Физические упражнения для студентов с отклонением в состоянии здоровья

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 16:19, реферат

Описание работы

Студенты колледжей, вузов, университетов в зависимости от физического развития, состояния здоровья и функциональной подготовки разделены на три группы — основную, подготовительную и специальную. Студенты, имеющие отклонения в состоянии здоровья, как правило, — хронические заболевания или повреждения опорно-двигательного аппарата, занимаются в специальных медицинских группах.

Содержание

Три группы функциональной подготовки

Медицинские противопоказания к физическим нагрузкам

Система реабилитации

Формы физической культуры

Способность к восприятию физических нагрузок

Тесты для оценки функционального состояния

Заболевания сердечно-сосудистой системы

Заболевания органов дыхания

Функциональные нарушения осанки и сколиозы

Заболевания органов пищеварения

Болезни почек и мочевых путей

Эндокринные и обменные заболевания

Болезни суставов

Миопия (близорукость)

Работа содержит 1 файл

Физические упражнения для студентов с отклоненимя.docx

— 38.08 Кб (Скачать)

20—29 30—39 40—49 50—59

  Женщины: число подъемов в 1 мин

  (167) (160) (154) (145)

36 16 16 14 10

41 17 16 11 10

45 17 17 14 10

50 17 17 15 10

54 17 17 15 10

59 18 17 15 10

63 18 17 15 10

68 18 18 15 10

72 18 18 15 10

77 18 18 15 10

81 и более 18 18 16 10

  Мужчины: число подъемов в 1 мин

  (161) (156)  (152) (145)

50 20 18  16 13

54 20 19 16 13

59 20 19 16 13

63 21 19 17 13

68 21 19 17 13

72 21 19 17 13

77 21 19 17 14

81 21 19 17 14

86 21 19 17 14

91 и более 21 20 17 14  
 

Примечание. В скобках  указана ЧСС в 1 мин. 
 
 

Ориентировочная оценка результатов теста. Над каждым столбцом в скобках указана ЧСС, соответствующая средней физической способности женщин и мужчин данной возрастной группы. Если частота пульса обследуемого при указанной для него нагрузке будет отличаться менее чем на 10 ударов в минуту от приведенной в скобках величины, то физическое состояние можно считать удовлетворительным. Если частота пульса ниже этой величины на 10 ударов и более, то физическая способность обследуемого выше средней, а если частота пульса на 10 ударов в минуту и более выше этой величины, то физическая способность низкая. 

Выполненная работа в единицу времени при степ-тесте может быть достаточно точно определена с учетом массы тела обследуемого, высоты ступеньки и числа восхождений за данное время по формуле: 
 
 

W = В х Н х Т х 1,33 , 
 
 

где W — нагрузка (кг/мин), В — масса тела в килограммах, Н — высота ступеньки в метрах, Т — число подъемов в 1 мин, 1,33 — поправочный коэффициент, учитывающий физические затраты на спуск с лестницы, которые составляют 1/3 затрат на подъем. 

Kроме того, используют специальные функциональные тесты для выбора и обоснования частной методики лечебной гимнастики и определения дозировки специальных упражнений. 

K специальным функциональным  тестам относят: 

Стандартные комплексы  лечебной гимнастики со строго регламентированной физической нагрузкой, выполняемые  больными с заболеваниями сердечно-сосудистой системы (острый инфаркт миокарда, недостаточность кровообращения и другие). 

Спирографические и пневмотахометрические тесты для функционального исследования аппарата внешнего дыхания у больных с острыми и хроническими заболеваниями легких. 

Ортостатическая и клиностатическая пробы для исследования вегетативной нервной системы. 

Тесты для определения  нарушений движений в суставах и  степени изменения силы мышц при  заболеваниях опорно-двигательного  аппарата. 

Стандартные тесты-комплексы  лечебной гимнастики оцениваются: 

а) по степени использования  резерва сердца (РС), который определяется следующим образом: 
 
 

РС = ЧССмакс. — ЧССпокоя 
 
 

где ЧССмакс. для больных = 190 — возраст; 

б) по реакции АД (не должно быть снижения АД систолического и пульсового); 

в) по нагрузочной  динамике ЭKГ. 

При оценке нарушений  ЭKГ, возникающих при нагрузках, основное внимание уделяется смещению сегмента ST и нарушениям ритма и проводимости. Ишемическое смещение сегмента ST на 2 мм и более требует немедленной отмены нагрузок даже вне приступа стенокардии. 

Средства физической культуры, применяемые в специальных  медицинских группах, отличаются лишь методикой: различное время, темп выполнения упражнений и их амплитуда передвижения (ходьба, бег, лыжные, конькобежные, велосипедные занятия), длина дистанции и т.д. Основными средствами физического воспитания являются дозированные физические упражнения.

Заболевания сердечно-сосудистой системы 

Для студентов с  заболеваниями сердечно-сосудистой системы показан групповой метод занятий, желательно на улице, в парке или в сквере, то есть физкультура в сочетании с закаливанием. Занятие строится так, чтобы преобладали циклические движения (различные виды ходьбы и бега, их сочетание, лыжные прогулки, катание на коньках, дыхательные упражнения). В зимнее время нужно следить, чтобы студенты дышали через нос. Показаны упражнения на расслабление. Исключаются упражнения с задержкой дыхания, натуживанием и т.п. 

В процессе занятий  необходим контроль за пульсом, дыханием, цветом кожи и общим состоянием студента. Очень важны утренняя гимнастика и закаливание. В осенне-весенний период — витаминизация (особенно показан прием витаминов С и Е). Если есть возможность, рекомендуется проводить УФО.

Заболевания органов  дыхания 

Занятия необходимо проводить групповым методом  на свежем воздухе, в зимнее время (если ветреная погода и холодно) — занятия  в помещении, следует проветривать зал, сделать влажную уборку, и  если есть возможность, провести кварцевание помещения. 

В занятие включают ходьбу, дозированный бег, игры, различные  эстафеты, упражнения с набивными  мячами, гимнастическими палками, в  зимнее время (при безветрии и  слабом морозе) — лыжные прогулки, катание  на коньках и др. В холодную, ветреную погоду не следует проводить занятия  на улице, особенно страдающим бронхиальной астмой. При проведении занятий в зале акцент делается на правильное ритмичное дыхание, а также на дыхание с акцентом на выдохе (бронхиальная астма, обструктивный бронхит и др.).

Функциональные нарушения  осанки и сколиозы 

Функциональные нарушения  осанки — это мышечный дисбаланс. Они связаны с функциональными  изменениями ОДА (слабостью мышц, связок и пр.) при гиподинамии (ограничении  движений), неправильной рабочей позе и др. Нарушение осанки проявляется  в уменьшении или увеличении физиологической  кривизны позвоночного столба (см. рис. Признаки нормальной осанки). 

Признаки нормальной осанки 
 

Признаки нормальной осанки (а); определение искривления  позвоночника (б). Виды сколиоза: 1 —  правосторонний; 2 — левосторонний; 3 — S-образный. 
 
 

Для предупреждения дефектов осанки и ее нормализации необходимы ежедневные занятия физкультурой (УГГ, упражнения с резиновыми бинтами, гимнастической палкой, набивными мячами, с гантелями в положении лежа, занятия на тренажерах с малыми напряжениями в положении лежа, полулежа, плавание, специальные упражнения у гимнастической стенки и др.). Исключаются упражнения с гантелями в исходном положении  стоя, прыжки и подскоки с гантелями. В занятие включают подвижные  игры (или элементы спортивных игр), дыхательные и общеразвивающие упражнения, ходьбу, ходьбу в приседе, прогулки на лыжах, езду на велосипеде и др. Большое место должны занимать плавание и гидрокинезотерапия. При регулярных занятиях (3—5 раз в неделю по 35—45 мин) удается ликвидировать функциональные нарушения осанки. 

Сколиоз — прогрессирующее  заболевание позвоночника, характеризуется  его искривлением. Деформация позвоночника ведет к многочисленным нарушениям деятельности внутренних органов. Одна из важных задач физкультуры —  приостановление прогрессирования болезни. 

В зависимости от степени сколиоза применяют тот  или иной комплекс физических упражнений: ходьба, ходьба в приседе, общеразвивающие и дыхательные упражнения. Упражнения с гантелями, набивными мячами выполняются в положении лежа. Гидрокинезотерапия, плавание (способом брасс), упражнения с гимнастической палкой, упражнения на растяжение, на гимнастической стенке и другие успешно тренируют мышцы. В занятие включают также упражнения на координацию, равновесие и ряд общеразвивающих упражнений для мышц спины, живота, ягодиц и др. Регулярные занятия физкультурой дают возможность остановить прогрессирование болезни, ликвидировать мышечную асимметрию и т.п.

Заболевания органов  пищеварения 

Наиболее часто  встречаются гиперацидный гастрит, язва желудка и двенадцатиперстной кишки, холециститы и дискинезии желчных путей, колиты (чаще у женщин). Kроме того, нередки опущения желудка. Характер влияния тренировок на пищеварение различен: слабые (небольшие, умеренные) нагрузки стимулируют, сильные (интенсивные, длительные) угнетают функцию желудочно-кишечного тракта (двигательную, секреторную и всасывательную). Kроме того, физические упражнения оказывают положительное воздействие на регенеративные процессы в слизистой желудка и двенадцатиперстной кишки. При этом улучшается микроциркуляция в тканях слизистой, в мышцах, увеличивается объем циркулирующей крови (ОЦK). 

Восстановление условно-рефлекторной деятельности желудочно-кишечного  тракта начинается через час после  приема пищи и достигает максимума  лишь через 3—3,5 часа после еды. Чувство  сытости сопровождается снижением  возбудимости скелетной мускулатуры. Таким образом, выполнение физических упражнений вскоре после еды нарушает естественные процессы пищеварения. Несоблюдение этих правил ведет к ухудшению функциональных и регенеративных процессов в желудочно-кишечном тракте. 

Занятия проводятся в период ремиссии. В занятие включают ходьбу, бег (их сочетание), дыхательные  и общеразвивающие упражнения, подвижные игры (или элементы спортивных игр), плавание, езду на велосипеде, ходьбу на лыжах и др. В первое время следует щадить брюшной пресс, избегать упражнений на тренажерах. Лучше включать общеразвивающие упражнения в положении сидя, с выполнением дыхательных упражнений («дыхание животом»). 

При повышенной раздражительности  и нарушении сна — занятия  целесообразно проводить в сопровождении  музыки (или цветомузыки). В домашних условиях, после выполнения УГГ показан  душ или обтирание прохладной водой.

Болезни почек и  мочевых путей 

Наиболее часто  встречаются следующие заболевания: гидронефроз, гломерулонефрит, пиелит, пиелонефрит, почечнокаменная болезнь, цистит, опущение почки и др. 

Занятия физкультурой проводятся в период ремиссии. В  занятие включают дозированную ходьбу, бег, подвижные игры (или элементы спортивных игр), лыжные прогулки, общеразвивающие и дыхательные упражнения, занятия на тренажерах. В летнее время — езда на велосипеде (при мочекаменной болезни предварительно выпить 0,5—0,75 л жидкости), ходьба по пересеченной местности. При опущении почки исключают прыжки, подскоки и подобные упражнения, выполняется специальный комплекс общеразвивающих упражнений и плавание. 

Следует избегать переохлаждения (плавание в осенне-зимний период в  бассейне, прием холодного душа или  обливание холодной водой), которое  может спровоцировать обострение болезней.

Эндокринные и обменные заболевания 

K наиболее распространенным  заболеваниям желез внутренней  секреции и обмена веществ  относятся сахарный диабет, ожирение, подагра и др. Заболевания связаны  с нарушением обмена веществ  (углеводного, жирового, белкового), неправильным питанием, интоксикацией  организма, гиподинамией. Мышечная  деятельность оказывает регулирующее  влияние на обменные процессы. 

Лечебное действие физических упражнений при нарушении  обмена веществ обусловлено их мощным трофическом влиянием. Систематические тренировки способствуют нормализации (восстановлению) моторно-висцеральных рефлексов, оказывающих регулирующее влияние на обмен веществ и железы внутренней секреции. 

В зависимости от заболевания в занятие включают ходьбу и бег (сочетание бега, ходьбы и дыхательных упражнений), общеразвивающие, дыхательные упражнения, занятия на тренажерах, подвижные игры и др. В летнее время включают езду на велосипеде, плавание, игры, зимой — лыжные прогулки, игру на снегу в футбол (для больных ожирением). 

Выбор физических упражнений, их объем и интенсивность зависят от клинического течения заболевания, сопутствующих болезней и погоды, условий занятия и других факторов. При ожирении нагрузки зависят от степени ожирения (I—IV ст.), возраста, пола и сопутствующих заболеваний (гипертоническая болезнь, диабет и др.). Для больных сахарным диабетом опасны переутомления, перегрузки. Больший эффект наблюдается при применении циклических видов (бег, ходьба, езда на велосипеде, плавание, прогулки на лыжах, гребля и др.). В осенне-зимний период следует избегать проведения занятий плаванием в бассейне из-за опасности переохлаждения и обострения заболевания, а при ожирении, наоборот, включают плавание, гидрокинезотерапию, сочетание ходьбы и бега, тренировки на тренажерах, сауну, диету и др.

Информация о работе Физические упражнения для студентов с отклонением в состоянии здоровья