Физические качества человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 18:06, реферат

Описание работы

Идея комплексной подготовки физических способностей людей идет с глубокой древности. Так лучше развиваются основные физические качества человека, не нарушается гармония в деятельности всех систем и органов человека. Так, к примеру, развитие скорости должно происходить в единстве с развитием силы, выносливости, ловкости. Именно такая слаженность и приводит к овладению жизненно необходимыми навыками.

Содержание

Введение
Физические качества человека
Методика воспитания физических качеств
Сила
Быстрота
Ловкость и координационные способности
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИ3.docx

— 29.88 Кб (Скачать)

Во время выполнения упражнений отягощение может быть либо постоянным, либо меняющимся. При целенаправленном развитии скоростно-силовых способностей необходимо руководствоваться методическим правилом: все упражнения независимо от величины и характера отягощения нужно выполнять в максимально  возможном темпе.

БЫСТРОТА

Быстрота - специфическая  двигательная способность человека к высокой скорости движений, выполняемых  при отсутствии значительного внешнего сопротивления, сложной координации  работы мышц и не требующих больших  энергозатрат. Физиологический механизм проявления быстроты, связанный прежде всего со скоростными характеристиками нервных процессов, представляется как многофункциональное свойство центральной нервной системы.

Быстрота проявляется  через совокупность скоростных способностей, включающих: а) быстроту двигательных реакций; б) скорость одиночного движения, не отягощенного внешним сопротивлением; в) частоту (темп) движений. Особенностью физического качества быстроты является отсутствие связи между выражающими  его физическими способностями.

Быстроту воспитывают  посредством решения многообразных  двигательных задач, успех решения  которых определяется минимальным  временем выполнения двигательного  действия. Выбор двигательных задач  по воспитанию быстроты диктует соблюдение ряда методических положений, требующих, с одной стороны, высокого владения техникой двигательного действия (обученность  движениям), а с другой - наличия  оптимального функционального состояния  организма, обеспечивающего высокую  физическую работоспособность. Первая группа требований предусматривает  повышение трудностей решения задач  за счет уменьшения времени выполнения двигательных действий, но при условии, что техника владения двигательным действием не лимитирует его скоростные параметры. Вторая группа требований предполагает осуществление решения двигательных задач до наступления первых признаков  утомления, которое сопряжено с  увеличением времени движений, а, следовательно, закреплением иных временных  параметров его выполнения.

Быстрота двигательной реакции характеризуется минимальным  временем от подачи какого-либо сигнала  до начала выполнения движения и представляет собой сенсорную реакцию. Различают  простые и сложные двигательные реакции. Время простых реакций  значительно короче времени сложных. Простая реакция - это ответ заранее  определенным движением на ожидаемый  сигнал. Сложные реакции разделяются на реакции выбора и реакции на движущийся объект. Реакция выбора - это ответ определенным движением на один из нескольких сигналов. Необходимыми условиями для воспитания быстроты являются повышенная работоспособность и высокая эмоциональность человека, желание выполнять упражнение на заданный результат.                                                

Для развития быстроты простой реакции используют повторное, максимально быстрое выполнение тренируемых движений или упражнений по сигналу. В самостоятельных занятиях сигналом может быть звук брошенного предмета, магнитофонная запись и  др. Большую пользу принесут упражнения в облегченных условиях. К упражнениям  такого рода можно отнести выполнение стартов под команду (сигнал) под  уклон до 15 градусов или с помощью  резинового амортизатора. Например: бег  со старта на 10-15 метров по 4-6 повторений по 2-3 серии. Необходимо помнить, что  продолжительность упражнений для  решения данной задачи не должна превышать 4-5 секунд.

Для реализации сложных  реакций необходимо: 1) адекватно  оценить ситуацию; 2) принять двигательное решение; 3) оптимально его выполнить. При этом необходимо помнить, что  чем больше имеющихся альтернатив  для принятия решения, тем более  затруднено само его принятие и длительнее время реагирования. Наиболее существенное уменьшение времени сложной реакции  наблюдается при сокращении ее моторного  компонента. Чем менее трудным  и более автоматизированным является движение, тем меньшее напряжение при этом испытывает нервная система  и тем короче реакция и быстрее  движение.

Гипоксия, сильное  и продолжительное нервное напряжение могут привести к ухудшению времени  сложной реакции. Под влиянием утомления  ухудшается и точность мышечно-суставного чувства.

Сложные реакции  на движущийся объект идентифицируются в основном с быстротой реагирования на удары и передвижения соперника. Время реакции может составлять от 0,25 до 1,0 секунды. На сенсорную ее фазу уходит примерно 0,05 секунды. Основное значение для быстроты реагирования на действия противника имеет способность  увидеть перемещающийся с высокой  скоростью объект. На это и должна быть направлена тренировка. Тренировочные  требования должны при этом постепенно усложняться путем: 1) увеличения скорости перемещения; 2) внезапности появления  объекта; 3) сокращения дистанции реагирования. В самостоятельной работе для  этого можно использовать подвижные  игры с малым мячом или специальные  упражнения. Точность реакции на движущийся объект совершенствуется параллельно  с развитием ее быстроты.

Максимальная скорость движений, которую может проявлять  человек, зависит не только от быстроты его двигательной реакции, но и от других способностей: динамической, силы, гибкости, координации, уровня владения техникой. Поэтому скоростные способности  считают комплексным двигательным качеством.

Для развития скоростных способностей используют упражнения, которые  должны соответствовать  по меньшей мере трем основным критериям:

1)     возможности  выполнения с максимальной скоростью; 

2)     освоенность  упражнения должна быть настолько  хорошей, чтобы внимание можно  было сконцентрировать только  на скорости его выполнения;

3)     во  время тренировки не должно  происходить снижение скорости  выполнения упражнений.

ЛОВКОСТЬ  И КООРДИНАЦИОННЫЕ  СПОСОБНОСТИ

Ловкость выражается через совокупность координационных  способностей, а также способностей выполнять двигательные действия с  необходимой амплитудой движений (подвижностью в суставах). Ловкость воспитывают  посредством обучения двигательным действиям и решения двигательных задач, требующих постоянного изменения  структуры действий. При обучении обязательным требованием является новизна разучиваемого упражнения и условий его применения. Элемент  новизны  поддерживается координационной  трудностью действия и созданием  внешних условий, затрудняющих выполнение упражнения. Решение двигательных задач  предполагает выполнение освоенных  двигательных действий в незнакомых ситуациях.

Координационные способности  это умение человека наиболее совершенно, быстро, целесообразно, экономно, точно  и находчиво решать двигательные задачи, при возникновении сложных  и неожиданных ситуаций.

Координационные способности  связаны с возможностями управления движениями в пространстве и времени  и включают: а) пространственную ориентировку; б) точность воспроизведения движения по пространственным, силовым и временным  параметрам; в) статическое и динамическое равновесие. Пространственная ориентировка подразумевает: 1)сохранение представлений  о параметрах изменения внешних  условий (ситуаций) и  2) умение перестраивать  двигательное действие в соответствии с этими изменениями. Человек  не просто реагирует на внешнюю ситуацию. Он должен учитывать возможную динамику ее изменения, осуществлять прогнозирование  предстоящих событий и в связи  с этим строить соответствующую  программу действий, направленную на достижение положительного результата.

Воспроизведение пространственных, силовых и временных параметров движений проявляется в точности выполнения двигательных действий. Их развитие определяется совершенствованием сенсорных (чувствительных) механизмов регуляции движений. Точность пространственных перемещений в различных суставах (простая координация) прогрессивно увеличивается при использовании  упражнений на воспроизведение поз, параметры которых задаются заранее. Точность воспроизведения силовых  и временных параметров двигательного  действия характеризуется способностью дифференцировать мышечные усилия по заданию или необходимости, связанной  с условиями выполнения данного  упражнения. Развитие точности временных  параметров движений направлено на совершенствование  так называемого чувства времени, т. е. умения дифференцировать временные  характеристики двигательного действия. Его развитие  обеспечивается упражнениями, позволяющими изменять амплитуду движений в большом диапазоне, а также  циклическими упражнениями, выполняемыми с различной скоростью передвижения, с использованием технических средств (например, электролидеры, метрономы  и т. д.). Развитию этого качества содействуют упражнения, позволяющие  изменять продолжительность движений в большом диапазоне.

В целостном двигательном действии все три ведущие координационные  способности - точность пространственных, силовых и временных параметров - развиваются одновременно. Вместе с тем правильно выбранное  средство (упражнение) позволяет, акцентировано  воздействовать на одну из них. Нарастание утомления ведет к резкому  повышению числа ошибок в точности воспроизведения, и если выполнение упражнения продолжается, то возможно закрепление ошибок. Сохранение устойчивости тела (равновесие) необходимо при выполнении любого двигательного действия. Различают  статическое и динамическое равновесие. Первое проявляется при длительном сохранении определенных поз человека (например, стойка на лопатках в гимнастике), второе - при сохранении направленности перемещений человека при непрерывно меняющихся позах (например, передвижение на лыжах). Совершенствование динамического  равновесия осуществляется с помощью  упражнений циклического характера (например, ходьба или бег по наклонной плоскости  с уменьшенной шириной опоры). Вестибулярная устойчивость характеризуется  сохранением позы или направленности движений после раздражения вестибулярного аппарата (например, после вращения). В этих целях используют упражнения с поворотами в вертикальном и  горизонтальном положениях, кувырки, вращения (например, ходьба по гимнастической скамейке после серии кувырков). Навыки в  статическом равновесии формируют  посредством постепенного изменения  координационной сложности двигательного  действия, а в динамическом - за счет постепенного изменения условий  выполнения упражнений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие физических качеств является необходимым компонентом  здорового образа жизни. Это и  ловкость, и выносливость, и сила, и гибкость, и, конечно, быстрота.

Между уровнем физической подготовки и уровнем здоровья нет  линейной зависимости. Эту связь  можно схематично представить на трех уровнях.

На первом (низком) уровне отмечается выраженное отрицательное  влияние на здоровье, особенно при  низком уровне выносливости.

На втором (оптимальном, нормативном) уровне – положительное  влияние на состояние здоровья.

На третьем (высоком) уровне физических качеств, соответствующих  требованию большого спорта, отмечается напряжение всех систем организма, что  снижает устойчивость к заболеваниям вследствие понижения иммунных функций  организма.   

Поэтому при нормировании нагрузок в физическом воспитании и  оздоровительной физкультуре следует  ориентироваться на достижение нормативных  уровней физических качеств для  сохранения и улучшения здоровья. В процессе физического воспитания и спортивного совершенствования  необходимо не только ориентироваться  на календарный возраст, но и учитывать  индивидуальные особенности роста  и формирования организма.

Здоровье – богатство, которым нужно распоряжаться  рационально и умело. К сожалению, во многих случаях мы пренебрежительно относимся к собственному здоровью, бездумно растрачиваем его направо  и налево и спохватываемся только тогда, когда вдруг заболеваем или  нас начинают тревожить всевозможные недуги.

Систематическое выполнение утренней гимнастики, гигиенических  мероприятий, прогулки перед сном и  т.д. – все это необходимо для  здорового образа жизни. Она направлена на совершенствование физической природы  человека, поддержание и укрепление его здоровья.

Только постоянная работа над собой позволит иметь  хорошее здоровье, крепкую семью, пользоваться всеми благами жизни  и приносить пользу обществу.

Жить полноценно может лишь человек, сознательно  приобщившийся к здоровому образу жизни, с детства заботящийся  о своем духовном и физическом развитии.  

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

1.                 Белинович В.В. «Обучение в   физическом воспитании» М., 1958

2.                 Дикуль В.И., Зиновьева А.А. «Как  стать сильным» М., 1990

3.                 Дюпперрон Г.А. «Теория физической  культуры» М.-Л., 1930.

4.                 Зациорский В.М. «Вопросы методики  воспитания физических качеств»     М., 1961

5.                 Клипст И.И. «Сила мышц человека  и факторы, ее определяющие»  М.,     1951.

6.                 Литвинов Е.Н., Любомирский Л.Е., Мейксон  Г.Б. «Как стать сильным   и выносливым» М., 1984

7.                 Чусов Ю.Н. «Физиология человека»  М., 1968

Информация о работе Физические качества человека