Физическое воспитание в семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 09:34, реферат

Описание работы

Наши дети постоянно окружены заботой и любовью родителей. И это очень верно – ведь у детей есть право на счастливое детство. Родительская самоотверженная любовь не знает границ, но часто она бывает неразумной. Стремясь предоставить максимум благ и удовольствий, некоторые родители окружают ребенка чрезмерной роскошью, балуют его и тем самым создают множество трудностей, как для себя, так и для него самого – в школе, а позже и в самостоятельной жизни.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………………………………3
Глава I Роль семьи в воспитании ребенка…………………………………………………………………………4
Глава II Здоровый образ жизни…………………………………………………………………………………………..5
2.1. Понятие « Здоровый образ жизни» и его основные составляющие……….5
2.2 Режим дня…………………………………………………………………………………………………….5
2.3. Закаливание…………………………………………………………………………………………………7
2.4 Рациональное питание для физического развития ребенка и его
здоровья…………………………………………………………………………………………………..……10
Глава III Формы физического воспитания в семье…………………………………………………………..12
3.1 Основные формы физического воспитания в семье………………………………….12
3.2 Пешие прогулки и походы……………………………………………………………………………13
3.3 Плавание………………………………………………………………………………………………………14
3.4 Лыжные прогулки…………………………………………………………………………………………15
3.5 Катание на коньках……………………………………………………………………………………….15
3.6 Езда на велосипеде…………………………………………………………………………………………16
3.7 Бег……………………………………………………………………………………………………………………17
Глава IV Досуг в семье…………………………………………………………………………………………………………18
4.1 Организация досуга для детей……………………………………………………………………………………….18
4.2 Игры во дворе…………………………………………………………………………………………………………………..19
4.3 Спортивная площадка………………………………………………………………………………………………………19
4.4 Спортивный уголок дома…………………………………………………………………………………………………20
4.5 Описание физкультурно-оздоровительных мероприятий в моей семье……………………..21
Заключение……………………………………………………………………………………………………………………………22
Список использованной литературы…………………………………………………………………………………….23

Работа содержит 1 файл

1 СЕМЕСТР.docx

— 65.09 Кб (Скачать)

    Найдите  место   в  режиме  дня  посильному  труду  детей  –  общественно

полезному, в помощь семье, связанному с личным самообслуживанием.

   Дома младшим  школьникам  вполне  можно  поручать  уборку  комнат,  мытье посуды, не говоря уже о том, что  они  могут  следить  за  состоянием  своей одежды и обуви, стирать мелкие личные вещи,  убирать  свою  постель  и  свое рабочее место.    Двадцать-двадцать пять минут нужно выделить для завтрака и для ужина и 30-35 минут – для обеда.

   После напряженной дневной  работы  организму  школьника,  его  центральной нервной системе нужен полноценный отдых. Такой отдых может доставить  только сон.   Сон достаточной продолжительности обеспечивает высокую  работоспособность ребенка в течение значительного времени.   Очень хорошо школьникам перед  сном  спокойно  погулять  минут  20-30,  а затем  проветрить  комнату  и  провести  вечерний  туалет;  в  него  следует включить мытье ног водой комнатной температуры.

   Спокойному, глубокому сну  препятствует  и  слишком   поздний  прием  пищи, поэтому ужин у ребенка должен быть не  позже  чем  за  1,5  ч.  перед  сном. Постель – безусловно отдельная, не  тесная,  не  слишком мягкая,  но  и не жесткая.   Очень важно, чтобы дети и во время сна  дышали  свежим  воздуха.  Комнату перед сном нужно хорошо проветрить;  еще  лучше  приучить  детей  спать  при открытой форточке. Температура воздуха в спальне не  должна  превышать  +16- 17 С.

 

    2.3 Закаливание

    Как средство повышения  защитных сил  организма   закаливание  возникло  в    глубокой древности. В Спарте, например, закаливание мальчиков начиналось    в грудном возрасте, а с 7 лет они воспитывались в суровых, «спартанских»,    условиях: ходили круглый год босиком и в облегченной одежде,  купались  в    холодной воде и т.п. Условия жизни девочек были почти такими же.    В России закаливание издавна было массовым.  Примером  этого могут быть деревенские бани с парными и «снежными» ваннами.

    Закаливание  –  это  комплексная  система  оздоровительных  воздействий,

направленных  на  достижение  устойчивости,  невосприимчивости организма к вредным  для   здоровья   метеорологическим   и   другим   факторам.   Такая устойчивость может  быть  достигнута  только  в  результате  систематической тренировки и постоянного совершенствования механизмов адаптации.

   Что происходит в организме  при закаливании?   Прежде  всего,  тренируются нервные   окончания,   чувствительные    к    температурным    воздействиям. Одновременно природные факторы –  солнце,  воздух  и  вода  –  действуют  на сосудистый аппарат кожи и подкожной клетчатки.

    Закаливание может проводиться с помощью   окружающего   воздуха.   В

помещениях для детей его  температура не должна превышать+ 20 С (это максимум для детей раннего возраста) и +18 С (для дошкольников и школьников).  Заметим,  что  температурный  режим  зависит  от  вида  деятельности детей:  при  активных  мышечных  действиях  (подвижные  игры,  физкультурные занятия) воздух должен быть прохладным,  при  спокойных  действиях  –  более теплым. Следует с самого раннего возраста постепенно приучать ребенка  спать при открытой форточке, завешенной  марлей.

   Одевать детей нужно по  погоде на данное время дня;  осенью и зимой  одежда должна быть достаточно теплой, но не слишком тяжелой, позволяющей  двигаться без затруднений; летом лучше носить одежду из хлопчатобумажных  или  льняных тканей.

   Методы воздушного  закаливания   просты  и  удобны.  Уже   само  пребывание ребенка  на  открытом  воздухе  имеет  общеукрепляющее   и   оздоровительное значение. Под действием воздушных ванн,  потоков  воздуха  повышается  тонус нервной системы, возрастает работоспособность, улучшается работа сердечно  – сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, эндокринных желез.

    Прогулки  дошкольников  и  младших  школьников  должны  в   совокупности продолжаться ежедневно не менее 4 часов. Для малышей полезен и  дневной  сон на свежем воздухе, правда, воздух должен  быть  чистым,  что,  к  сожалению, наблюдается редко и в городах и в поселках.

   С незапамятных  времен  известно,  что  ходьба  босиком   –  замечательное

закаливающее средство. Установлено, что на поверхности стопы  имеется  много температурных  рецепторов,  которые  непосредственно  связаны  со  слизистой оболочкой дыхательных  путей,  а  также  практически  со  всеми  внутренними органами.

   Большинство малышей любят  ходить босиком, и  родителям   следует  поощрять это.  Однако,  начиная  такое  закаливание,  нужно  соблюдать   определенную последовательность. На первом этапе лучше ходить в носках, затем босиком  по коврику  или  одеялу  в  течение   нескольких   минут.   Потом   этот   срок увеличивается, ребенок может бегать босиком и по полу, летом – по  траве  на лесной поляне или по песку у реки. Порой  родители  запрещают  детям  ходить босиком из опасения,  что  они  заразятся  грибковыми  заболеваниями.  Такие страхи безосновательны, так как грибки могут проникать только во  влажную  и изнеженную кожу.  Простое  и  надежное  профилактическое  средство  –  после прогулок босиком вымыть ноги с мылом.

    Эффективность  закаливания   возрастает  при  использовании   специальных температурных воздействий  и  процедур.  Основные  принципы  их  правильного применения должны знать все родители: систематичность и  последовательность; учет   индивидуальных   особенностей   ребенка,   его   физиологических    и эмоциональных  реакций   на   процедуру;   состояние   здоровья   (процедуры проводятся,  когда  ребенок  здоров);  комплексное  использование  природных

факторов и климатогеографических  условий.

   По традиции, закаливание  связывают с  адаптацией  только  к  холоду,  что

снижает ее эффективность.

   Успешно применяется в  массовой практике нетрадиционный  метод  контрастных воздушных ванн, который может применяться  и  в  детских  садах  и  дома. 

   Хорошим  закаливающим  и  общеукрепляющим  средством   могут  быть  –  при соблюдении   правил   их   выполнения   –   солнечные   ванны,    обладающие многосторонним действием на организм. Главное  их  оздоровительное  значение состоит в бактерицидности (многие бактерии и вирусы под воздействием  прямых солнечных  лучей  погибают),  в  повышении  сопротивляемости   организма   к простудным  и  другим  болезнетворным  факторам.  Однако  надо  знать,   что воздействие солнечной радиации полезно только при умеренных ее  дозах.  Хотя

у детей и подростков чувствительность к ней ниже, чем  у  взрослых,  тем  не

менее при длительном пребывании на солнце, особенно без  движения  (как  это присуще многим семьям,  загорающим  летом  целыми  днями  на  берегу  моря),возможны ожоги и даже тепловые и солнечные удары.

   Полезно принимать солнечные  ванны в движении  –  в   подвижных  играх  или занимаясь физкультурными упражнениями. На голове ребенка должна быть  легкая шапочка.

   Солнечное закаливание обычно  связывают  с  летней  порой.  Между  тем  и зимнее  солнце  оказывает  благотворное   оздоровительное   и   закаливающее влияние. Особенно эффективно воздействие солнечной радиации в горах.

    Более  сильным,  чем   воздух,  закаливающим  средством   является   вода,

теплопроводность  которой в 28  раз выше.  Для закаливания воду   также

применяют с древнейших времен.   Все традиционные методы водного  закаливания делятся на общие  и  местные.

К  первым  относятся  обтирания,  обливания,  души,  купания;  ко  вторым  –

умывание, мытье рук  и  ног,  игры  с  водой.  Достаточно  эффективными  для

закаливания детей могут служить  такие  простейшие  способы,  как  обмывание стоп и голеней при постепенном снижении температуры воды (до 0,5 –  1  мин), а также полоскание горла – сначала теплой, затем прохладной водой.

 Хорошее средство укрепления  здоровья  –  закаливание   водой.  Дети  любят

играть с нею; такие занятия  улучшают настроение, вызывают у  него  радостные эмоции. Это надо использовать для оздоровления  организма.  Начинать  водные процедуры лучше  в  теплое  время  года.  Умывать  ребят  прохладной  водой. Вначале мыть руки до локтей, затем шею, лицо.

 Одним из эффективных способов  закаливания является контрастное   обливание ног.    Наиболее  сильным  оздоравливающим  и закаливающим  средством является купание в водоеме

    Существует ряд методик применения контрастного душа, но все они требуют специальной  подготовки  детей  к  этой  сильной   закаливающей   процедуре. Начинать можно с известной процедуры контрастных ножных ванн  с  поочередном погружением ног ребенка в тазы с водой  разной  температуры  (+34+36 С  и +18+20 С).

    Имеющийся  опыт  показывает  высокую,  закаливающую   и   оздоровительную ценность контрастного душа  как для взрослых,  так и для детей раннего возраста. Хорошо действует он  и  как  стимулятор  нервной  системы,  снимая утомление и повышая работоспособность.

   Итак, солнце, воздух и вода, тепло и холод могут и должны  быть  друзьями

ребенка с первых  дней  его  жизни.  Задача  родителей  –  в  содружестве  с

медиками  и  педагогами  сделать  все  возможное,  чтобы  закаливание  стало обязательным компонентом здорового образа жизни наших детей.

 

 

 

 2.4  Рациональное питание для физического развития ребенка и его здоровья

   Правильное питание –  важнейший залог  формирования  здорового  организма. Казалось бы, это известно всем, во всяком случае спорить с этим  никто не станет.  А  вот  позаботиться  о  том,  чтобы  иметь  хотя   бы   минимально необходимые представления о рационе и режиме  питания,  многие  родители  не считают  обязательным.    И если недокормленных  детей при всех  наших сложностях  с продуктами немного, то уж перекормленные дети есть в каждом классе любой  школы,  почти

в каждой группе детского сада.

    Специалистам  хорошо  известно,  что  дети  с   излишней  массой  тела  с

младенческого  возраста  подвержены  частым  респираторным и аллергическим заболеваниям. Они обычно поздно начинают ходить. Зачастую у них кривые  ноги и так называемая  круглая  спина.  Добавим,  что  возникающие  в  дошкольном периоде обменные и другие нарушения,  связанные  с  ожирением,  способствуют развитию атеросклероза в среднем возрасте и даже в молодости.

   Флегматичные дети из-за  недостаточной двигательной  активности  расходуют энергии меньше, чем получают с пищей, и поэтому полнеют. Возникает  порочный круг. Чем толще ребенок, тем  меньше  у  него  потребность  в  движениях,  а гиподинамия – прямая дорога к  полноте.  Исследователи  считают,  что  таких детей надо заинтересовать прогулками или физическими упражнениями. Наш  опыт показывает, что  сделать  это  непросто,  родители  должны  приложить  много стараний и  набраться  терпения,  чтобы  привить  любовь  к  систематическим движениям. Очень важен здесь и личный пример взрослых.

    В  дошкольном  возрасте  в  связи  с  усилением   энергетического  обмена

потребность  в  пищевых  веществах  увеличивается;  это,  в   свою   очередь

обусловливает  необходимость  увеличения  количества  таких  продуктов,  как мясо, рыба и крупы, и постепенного снижения потребления  молока.  Изменяется и  кулинарная  обработка   продуктов:   приготовление   блюд   для   старших дошкольников и младших школьников приближается к  «взрослой»  кулинарии.  Но лишь приближается, а не совпадает. Так, закуски, приправы и соусы не  должны быть слишком острыми;  овощи  для  салатов  нарезаются  мелко,  заправляются растительным маслом или сметаной и посыпаются зеленью  петрушки  (укропа)  с добавлением измельченного чеснока; мясные и  рыбные  блюда,  а  также  овощи лишь слегка поджариваются (а в основном тушатся)  и  подаются  на  стол  3-4

раза в неделю. Ни в коем случае нельзя  давать  много  сладостей  и  сладких

напитков, особенно в  промежутках  между  едой.  Вместо  них  ребенок  может выпить полстакана яблочного или морковного сока.  Важно  соблюдать  питьевой режим, так  как  детский  организм  в  большом  количестве  выделяет  влагу. Суточная потребность дошкольников в воде – 1-1,3 л, школьников – 1,5 л.

   Существенное значение имеет  правильное  сочетание  обеденных   блюд.  Если первое блюдо овощное, то  гарнир  второго  блюда  может  быть  из  круп  или макарон.    В весенне-летний период и в начале осени больше блюд следует готовить  из свежей зелени, овощей, фруктов, ягод. Но при этом  помнить:  рацион  ребенка должен включать определенное количество белков, жиров и углеводов,  а  также минеральных веществ. Примерные  их  суточные  показатели  для  дошкольников: белков и жиров около 70 г, углеводов около 280 г, кальция 1200  мг,  фосфора около 1500 мг, витамина С 50 мг.

Информация о работе Физическое воспитание в семье