среднем темпе, обязательно  чередуют с дыхательными упражнениями. Нагрузка должна повышаться осторожно и постепенно на основе гибкого и рационального применения средств и упражнений, обеспечивающих подготовку всех органов и систем к выполнению основной части урока. В этой части не рекомендуется предлагать большое количество упражнений, намного увеличивать нагрузки.

В водную часть урока должны войти такие  элементы, как построение, объяснение задач занятий, ходьба в различном  темпе и направлениях, комплекс дыхательных  упражнений, упражнения с набивными  мячами, бег в медленном темпе, а также упражнения на гимнастической скамейке.

В основной части урока (20-22 мин.) школьники овладевают основными двигательными навыками, получают определенную для них оптимальную  физическую нагрузку. В этой части  решаются задачи общего развития мышечной системы, органов дыхания и кровообращения, формирования правильной осанки, совершенствования  общей координации движения, овладения  двигательными навыками, воспитания волевых качеств.

Средствами  являются общеразвивающие и специальные  упражнения, направленные на повышение  уровня общего физического развития и активного отдыха занимающихся.

Большое значение при этом приобретают подбор и чередование упражнений, дозировка  нагрузки, организация санитарно-гигиенических  условий, использование естественных сил природы.

В заключительной части урока (3-5 мин.) необходимо создать  условия для того, чтобы восстановить силы, устранить утомление и подвести итоги занятий. В этой части рекомендуется  применять простые упражнения для  отдельных частей тела, различные  виды ходьбы, спокойные танцевальные шаги и обязательно отдых сидя или лежа.

Показателями, характеризующими воздействие физической нагрузки является интенсивность и  моторная плотность урока. Интенсивность  определяется подсчетом пульса после  упражнений в каждой из частей урока. Подсчет производится за 10 сек. отрезки  времени, затем вычерчивается физиологическая  кривая частоты пульса. Правильная кривая имеет плавный подъем в  начале урока, максимальное повышение (до 80-100% от исходной величины) с несколькими пиками при наиболее интенсивных упражнениях в основной части и снижение к концу урока. Хороший эффект от физических упражнений отмечается, если они вызывают увеличение частоты сердечных сокращений в пределах 140-150 ударов в мин.

 

Врачебно-педогогический контроль в  физическом воспитании СМГ

 

В работе с детьми и подростками с нарушенным здоровьем врачебно-педогогическому  контролю придается значение еще  больше, чем в физическом воспитании здоровых. Врачебно-педогогический контроль представляет собой систему медицинских  и педагогических наблюдений, обеспечивающих эффективное использование средств  и методов физического воспитания, укрепления здоровья и совершенствования  физического развития. Основы врачебно-педогогического  контроля в нашей стране разработаны  рядом ученых: Н.Д. Граевской, А.Г. Дембо, Г.М. Куколевским, С.П. Летуновым, Р.Е. Мотылянской, С.Н. Поповым.

Врачебно-педогогический контроль решает следующие задачи:

Определение состояния здоровья и функционального  состояния организма;

Оценка  динамики состояния здоровья;

Оценка  и выбор наиболее эффективных  средств и методов как самого процесса физического воспитания, так  и улучшения восстановительных  процессов после физических нагрузок;

Оценка  гигиенических условий проведения занятий (температура воздуха, влажность, освещенность, вентиляция и т.п);

Соблюдение  техники безопасности;

Соответствие  спортивного инвентаря (размеры, масса, состояние);

Соответствие  одежды и обуви;

Организация учебно-тренировочного процесса.

В связи  с решаемыми задачами, содержанием  врачебно-педогогического контроля являются:

Врачебное освидетельствование;

Врачебно-педогогические наблюдения непосредственно в процессе занятия;

Врачебно-спортивное консультирование;

Санитарно-просветительная  работа среди детей с ослабленным  здоровьем и родственников;

Медико-санитарное обеспечение спортивных соревнований;

Организация восстановительных мероприятий.

Врачебная часть контроля определяет выбор  средств физического воспитания и видов спорта с учетом индивидуальных нарушений, определяет объем занятий, специальные мероприятия, которые  необходимо провести до и после занятий  физической культурой, проводит классификацию  спортсмена и медицинское освидетельствование, выделяет противопоказания, оценивает  степень воздействия процесса физического  воспитания на организм ребенка с  нарушенным здоровьем (незначительное, умеренное, значительное, чрезмерное).

Различают этапный, текущий и оперативный  контроль. Этапный контроль оценивает  уровень развития функциональных возможностей систем и органов, лежащих в основе работоспособности. Проводится в соответствии с этапами (четверть, полугодие) занятий  физической культурой, их задачами и  содержанием. Включает в себя медицинское  обследование: осмотр специалистами, функциональные пробы, лабораторные анализы и инструментальные исследования. Проводится в медицинских  учреждениях врачами.

Современный врачебно-педагогический контроль включает также физиологический контроль двигательных качеств: тестирование физическими  нагрузками с целью выяснения  пределов силы и структуры силовых  возможностей и при движениях  в различных суставах.   При  этом по этапам оценивается динамика физиологических процессов, функциональных свойств, регуляции физиологических функций. С этой целью определяются показатели, которые характеризуют физиологические параметры; обеспечивающие высокую работоспособность при нагрузке факторы преодоления утомления.

 Для  этого исследуют: размеры, формы,  пропорции тела, объем сердца, жизненную  емкость легких, дыхательный объем,  кислородную емкость крови, сосудистую  проводимость, общий объем крови,  уровень гемоглобина, состав мышечных  волокон, энергетические запасы  и другие.

Текущий контроль решает следующие задачи:

--- определение  соответствия режима нагрузок  возможностям организма через  оценку общей напряженности функционального  состояния организма;

— оценку соответствия физических упражнений их планируемой направленности.

Для этой цели используются выяснение жалоб  на состояние здоровья и общего самочувствия, медицинский осмотр и изучение следующих  показателей: уровень основного  обмена, частота сердечных сокращений, артериальное давление, изменения на электрокардиограмме и др.

Следует знать симптомы перегрузки:

— боль или чувство дискомфорта в  области груди, живота, шеи, челюсти  или рук;

— тошнота  во время или после выполнения физических упражнений;

— появление  непривычной одышки во время выполнения физических упражнений;

— головокружение или обморок;

— нарушение  ритма сердечной деятельности;

— сохранение высокого показателя ЧСС после 5мин  отдыха и дольше.

Оперативный контроль предполагает:

— проведение оценки влияния каждого тренировочного занятия на организм ребенка;

— определение  направленности и напряженности  нагрузок по уровню срочных адаптационных  реакций организма;

— проведение оценки степени достижения конкретной цели каждого тренировочного занятия;

— осуществление  оперативной коррекции тренировочного эффекта отдельных упражнений и  тренировочного занятия в целом.

При проведении оперативного контроля определяют:

во время  нагрузки: температуру тела, ЧСС  и частоту дыхания, их соотношение, легочную вентиляцию;

после нагрузки: характеристики, отражающие утомление  после нагрузки. — изменения на электрокардиограмме, жизненной емкости  легких, силы дыхательных мышц.

Педагогический  контроль подразумевает контроль соотношения  динамики воздействий (преподавателя  и других внешних факторов — семьи, близкого окружения, общественного  мнения, общечеловеческих ценностей) на обучаемого и его «отклика» на эти воздействия.

В мероприятиях врачебно-педагогического контроля определяется состояние организма  учащегося в настоящий момент (текущее состояние), учитывается  состояние, в котором ребенок  находился ранее (генез) и делаются попытки предсказать его вероятное  состояние в будущем (прогноз).

По данным врачебно-педагогического контроля выявляется общая нагрузка на организм учащегося на занятиях физическими  упражнениями. На основании этих данных строится физиологическая кривая нагрузки, постепенно повышающаяся к своему максимальному  значению в основной части занятия  и снижающаяся к концу заключительной части. Характер физиологической кривой зависит от периода занятий, функционального  состояния и индивидуальной ответной реакции организма на физическую нагрузку.

 

Методы исследования индивидуальных особенностей детей в процессе физического  воспитания

 

Для выяснения  связи и действия внешних факторов на здоровье ребенка, эффективности  процесса физического воспитания в  результате педагогических воздействий  необходимо знание четырех основ, характеризующих  двигательную подготовленность учащихся с нарушенным здоровьем: физического  развития, физической подготовленности, функционального состояния и  адаптации организма к мышечной деятельности (Булич, 1986).

1.Оценка  физического развития

С целью  изучения и оценки показателей физического  развития учащихся применяют методы наружного осмотра и антропометрических исследований. Определение роста  в положении стоя и сидя, массы  тела, окружностей грудной клетки, живота, талии, бедра, голени, плеча  и предплечья, шеи, жизненной емкости  легких, толщины жировой прослойки, а также формы ног, состояния  свода стопы и типа телосложения.

2. Характеристика  двигательных качеств

Методы  определения двигательных качеств  у учащихся к настоящему времени  разработаны достаточно подробно и  позволяют дать комплексную характеристику развития силы различных мышечных групп, их выносливости, проявляющихся в  динамических и статических усилиях, быстроте движений, подвижности в  суставах и многих других качествах. Для решения практических вопросов, возникающих в работе по физическому  воспитанию с учащимися специальных  групп, рекомендуют определять следующие  показатели развития двигательных качеств.

Информация о работе Физическая культура в СМГ