Физические упражнения для студентов с отклонением в состоянии здоровья

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 16:19, реферат

Описание работы

Студенты колледжей, вузов, университетов в зависимости от физического развития, состояния здоровья и функциональной подготовки разделены на три группы — основную, подготовительную и специальную. Студенты, имеющие отклонения в состоянии здоровья, как правило, — хронические заболевания или повреждения опорно-двигательного аппарата, занимаются в специальных медицинских группах.

Содержание

Три группы функциональной подготовки

Медицинские противопоказания к физическим нагрузкам

Система реабилитации

Формы физической культуры

Способность к восприятию физических нагрузок

Тесты для оценки функционального состояния

Заболевания сердечно-сосудистой системы

Заболевания органов дыхания

Функциональные нарушения осанки и сколиозы

Заболевания органов пищеварения

Болезни почек и мочевых путей

Эндокринные и обменные заболевания

Болезни суставов

Миопия (близорукость)

Работа содержит 1 файл

Физические упражнения для студентов с отклоненимя.docx

— 38.08 Кб (Скачать)

Реакция организма  на физические нагрузки различна. Имеет  значение состояние здоровья, возраст, пол, время года (биоритмы) и др., но во всех случаях разумного применения физическая культура оказывает положительное  влияние на организм. 

Оптимальные физические нагрузки (тренировки) способствуют нормализации функционального состояния, сна, обменных процессов и др. 

Способность к восприятию физических нагрузок у студентов  специальных медицинских групп  различна. 

Преподавателю физкультуры  следует помнить, что у больных  способности к приспособлению (адаптации) и выполнению физических нагрузок снижены. И если физические нагрузки не будут  адекватны возможностям человека, то могут возникнуть серьезные осложнения, физкультура вместо пользы принесет вред. Не следует включать в занятия  сложные движения на координацию, упражнения с натуживанием, подъемом тяжестей и другие, которые студенту трудно освоить и выполнить из-за сниженной физической работоспособности и состояния здоровья. 

Регулярные (систематические) физические нагрузки способствуют нормализации моторных (двигательных) процессов, особенно при заболеваниях кардиореспираторной, эндокринной и других систем, помогают восстановить утраченные (сниженные) функции организма. 

В зависимости от функционального состояния, тренированности  и течения заболевания нагрузки вначале должны быть малой интенсивности, затем — средней. Kонтроль за реакцией сердечно-сосудистой системы осуществляют по пульсу, частоте дыхания, самочувствию, цвету кожных покровов, потливости и др. 

Основой тренировочного процесса при заболеваниях кардиореспираторной системы являются циклические упражнения, при травмах и заболеваниях ОДА — плавание, занятия на тренажерах, упражнения с гимнастической палкой, мячами, у гимнастической стенки, гидрокинезотерапия и др. 

Занятие состоит  из трех частей: вводной, основной и  заключительной. Содержание и продолжительность  зависят от характера заболевания, его течения и частоты обострений, а также функционального состояния. Во вводной части — общеразвивающие упражнения, ходьба, бег, дыхательные упражнения; в основной — упражнения специфические для данной патологии, подвижные игры, элементы спортивных игр; заключительная часть — дыхательные упражнения, ходьба, упражнения на релаксацию, выработка правильной осанки и пр. 

Физиологическая кривая урока должна представлять собой  линию, поднимающуюся в основной части урока (волнообразно) и заметно  снижающуюся к концу урока. Незначительный подъем, почти горизонтальная линия  в основной части урока свидетельствует  о недостаточной нагрузке и т.д. 

Занятия проводятся по расписанию, согласно программе  для вузовских специальных медицинских  групп, два раза в неделю по 90 мин. Однако с физиологической точки  зрения лучше проводить 3—5 занятий  в неделю по 35—45 мин. 

Занятия в специальной  медицинской группе желательно проводить  на открытом воздухе — в парке, сквере, лесу, на берегу озера, когда  одновременно действуют два фактора  — тренирующий и закаливающий. Очень важно, чтобы одежда соответствовала  погоде и нагрузке, с учетом характера  заболевания, частоты обострений и  пр. 

Это особенно важно  при проведении занятий на лыжах, коньках. Студентам надо чаще напоминать о правильном (носовом) дыхании. 

Преподаватель физкультуры  должен иметь специальную подготовку, знание основ патологии и влияния  физических нагрузок на больной организм. Он обязан соблюдать указания врача, поставившего диагноз и рекомендуемые  средства физической культуры, дозировку, частоту и продолжительность  занятий, а также учитывать противопоказания к применению тех или иных средств  физкультуры и закаливающих процедур. Обязанность преподавателя —  постоянно вести контроль (пульс, частота дыхания, внешние признаки утомления и др.) переносимости  нагрузок занимающимися. Сложности в дозировании нагрузок возникают, когда группы студентов неоднородны по характеру заболеваний. Поэтому следует проводить индивидуальные или малогрупповые занятия. 

Определение двигательной (моторной) плотности урока физкультуры  осуществляется методом хронометража. По секундомеру регистрируют отрезки  времени, затраченного студентом непосредственно  на выполнение физических упражнений. Отношение суммы этих отрезков к  длительности всего урока, выраженное в процентах, характеризует моторную плотность занятия. Например, если за 45 мин занятий на выполнение физических упражнений затрачено 35 мин, то моторная плотность составит35 х 100   

------------ = 77,7 %

   45     
 

Остальное время  было потрачено на показ упражнений, объяснения, отдых и т.д. Двигательная плотность занятия более 60% считается  достаточной. 

Проверка величины нагрузок и приспособляемости организма  к тем или иным упражнениям  осуществляется путем подсчета пульса в процессе занятий и построения физиологической кривой урока. Для  этого подсчитывают пульс за 15 с до начала занятий, в начале занятия и в конце каждой его части (вводной, основной, заключительной). На основании полученных данных чертят физиологическую кривую урока, по вертикали — реакцию сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку. 

При проведении занятий  со студентами важен постоянный врачебный  контроль. Студенты должны вести дневник  самоконтроля, а преподаватель по пульсу, частоте дыхания и субъективным показателям контролировать их самочувствие и переносимость физических нагрузок (см. табл. Внешние признаки утомления; Дневник самоконтроля; Дневник самоконтроля в процессе закаливания). 

Внешние признаки утомления (переутомления)Признаки Проявления

Окраска кожи Покраснение или побледнение

Потливость Резкая, чрезмерная, общая

Kоординация движений Нарушается в ходьбе, беге, при выполнении гимнастических упражнений и пр.

Внимание Отсутствие интереса, рассеянность, трудность восприятия (объяснения преподавателя) команд, показа упражнений и др.

Дыхание Учащенное, аритмичное, одышка, дыхание ртом и др.

Самочувствие Плохое, нежелание заниматься и др. 
 
 
 

Дневник самоконтроля 

Ф.И.О.____________________, возраст________________, курс, факультет_________________Показатели Числа месяца

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 30

Пульс (утром лежа)                       

Пульс (утром стоя)                       

Проба Штанге                       

Проба Генчи                       

Пульс (вечером)                       

Вес до тренировки и  после тренировки                       

Самочувствие                       

Жалобы                       

Сон                       

Аппетит                       

Желание заниматься                         
 
 
 

Дневник самоконтроля в процессе закаливания 

Ф.И.О.__________________________, возраст______, пол______, факультет, курс____________Показатели Оценка Числа месяца

1 2 3 4 5 ... 31

Окраска кожи Побледнение, покраснение пятнами, покраснение равномерное, гусиная кожа, дрожь и др.             

Пульс (ЧСС) Учащение, урежение, аритмичность, ритмичность и др.             

Частота дыхания (ЧД) Ритмичное, редкое, аритмичное, и др.             

Желание закаляться Большое, пониженное, отсутствует и др.             

Сон Спокойный, прерывистый, бессонница (длительное засыпание, частое просыпание), длительность и др.             

Характер менструаций Регулярные, отсутствуют и др.             

Общая работоспособность Хорошая, обычная, быстрая утомляемость, рассеянность, невнимательность и др.               
 
 
 

Для оценки функционального  состояния и переносимости физических нагрузок используют тесты с физической нагрузкой и с задержкой дыхания (Штанге, Генчи). 

Ортостатическая проба. По изменению пульса можно судить о возбудимости симпатического отдела вегетативной нервной системы. Полученные данные характеризуют восстановление изменившегося при перемене положения  тела тонуса вегетативной нервной системы. Оптимальной реакцией на ортостатическую  пробу являются небольшие колебания  частоты пульса. 

Kлиностатическая проба. Изменения частоты пульса имеют и противоположный характер. 

Тесты дают возможность  отобрать не вполне здоровых людей  в группы для занятий физкультурой и разработать для них более  адаптированные программы физической тренировки. 

Методист ЛФK (преподаватель физкультуры) использует различные тесты с физической нагрузкой (подскоки, приседания, бег и др.), при проведении которых учитывают изменения и сроки восстановления частоты пульса, дыхания, артериального давления. Для более точного выявления физической подготовленности и переносимости физических нагрузок используют более информативные тесты — PWC130, PWC150, третбан, степ-тест и др. с записью ЭKГ, ЭМГ, биохимических показателей. Но тесты с физической нагрузкой более просты, и потому широко используются в практической работе. 

Основная задача тестов — определение реакции  сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку. Время восстановления частоты пульса и дыхания в более короткий период (до 3 мин) свидетельствуют о хорошей (лучшей) физической подготовке. 

У студентов, занимающихся в специальных медицинских группах, выделяют четыре типа реакции сердечно-сосудистой системы: 

1. Гипертонический  тип реакции, для которого характерно  значительное повышение АД (на 15 мм рт. ст. и выше от исходного) со значительным учащением пульса. 

2. Гипотонический (астенический) тип реакции характеризуется  незначительным повышением АД  и значительным увеличением частоты  пульса. 

3. Ступенчатый тип  реакции — подъем АД, снижение  АД (ниже, чем на второй или  третьей минутах восстановительного  периода) с выраженным учащением  пульса. 

4. Дистонический  тип реакции характеризуется  существенным (значительным) повышением  пульса и повышением систолического  АД, снижением диастолического АД, восстановление протекает медленно. 

Учитывая линейную зависимость между частотой пульса и величиной потребления кислорода, по частоте пульса можно судить об уровне аэробной способности обследуемого во время нагрузочного теста и  как достичь, например, 40, 60, 75% аэробной мощности с учетом возраста и пола (см. табл. Приблизительная частота пульса на различном уровне аэробной способности). 

Приблизительная частота  пульса (за 1 мин)

 на различном  уровне аэробной способности 

 (по R. Shephard, 1969)Аэробная способность

(процент от максимального  потребления кислорода) Возраст, пол

20—29 30—39 40—49 50—59 60—69

М Ж М Ж М Ж М Ж М Ж

40 115 112 115 120 115 117 111 113 110 112

60 141 148 138 143 136 138 131 134 127 130

75 161 167 156 160 152 154 145 145 140 142

100 195 198 187 189 178 179 170  171 162 163 
 
 
 

В дальнейшем данные физического тестирования используют при обосновании нагрузок в курсе  ЛФK, в специальных медицинских группах, выборе программы физической тренировки и определении оптимального тренировочного пульса у занимающихся (тренирующихся) больных. 

При проведении нагрузочных  тестов для занимающихся ЛФK и в специальных группах можно использовать степэргометрию. Этот вид нагрузки позволяет измерять проделанную работу и менять ее интенсивность, а также вовлекать в работу крупные мышечные группы, что необходимо для интенсификации транспортирования кислорода. 

Тест со ступеньками  наиболее физиологически обоснован. Обычно используется стандартная двойная  ступенька. 

Для определения  субмаксимального нагрузочного уровня при тесте со ступеньками используются показатели (см. табл. Субмаксимальные нагрузки при степ-тесте). Указано число подъемов на двойную ступеньку за минуту на протяжении 4 мин, соответствующее 75% максимального потребления кислорода для лиц средней физической способности разного пола, возраста и разной массы тела. 

Субмаксимальные нагрузки при степ-тесте

 и их оценка  для лиц разного возраста,

 пола и разной массы тела (R. Shephard, 1969)Масса тела, кг Возраст, лет

Информация о работе Физические упражнения для студентов с отклонением в состоянии здоровья