Физическое воспитание школьников средних и старших классов

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 13:02, курсовая работа

Описание работы

В средних и старших классах обучаются юноши и девушки в возрасте от 15 до 18 лет. По возрастным особенностям их, можно отнести к двум группам: подростковый возраст — юноши 13—16 лет, девушки — 12—15 лет и юношеский возраст — юноши 17—21 год и девушки — 16—20 лет. Возрастная периодизация в известной степени условна и позволяет установить лишь ориентировочные границы между фазами роста. Однако в каждом возрастном периоде физическое воспитание имеет свои отличия. Возрастные особенности организма в значительной степени обусловливают содержание и методику физического воспитания. С учетом возраста осуществляется подбор средств, определяются допустимые нагрузки, нормативные требования

Содержание

1. Характеристика возрастных особенностей учащихся.
2. Теоретическая подготовка.
3. Общая физическая подготовка.
4. Средства физической подготовки.
5. Учет успеваемости.
6. Основы методики физической подготовки.
7. Организация и проведение занятий.
8. Организация учащихся на занятиях.
9. Вывод

Работа содержит 1 файл

Физическое воспитание школьников, средних и старших классов..doc

— 125.50 Кб (Скачать)

  Для развития мышечной силы и силовой  выносливости рекомендуется круговая тренировка. Круг (цикл) может состоять из таких упражнений: скачки через гимнастические скамейки (3—4 раза), приседания с весом в руках, переходы из положения лежа в положение сидя и обратно с набивным мячом за головой, прыжки на двух ногах через 2—3 барьера и другие упражнения. На упражнения затрачивают примерно 15 мин—три-четыре круга (цикла). По мере развития силы и силовой выносливости увеличивают количество повторений и одновременно усложняют упражнения.

Кроме этого, периодически можно увеличивать тренировочную нагрузку: повышать вес отягощения, увеличивать число подходов к снаряду и др. Однако не надо забывать, что чрезмерно быстрое форсирование силовой нагрузки может привести к утомлению или даже перетренированности. Поэтому необходимо правильно дозировать силовые и скоростно-силовые упражнения с учетом возраста учащихся.

Высокий уровень развития скоростно-силовых  качеств положительно сказывается на физической и технической подготовленности учащихся. Развить скоростно-силовые качества можно с помощью скоростно-силовых и собственно силовых упражнений.

  Наиболее  распространенными являются прыжковые  упражнения, и им в процессе физического воспитания отводится значительное место.

  Степень скоростно-силовых качеств у подростков и юношей зависит в основном от способности максимально проявить мышечную силу в небольшой промежуток времени. С возрастом совершенствуется нервно-мышечная координация движений, и это обусловливает более эффективное проявление скоростно-силовых качеств.

  Основными средствами развития скоростно-силовых качеств на занятиях с учащимися являются прыжки, бег на короткие дистанции, метания, упражнения с небольшими отягощениями, легкоатлетические прыжки, акробатические упражнения, динамические упражнения на гимнастических снарядах.

  Методами  воспитания скоростно-силовых качеств  у юношей являются метод повторного выполнения упражнения (скоростно-силового без отягощения, с отягощениями малого и среднего веса) и метод упражнения, выполняемого при смешанном режиме работы мышц.

  Развитие  общей выносливости имеет важное значение для всесторонней физической подготовленности учащихся.

  Главное средство развития общей выносливости — длительный мало интенсивный бег. Он создает благоприятные предпосылки для повышения функциональных «потолков» всех систем и органов, обеспечивает высокую слаженность в их работе. Допустимые нагрузки при беге на одном занятии для юношей 15—16 лет составляют до 10 км, для юношей 17—18 лет до 12 км.        

  Другие  эффективные средства развития выносливости — различные циклические упражнения (лыжные гонки, конькобежный спорт, гребля, велоспорт), а также и подвижные спортивные игры.

  На  первых занятиях основным средством  развития общей выносливости становится бег в равномерном темпе с невысокой интенсивностью, с постепенным увеличением продолжительности с 5—8 до 25—30 мин. В дальнейшем общую выносливость повышают с помощью равномерного и переменного бега.

  Первоначальную  нагрузку усиливают путем постепенного увеличения длительности непрерывной работы при сохранении относительно невысокой средней скорости. Все это приучает учащихся выполнять сравнительно большой объем работы.

  Эффективными  методами развития общей выносливости являются преодоление дистанции в равномерном темпе, в различных вариантах, игровой и круговой методы тренировки.

  В комплекс упражнений при круговом методе тренировки целесообразно включать легкоатлетический бег, особенно в игровой и в соревновательных формах. Это позволяет выполнять значительную по объему нагрузку. Круговой метод тренировки следует использовать с учетом индивидуальных возможностей подростков и юношей. Преподаватель должен определить максимально возможное число повторений для каждого занимающегося и после этого    постепенно увеличивать нагрузку.

  Специальную выносливость развивают в двух направлениях. Если общая выносливость развивается преимущественно путем применения упражнений циклического характера, то специальная — посредством тех видов упражнений, в которых специализируется учащийся. Другая особенность состоит в том, что упражнения при развитии специальной выносливости выполняются с интенсивностью, соответствующей соревновательной или близкой к ней.

  Основные  задачи развития ловкости у учащихся — овладение новыми двигательными навыками и умениями и совершенствование способности эффективно перестраивать двигательную деятельность при изменении обстановки. Поэтому развитие ловкости предполагает, во-первых, развитие способности осваивать координационно-сложные двигательные действия, во-вторых, способности перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно изменяющейся обстановки.

  Средствами  развития ловкости служат прыжки, упражнения в равновесии с дополнительными  заданиями (перетаскивание предметов, переступание через предметы), всевозможные метания, упражнения, требующие высокой координации движений. Полезны также упражнения, выполняемые в усложненных условиях (бег с преодолением  препятствий, равновесие  и др.). Особое значение для развития ловкости имеют спортивные игры и гимнастические упражнения.

  Большое значение для приобретения двигательного  опыта, овладения умением ориентироваться в пространстве и времени имеют гимнастические и акробатические упражнения. Их разнообразие позволяет учащимся непрерывно обогащаться все новыми двигательными ощущениями и упражнять способность осваивать новые действия. Из богатого арсенала средств гимнастики и акробатики, способствующих развитию ловкости, особо следует выделить упражнения, формирующие умение правильно расслаблять мышцы.

  Важный  составной элемент ловкости — быстрота ответа на новую ситуацию, и для совершенствования ее целесообразно применять такие методические приемы, которые заставляла бы учащихся реагировать с каждым разом быстрее. В спортивных играх — это сокращение расстояния между игроками.

  Для комплексного совершенствования ловкости наиболее ценным средством следует признать подвижные и спортивные игры, так как во время игр непрерывно и внезапно изменяется ситуация и условия деятельности, происходит переключение от одних действий к другим, когда играющим приходится в кратчайшее время решать сложные двигательные задачи. Изменение нагрузок, направленных на развитие ловкости, должно идти в основном по пути постепенного повышения координационных трудностей. При этом надо использовать методические приемы, стимулирующие более сложное проявление координации движений:

применение  необычных исходных положений, зеркальное выполнение упражнений, смена способов выполнения упражнений, усложнение упражнений дополнительными движениями и др.

  При оценке степени ловкости учащихся можно использовать следующие критерии: координационную сложность выполнения двигательной задачи (например, преодоление расстоянии с препятствиями); точность выполнения движения (качество выполнения подъема махом на гимнастических брусьях); время, затраченное на освоение движения (учебное время, затраченное на овладение определенной гимнастической комбинацией).

  Наиболее  благоприятны возможности для развития ловкости в подростковом и юношеском  возрасте, когда организм учащихся более пластичен, чем в последующие периоды развития. Типичными:

для развития гибкости являются упражнения «на растягивание». Они характеризуются постепенным  увеличением амплитуды движений до возможного на данном занятии предела. Упражнения «на растягивание» представляют собой, как правило, элементарные движения из основной или вспомогательной гимнастики, избирательно воздействующие на те или иные группы мышц, связок (упражнения для ног, рук, туловища, шеи).

  Упражнения  на гибкость могут выполняться без снарядов, на гимнастической стенке и других снарядах, с набивными мячами, гантелями, с партнером и др. Увеличить амплитуду в этих упражнениях можно собственными усилиями — при маховых движениях руками или ногами, либо за счет приложения внешних сил, например, усилий партнера в парных упражнениях.

  Для развития гибкости следует использовать разнообразные подвижные и спортивные игры, упражнения с движениями большой  амплитуды (без предметов и с  предметами), упражнения на гибкость в сочетании с упражнениями на укрепление суставов, связок и мышц. Темп выполнения упражнений на гибкость устанавливают в зависимости от их характера и целевого назначения, а также от уровня подготовленности учащихся.

  Основной  метод развития гибкости — повторное выполнение упражнений. Гибкость следует развивать систематически. Лишь после  многократных  повторений  упражнений  на гибкость (10—15 раз) можно добиться увеличения амплитуды движения. Наибольший эффект в развитии гибкости достигается в том случае, если занятия проводятся ежедневно или два раза в день. Кроме того, необходимо заниматься и самостоятельно во время утренней гимнастики.

  Воспитание  основных физических качеств учащихся — единый процесс, и поэтому правильнее говорить не об отдельных процессах, а о различных сторонах единого процесса физического воспитания Учащихся с учетом возрастных особенностей последних. 
 
 

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ

  Групповые учебные занятия — основа всей учебно-воспитательной работы по физическому воспитанию. На учебных занятиях решается большой круг задач: сообщаются специальные знания, выявляются и совершенствуются физические способности учащихся, прививается любовь к физической культуре и спорту, формируются двигательные навыки. От качества групповых занятий зависит успешное применение всех других форм физического воспитания. Поэтому методику проведения плановых учебных занятий следует разрабатывать с учетом их связи с другими формами физического воспитания.

  Формами физического воспитания в режиме учебного дня являются учебные занятия, проводимые по расписанию училища, самостоятельные занятия по заданию преподавателя и .производственная гимнастика (вводная гимнастика и физкультурная пауза). Для физически слабо подготовленных учащихся могут быть организованы дополнительные занятия под руководством преподавателя.

  По  своей педагогической направленности учебные занятия могут быть комплексными, видовыми, специализированными.

  Наилучшая форма учебных занятий по общей  физической подготовке — комплексные занятия, характерной особенностью которых является комплексное применение предусмотренных программой средств физического воспитания в одном занятии. Цель проведения комплексных занятий — обеспечить в каждом занятии разностороннее воздействие средств физического воспитания на организм, сформировать и развить различные по своему характеру двигательные умения и навыки, физические качества и подготовить организм учащихся к успешному выполнению программных требований очередного цикла занятий. Комплексирование программного материала осуществляется по признаку положительного переноса двигательных навыков и физических качеств.

  Характерная особенность видовых занятий заключается в том, что содержание отдельных занятий ограничивается средствами какого-либо одного раздела общей физической подготовки (легкая атлетика, гимнастика, плавание и др.), а последовательность занятий по этим разделам определяется временем года или сроками предоставления спортивных сооружений (стадиона, бассейна, лыжной станции и др.). С точки зрения общей физической подготовки и разрешения оздоровительных задач видовые занятия менее эффективны, так как средствами одного вида нельзя обеспечить нужную подготовку учащихся к успешному выполнению программных требований.

  Видовые занятия оправданы в тех случаях, когда комплексирование в одном  занятии нескольких видов по организационным (занятие в бассейне, на лыжной станции) или методическим (отрицательный перенос двигательных навыков или физических качеств) признакам невозможно или нецелесообразно.

  Самостоятельные занятия по заданию преподавателя  являются важным дополнением обязательных занятий и могут включать в  себя изучение теоретических вопросов по литературным источникам, составление комплексов гигиенической и производственной гимнастики, 'выполнение специальных упражнений, направленных на устранение недостатков в физическом развитии или физической подготовленности и т. д.

  Самостоятельные занятия по заданию преподавателя  имеют большое воспитательное значение, способствуя внедрению физической культуры в быт учащихся.

  Одной из обязательных форм физического воспитания, являются туристские походы. Туристские походы могут быть предусмотрены в «дни здоровья» или во внеучебное время. В процессе туристских походов формируются прикладные двигательные умения, навыки и физические качества в условиях походной жизни.

Информация о работе Физическое воспитание школьников средних и старших классов