Шпаргалка по "Трененги и реабилитация"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 21:15, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 52 вопроса.
№12. Мышечно-суставная и тактильная чувствительность
№16. Масса тела. Расчет ДМТ.

Работа содержит 1 файл

ответы по тренингам.doc

— 656.50 Кб (Скачать)
     

 

54

операциональные нарушения, связанные с актуализацией  смысловых связей

Операциональный компонент (ОК) познавательной деятельности представлен мыслительными операциями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, абстрагирования.

нарушение операциональной стороны мышления

К основным мыслительным операциям относятся  обобщение, отвлечение, анализ, синтез.

Обобщение – анализ, вскрывающий существенные связи между явлениями и объектами. Существует несколько уровней процесса обобщения:

- категориальный  – отношение к классу на  основании главных, существующих  признаках;

- функциональный  – отношение к классу на  основании функциональных признаков

- конкретный  – "="

- нулевой  (операции нет) – перечисление предметов, либо их функций без попытки обобщить.

При всем многообразии нарушения операциональной  стороны мышления можно свести к  двум крайним вариантам:

Нарушения операциональной стороны мышления при психических заболеваниях.

1. Снижение  уровня обобщения В суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях; оперирование общими признаками заменяется установлением конкретных связей между предметами. Не могут отобрать признаки, которые наиболее полно раскрывают понятие. 95% олигофрения 86% эпилепсия 70% энцефалиты

2. Искажение  процесса обобщения. Отражают  лишь случайную сторону явлений,  существенные отношения между предметами мало принимаются во внимание; предметное содержание вещей и явлений не учитывается. Чаще встречается у больных шизофренией (67%) и психопатов (33%). Нарушение процесса обобщения вызывается тем, что больные не руководствуются культурно принятыми отношениями между предметами. Так в задаче четвертый-лишний больной может объединить стол, кровать и шкаф назвав их объемами ограниченными деревянными плоскостями.  

55

Тест  структуры интеллекта Амтхауэра

Тест  разрабатывался в первую очередь  для диагностирования уровня общих  способностей в связи с проблемами профессиональной психодиагностики. При его создании Р. Амтхауэр исходил из концепции, согласно которой интеллект является специализированной подструктурой в целостной структуре личности и тесно связан с другими компонентами личности, такими, как волевая и эмоциональная сферы, интересы и потребности.

Интеллект понимался Амтхауэром как единство некоторых психических способностей, проявляющихся в различных формах деятельности. В тест им были включены задания на диагностику следующих компонентов интеллекта: вербального, счетно-математического, пространственного, мнемического.

Методика  состоит из 9 разделов по 16-20 заданий  в каждом. Описание заданий и образцы  решений даются в инструкциях, помещенных перед каждым разделом. Для работы над заданиями любого раздела  отводится строго определенное время, за которое испытуемому, скорее всего, не удастся найти все решения, но волноваться и расстраиваться из-за этого не надо. Работать следует спокойно и внимательно. Если для очередного задания обследуемый не может найти ответ, не задерживаться на нем слишком долго, переходить к следующему.

При интерпретации  результатов, особенно при их количественной оценке, стоит исходить из особенностей популяции, культуры, поскольку приводимые количественные показатели по каждому субтесту взяты из руководства по психодиагностике, разработанной чешскими психологами.

При начале с каждым разделом испытуемый должен хорошо разобраться с образцом решения заданий. На решение каждого субтеста отводится строго определенное время: 1 субтест - 6 минут, 2 = 6, 3 = 7; 4 = 8; 5 = 10; 6 = 7; 7 = 7; 8 = 9 и 9 субтест = 3 минуты на запоминание и 6 минут на вопроизведение.

методика "Компасы" (восприятие пространственных признаков);

Методика  предназначена для определения  особенностей пространственного мышления. Методика обычно используется с целью профотбора.

Содержание  методики: обследуемому предлагается на бланке 20 задач, в каждой из которых на схематически изображенном компасе обозначено одно из 8 направлений сторон света (С, Ю, В, 3, С-В, С-3, Ю-В, Ю-3) в переменной системе координат и стрелка, показывающая какое-то другое направление, определить которое относительно переменной системы координат и будет задачей испытуемого. После того как испытуемый мысленно определит направление компаса, он должен записать обозначение этого направления. Перед началом обследования, объяснив задачу испытуемому, необходимо разобрать один пример. Испытуемого следует предупредить, что поворачивать бланк для ориентирования по оси С-Ю нельзя.

Время выполнения задачи — 5 мин.

методика "Часы" (восприятие пространственных признаков);

Методика "10 слов" предназначена для диагностики памяти, а также при утомлении человека. 
Материал для проведения методики: лист бумаги, ручка, 10 слов для запоминания.

Список  слов для запоминания:

-Арбуз  
-Кисть 
-Море 
-Кот 
-Река 
-Мед 
-Кирпич 
-Жук 
-Король 
-День

Выполнение задания: диктуется список слов, психолог на листке бумаги отмечает слова, которые произнес испытуемый. 
1 и 2 раз с повторением слов.  
3, 4, 5 раз без повторения. 
Через 1 час испытуемый должен воспроизвести слова.

Нормы для методики:

К 3-ему разу взрослый должен воспроизвести 9, 10 слов. На 4 и 5 раз он должен воспроизвести столько же слов. 
Произнесение испытуемым лишних слов означает расстройство сознания.

  1. Цель методики "Перепутанные линии": измерение степени концентрации и устойчивости зрительного внимания с помощью методики "Перепутанные линии".  
    Оборудование: секундомеры, специальные бланки .  
    Ход опыта. Опыт может проводиться как индивидуально, так и в группе. Перед началом работы испытуемым зачитывается инструкция: "Перед Вами на бланке ряд перепутанных между собой линий. Каждая из них начинается слева и заканчивается справа. Ваша задача - проследить каждую линию слева направо и в той клетке, где она заканчивается, проставить ее номер. Начинать нужно с линии 1, затем перейти к линии 2 и т.д. до конца. Следить за линиями надо только
    Понятие «эмоционально-волевой уровень психических нарушений» и его значение при оценке ограничений жизнедеятельности, основные проявления психических нарушений эмоционально-волевого уровня на видах жизнедеятельности человека.

глазами; помогать себе пальцами, карандашом нельзя. Старайтесь работать быстро и не делать ошибок".  
Если опыт проводится коллективно, то в инструкцию добавляют: "Выполнив задание, поднимите руку. Я сообщу Вам время, за которое Вы выполнили задание, а Вы запишите его в нижней части бланка".  
Другой вариант проведения опыта - с ограничением времени выполнения задания, после чего дается команда "Стоп!" и работа прекращается (в зависимости от состава испытуемых можно устанавливать 7-и или 10-минутный интервал). 
При наблюдении за выполнением задания испытуемыми экспериментатор следит за тем, что преобладает у испытуемого - установка на скорость или на точность; уверен ли в себе испытуемый, проверяет ли себя или нет; испытывает ли трудности при прослеживании (в начале, середине или конце задания); пытается ли он помочь себе (несмотря на запрет) пальцем, карандашом. При этом можно фиксировать время, за которое испытуемый прослеживает каждые 5 линий по порядку (с 1 по 5, с 6 по 10 и т.д.), что даст возможность судить о влиянии утомления на выполнение задания.

Методика «Расстановка чисел»

Методика  предназначена для оценки произвольного  внимания. Рекомендуется использовать при профотборе на специальности, требующие хорошего развития функции внимания.

Инструкция: в течение 2 минут вы должны расставить в свободных клетках нижнего квадрата бланка в возрастающем порядке числа, которые расположены в случайном порядке в 25 клетках верхнего квадрата бланка. Числа записываются построчно, никаких отметок в верхнем квадрате делать нельзя.

Оценка  производится по количеству правильно  записанных чисел. Средняя норма  — 22 числа и выше. Методика удобна при групповом обследовании. Групповое  обследование рекомендуется проводить  в присутствии экспериментатора.   

расстановка чисел с переключением 
Цель: выявление и оценка переключения внимания. 
Материал: бумага, ручка, секундомер.

    

  1. Понятие «эмоционально-волевой уровень психических нарушений» и его значение при оценке ограничений жизнедеятельности, основные проявления психических нарушений эмоционально-волевого уровня на видах жизнедеятельности человека.

Эмоционально-волевая  сфера - это особенности человека, касающиеся содержания, качества и динамики его эмоций и чувств. это психоэмоциональное состояние человека.

Нарушения в эмоционально-волевой сфере - это  фактически нарушения психического состояния человека. Например: депрессия, тревога, эмоциональная лабильность, дисфория, апатия, астения - это все примеры нарушений в эмоционально-волевой сфере человека.

Особенности эмоционально-волевой  сферы при речевых  нарушениях. В отличие от детей с нормой речевого развития многим детям с нарушениями речи свойственна пассивность, сензитивность, зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению. У второклассников, как и у школьников с нормальной речью, отмечается отчетливое доминирование такого свойства, как эксцентричности, когда дети проявляют живой интерес к окружающему как источнику получения помощи, информации.

Однако  у значительной части (40 %) первоклассников  как с нарушенной речью, так и  с нормальным речевым развитием  обнаруживается свойство концентричности, что свидетельствует об их сосредоточенности  на собственных проблемах, склонности все переживания держать в себе, замкнутости. Авторы предполагают, что более высокий процент проявления свойств концентричности у учащихся первых классов по сравнению с второклассниками связан с их еще недостаточной адаптацией к условиям обучения в школе.

У учеников первых классов речевых школ наблюдается более низкая работоспособность, которая у половины детей коррелирует с выраженностью стрессовых реакций и доминированием отрицательных эмоций. На втором году обучения в специальной школе у детей повышается работоспособность, преобладает оптимальный уровень эмоционального реагирования, снижается склонность к стрессовым состояниям. Такое улучшение эмоционального состояния детей с речевой патологией связано не только с адаптацией к школьному режиму и нормализацией взаимоотношений в коллективе сверстников, но и с развитием способности к саморегуляции вследствие правильно организованной коррекционно-педагогической работы.

Исследования  уровня притязаний младших школьников с нарушениями речи выявили, что  в большинстве случаев реакция  этих детей на неуспех отличается от той, которая наблюдается в норме. Это выражается в том, что после удачно выполненного задания часть детей переходит не к более трудному, а к более легкому заданию. Этот факт можно трактовать как формирование защитной реакции у детей с нарушениями речевого развития, стремление поддержать успех даже на заниженном уровне. Особенно ярко заниженный уровень притязаний, по результатам исследований, проявляется у учащихся I класса, меньше -- у учащихся II класса, а среди третьеклассников таких явлений практически не наблюдается. Это говорит о том, что у учащихся школ для детей с нарушениями речи с возрастом формируется реалистический уровень притязаний.

С помощью  шкалы Эриксона были обследованы  больные с дефектом небно-глоточного затвора, перенесшие реконструктивные операции на гортани, страдающие дисфониями органического и функционального генеза. Удалось установить различия указанных групп больных по этому показателю. Наиболее выраженные и стойкие переживания по поводу своего дефекта выявлены у лиц, лишенных гортани. Для функциональной дисфонии характерна более выраженная и вариативная тревога по сравнению с теми, у кого наблюдается органический дефект голосовых складок.

Дефект  речи и переживания по его поводу находятся в сложных взаимоотношениях. В одних случаях тревожность рассматривают как предрасполагающий к заболеванию фактор (Ф. Александер, Ф. Данбар), в других речь идет только о реакции личности на самостоятельно возникающее заболевание (М.М. Орлова).

У детей  с экспрессивной алалией часто наблюдаются патологические черты невротического круга: замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, напряженное состояние, повышенная раздражительность, обидчивость, слезливость. Иногда дети пользуются речью только в эмоционально окрашенных ситуациях. Повышенная самокритичность порождает ощущение беспомощности, даже отчаяние, что может вылиться в состояние депрессии.

Информация о работе Шпаргалка по "Трененги и реабилитация"