Сколиоз и его лечение физическими упражнениями

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 18:15, реферат

Описание работы

В своем реферате я хотела бы подробнее рассмотреть сколиоз, как наиболее часто встречающееся заболевание опорно-двигательного аппарата, и, вследствие чего, сильно влияющее на состояние здоровья человека.

Содержание

1. Введение………………………………………………………….2
2. Сколиоз – боковое искривление позвоночника
2.1. Причины возникновения сколиоза……………………….5
2.2. Степени сколиоза………………………………………….8
2.3. Корригирующая ритмическая гимнастика……………....9
3. Заключение………………………………………………………20
4. Список используемой литературы……………………………23

Работа содержит 1 файл

Реферат. Сколиоз.doc

— 301.00 Кб (Скачать)


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ВОЛГО-ВЯТСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Заочное отделение ускоренного обучения

 

Факультет гуманитарных и социальных дисциплин

 

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине: ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

 

На тему: «Сколиоз и его лечение физическими упражнениями»

 

 

 

 

Специальность: 080504.65

«Государственное и муниципальное управление»

Выполнила: студентка гр. №1002

Самохвалова Екатерина Евгеньевна

Проверил: старший преподаватель

Иванов Сергей Константинович

 

 

 

 

 

 

 

г. Дзержинск

2010г.

Содержание.

1.     Введение………………………………………………………….2

2.     Сколиоз – боковое искривление позвоночника

2.1.         Причины возникновения сколиоза……………………….5

2.2.         Степени сколиоза………………………………………….8

2.3.         Корригирующая ритмическая гимнастика……………....9

3.     Заключение………………………………………………………20

4.     Список используемой литературы……………………………23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Введение.

Оздоровительный и профилактический эффект массовой физической культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ. Учение Р. Могендовича о моторно-висцеральных рефлексах показало взаимосвязь деятельности двигательного аппарата, скелетных мышц и вегетативных органов. В результате недостаточной двигательной активности в организме человека нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закрепленные в процессе тяжелого физического труда, что приводит к расстройству регуляции деятельности сердечнососудистой и других систем, нарушению обмена веществ и развитию дегенеративных заболеваний (атеросклероз и др.).

Для нормального функционирования человеческого организма и сохранения здоровья необходима определенная «доза» двигательной активности. В этой связи возникает вопрос о так называемой привычной двигательной активности, т. е. деятельности, выполняемой в процессе повседневного профессионального труда и в быту. В экономически развитых странах за последние 100 лет удельный вес мышечной работы как генератора энергии, используемой человеком, сократился почти в 200 раз, что привело к снижению энергозатрат на мышечную деятельность. В связи с этим для компенсации недостатка энергозатрат в процессе трудовой деятельности современному человеку необходимо выполнять физические упражнения с расходом энергии не менее 350-500 ккал в сутки (или 2000-3000 ккал в неделю).

Недостаточная двигательная активность и недостаток кальция в пище ухудшает состояние опорно-двигательного аппарата. Наиболее часто встречаются такие заболевания, как артрит, артроз, остеопороз, нарушение осанки, сколиоз.

В своем реферате я хотела бы подробнее рассмотреть сколиоз, как наиболее часто встречающееся заболевание опорно-двигательного аппарата, и, вследствие чего, сильно влияющее на состояние здоровья человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Сколиоз – боковое искривление позвоночника.

2. 1. Причины возникновения сколиоза

Сколиоз   -   это боковое  искривление  позвоночника  во фронтальной  плоскости.  Реберный  горб,  который  при  этом наблюдается,  образует деформацию с выпуклостью вбок и кзади - кифосколиоз.

Этиологически    различают    сколиозы    врожденные   (по В.Д. Чаклину они встречаются в 23.0%), в основе которых лежат различные деформации позвонков:

             недоразвитие;

             клиновидная их форма;

            добавочные позвонки и.т.д.

К приобретенным сколиозам относятся:

  1. ревматические,   возникающие   обычно   внезапно   и обуславливающиеся  мышечной контрактурой на здоровой стороне при наличии явлений миозита или спондилоартрита;

  2. рахитические, которые очень рано проявляются различными деформациями  опорно-двигательного аппарата. Мягкость костей и  слабость  мышц, ношение ребенка на руках (преимущественно на  левой),  длительное сидение, особенно в школе, - все это благоприятствует проявлению и прогрессированию сколиоза;

3.   паралитические,   чаще   возникающие  после  детского паралича, при одностороннем  мышечном  поражении,  но  могут наблюдаться и при других нервных заболеваниях;

4. привычные,  на почве привычной плохой осанки (часто их называют "школьными",  так как в этом возрасте они получают наибольшее  выражение). Непосредственной  причиной их могут быть  неправильно  устроенные парты, рассаживание школьников без  учета  их  роста  и  номеров  парт, ношение портфелей с первых  классов,  держание ребенка во время прогулки за одну руку и.т.д.

Этим  перечнем, конечно, охватываются не все виды сколиозов, а лишь  основные.

Осанка обусловлена наследственностью, но на ее формирование в процессе роста у детей влияют многочисленные факторы внешней среды.

Процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраста и происходит на основе тех же физиологических закономерностей высшей нервной деятельности, которые характерны для образования условных двигательных связей. Это создает возможность для активного вмешательства в процесс формирования осанки у детей, обеспечивая её правильное развитие.

Причины, которые могут привести к нарушениям осанки (сколиозу), многочисленны. Отрицательное влияние на формирование осанки оказывают неблагоприятные условия окружающей среды, социально-гигиенические факторы, в частности длительное пребывание ребенка в неправильном положении тела. В результате неправильного положения тела происходит образование навыка неправильной установки тела. В одних случаях этот навык неправильной установки тела формируется при отсутствии функциональных и структурных изменений со стороны опорно-двигательного аппарата, а в других - на фоне патологических изменений в опорно-двигательном аппарате врожденного или приобретенного характера. В основе нарушений осанки часто лежит недостаточная двигательная активность детей (гиподинамия) или нерациональное увлечение однообразными физическими упражнениями, неправильное физическое воспитание.

Кроме того, появление неправильной осанки (сколиоза) связано с недостаточной чувствительностью рецепторов, определяющих вертикальное положение позвоночника или ослабленностью мышц, удерживающих это положение, с ограничением подвижности в суставах, акселерацией современных детей.

Причиной сколиоза могут быть также нерациональная одежда, заболевания внутренних органов, снижение зрения, слуха, недостаточная освещенность рабочего места, несоответствующая росту ребенка мебель и др.

 В 90-95 % случаев нарушения осанки являются приобретенными, чаще всего встречаются у детей астенического телосложения и чаще всего встречаются у детей астенического телосложения. Нарушения осанки ухудшают внешний облик человека, способствуют развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках и создают неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки и брюшной полости. Нарушения осанки, как правило, не сопровождаются грубыми изменениями в позвоночнике.

Грубые изменения в позвоночнике развиваются при сколиотической болезни. Они больше выражены при 2-3-4 степенях тяжести сколиоза.
     Развивается сколиоз преимущественно в периоды интенсивного роста скелета, т.е. в 6-7 лет, 12-15 лет. С окончанием роста позвоночника увеличение деформации, как правило, прекращается, за исключением паралитического сколиоза, при котором деформация может прогрессировать в течение всей жизни.

 

Такие позы способствуют формированию неправильной осанки

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Степени сколиоза.

По величине искривления позвоночника различают три степени сколиоза:

      Первая степень сколиоза характеризуется незначительным боковым отклонением позвоночника от средней линии.

      Вторая степень характеризуется заметным отклонением позвоночника от средней линии и начинающимся реберным горбом.

      Третья степень сколиоза характеризуется стойкой и более резко выраженной деформацией грудной клетки, наличием большого реберно-позвоночного горба и резким ограничением подвижности позвоночника.

первая степень                 вторая степень                  третья степень

             

При выявлении нарушения осанки и искривления позвоночника необходимо сразу же приступить к лечению, ибо нарушение осанки и сколиоз могут быстро прогрессировать и привести к тяжелым последствиям (реберно-позвоночный горб, инвалидность).

2.3. Корригирующая ритмическая гимнастика
при сколиозе

Самое действенное средство предупреждения и устранения дефектов осанки – физические упражнения. В последнее время в лечебных целях специалисты рекомендуют упражнения ритмической гимнастики. Главная причина такого предпочтения – в эмоциональности этих упражнений, в том, что они благотворно влияют на психическую сферу человека с отклонениями в состоянии здоровья. Дети с большим удовольствием занимаются веселыми упражнениями, чем упражнениями заведомо известными как лечебные. Именно поэтому ритмическую гимнастику следует рассматривать и как важнейшее средство обязательного комплекса физкультурно-оздоровительных мероприятий для школьников с нарушениями осанки.

В целях профилактики и устранения сколиоза упражнения ритмической гимнастики наибольшую пользу приносят тогда, когда их проводят по группам, комплектуемым соответственно выявленным типам осанки, а также с учетом пола, возраста и уровня физического развития учащихся. В таких группах всегда есть возможность предложить каждому занимающемуся выполнение комплекса тех упражнений, которые ему наиболее необходимы в данный момент. Поэтому, организуя занятия, учитель физкультуры и врач должны тщательно обследовать каждого с тем, чтобы правильно отнести его к той или иной группе и разработать для каждой группы соответствующий ее задачам комплекс упражнений.

При стойких нарушениях осанки занятия следует проводить в специальных группах корригирующей гимнастики под наблюдением врача. В группах корригирующей ритмической гимнастики, где занимаются с функциональными нарушениями осанки, присутствие врача на каждом занятии необязательно. Однако он обязан и в них осуществлять систематический медицинский контроль, оказывая помощь учителю физической культуры в обеспечении дифференцированного подхода к решению задач, стоящих перед каждой группой.

Методика составления комплексов упражнений корригирующей ритмической гимнастики аналогична методике построения комплексов для уроков с элементами ритмической гимнастики. Следовательно, каждый такой комплекс должен состоять из трех частей.

В подготовительную часть включают несложные общеразвивающие и корригирующие упражнения, соответствующие типу нарушения осанки. Темп выполнения – медленный, умеренный и средний. Оптимальная дозировка упражнений – 6–8 повторений.

Основную часть насыщают собственно корригирующими упражнениями, большинство из которых должно выполняться в положении лежа на спине, на боку и на животе. В этих положениях легче следить за выпрямленным положением тела, мышцы не испытывают длительной статической нагрузки, как при удержании тела в положениях стоя и сидя. Темп выполнения – медленный, умеренный и средний. Дозировка зависит от самочувствия детей, их физической подготовленности и усвоенности материала. В среднем упражнения повторяют 8–16 раз. Все упражнения обязательно выполняются в обе стороны.

Заключительная часть строится из упражнений на расслабление, выполняемых в исходных положениях лежа на спине, дыхательных и специальных упражнений на ощущение правильной осанки.

Выполняя упражнения, дети должны дышать через нос, не задерживая дыхание. Следует учитывать также, что формированию правильной осанки способствуют упражнения с предметами. С помощью их можно усилить эффект воздействия на отдельные мышечные группы.

Идеальный вариант занятий ритмической гимнастикой для детей с нарушениями осанки предполагает наличие в помещении зеркал, которые дают возможность каждому следить за своей осанкой как в статике, различных исходных положениях, так и в движении. Все это облегчает разучивание комплекса, а также увеличивает лечебный эффект гимнастики.

Комплексы корригирующей ритмической гимнастики должны быть интересными, увлекательными, желательно имитационного характера, тогда их будут выполнять охотнее.

Примерный комплекс упражнений ритмической гимнастики

1. И.п. (далее – исходное положение): о.с., руки к плечам. 1 – наклон вправо, руки в стороны, кисти разогнуть; 2 – и.п.; 3 – наклон влево, руки в стороны, кисти разогнуть; 4 – и.п.; 5 – наклон вправо, шаг левой влево, руки вверх, пальцы врозь; 6 – и.п.; 7 – наклон влево, шаг правой вправо, руки вверх, пальцы врозь; 8 – и.п. 8–16 раз. Темп средний.

Информация о работе Сколиоз и его лечение физическими упражнениями