Физическое развитие ребёнка до 3 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:45, контрольная работа

Описание работы

Задача создания всех необходимых условий для того, чтобы дети росли физически здоровыми, крепкими, является одной из важней-ших. Поэтому правильно поставленной воспитательной работой мо-жет считаться только та, в рамках которой большое место занимает физическое воспитание детей.

Содержание

Средства и методы ФК.

Методика занятий.

Роль родителей в физическом воспитании ребёнка.

Подвижные игры – основное средство ФК в развитии ребёнка.

Работа содержит 1 файл

Контрольная - физкультура.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

    Маленький самолётик. Взрослый берёт ребёнка под предплечья и грудную клетку и поднимает в горизонтальном положении вверх. Ес-ли ребёнок боится, то вначале держится за плечи взрослого, и тот поднимает его на напряжённых руках, поддерживая снизу за туло-вище. После того как ребёнок преодолеет страх, взрослый может  немного покружиться, а ребёнок разводит руки в стороны и красиво прогибается – «самолётик летит». Упражнение помогает ребёнку преодолеть страх высоты, необычного положения.

    Большой самолёт. Взрослый поднимает ребёнка, лежащего на спине, поддерживая его обеими руками под ягодицы. Ребёнок крепко держит его за шею, при этом голова лежит на плече взрослого. Сле-дует следить за тем, чтобы ребёнок держался прямо (не сгибаясь).  После преодоления внутреннего страха у ребёнка, взрослый 2 – 3 ра-за кружится с ним на одном месте – «самолёт летит».

    Ласточка. Ребёнок стоит на одной ноге, другая отведена назад, руки в стороны, туловище наклонено вперёд, голова поднята. Взрос-лый держит ребёнка за обе руки (позже за одну) и контролирует, правильно ли выпрямлены позвоночник и поднятая нога. Поза удер-живается  не более 1 с, затем опорная нога меняется. Упражнение сложное, но нравится детям, и они постепенно в нём совершенст-вуются, стараясь сохранять равновесие; это способствует развитию самостоятельности и умения сосредоточиваться.  

    Подвижные игры

    Правильно ходить, быстро бегать, смело прыгать, ловко лазать и бросать мяч  ребёнок проще всего научится в игре, когда он неза-метно для себя, без принуждения выполняет ваши требования и совершенствуется как в двигательном развитии, так и в умении пра-вильно вести себя в коллективе.

    Игры  для малышей носят тематический характер. Вначале они очень просты, их содержание, понятия и определения взяты из детс-кого мира: дети, зверушки, простые предметы и действия с ними.

    Правильно ходить ребёнок быстрее научится по черте, прове-дённой на земле, по лавочке или невысокой ограде; играют в зверу-шек, идущих друг  за другом; в солдат, марширующих в колонне; в детей, переходящих мостик над водой; в поезд, идущий по рельсам, и т.п.  Когда будет освоена ходьба по прямой, можно добавить ходь-бу зигзагом между препятствиями (кубиками).

    Быстро  бегать следует учить также постепенно. Сначала пред-ложите ребёнку бегать не коротких отрезках (например, в парке от лавочки к лавочке, от дерева к дереву). Позднее ребёнок сам будет свободно бегать, а вы следите, чтобы он не бегал слишком долго без перерыва; после кратковременного отдыха ребёнок быстро восста-навливает силы и может продолжить бег. Учите его бегать между расставленными предметами, обегать мебель, людей, игрушки.

    Тучи  и ветер. Ребёнок изображает кругообразными движениями рук над головой и движениями всего тела большие и маленькие тучи. Потом он быстро бежит – как тучи, которые гонит по небу ветер.

    Автомобиль. Ребёнок изображает движение автомобиля (поезда, автобуса, самолёта), выполняя руками соответствующие движения.

    Салки. Играйте в салки на корточках, на одной ноге, в «деревян-ные», «железные» и т.п. (дети спасаются от «салки», присаживаясь на корточки, вставая на одну ногу, дотрагиваясь до деревянного или железного предмета). Роль «салки» поочерёдно исполняют взрослый и ребёнок, причём доставьте ребёнку Радость осалить вас. После продолжительного бега проделайте дыхательные упражнения с ин-тенсивным выдохом.

    Дождик. Убегайте вместе с ребёнком, чтобы как можно скорее спрятаться дома «под крышу».

    Лужи. Нарисуйте на земле различные чёрточки и кружки. Затем возьмите ребёнка за руку и в беге перепрыгивайте с ним через нари-сованные препятствия. Цель – научить ребёнка не останавливаться перед чертой, не прерывать бег.

    Воробьи. Ребёнок прыгает на месте на обеих ногах и с места вперёд и назад. Взрослый вначале держит ребёнка под мышки, а поз-же за плечи, лицом к себе. Освоив этот  способ, держите ребёнка только за одну  руку и прыгайте вместе с ним.

    Лазанье следует активно использовать в  своих занятиях, так как оно  благотворно воздействует на подвижность  позвоночника, укреп-ляет мышцы рук, ног и туловища, стимулирует деятельность внут-ренних органов. Дети любят лазать, особенно вверх, поскольку именно таким путём они удовлетворяют свою потребность в движе-нии. Родители должны стремиться к тому, чтобы ребёнок  вместо ползания на коленках, которое чрезмерно отягощает чувствительные коленные суставы, быстрее начал ползать на четвереньках, опираясь на кисти и ступни.

    Дорожка препятствий. Как уже говорилось, дома легко можно оборудовать дорожку препятствий – из нескольких положенных на пол стульев, стола, гладильной доски и бельевой верёвки (её следует закрепить низко над полом). Ребёнок под руководством взрослого преодолевает разнообразные препятствия, поочерёдно подлезая под них, перешагивая и взбираясь на них, и соскакивает на ковёр (соскок допустим только с высоты на уровне пояса ребёнка). На открытом воздухе оборудуйте дорожку препятствий при помощи верёвочки, прутиков, досок, брёвен, кустиков и т.д. Преодоление дорожки пов-торяйте с ребёнком не менее 4 раз; на некоторых участках позво-ляйте ему лазать самостоятельно, в опасных местах внимательно по-могайте ему и страхуйте его, чтобы исключить возможность какой-либо травмы. Игра развивает в ребёнке самостоятельность. 

    Упражнения  с использованием различных предметов  в специальной  обстановке

    Пребывание  на свежем воздухе для ребёнка младшего возраста является насущной потребностью. Поэтому следует найти такое за-нятие на улице, которое бы нравилось ему и способствовало всесто-роннему развитию. В современных квартирах возможности для игры у ребёнка очень ограничены, поэтому родители должны по возмож-ности чаще ходить с детьми в парки, на спортивные площадки, в ку-пальни, в лес, стремясь к тому, чтобы ребёнок ежедневно, как можно дольше находился на свежем воздухе в любое время года. Со сменой времён года меняется и характер двигательной деятельности ребёнка на открытом воздухе. Однако он должен иметь постоянную возмож-ность во что-то играть, чего-то добиваться, чтобы пребывание на воздухе стимулировало дальнейшее двигательное развитие, способ-ствовало укреплению здоровья.

    Лестницу  ребёнок преодолевает сначала со страховкой, потом самостоятельно, придерживаясь за какую-либо опору или без неё, но всегда приставным шагом. Цель – научить ребёнка ступать на каж-дую ступеньку другой ногой. Это упражнение на равновесие, на вы-сокой лестнице – на смелость; кроме того, оно укрепляет мышцы живота.

    Съезжание с наклонной поверхности – прекрасное упражнение на смелость и равновесие. Следите за безопасностью ребёнка при за-вершении спуска!

    Позаботьтесь  о том, чтобы ребёнок твёрдо запомнил: сложные упражнения он может выполнять только в присутствии кого-то из родителей, но ни в коем случае не один. Это следует внушить ребён-ку, и при необходимости даже пригрозить, что, если он не послуша-ется, вы никогда не будете выполнять с ним подобные упражнения.

    Очень полезны упражнения с разнообразными предметами, кото-рые всегда найдутся дома для занятий с ребёнком. Это  могут быть различные игрушки, а  также бумажные шары, кружки из прутиков, кегли, картонные диски, бумажные ленты, бельевая верёвка, корот-кая скакалка, мячи разной величины и т.п. Упражнения с этими предметами способствуют развитию у ребёнка умения выполнять практические действия и тем самым развивают у него ловкость, сно-ровку, учат терпению и сосредоточенности (например, метание бу-мажных шаров в корзину, переноска игрушек в определённое место). Упражнения с предметами развивают мелкие мышцы рук и таким образом подготавливают ребёнка к более сложным действиям (ри-сованию, письму, шитью), содействуют решению задач трудового воспитания.

    Выбор средств для укрепления здоровья и физического развития малыша зависит от времени года. Например, летом – водные прцеду-ры и подвижные игры; зимой – катание на санках, скольжение по ле-дяной дорожке. Ребёнок с большим интересом играет на улице, если у него есть конкретная программа действий. В связи с этим разреша-йте ему взять с собой игрушки, например ведёрко, мяч, коляску, сан-ки, чтобы увлечённо играя, он как можно дольше побыл на свежем воздухе. Для развития двигательных навыков у ребёнка пребывание в парке или на спортивной площадке более целесообразно, чем дол-гие прогулки по городу. Длительная ходьба (однообразное движе-ние) утомляет ребёнка, а свободное движение в игре идёт ему на пользу. Для этого родителям следует так планировать свободное время, чтобы поочерёдно гулять с ребёнком. 

    Самый драгоценный дар, который человек  получает от природы, - здоровье. Недаром  в народе говорят: «Здоровому всё  здорово!». Об этой простой и мудрой истине следует помнить всегда, а  не только в те моменты, когда в  организме начинаются сбои. Человек сам творец своего здоровья! Вместо того, чтобы грезить о «живой воде» и прчих чудотворных эликсирах, лучше с раннего детства вести активный и здоровый образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной и общественной гигиены – сло-вом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.     

    Всем  ли полезно закаливание? Безусловно! А когда следует приступать к  нему? Чем раньше, тем лучше! У  детей например, под влиянием резких изменений погоды, вызывающих местное или об-щее охлаждение организма, чаще, чем у взрослых, возникают раз-личные простудные, влекущие за собой серьёзные осложнения за-болевания: грипп, ангина, катаракты верхних дыхательных путей, воспаление лёгких. Родители должны знать, что с помощью закали-вания можно намного повысить у детей не только способность прис-посабливаться к изменению внешних условий, но – и это главное – заложить у них на всю дальнейшую жизнь прочный фундамент здо-ровья.

    А как закалять водой детей?                                                      Начните с местных процедур – умывания, мытья ног перед сном, игр с водой. С раннего возраста приучайте детей к прохладной, но конечно, не очень холодной воде. При местных водных процедурах начальная температура воды должна быть 28 -30*С. Затем постепен-но снижайте её через каждые 3 – 4 дня на 1 – 2*С. От местных про-цедур переходите к кратковременным общим (обтирание, обливание, душ, ванна, купание в открытых водоёмах).

    Особого внимания заслуживают малыши. Академик Г.Н. Сперан-ский рекомендовал начинать их закаливание с сухих обтираний, ко-торые выполняют следующим образом. Куском чистой, проглажен-ной фланели легко протирают всё тело ребёнка до появления неболь-шой красноты. Спустя 2 недели можно приступить к влажным обти-раниям. Губку или рукавичку из махровой ткани смачивают в воде и немного отжимают. Сначала обтирают руки от пальчиков к плечу, затем ноги , живот и спину. Обтирание продолжается 1 – 2 минуты, после чего тело ребёнка вытирают сухим мягким полотенцем и де-лают лёгкий массаж до появления умеренного покраснения.

    Кратковременные общие процедуры (обливание, душ) детям  до года проводятся при температуре  воды 35 – 36*С. В течение 3 не-дель её снижают  до 28*С. Для детей от 1 года до 6 лет  начальная температура воды составляет 33 – 34*С. Затем в течение 25 дней её доводят до 26*С зимой и 24*С летом.

    Гигиеническую ванну дети в возрасте до 6 месяцев  получают ежедневно. Ребёнок должен получать от ванны удовольствие. Не погружайте его в воду насильно, невзирая на плач. Так вы рискуете травмировать психику младенца, привьёте ему отвращение к воде. Попробуйте использовать такой стимул: положите в ванну игрушку и малыш сам потянется за ними.

    Закаливающий  эффект усилится, если завершить купание  такой процедурой: в конце ванны с помощью шланга делается «холодовое пятно» - зона с более холодной температурой, куда вводят и выводят малыша 1 – 2 раза, день ого дня увеличивая число таких «заходов».

    Если  закаливающая процедура по какой-то причине не выполня-лась более 10 дней, то при её возобновлении надо как бы вернуться к исходному уровню нагрузок.

    Многие  родители обучают грудных детей  плаванию в домашней ванне. Приобретая жизненно важный навык, малыши одновременно закаляются. Однако необходима и осторожность. Длительное пребы-вание в прохладной воде может плохо сказаться на нежной, легкора-нимой коже младенца, особенно если он страдает экссудативным ди-атезом. Чтобы этого не случилось, используйте травяную ванну, ко-торая не только не раздражает кожу, но, наоборот, способствует уст-ранению кожных высыпаний.

    Воспитывая  ребёнка, используйте любую возможность  для про-ведения закаливающих процедур, постепенно и систематически при-учайте его организм к изменяющимся условиям внешней среды. А что может  быть радостнее и приятнее для вас, уважаемые мамы и па-пы, чем крепкое здоровье и жизнерадостность ваших наследников!

    Порой родители ошибочно полагают, что детство  – это лишь по-дготовка  к настоящей  жизни. Нет, детство, включая самые  ранние его периоды, и есть жизнь, нелёгкая, полная загадочных происшест-вий и захватывающих событий…

    Игры, физические упражнения, спорт едва ли не самое интерес-ное в этой  жизни. Спорт укрепляет здоровье ребёнка, способствует развитию творческих, духовных способностей.

     

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература: 
 

    1. «Физкультура  для всей семьи», составили Козлова  Т.В., Рябухина Т.А.
 
    1. «Закаливайтесь  на здоровье», А.П. Лаптев.

Информация о работе Физическое развитие ребёнка до 3 лет