Художественная гимнастика

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:48, реферат

Описание работы

Художественная гимнастика — вид спорта, выполнение под музыку различных гимнастических и танцевальных упражнений без предмета, а также с предметом (скакалка, обруч, мяч, булавы, лента).
Художественная гимнастика, вид спорта, соревнования женщин в выполнении под музыку комбинаций из различных пластичных и динамичных гимнастических и танцевальных упражнений с т. н. предметом (лентой, мячом, обручем, скакалкой, булавами) и без него. Современная программа международных соревнований включает многоборье (одно обязательное и три произвольных упражнения с предметами) и групповое произвольное упражнение с предметом. Победители определяются в многоборье, в отдельных и групповом упражнениях. Выступления спортсменок оцениваются по 10-балльной системе.

Работа содержит 1 файл

ХудГимн.docx

— 40.61 Кб (Скачать)

Нельзя не отметить популярность этого вида спорта в  таких странах как ИспанияКанадаИталияЯпонияФранцияИзраиль. Вряд ли можно говорить о существовании собственных школ и стилей художественной гимнастики в этих странах, но отдельным талантливым спортсменкам, время от времени, удаётся потеснить с пьедестала признанных лидеров.

В России художественная гимнастика небезосновательно считается  одним из популярнейших видов  спорта. Нет города или крупного посёлка городского типа, где бы не занимались этим спортом. Неспроста на летних олимпийских играх большинство чемпионов по художественной гимнастике - россиянки. Их имена знакомы нам и всему миру: Алина Кабаева, Юлия Барсукова, Ирина Чащина, Евгения Канаева и другие, не менее достойные спортсменки.

Тренировки гимнасток  младшего возраста ограничиваются несколькими  часами в день. Старшего возраста - доходят  до четырнадцати часов в день. Главные  качества гимнаста - это сила воли, выносливость и пластика. Как правило, уже в 14-16 лет многим спортсменам приходится расставаться с гимнастикой или  переходить в спортивный балет. Лишь немногие гимнастки продолжают спортивную карьеру до 20-22 лет.

Если сравнивать со спортивной гимнастикой, то художественная — более доступный и безопасный вид спорта. Однако предъявляются очень высокие требования к внешнему виду спортсменов. Совсем недавно художественная гимнастика стала трансформироваться в аэробику и фитнес, поэтому многие девушки могут продолжить свою жизнь в спорте. В спортивной аэробике и в фитнес-аэробике большинство участниц - бывшие гимнастки.

Нельзя не отметить тот факт, что художественная гимнастика, точнее оценка результатов выступлений, вещь крайне субъективная. Не раз возникали серьезные скандалы и даже дисквалификации судей из за неравноценного отношения к спортсменам.

Один из самых  громких инцидентов произошёл на европейском первенстве в Сарагосе в 2000 году с Еленой Витриченко. Из-за этого неоднократно поднимались вопросы об изменении процедуры судейства (подобно тому, как это сейчас происходит в фигурном катании) или об удалении этого вида спорта из олимпийской программы.

Художественную  гимнастику не обошла стороной проблема допинговых препаратов. Их принимают, конечно же, не для повышения выносливости или увеличения мышечной массы. Основная проблема гимнасток — лишний вес. Поэтому основные применяемые препараты — мочегонные средства (диуретики), которые, в свою очередь, запрещены Всемирным антидопинговым агентством (ВАДА).

Основными средствами художественной гимнастики являются: 
- упражнения без предмета (равновесия, волны, взмахи, прыжки и т. п.);  
- упражнения с предметами (обручем, мячом, булавами, скакалкой, лентой);  
- элементы классического танца;  
- элементы народных танцев;  
- элементы историко-бытовых и современных танцев;  
- акробатические упражнения;  
- ритмика (упражнения на согласованность движений с музыкой);  
- элементы пантомимы;  
- элементы основной гимнастики (общеразвивающие, строевые, прикладные упражнения);  
- упражнения из других видов спорта.

Упражнения классификационной  программы представляют собой свободное  передвижение по площадке, включающее в себя элементы танца, пластики, мимики, пантомимики, ритмически согласованных  с музыкой движений без предмета и с предметами, а также некоторые  элементы упрощенной стилизованной  акробатики (полуакробатики) в формах, допускаемых правилами соревнований. Таким образом, предметом изучения в художественной гимнастике является искусство выразительного движения.

Упражнения художественной гимнастики характеризуются в основном произвольным управлением движением. Действия гимнастки, свободно передвигающейся  по площадке, лишь в минимальной  степени ограничиваются какими-либо внешними, искусственно установленными условиями, в отличие, например, от действий представительниц спортивной гимнастики. Поэтому одна из основных задач технической  подготовки в художественной гимнастике связана с искусством владения своим  телом в естественных условиях.

Последнее обстоятельство в значительной степени определяет и структуру физических качеств, как необходимых для занятия  художественной гимнастикой, так и  развиваемых ею. Очевидно, что в  художественной гимнастике не может  быть ярко выраженной проблемы развития и совершенствования таких двигательных качеств, как, например, статическая сила или скоростная сила мышц плечевого пояса, силовая выносливость и т. п.

Из качеств, играющих большую роль в художественной гимнастике, выделяется гибкость во всех ее проявлениях (пассивная, активная, предельно развитая гибкость в тазобедренных суставах). Кроме того, специфика данного  вида спорта требует развития и совершенствования  тонкой координации движений, чувства ритма, музыкальности, артистичности.

Упражнения художественной гимнастики предъявляют значительные требования к сердечно-сосудистой и дыхательной системам организма занимающихся. Об этом свидетельствуют повышение частоты сердечных сокращений при выполнении упражнений классификационной программы до околопредельной, значительные размеры кислородного долга и кислородного запроса. Тренировочные занятия проходят с высокой интенсивностью (в течение тренировки частота пульса в среднем составляет 148 уд/мин). В связи с этим высококвалифицированные гимнастки характеризуются высоким функциональным уровнем систем вегетативного обслуживания.

Сложность структуры  двигательных действий гимнасток обусловливает  необходимость запоминать большой  объем относительно независимых  между собой движений. Это предъявляет  требования к памяти гимнасток, а  также к таким качествам, как  исполнительность, ясность и полнота  зрительных представлений, точность воспроизведения движения.

Качество исполнения упражнений (выразительность, артистичность  и т. п.) диктует необходимость  формирования способности к самоконтролю и коррекции мышечных усилий, устойчивости внимания, умения концентрировать и  распределять внимание, быстроты реагирования, быстроты мышления, сообразительности, самокритичности, настойчивости.

Перечисленные выше особенности художественной гимнастики характеризуют в основном деятельность спортсменок в условиях тренировочных  занятий. Условия, в которых протекают  соревнования, значительно отличаются от условий тренировок. Для эффективного преодоления трудностей, создаваемых соревновательной деятельностью (эмоциональная напряженность, стартовая лихорадка и т. п.), гимнастка должна обладать сообразительностью, смелостью, уравновешенностью, самообладанием, настойчивостью, стремлением к успеху.

Художественная  гимнастика — многоборье. Гимнастки младших разрядов соревнуются только по обязательной программе, старшие — по обязательной и произвольной. Кроме того, программой предусматриваются парное и групповое (6 спортсменок) упражнения с одним или двумя разными предметами. Гимнастки могут участвовать в личном первенстве (по многоборью, в отдельных видах многоборья), в групповых упражнениях и в командном первенстве.

Одна из существенных особенностей художественной гимнастики — значение композиционного решения  произвольных упражнений. Тенденция  к относительному выравниванию технических  и функциональных возможностей гимнасток, претендующих на завоевание призовых мест в соревнованиях высокого ранга, существенно обостряет соревновательную борьбу, победа в которой начинает определяться оригинальностью, новизной композиции произвольных программ (как  в индивидуальном, так и в групповом  первенстве).

Одновременно  с программой совершенствовались правила  соревнований. Они определили виды и правила проведения соревнований, основные требования к композиции и  исполнительскому мастерству гимнасток  в индивидуальных и групповых  упражнениях.

В постоянно  обновляющихся правилах отражается тенденция развития вида спорта, и, в первую очередь, рост трудности  произвольных упражнений. Так, если в  правилах 1955 г. у мастеров спорта предусматривалось 4 элемента I группы трудности, в 1967 г.- 6 в упражнении без предмета и 5 с  предметом, то в 1977 г. их было уже 8, 3 из которых должны были выполняться  левой рукой. Параллельно усложнялась расценочная таблица элементов и соединений, дифференцировались сбавки за возможные ошибки, уточнялась их градация.

Правила 

  • соревнования

      Упражнения  в художественной гимнастике выполняются  не на снарядах, а со снарядами. Оценки выставляются за выполнение упражнений с каждым снарядом, но медали и места  распределяются по сумме всех набранных  очков. Оценка производится по трем критериям  — за сложность, артистичность и  технику выполнения. В личном зачете гимнастки выполняют упражнения с 4 снарядами из 5 по своему выбору.

  • упражнения

      Во время  выполнения упражнений гимнастки должны использовать всю площадь ковра. В работе со снарядами должны участвовать  обе руки. Снаряды должны постоянно  находиться в движении, в противном  случае начисляются штрафные очки. Упражнения должны длиться 57-90 секунд. За каждую просроченную (меньше или  болше указанного промежутка) секунду начисляется 0,05 штрафных очка. Каждая гимнастка обязана закончить упражнение так, чтобы касаться снаряда какой-либо частью тела и одновременнно с окончанием музыки. Во время выполнения упражнений тренеру запрещается разговаривать со спортсменкой, судьями или музыкантом.

  • судейство

      Три группы судей оценивают различные элементы упражнения. Техническое жюри оценивает  уровень сложности. Художественное жюри оценивает композицию только с  артистической точки зрения. Судьи  следят за хореографией исполнения, выбором  снарядов, движениями тела, оригинальностью и мастерством. Они также оценивают музыкальный аккомпанемент. Исполнительское жюри оценивает степень совершенства владения снарядами, выразительность, виртуозность и технические ошибки.

  • подсчет очков

      В индивидуальных соревновниях техническое и артистическое жюри производят оценку по 5-бальной системе, исполнительское — по 10-бальной. В групповых соревнованиях: техническое жюри — по 4-бальной, артистическое — 6-бальной, и исполнительское — по 10-бальной. Сопоставление оценок в индивидуальных и групповых соревнованиях отличается. В основном, очки, зачисленные 3-мя жюри складываются для вывода окончательной оценки. Минимальная градация в индивидуальных соревнованиях 10, в групповых — 20. 
      При оценке исполнения 0.05 очка снимается за незначительные несоответствия и нарушение точности, 0,1 очка — за небольшие ошибки, 0,2 — за средние, 0,3 — за грубые. Также снимаются очки за выход за пределы площадки и потерю контроля над снарядом. Нарушением также являются неэстетичные элементы во время исполнения.

  • снаряды

      Упражнения  выполняются на гимнастическом ковре  площадью 13 кв.м, окруженном дополнительной площадью для страховки. Есть некоторые ограничения для снарядов, но они незначительны.

  • скакалка

      Скакалка  сделана из пеньки или подобного  материала, не имеет стандартной  длины, потому что длина зависит  от роста гимнастки.

  • обруч

      Обруч изготовлен из дерева или пластика, внутренний диаметр 80-90 см. Обруч должен весить не менее 300 г.

  • мяч

      Мяч должен быть изготовлен из резины или мягкого  пластика. Диаметр мяча 18-20 см, вес  — не менее 400 г.

  • лента

      Лента длиной 7 м изготавливается из атласа или  подобного материала. Она крепится к цилиндрической палочке 50-60 см длиной.

  • булавы

      Используются  две бутылочной формы булавы равной длины (40-50 см), в узкой части заканчивающиеся  небольшим закруглением. Изготавливаются  из дерева или пластика. Вес каждой — не менее 150 г. Имеют широкую часть — тело, узкую — шейка, и круглый наконечник — головка (максимальный диаметр — 30 мм).

Информация о работе Художественная гимнастика