Физкультура, основные понятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 17:33, контрольная работа

Описание работы

Физкультура и спорт представляют собой субъективные аспекты жизни людей и поэтому являются составной частью формирования здорового образа жизни каждого человека в отдельности и всего общества в целом.

Содержание

Введение...……………………………………………………………………………3

Физкультура, основные понятия
1.Понятие физкультура и спорт……………………………………………………4
2.Физическое воспитание…………………………………………………….........7
3.Теоретическая подготовка…………………………………………………….....9
4.Общая физическая подготовка…………………………………………………10
5.Физическая и функциональная подготовленность……………………………12

Заключение………………………………………………………………………….14

Список использованной литературы……………………………………………...15

Работа содержит 1 файл

Основной текст.docx

— 39.50 Кб (Скачать)

    Организуя учебный процесс, руководители и  преподаватели физического воспитания должны иметь ясное представление  о направленности и задачах физического  воспитания как обязательной учебной  дисциплине 'в профессионально-технических  учебных заведениях.

    Физическое   воспитание - органическая составная часть общей системы обучения и воспитания, оно должно содействовать как общему, так и специальному развитию физических качеств учащихся в соответствии с требованиями осваиваемой профессии.

    Оздоровительные функции физического воспитания как предмета учебного плана определены Основами законодательства Союза ССР  и Союзных республик о здравоохранении  и Основами законодательства Союза  ССР и Союзных республик о  народном образовании. В этих документах охрана здоровья населения рассматривается  как обязанность всех государственных  органов, предприятий, учреждений и  организаций.

    Законодательством Союза ССР и Союзных республик  о народном образовании, постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 января 1972 г. «О введении нового Всесоюзного  физкультурного комплекса «Готов к  труду и обороне СССР» определены общие социальные требования к физическому  воспитанию как предмету учебного плана.

    В законодательстве о народном образовании  отмечается, что одна из целей народного  образования - подготовка физически здоровых людей, способных успешно трудиться в различных областях хозяйственного и социально-культурного строительства, активно участвовать в общественной и государственной деятельности, готовых беззаветно защищать социалистическую Родину.

    ЦК  КПСС и Совет Министров СССР в  связи с введением нового комплекса  ГТО указали на необходимость  улучшения профессиональной и военно-прикладной физической подготовки молодежи, более  широкого применения средств 'физического  воспитания в системе организации  труда, отдыха и в воспитательной работе с молодежью.

    В профессионально-технических училищах обучаются юноши и девушки в возрасте 15-18 лет, который характеризуется поступательным развитием организма. В связи с этим важнейшая задача физического воспитания - содействовать правильному гармоническому развитию форм и функций растущего организма.

    Учебно-производственная деятельность учащихся часто связана  с недостаточной двигательной активностью, что может привести к некоторому ослаблению функций сердечнососудистой, дыхательной и мышечной систем. Физическое воспитание призвано' обеспечить нормальный двигательный режим, сохранение здоровья и высокую работоспособность учащихся на протяжении всех лет обучения.

    Программа физического воспитания учащихся профессионально-технических училищ - государственный документ, определяющий объем знаний, умений и навыков, а также уровень физической подготовленности, которыми должны овладеть учащиеся за время обучения в училище. Основу ее содержания составляет III ступень Всесоюзного физкультурного комплекса ГТО «Сила и мужество». Этой ступенью комплекса предусмотрено совершенствование физической подготовленности молодежи к повседневной трудовой деятельности и службе в Вооруженных Силах СССР.

    В соответствии с общесоциальными  и профессиональными требованиями основными задачами физического  воспитания учащихся профессионально-технических  училищ являются: содействие гармоническому развитию растущего организма учащихся; организация двигательного режима, необходимого для сохранения и укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности;

    - формирование специальных знаний, умений и жизненно необходимых двигательных навыков и физических качеств, обеспечивающих готовность учащихся к предстоящей трудовой деятельности и защите Родины;

    - развитие необходимых для избранной профессии физических и психических качеств, двигательных навыков; спортивное совершенствование учащихся в избранном виде спорта; содействие формированию советского патриотизма, 'коллективизма, сознательной дисциплины, коммунистического отношения к труду, учебе, общественной собственности и других качеств советского человека;

    - воспитание привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями и внедрение в быт учащихся массовых видов физической культуры и спорта; воспитание организаторских навыков с целью подготовки учащихся к общественной работе по физической культуре и спорту.

    В профессионально-технических училищах физическое воспитание осуществляется на протяжении всех лет обучения в  режиме учебного дня и во вне учебное время. Предусмотренные плановые учебные занятия по физическому воспитанию составляют основу всей работы по физическому воспитанию. От качества их проведения зависит успех работы по физическому воспитанию училища в целом.

    В программе по физическому воспитанию предусмотрены учебные занятия. последующим основным разделам: теоретическая подготовка; общая физическая .подготовка; профессионально-прикладная физическая подготовка. Кроете того, программой предусматривается организация занятий спортом во внеучебное время.

    Начальную 'военную подготовку, обучение по гражданской  обороне и стрелковую подготовку по комплексу ГТО осуществляют преподаватели  других специальных учебных дисциплин  совместно с представителями  общества ДОСААФ. 

  1. Теоретическая подготовка.

     

    В процессе обучения учащиеся должны получить теоретические знания по таким вопросам: общие сведения о советском физкультурном  движении и организации физического  воспитания в государственной системе  профессионально-технического образования; гигиенические основы физического  воспитания; физическая культура в  трудовой деятельности; теоретические  знания по гимнастике, легкой атлетике, спортивным играм, плаванию.

    Общие сведения о советском физкультурном  движении и организации физического  воспитания в государственной системе  профессионально-технического образования  излагаются в темах «Физическая  культура и спорт в СССР», «Физическое  воспитание в профессионально-техническом  училище».

    Эти темы раскрывают социальное значение и основные задачи массового физкультурного движения, выдвинутые Коммунистической партией и Советским правительством на современном этапе; организацию физического воспитания в СССР и в государственной системе профессионально-технического образования; общественное и государственное значение Всесоюзного физкультурного 'комплекса «Готов к труду и обороне СССР» — основы физического воспитания населения нашей страны; содержание единой Всесоюзной спортивной классификации; роль советских спортсменов в международных соревнованиях и борьбе за мир и дружбу между народами разных стран.

    Теоретические сведения о гигиенических основах  физического воспитания раскрываются в темах «Личная и общественная гигиена», «Гигиеническая гимнастика».

    Знание  гигиенических основ физического  воспитания имеет важное значение для  организации здорового образа жизни  учащихся и внедрения физической культуры в их быт. Соблюдение правил личной гигиены, рационального режима учебы и отдыха, систематические  занятия физическими упражнениями в быту — обязательное условие  успешного решения задач физического  воспитания, предусмотренных программой. Полученные знания необходимо закрепить  на практических занятиях, увязать  их с общими гигиеническими требованиями, 'предъявляемыми учащимся в учебной .и производственной деятельности.

    О физической культуре в трудовой деятельности рассказывается в теме «Производственная  гимнастика». Теоретические знания по этой теме необходимо сообщать применительно  к особенностям будущей специальности  учащихся и закреплять в процессе практических занятий, во время проведения вводной гимнастики и физкультурной  паузы.

    Давая теоретические знания по отдельным  видам общей физической подготовки, учащихся следует познакомить с  основами техники различных видов  спорта, профилактикой травматизма, с инвентарем и правилами ухода  за ним. Теоретические знания вместе с практическими навыками по видам  спорта должны содействовать спортивному  совершенствованию в избранном  виде спорта и внедрению физических упражнений в 'быт учащихся.

    Методы  сообщения теоретических знаний (лекции, беседы, теоретические сведения в процессе занятий физическими  упражнениями) устанавливаются руководителями физического воспитания. 

  1. Общая физическая подготовка.
 

    Она составляет главное содержание занятий  физическими упражнениями в профтехучилищах.

    Основными видами общей физической подготовки являются гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка, плавание, туризм и  спортивные игры. Надо иметь в виду, что занятия по гимнастике, легкой атлетике, лыжной подготовке и спортивным играм представляют собой единый процесс физического воспитания.

    Гимнастика  — одно из основных средств общей  физической подготовки, с помощью  которого решается большой 'круг задач: формируется правильная осанка, совершенствуются координация движений, сила мышц, гибкость, вестибулярная устойчивость, мышечная чувствительность и др. Гимнастика — это целая школа движений. С помощью гимнастических упражнений обеспечивается специальная физическая подготовленность для успешного выполнения программных требований по легкой атлетике, лыжной подготовке и др. Гимнастика также играет большую роль в профессионально-прикладной физической подготовке учащихся.

    Вместе  с тем занятия гимнастикой  недостаточно влияют на органы кровообращения и дыхания, на функции сердечнососудистой и дыхательной систем. Поэтому ее следует применять в сочетании с другими видами физических упражнений.

    Программа по гимнастике включает строевые и  общеразвивающие упражнения (без  предметов и с предметами, на гимнастической стенке и скамейке), упражнения в  равновесии, лазании, упражнения спортивной гимнастики, элементы акробатики. Легкая атлетика имеет большие оздоровительное  и прикладное значение, ее виды включены в комплекс ГТО.

    Легкая  атлетика в учебной работе в ПТУ  содействует более успешному  выполнению учащимися требований программ по лыжной подготовке и плаванию, восполняет недостатки в разносторонней, физической подготовке по другим видам спорта и в первую очередь гимнастике и плаванию.

    Программа по легкой атлетике включает специальные  подготовительные упражнения, ходьбу, бег на короткие и средние дистанции, прыжки в длину и высоту с разбега, толкание ядра, метание гранаты.

    Лыжная  подготовка. В программе физического  воспитания лыжной подготовке отводится  значительное место. При ходьбе на лыжах  вовлекается в работу весь двигательный аппарат, укрепляется мышечная система, особенно ног, плечевого пояса, туловища и брюшного пресса. Кроме того, развиваются  выносливость, вестибулярная устойчивость, способность ориентироваться в  пространстве, повышается закаленность организма.

    Лыжной  подготовке способствуют предварительные  занятия другими видами физической подготовки и в первую очередь  гимнастикой и легкой атлетикой. При этом особое значение имеет развитие общей выносливости.

    Программа по лыжной подготовке включает в себя специальные подготовительные упражнения, строевые упражнения с лыжами и на лыжах, изучение техники лыжных ходов, подъемов, спусков, торможений и поворотов, сведения о материальной части и  правилах ухода за лыжным инвентарем.                        

    Спортивные  игры. Среди различных средств  физического воспитания учащихся профтехучилищ  определенное место Нанимают спортивные игры.             

    В программе предусмотрено занятие  одной какой-либо спортивной игрой (баскетболом, волейболом, футболом, ручным мячом). Преподаватели могут сами выбрать спортивную игру, для культивирования  которой в училище наиболее благоприятные  условия. Спортивные игры развивают  выносливость, быстроту и ловкость; повышают эмоциональность, способствуют привитию. Интереса к физическим упражнениям, спорту; воспитывают чувство коллективизма, организованность, дисциплину, умение подчинить личные интересы интересам коллектива и другие качества.

    Спортивные  игры имеют важное значение и для  нормального досуга и активного  отдыха, содействуют наиболее эффективному выполнению программных требований по другим основным разделам физического  воспитания.

Информация о работе Физкультура, основные понятия