Физическое воспритание детей в семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 11:59, реферат

Описание работы

Физическая культура – это образ жизни человека, в нее должны быть вовлечены все люди, независимо от возраста. Но лучше начинать с раннего детства. По нынешним временам это - необходимость. Приучать ребенка к спорту нужно с детства, родители должны показывать своим детям пример активной, интересной и подвижной жизни. Движение - основное проявление жизни и в то же время средство гармоничного развития личности. В младенческом возрасте уровень развития двигательных рефлексов является показателем общего состояния здоровья и развития; по активности движений ребенка судят о развитии других сторон личности - в частности, психики.

Содержание

Введение
Начальное ознакомление детей со спортом
Совместные занятия спортом детей и родителей
Привлечение ребенка к спорту и организация спортивных занятий
Инвентарь и место для занятий
Заключение
Используемая литература

Работа содержит 1 файл

физ.культура..docx

— 35.25 Кб (Скачать)

     Начинайте заниматься с ребенком с первых же дней его жизни. Бережно относитесь к нежным тканям младенца, вооружившись основательными знаниями, подробно приведенных в специальной литературе. Основным периодом занятий родителей с детьми является возраст от 2 до 6 лет. Но и после 6 лет не следует прекращать занятий в семье, хотя в этом возрасте появляются и другие возможности для физического развития ребенка – в школе, физкультурном обществе и культурно-просветительных учреждениях, где ребенок занимается под руководством специалиста.

     Возможность включить в распорядок дня совместные занятия одного из родителей с  ребенком существует почти всегда. Необходимо уделять ребенку ежедневно  хотя бы несколько минут. Постарайтесь определить оптимальное время дня  занятий в режиме вашей семьи  и затем придерживайтесь его. Следует соблюдать принцип систематичности, чтобы ребенок постепенно привыкал к занятиям, чтобы они стали  для него ежедневной потребностью. Продолжительность занятий родителей  с ребенком различна: она зависит  от возраста ребенка, от лимита свободного времени родителей, от времени суток, а также от того, что делает ребенок  до или после занятий.

     Утренние  занятия обладают тем преимуществом, что сразу после сна «разминаются»  мышцы тела, улучшается кровообращение в тканях. Во время зарядки лучше  использовать легкие и уже знакомые упражнения, поскольку обычно не хватает  времени и терпения для разучивания  новых, более сложных упражнений. Продолжительность утренних занятий  – не более 10 минут.

     До  обеда обязательно дайте ребенку  возможность погулять на свежем воздухе. Если есть время, можно в эти часы провести 15-20-минутный, более интенсивный  урок, включив в него упражнения для больших групп мышц.

     После обеда необходим покой; ребенок  дошкольного возраста должен спать  или хотя бы спокойно лежать не менее 2 часов. После сна полезны непродолжительные взбадривающие упражнения и более длительные – по возможности на открытом воздухе.

     Занятия во второй половине дня должны предоставить ребенку больше времени для освоения разнообразных движений с предметами и для упражнений на различных  снарядах – желательно в обществе сверстников. В эти же часы удобно провести более длительное тренировочное  занятие с одним из родителей (около 20 мин.).

     Упражнения  перед ужином – наиболее частая форма совместных занятий, так как  родители, как правило, дома и хотя бы один из них может заняться ребенком. В этот период есть время для разучивания  акробатических упражнений, проведения игр и совершенствования достигнутых  результатов.

     После ужина заниматься с детьми физкультурой не рекомендуется: интенсивная двигательная деятельность после еды вредна, а, кроме того, после физических упражнений дети трудно засыпают.

     Обязательно нужно использовать любую возможность  подвигаться вместе с ребенком на свежем воздухе – чаще всего она  предоставляется в выходные дни.

     Для нормального развития ребенка очень  важно ежедневное пребывание на свежем воздухе. Интересен такой факт: пока ребенок в грудном возрасте, родители добросовестно соблюдают это  требование, но когда дети подрастают, родители частенько о нем забывают. Ребенок нуждается в активных движениях на воздухе, причем в любую  погоду. Если ребенок в летнее время  может проводить весь день на воздухе, это благоприятно отражается на его  физическом развитии. В некоторых  детских учреждениях дети играют, едят и спят на свежем воздухе. В  результате они меньше болеют и больше двигаются.

     Прекрасно, если вы ободрите ребенка похвалой, удивитесь тому, какой он крепкий, ловкий, сильный, сколько он умеет, что  он уже сам покажет.

     Если  у ребенка нет желания заниматься, проанализируйте причины такого негативного отношения к занятиям, чтобы в дальнейшем создавать  более благоприятные условия. Некоторые  полные дети не любят заниматься потому, что им тяжело двигаться, они склонны  к лени. Таких детей следует  лечить с помощью диеты и всячески стремиться привлечь к занятиям, чтобы  они не отставали в двигательном развитии. Кроме похвалы, поощрением для них может служить и  убедительные объяснение, почему так  необходимы занятия физкультурой.

     Взрослый  должен знать, какое упражнение он хочет  разучить с ребенком, как будет  его выполнять и чего хочет  этим достичь. Каждое упражнение и подвижная  игра имеет свою задачу, цель, значение, они подразделяются на несколько  групп.

     В первую группу входят упражнения, направленные на выработку правильной осанки, правильного  положения головы, плеч, других частей тела. Упражнения такого рода называются оздоровительными; именно эти движения способствуют правильному физическому  развитию. При выполнении этих упражнений необходимо уделять особое внимание правильному их выполнению, чтобы  добиться требуемого распрямления спины, растягивания соответствующих мышц. Родители должны демонстрировать упражнения ребенку, а затем помочь ребенку  освоить новое движение. При выполнении любого упражнения этой группы требуется  помощь и неназойливое наблюдение со стороны родителей, чтобы отдельные  позы и положения были правильными.

     Во  вторую группу входят упражнения, содержащие элементы акробатики. Они направлены на развитие ловкости, гибкости и быстроты реакции и выполняются со страховкой. Чтобы обеспечить полную безопасность при выполнении этих движений, взрослые должны быть очень осторожны и внимательны.

     Поскольку родители заинтересованы в том, чтобы  развить у ребенка смелость, умение преодолевать страх, вызываемый необычным  положением тела или быстрыми изменениями  поз, следует терпеливо учить  его ориентироваться в необычных  положениях, пока он не преодолеет боязнь и не будет с радостью повторять  акробатические упражнения.

     К третьей группе относятся подвижные  игры, в которых используются ходьба, бег, прыжки, лазанье и броски. Для  того чтобы естественные движения были притягательными для детей, их объединяют игрой с простыми правилами.

     Таким образом, ребенок учится соблюдать  определенные правила, дисциплину, а  также и умению сосредотачиваться. Необходимо учить так же и умению проигрывать. Для проведения игр  нужен коллектив: ребенок играет с родителями или же со старшими братьями и сестрами.

     В четвертую группу входят упражнения с использованием различных предметов, снарядов на свежем воздухе или в  помещении. Сюда относятся, например, ходьба по приподнятой и наклонной плоскости, лазанье по лесенке и гимнастической стенке, проползание под различными препятствиями, перепрыгивание через препятствия. Здесь необходимо соблюдать принцип постепенного повышения требований к детям. Особенно важна изобретательность родителей, помогающая в обычных условиях смастерить для детей различные интересные преграды для перелезания, перепрыгивания и раскачивания, которые обогатили бы запас движений ребенка. Желательно ежедневно подготавливать для ребенка в квартире увлекательную дорожку препятствий, чтобы он мог поупражняться на ней в ловкости, быстроте реакции, закрепить различные движения. На природе подобные дорожки можно легко соорудить с помощью веревок, досок.

     Пятую группу составляют музыкально–ритмические упражнения, воспитывающие у детей грациозность, осознанное выполнение движений и сочетание движений с ритмом стихов, песенок, музыки. Ребенок вначале учится слушать музыку и понимать ее характер, а затем непринужденно соединяет движение с музыкой. Родители должны уметь спеть детскую песенку, сыграть простую мелодию в нужном ритме на музыкальном инструменте. Если ребенок движением может подчеркивать ритм и характер музыки, вживаясь в нее, он получает большие преимущества для дальнейшего обучения игре на музыкальном инструменте, танцам, пению. Умение слушать музыку полезно в любом возрасте.

     Младшим школьникам можно рекомендовать  некоторые виды спорта, а именно те, которые развивают ловкость, гибкость и координацию движений, предусматривают равномерную и  умеренную нагрузку на возможно большую  группу мышц тела, например: фигурное катание, художественная гимнастика, плавание и др.

     Занятиями теми видами спорта, которые связаны  с упражнениями скоростно-силового характера небольшой интенсивности  и продолжительности (прыжки в длину) или же с тренировками, в которых  довольно интенсивные упражнения силового характера чередуются с паузами (волейбол, водное поло), можно начинать с 10-11 лет.

     С 12-13 лет обычно разрешают начинать подготовительные занятия почти  по всем видам спорта, которые не только развивают скорость, ловкость, но и включают упражнения на выносливость и силу (велоспорт, гребля, толкание ядра и др.)

     Занятия, требующие больших силовых нагрузок (тяжелая атлетика, бокс) следует  начинать с 14-15 лет.

     И еще одно замечание: занятия спортом  должны проводиться под руководством тренера.

     Словом, возможности приобщения детей к  спорту велики. Они будут расти  из года в год. Долг родителей –  использовать эти возможности на благо воспитания всесторонне развитого  человека.

  1. Инвентарь и место для занятий

     Любое движение активизирует дыхание ребенка, увеличивает потребление кислорода. В связи с этим следует отдавать предпочтение занятиям на свежем воздухе, в том числе и зимой, когда  при выполнении упражнений усиливается  снабжение крови кислородом и  можно вдыхать чистый воздух. Только дождь и ветер могут быть помехой  для занятий на улице. Помещение, где вы занимаетесь с ребенком, всегда следует хорошо проветривать, обязательно открывайте форточку или  окно. Достаточно места должно отводиться для выполнения акробатических упражнений и проведения игр.

     Следите за тем, чтобы дети не бегали и не прыгали на мостовой и бетоне: свод стопы у дошкольников только формируется  и поэтому требует эластичной подкладки. Для занятия бегом  хорошо подходят тропинки в парке или поле.

     Одежда  для занятий физкультурой не должна затруднять движений и обеспечивать как можно больший доступ воздуха  к кожному покрову тела.

     Специальная одежда требуется для занятий  зимой. Лучше надеть на ребенка два  легких свитера, чем не пропускающий воздух комбинезон. По возвращении  с катания на санках или лыжах  ребенка необходимо переодеть в  сухую одежду, переобуть и согреть  теплым питьем.

     Таким образом, очень важно не только приобщить  ребенка к спорту, но организовать эти занятия: соблюсти режим дня, обеспечить безопасность занятий (лучше  их проводить с тренером), правильную одежду, упражнения, которые подойдут физическому развитию вашего ребенка  и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Занятия спортом приобщают детей и  родителей, выявляют их общие интересы, поднимают настроение, содержат в  здоровой физической форме тело и  дух как детей, так и родителей

     В последнее время много внимания уделяется вопросам воспитания детей в семье: книги, телевидение, интернет - дают родителям советы, призывают, информируют и предостерегают. Но менее важно и физическое воспитание ребенка. Доказано, что подвижные игры и физические упражнения оказывают значительное влияние на нормальный рост и развитие ребенка, на развитие всех органов и тканей, а если занятия проводятся на свежем воздухе, то и закаливают организм. Правильно проводимые физические упражнения способствуют развитию таких положительных качеств, как самостоятельность и самообладание, внимание и умение сосредоточиваться, находчивость и мужество и др.

     Хочется надеяться, что у родителей проснется  интерес к гармоничному развитию личности ребенка, с тем, чтобы они  сами активно занимались с ним  физкультурой и таким образом  способствовали укреплению взаимоотношений  в семье, воспитанию любви и уважения детей к родителям. Совместные занятия  физическими упражнениями родителей  с ребенком являются источником радости, обогащают и оздоравливают семейную жизнь.

     Естественно, не каждый из малышей станет чемпионом, но каждый обязательно должен вырасти  крепким и здоровым. Когда люди говорят о счастье, они, прежде всего, желают друг другу здоровья. Так  пусть дети будут здоровыми и  счастливыми. А это значит, что  здоровыми и счастливыми будем  мы все. 
 

Список  литературы.

  1. Финаров Д.П. Медико-педагогическая оздоровительная работа. – М., 2003;
  2. Жуков М.Н. Подвижные игры. - М.: Издательский центр "Академия", 2000;
  3. Кудрявцев В. Физическая культура и развитие здоровья ребёнка//Дошкольное воспитание. – М. – 2004;
  4. Лайзане С.Я. Физическая культура для малышей. – М.: "Просвещение", 2002;
  5. Нечаева А.Б. Семья и спорт. – М., 2000г.
  6. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2006;
  7. Шишкина В.А., Мащенко М.В. Какая физкультура нужна дошкольнику. М.: Просвещение, 2005.

Информация о работе Физическое воспритание детей в семье