Физическая культура в СМГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 17:31, курсовая работа

Описание работы

введение,Введение
Как помочь детям стать здоровыми? Учителя физической культуры, родители должны знать, что ответы на этот вопрос помогут вам найти решение многих проблем в деле воспитания здорового ребенка.
Ребенок — наше продолжение, наша любовь, вера и надежда, наш повседневный труд и тяжелая работа. Да, именно работа, ибо для здоровья ребенка надо потрудиться. Только рационально осуществляемый совместными усилиями родителей, учителей, специалистов комплекс мероприятий по укреплению здоровья средствами физической культуры

Работа содержит 1 файл

курсовая СМГ.docx

— 40.72 Кб (Скачать)

Введение

 

Как помочь детям стать здоровыми? Учителя  физической культуры, родители должны знать, что ответы на этот вопрос помогут  вам найти решение многих проблем  в деле воспитания здорового ребенка.

Ребенок — наше продолжение, наша любовь, вера и надежда, наш повседневный труд и тяжелая работа. Да, именно работа, ибо для здоровья ребенка надо потрудиться. Только рационально осуществляемый совместными усилиями родителей, учителей, специалистов комплекс мероприятий  по укреплению здоровья средствами физической культуры, методов и способов решения  воспитательных задач здоровье сбережения может помочь сохранить ребенку здоровье.

В российском образовании наметилась перспектива  развития системы мер по сохранению и укреплению здоровья детей. Одним  из новых направлений в педагогической деятельности учителя и методиста  физкультуры является адаптивное физическое воспитание (АФВ) изучающее аспекты  физического воспитания детей и  подростков, которые в связи с  перенесенными заболеваниями не могут в полной мере использовать все возможности общепринятой системы  физического воспитания. В основу АФВ положена совокупность медико-психолого-педагогических установок, направленных на восстановление здоровья и адаптацию (приспособление) детей с ослабленным здоровьем  к условиям современной жизни.

Особенно  актуальной является проблема физического  воспитания в настоящее время, т. к. существенного улучшения здоровья и физического развития детей  и подростков за последние годы не отмечается. Детям, которые перенесли  какие-либо заболевания или часто  и длительно болеющим, особенно необходима двигательная активность, соответствующая  функциональному состоянию организма.

Такие дети, относящиеся по медицинским показателям  к специальным медицинским группам, не должны заниматься по программам физического  воспитания, разработанным для здоровых детей, а должны заниматься в специальных медицинских группах. Для учащихся спец медгруппы применяют специальные, многообразные методики, учитывающие специфику их заболеваний.

Применяя  средства лечебной физкультуры (ЛФК), адаптивное физическое воспитание решает проблему интеграции детей с ограниченными  физическими возможностями в  общество и непосредственно связано  с философией гуманизма.

Родители  и учителя должны помочь детям  восстановить утраченное здоровье после  болезни и адаптировать (приспособить) их к жизни. Для этого необходимо знать основные положения учения о здоровье, болезни, сроки восстановления (реабилитации) здоровья детей после  перенесенных заболеваний; уметь применять  эти знания в школе на уроках физической культуры в специальных медицинских  группах и дома при выполнении специальных физических упражнений.

Объект  исследования – процесс физического  воспитания на занятиях с детьми, отнесенными  по состоянию здоровья к специальной  медицинской группе.

Предмет исследования: Комплексы физических упражнений.

Цель: Разработать  программу физического воспитания с учащимися СМГ.

Задачи:

Проанализировать  научно-методическую литературу.

Разработать комплексы физических упражнений.

Экспериментально  доказать эффективность применяемых  упражнений

Гипотеза: Разработанный и примененный  комплекс упражнений повысит интерес  к физической культуре и улучшение  в состоянии здоровья.

Практическая  значимость: Представленные средства и методы в совокупности с принципами дидактики - доступности, последовательности, систематичности приведут к улучшению состояния здоровья у детей, отнесенных к СМГ.

 

 

Общая характеристика занятий  физической культуры с учащимися  специальной медицинской группы

 

Согласно  положению о врачебном контроле за физическим воспитанием населения  все учащиеся распределяются по состоянию  здоровья на медицинские группы.

На основании  данных о состоянии здоровья и  физическом развитии они распределяются для занятий физическими упражнениями на основную, подготовительную и специальную  медицинские группы.

К основной группе относятся учащиеся без отклонений в состоянии здоровья или с  незначительными отклонениями, но при  наличии хороших показателей  физического развития.

К подготовительной медицинской группе (далее ПМГ) относятся  учащиеся, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, недостаточное  физическое развитие и физическую подготовленность.

К специальной  медицинской группе (далее СМГ) относятся  учащиеся со значительными отклонениями в состоянии здоровья постоянного  или временного характера, требующие  существенного ограничения физических нагрузок, определенной учебной программой. С целью более дифференцированного  подхода к назначению двигательных режимов детей, относящихся к  СМГ по тяжести и характеру  заболевания, рекомендуется подразделять на две подгруппы -«А» и «Б».

К подгруппе  «А» относятся учащиеся, имеющие  отклонения в состоянии здоровья обратимого характера, ослабленные  в связи с различными заболеваниями. К подгруппе «Б» относятся  школьники с органическими, необратимыми изменениями органов и систем (поражения сердечно-сосудистой, мочевыделительной  системы, печени, высокая степень  нарушения рефракции зрения с  изменением глазного дна и др.). Деление  на подгруппы - это тот фактор, который  определяет режим занятий Дети и  подростки со значительными отклонениями в состоянии здоровья направляются на занятия лечебной физической культурой в лечебно-профилактические учреждения (там, где это возможно) или им назначаются соответствующее лечение и наблюдение. Допустимой физической нагрузкой для них являются занятия по специальной учебной программе. Перевод из одной медицинской группы в другую производится совместно врачом и учителем, с учетом результатов дополнительного медицинского обследования и результатов, полученных во время занятий в предыдущей группе. Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесенных к СМГ, являются:

- укрепление  здоровья, улучшение физического  развития, закаливание организма;

- расширение  диапазона функциональных возможностей  основных физиологических систем  организма, ответственных за энергообеспечение;  повышение защитных сил организма  и его сопротивляемости;

- освоение  основных двигательных навыков  и качеств;

- воспитание  морально-волевых качеств и интереса  к регулярным самостоятельным  занятиям физической культурой;

- разъяснение  значения здорового образа жизни,  принципов гигиены, правильного  режима труда и отдыха, рационального  питания, пребывания на воздухе  и т.п.

Для проведения занятий привлекаются учителя физической культуры, имеющие физкультурное  образование и прошедшие специальные  курсы. Такие курсы организуются на базе института повышения квалификации работников образования. Оплата труда  учителей, проводящих занятия с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к СМГ, должна производиться в  соответствии с их тарификацией по ставкам заработной платы учителей

 

Методика проведения занятий с  учащимися специальной медицинской  группы

 

СМГ группы комплектуются на следующий учебный  год в мае-июне. На основании заключения врача и учителя физической культуры директор издает приказ по школе. В приказе указывается списочный состав групп, диагноз или шифр заболевания каждого ученика, время проведения занятий, учитель, проводящий занятия.

Группы  для занятий по физической культуре комплектуются в количестве не менее 10человек. В практике работы не существует единых для всех школ рекомендаций по комплектованию учебных групп. Каждая школа решает этот вопрос самостоятельно, исходя из количества учащихся и их анатомо-функциональной характеристики. Существует несколько вариантов комплектования учебных групп.

1 вариант.  В учебную группу зачисляются  учащиеся разных параллелей классов,  но с однородным характером  заболевания. При этом разница  в возрасте не должна превышать  три года.

П вариант. В учебную группу зачисляются  учащиеся одной параллели классов, но с различным диагнозом.

Ш вариант. В учебную группу зачисляются  учащиеся, различные как по возрасту, так и характеру заболевания.

Школьный  врач знакомит учителя физкультуры  со списками учащихся, с состоянием их здоровья. Далее они совместно  разрабатывают план и тактику  проведения физкультурно-оздоровительных  мероприятий на четверть, на год, на летние каникулы, индивидуально на каждого учащегося, намечают сроки  проведения врачебно-педагогических наблюдений. Все это вносят в индивидуальную карту), в которой в дальнейшем будут отражены общие сведения об учащихся (фамилия, имя, отчество, год  рождения, класс, диагноз заболевания, осанка, длительность перерыва в занятиях физическими упражнениями, поурочный учет ЧСС, содержание задач урока, индивидуальные задания).

Школьники СМГ, с которыми проводятся занятия  по физической культуре, проходят дополнительное медицинское обследование в течение  учебного года.

Следует отметить, что организация и проведение занятий с детьми, отнесенными  к СМГ, намного сложнее, чем со здоровыми учащимися. Они предъявляют  к директорам школ, учителям и медицинским  работникам значительно большие  требования. В СМГ занимаются школьники  разного возраста, пола, страдающие различными недугами и психологически не готовые к занятиям физкультурой. Некоторые учителя физкультуры и медицинские работники детских поликлиник и школ недостаточно знакомы с основами физического воспитания и врачебного контроля, не умеют определять адаптацию ребенка к физическим нагрузкам, в результате чего необоснованно большое число учащихся оказываются в числе освобожденных от уроков физкультуры.

Информация  о состоянии здоровья школьников и распределении их на медицинские  группы поступает нередко директорам школ и учителям с большой задержкой, в связи с чем занятия в  СМГ или начинаются с большим  опозданием, или вообще не проводятся.

Недостаточная работа с родителями приводит к тому, что они не проявляют должного интереса к вопросам физического  воспитания своих детей, более того, предпочитают оберегать их от необходимой  двигательной активности, добиваясь  всеми путями освобождения от занятий  физкультурой.

Физическое  воспитание организуется для всех школьников СМГ на протяжении всего учебного года и осуществляется в следующих  формах:

- учебные  занятия (в объеме 102 часа в  год);

- дополнительные  занятия;

- самостоятельные  занятия физическими упражнениями  по заданию учителя физической  культуры или в режиме дня  под руководством родителей;

- оздоровительные  мероприятия в режиме учебного  дня;

- массовые  физкультурно-оздоровительные мероприятия,  проводимые в свободное от  учебных занятий время, в каникулы (физкультурные праздники, игры  и развлечения, прогулки, катание  на лыжах, коньках, плавание, ближний  туризм и т.д.).

Большое значение для учащихся с ослабленным  здоровьем имеет рациональный режим  дня, включающий обязательное пребывание на свежем воздухе в течение 4-5 часов.

Школьники СМГ не допускаются к участию  в спортивных соревнованиях, однако их необходимо привлекать к судейству  и в посильные для них формы  внеклассной и внешкольной работы по физической культуре.

Основной  формой физического воспитания учащихся СМГ являются уроки, проводимые отдельно от других школьников 3 раза в неделю продолжительностью 40-45 мин. Посещение  их учениками СМГ обязательно. Ответственность  за это возлагается на учителя, ведущего уроки физкультуры и классного руководителя. Контролируют работу СМГ заместитель директора и врач.

Приступая к занятиям с учащимися специальной  группы, учитель должен помнить, что  уроки необходимо проводить в  чистом, хорошо проветриваемом помещении, а лучше, по возможности, на открытом воздухе. В процессе урока нужно  включать 1-2 паузы по 1-2 минуты для  отдыха. Следует учить детей полному  расслаблению мышц. Все движения должны выполняться спокойно, плавно, без напряжения. Переходить из одного исходного положения в другое учащиеся должны не спеша, избегая резких движений.

Необходимо  научить правильному дыханию  через нос.

Для оценки влияния физических упражнений на школьника, правильности распределения нагрузки в занятиях, механизмов приспособительных  реакций организма, можно использовать простые и доступные методы исследования и методические приемы.

Практика  показывает, что больше внимания необходимо уделять развитию основных двигательных качеств, не забывая при этом о  закаливании, пропаганде здорового  образа жизни, знаний по медицине, гигиене, самоконтролю и т.д, причем эта работа должна осуществляться комплексно и  обязательно регулярно.

Уроки обязательно  должны дополняться системой домашних заданий, физкультминуток на уроках, организацией правильного двигательного  режима на переменах, занятиями в  группах продленного дня, проведением  массовых спортивных мероприятий.

В ряде школ занятия физкультурой с учащимися  СМГ проводятся совместно с основной и подготовительной группами - это  проще в организационном отношении, но сложнее в методическом. Кроме  того, ослабленные дети, как правило, малоподвижны, недостаточно координированы, упражнения выполняют неумело, робко, боясь ошибиться и стать предметом  насмешек со стороны сверстников. Учитывая эти обстоятельства, занятия с  ними следует проводить только отдельно от здоровых школьников. Это позволит избежать многих методических и педагогических ошибок.

 

Учебная работа. Организация учебного процесса специальной медицинской  группы

 

Занятия со школьниками условно делятся  на два периода: подготовительный и  основной. Подготовительный период обычно занимает всю первую четверть. Его  задачи: постепенно подготовить сердечно-сосудистую и дыхательную системы и весь организм школьника к выполнению физической нагрузки; воспитать у учащихся потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями; научить их быстро находить и правильно считать пульс, обучить элементарным правилам самоконтроля (судить о состоянии здоровья по самочувствию, характеру сна, наличию аппетита, по различной степени утомляемости на уроке физкультуры).

Информация о работе Физическая культура в СМГ