Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:45, контрольная работа
Задача создания всех необходимых условий для того, чтобы дети росли физически здоровыми, крепкими, является одной из важней-ших. Поэтому правильно поставленной воспитательной работой мо-жет считаться только та, в рамках которой большое место занимает физическое воспитание детей.
Средства и методы ФК.
Методика занятий.
Роль родителей в физическом воспитании ребёнка.
Подвижные игры – основное средство ФК в развитии ребёнка.
Самая эффективная форма занятий с детьми – игра. Взрослые могут играть с ребёнком вдвоём или втроём, незаметно помогая мА-лышу справиться с трудными на первых порах заданиями. Нужно всячески поощрять даже незначительные успехи в освоении новых движений, хвалить ребёнка в разговоре между собой в его присут-ствии и побуждать его к новым успехам.
Не следует долго задерживаться на отработке каких-либо эле-ментов движений. Для успешного моторного развития ребёнка в этом возрасте имеет значение сам процесс освоения движений, по-пытка овладеть движениями, а не достижение их совершенства, тон-кой отточенности деталей.
Если ребёнку трудно справиться с каким-либо упражнением, не нужно настаивать не его обязательном выполнении, следует за-менить его более лёгким или повторить то, что уже хорошо освоено малышом. Кроме того, следует учесть то обстоятельство, что теперь, когда малыш владеет многими видами движений, его физическая ак-тивность станет значительно выше, чем в первый год жизни. Очень многие движения он будет выполнять самостоятельно, без всякого побуждения со стороны взрослых. Поэтому число «тренировок» нуж-но сократить до четырёх в неделю.
В каждом занятии нужно выполнять от 6 до 10 упражнений. Распределять упражнения в отдельном занятии лучше всего в следующем порядке: вначале упражнения, связанные с движением рук, затем туловища, затем ног. Упражнения, связанные с бегом или играми, следует выполнять в конце занятий перед заключительной частью. Этот принцип подбора упражнений нужно использовать и в дальнейшем при занятиях физическими упражнениями с ребёнком.
Дошкольный возраст (3 – 6 лет) характеризуется значительными изменениями в физическом и двигательном развитии ребёнка. К се-редине третьего года жизни формируются основные перемести-тельные движения, хотя их окончательное созревание наступает лишь в подростковом возрасте. Быстрыми темпами идёт рост ске-лета, мышечной массы, изменение пропорции тела. Осваиваются основные жизненно важные движения. Особенности психики ре-бёнка этого возраста обусловливают целесообразность коротких по времени, но часто повторяющихся занятий разнообразного, преи-мущественно игрового, содержания. Недопустимы перегрузки орга-низма ребёнка упражнениями, связанными с большим силовым нап-ряжением и утомлением.
В младшем дошкольном возрасте (3 года) важно приучить ре-бёнка к ежедневным занятиям физическими упражнениями и под-вижными играми как обязательным и непреложным элементам пов-седневной жизни. В этот период необходимо создать все условия для освоения ребёнком многих видов простейших движений, действий и закаливающих процедур.
Успешное развитие ребёнка зависит от внимательного и доброго отношения к нему, исполненного любви, от того воспитания, кото-рое он получает в семье. Начинается всё с заботы о самочувствии младенца, с хорошего ухода за ним. Это кормление, купание, смена пелёнок, создание условий для спокойного сна. Уход за ребёнком ва-жен не только сам по себе, это ещё и воспитательный процесс, свя-занный с непрерывным познанием младенцем окружающего мира. Развитие ребёнка в большой степени зависит от его отношений с ок-ружающим миром и от того, насколько активно он сможет дейст-вовать в нём. А это в свою очередь, зависит от родителей: насколько умело они будут пробуждать интерес малыша к окружающему миру и вести ребёнка по пути познания.
Правильный уход за ребёнком – это целая система мер, таких, как коррекция положения малыша в кроватке с помощью подпи-рающей подушки, валиков и др. Целенаправленные гимнастические упражнения стимулируют развитие новорожденного с первых дней. Не менее важным является интенсивный эмоцииональный контакт с младенцем в короткие периоды его бодрствования. Поднять мла-денца, приласкать его, погладить всё его тело – вот действия, соз-дающие непосредственный кожный контакт между родителями и ребёнком.
Семейное воспитание было и остаётся основой воспитания ребёнка – будущего гражданина. О воспитании в семье написаны го-ры научных трактатов, ещё больше высказано умных и полезных мыслей с трибун различных лекториев. Все согласны с мерой ответ-ственности семьи за воспитание ребёнка. Однако даже в трудах класссиков и авторитетов современной педагогики очень мало или ничего не говорится о физическом воспитании ребёнка в семье. Эта важнейшая сторона воспитания личности человека, как правило, упоминается вскользь, поскольку общепринято, что вопросы физии-ческого воспитания детей и подростков – прерогатива школы, а в лучшем случае – детского сада и школы.
Но жизнь не всегда согласуется с устоявшимися научными Тео-риями. Насущные потребности в укреплении здоровья, физической закалке детей пробуждают инициативу энтузиастов, настойчиво ищущих собственные решения нерешённых современной педа-гогикой и теорией физического воспитания проблем. Многие из этих инициатив остаются малоизвестными, авторы других не встречают понимания и поддержки, но целый ряд их становится достоянием общественности и будоражит родителей заманчивой перспективой выйти из порочного круга открывания и закрывания бюллетеней по уходу за больным ребёнком.
Нужно ли приветствовать такую самодеятельность? Думается, что ответ на этот вопрос не может быть однозначным. С одной сто-роны, можно понять родителей, которые не располагают для орга-низации физического воспитания детей нужными знаниями (эти зна-ния очень трудно, а иногда и просто негде добыть), но имеют боль-шое желание сделать детей здоровыми, способны проявить фантазию и выдумку да вдобавок и смастерить что-то из спортивного инвен-таря. С другой стороны, даже «собственный» ребёнок не должен быть объектом для экспериментов, не обоснованных професси-ональной проработкой педагогической задачи и корректной орга-низацией.
Серьёзная опасность таится и в силе примера талантливых и не-заурядных воспитателей-самоучек. Дело в том, что опыт ярких педа-гогических талантов (неважно – профессионалов или «любителей») – это всегда огромная тайна, иногда даже не осознанная её облада-телем. Ведь не секрет, что попытки копировать такой опыт чаще все-го оканчиваются неудачей. Это по-видимому, связано с тем, что в реализацию собственной системы талантливый педагог всегда вкла-дывает частицу своей души, своего личного обаяния и влияния на класс, группу, аудиторию, отдельного ребёнка. Реализация системы всегда конкретна, жёстко связана с реальной обстановкой, конк-ретикой личностей воспитуемых. Всё это относится в равной мере и к самобытности каждого отдельного лидера в семейном воспитании ребёнка, и к индивидуальностям воспитываемых им детей.
Поэтому, оценивая интересный опыт самодеятельных энтузи-астов физического воспитания в семье, нужно концентрировать вни-мание не на частностях, а на сущности явления и на том бесспорном, что представляет интерес для всех.
С этих позиций нужно прежде всего отметить важность примера понимания роли физической подготовки ребёнка, отчётливую актив-ность жизненной позиции родителей в этом вопросе. Принципиально важной и методологически ценной является раскрывающая сила жи-вого примера родителей и старших детей при физическом воспита-нии младших. Сущность этих подходов к семейному физическому воспитанию является его коллективный характер, означающий необ-ходимость участия в этом процессе всех членов семьи.
Другим интересным и серьёзным, а может быть, и самым глав-ным в методологическом отношении является то обстоятельство, что в этих семьях создаются такие условия, которые стимулируют ин-терес ребёнка к физическим упражнениям, побуждают его к самос-тоятельным действиям. На этом явлении необходимо остановиться особо.
Нормально
развивающийся ребёнок
На втором году жизни главная задача родителей – поддерживать врождённое стремление ребёнка к разнообразным движениям, учить его уверенно ходить, оберегать от травм. С развитием умения пол-зать и ходить у ребёнка расширяется диапазон деятельности, воз-растает осознанное восприятие и познание мира, он более умело об-ращается с игрушкой – всё это оказывает большое влияние на его психическое развитие.
На
третьем году жизни ребёнка задача
родителей – способст-вовать всестороннему
развитию у ребёнка умения ходить, бегать,
прыгать, лазать; учить его играть с игрушками
и, кроме того, осва-ивать с ним основы
культуры поведения. В занятиях родителей
с ре-бенком нужно использовать все приведённые
ниже виды упраж-нений.
Оздоровительные упражнения
Оздоровительные упражнения способствуют нормальному росту и формированию правильной осанки. Однако, чтобы они эффективно решали эту задачу, детям необходимо выполнять их правильно. Поэ-тому ребёнок вначале занимается с помощью взрослого, постепенно самостоятельно осваивая нужные движения так, как надо.
Помаши в знак приветствия. Ребёнок поднимает руки вверх и машет одной, а затем другой рукой, держа в ней флажок, платок или ленточку. Для формирования свода стопы хорошим упражнением яв-ляется стойка на носках.
Великан и карлик. Ребёнок поднимается на носки, поднимает руки и вытягивается вверх (вначале с помощью взрослого) – вели-кан; затем садится на корточки, опускает голову и съёживается – карлик. Эти положения медленно чередуйте в согласовании с ды-ханием: выпрямиться – вдох, присесть на корточки – выдох (произ-носить звуки ш-ш-ш или и-и-и). Можно выполнять упражнения и во время ходьбы: великан – ходьба на носках, карлик – ходьба в при-седе.
Качели. Ребёнок покачивается, сидя на корточках и пружиня в коленях и щиколотках. Взрослый, присев, держит ребёнка за обе ру-ки и демонстрирует упражнение; ребёнок подражает ему.
Поклоны. Ребёнок наклоняется вперёд по направлению к кому-нибудь из родителей, к игрушке, к окну, двери и т.п. (пространст-венная ориентация).
Ель, ёлка, ёлочка. Ребёнок меняет положения: вначале стоя, ту-ловище пря-мое, руки в стороны (ель); затем полуприсев, руки в сто-роны (ёлка); и, наконец, сидя на корточках, спина выпрямлена, руки в стороны (ёлочка). Если ребёнок не сможет самостоятельно выпол-нить приседание, сохраняя спину прямой, взрослый помогает ему, придерживая за обе руки (стоя лицом друг к другу).
Паяц. Ребёнок выполняет хлопки в ладоши перед собой, за спи-ной, над головой; в положении стоя, сидя, на корточках, лёжа на спине и на животе. Взрослый задаёт темп («Ладушки, ладушки…, хлоп, хлоп…»).
Езда на велосипеде. Лёжа на спине, ребёнок попеременно сги-бает и выпрямляет ноги, как при езде на велосипеде; взрослый помо-гает ему притянуть бёдра к груди, чтобы движение было более ин-тенсивным.
Куколка. Ребёнок сидит согнувшись, ноги скрестно, руки лежат на коленях. Выпрямляясь, он поворачивает голову и верхнюю часть туловища за иг- рушкой, за кем-то из родителей и т.п. Из этого по-ложения наклоняет голову вперёд, назад, в сторону – к одному, а затем к другому плечу.
Покажи ножки! Ребёнок, лёжа на спине, поднимает согнутую ногу; взрослый, захватив одной рукой пятку, а другой колено, осто-рожно разгибает её.
Тряпичная кукла. Перед ребёнком стоит задача: лёжа на спине, закрыть глаза и расслабиться. Убедитесь, хорошо ли расслабился ребёнок. Для этого возьмите его за руки и потрясите. При правиль-ном расслаблении пассивное движение переходит с рук на весь пле-чевой пояс и шею, а голова ребёнка покачивается, как у тряпичной куклы.
Умение расслаблять мышцы очень важно для владения телом, а также для снятия психического напряжения, например при засы-пании. Упражнения на расслабление следует включать в каждое занятие.
Акробатические упражнения
Не нужно бояться этого названия. На самом деле речь пойдёт о некоторых подготовительных упражнениях и положениях, которые являются подводящими к акробатическим. Они абсолютно безопасны и соответствуют возможностям ребёнка, так что можете без всяких опасений выполнять их с малышом. Разумеется, ребёнку необхо-димы ваша постоянная помощь и надёжная страховка. Начинайте вы-полнять эти упражнения обязательно на мягкой подстилке (на ковре, сложенном покрывале, резиновом матраце, на траве ит.п.), в медлен-ном темпе и сосредоточившись. Не допускайте, чтобы при выполне-нии более сложных упражнений ребёнок шалил и не подчинялся ва-шим указаниям. В таком случае лучше отказаться от занятий и воз-вратиться к ним, когда ребёнок сможет лучше сосредоточиться.
Состязания в ловкости. Соревнуйтесь с ребёнком: кто раньше ся-дет и встанет из положения лёжа, кто раньше сядет из положения стоя. Для того чтобы заинтересовать ребёнка, позволяйте ему часто выигрывать, но не каждый раз. Рёбёнок должен привыкать к тому, что он не может быть всегда и во всём первым.