Спартанская система физического воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 14:16, реферат

Описание работы

Спартанская система воспитания имела преимущественно военно-спортивный характер. Это было обусловлено необходимостью подавлять частые восстания бесправного большинства населения (илотов, периэков, рабов, занимавшихся земледелием) против спартиатов-рабовладельцев, а также военными конфликтами.
Главной целью спартанской системы воспитания было подготовка мужественных, дисциплинированных, закаленных воинов, способных держать в повиновении рабов.

Содержание

1.Спартанская система воспитания
3.Цели и задачи воспитания в Спарте
4 Женское воспитание в Спарте
5 Агоге .
6 Философы Древней Греции о физическом воспитании как о главном аспекте военного воспитания.

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки РФ.docxспарта.docx

— 27.82 Кб (Скачать)

Министерство образования и  науки РФ

Федеральное государственное бюджетное  образование

Высшего профессионального образования

«Рязанский государственный университет  им. С.А.Есенина»

Кафедра физической культуры

 

 

 

 

Реферат на тему :

«Спартанская система  физического воспитания»

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 1-го курса

Группы 114

Факультет юриспруденции и Политологии

Луканцова Ольга

Проверила: Доцент кафедры физического воспитания

Плаксина Ольга Алексеевна

Рязань 2012

Содержание 

План

1.Спартанская система  воспитания

3.Цели и задачи воспитания в Спарте

4 Женское воспитание в  Спарте

5 Агоге .

6 Философы Древней Греции о физическом воспитании как о главном аспекте военного воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Спартанская система воспитания имела преимущественно военно-спортивный характер. Это было обусловлено необходимостью подавлять частые восстания бесправного  большинства населения (илотов, периэков, рабов, занимавшихся земледелием) против спартиатов-рабовладельцев, а также  военными конфликтами.

Главной целью спартанской  системы воспитания было подготовка мужественных, дисциплинированных, закаленных воинов, способных держать в повиновении  рабов.

Только здоровые дети при  рождении получали право на жизнь. Образование  в Спарте было привилегией рабовладельцев.

С семи лет мальчики-спартиаты, жившие до этого времени дома, помещались в государственные учреждения - агеллы, где воспитывались до 18 лет под руководством назначаемого государством лица - педонома.

Мальчиков приучали к выносливости путем закаливания организма, умению владеть оружием, бдительному надзору  за рабами, дисциплине. Мальчики-спартиаты  носили легкую, одинаковую зимой и  летом одежду, ели простую пищу.

В Спарте получила свое начало система физических упражнений, так  называемое пятиборье: бег, скачки, борьба, метание диска и метание копья.

С возрастом начинались специальные  военные упражнения, обучение рукопашному  бою, учили военной музыке и декламации стихов о военной доблести. Граждане, занимавшие государственные посты, вели с воспитанниками беседы на политические, общественные и моральные темы, в  ходе которых осуществлялось идеологическое и нравственное воспитание, формировалась  краткая, лаконичная речь.

С каждым годом ребенок  все больше привыкал к душевным и  физическим испытаниям. Его обучали  основам гимнастики и орхеристики (искусство двигаться и упражнения на ловкость), которым придавался более жесткий характер. В ходе физических занятий дети не должны были исключать ударов ногами, укусов и царапания ногтями. Чтобы убедиться, что мальчики растут "удальцами", в их среде намеренно провоцировались раздоры и драки. С 12 до 14 лет режим физического воспитания спартиат строился так, чтобы приучить их к неприхотливости и максимальной выносливости. Юные спартиаты обязаны были добывать себе еду кражей, т.к. по мнению воспитателей (геронтов), развивалась ловкость, смелость. Одежда, даже зимой, сводилась к минимуму – для закалки. За малейшую провинность следовало жесткое наказание – так воспитывалось терпение. Одним из самых серьезных испытаний был праздник Артемиды.

В 14 лет на алтаре, в присутствии  родителей и жителей Спарты, подростков секли розгами. Кто выдерживал это  испытание с молчаливым мужеством, получал награду. Случалось, что  подростки без единого стона  умирали. В их честь воздвигалась статуя. Прошедшие испытание считались посвященными.

Прошедшие испытание с 15 лет допускались к ночным походам (криптиям). Это был испытательный год, по истечению которого подростки становились эйренами. В основу физического обучения эйренов входило владение техникой оружия и строевые упражнения, пятиборье, кулачный бой, "спартанская гимнастика", танцы с копьем. Старшие подростки принимали участие в своеобразных практических занятиях - криптиях, ночных облавах на рабов.

Достигнув 18 лет, юноши поступали  в эфебию, где проходили подготовку к военной службе, участвуя в маневрах, охраняя порядок в городах.

С возрастом система воспитания становится менее суровой, и период жизни от 21 до 30 лет является некоторым  переходным временем: молодой человек  уже имеет право жить семейной жизнью и характер его занятий  приближается к военно-лагерной жизни  общины. Особенно высоко ценилось полученное в этом возрасте право принимать  участие в праздниках и совместных трапезах мужчин, на которых велись беседы о государственных и военных  делах. Иногда молодым людям даже позволялось высказать свою мысль, хотя в большинстве случаев они  должны были сидеть молча и набираться опыта.

Только в тридцать лет  заканчивается период обязательного  военного образования, и спартиат становится полноправным гражданином, обладающим всем спектром социальных и политических прав.

В возрасте от 7 до 30 лет спартанские  юноши проходили период интенсивной  военной подготовки, причем основной акцент при этом делался именно на развитие физической силы человека. Однако, выдвинув на первый план заботу о теле, спартанцы игнорировали многие науки, что дало возможность некоторым  философам называть их «абсолютно безграмотными» людьми. На сколько верна эта мысль, можно судить по нижеприведенным фактам.

Перед самым концом обучения молодые спартанцы должны были пройти еще одно испытание – это была так называемая «криптия». Целый год молодой человек блуждал по горам и долам, скрываясь так, чтобы его нельзя было найти, сам добывал себе пищу, спал мало и всякий час был начеку, дабы никто не мог его выследить и застать врасплох. Успешно отбыв криптию, юный спартанец мог быть допущен к участию в принятых в Спарте совместных трапезах мужчин – «фитидиях».

Воспитание спартанских  девушек мало чем отличалось от юношеского воспитания. Греческими философами было провозглашено почти полное равноправие  полов: «Способности одинаково распределены между полами, и все занятия  доступны по природе и женщине и мужчине,»- эта мысль просматривается во всех основных философских трудах того времени. Девушек учили бегать, прыгать, бороться, метать диски и дротики; они учились так же танцам и пению. Причем физические упражнения по своей сложности не уступали мужским. Это объяснялось тем, что «от здоровых и сильных супругов и дети будут сильными и здоровыми».[12] Женщинам также, по достижении определенного возраста, разрешалось принимать участие в военных походах и криптиях. И кроме того, они присутствовали при всех государственных, военных и религиозных праздниках, исполняя песни и ритуальные танцы.

Гражданские права женская  половина населения Спарты также  получала после 30 лет. В это же время  по закону заканчивался процесс государственного образования, так как этот возраст символизировал достижение полного физического и нравственного развития для представителей обоих полов.

Спартанские девушки ничем  не уступали в уровне своей военной  подготовки юношам, однако их роли в  социуме несколько различались: если мужчина был прежде всего воином, но женщина, по традиции, рассматривалась как хранительница домашнего очага.

Воспитание в семье

Роль семьи была незначительной. В воспитании детей, являвшемся делом  государственным, принимали участие  все взрослые граждане, умудренные жизненным опытом.

Спартанская система воспитания, являющая собой первый в истории  человеческой цивилизации опыт огосударствления личности, была неэффективной даже в военном и политическом отношении.

Жестокость и прагматизм спартанской системы воспитания, его специализация, направленная на развитие физической природы и подавляющая  личность в человеке, отсутствие широкой  гуманистической образованности и  культуры, досуга послужили причиной упадка Спарты.

Физическое наказание  было неотъемлемой частью воспитания ребенка внутри семьи. И одним  из многочисленных доказательств тому служит найденная археологами ваза, на которой изображена древнегреческая  женщина, избивающая ребенка собственной  сандалией - настолько прочно подобное явление было связано с бытовой  жизнью, что его увековечили в  рисунках на ровне с ритуальными праздниками, сценами боев и другими картинами повседневных забот.

Уже с младенческого возраста спартанских детей приучали к  военной выправке. В семье закладывались  основы главных качеств будущего защитника государства: пренебрежение  болью и страхом.

Про выносливость спартанских  детей ходили легенды. Однажды спартанский  мальчик украл лисенка и спрятал  его под плащом. Звереныш начал  царапать и кусать мальчика, который, стоя в строю, боялся даже пошевелиться. Только когда лисенок прогрыз  ему живот, мальчик упал мертвым.

 Детей приучали выражать  свои мысли коротко и точно,  несколькими простыми словами.  Поэтому краткость в выражении  мысли получила название лаконизм, от названия области Лаконики. Например, спартанка, провожая сына на войну, вручала ему щит со словами: "С ним или на нем!» Это означало, что она желала ему победы, а если гибели, то только героической (воина, погибшего на поле боя, несли к месту погребения на щите). Слова "со щитом или на щите " стали крылатыми.

Агогэ

 В 7 летнем возрасте  мальчики расставались с родным  домом. Они были распределены  по отрядам (iliai,boiai,agelai), которые находились под надзором государственного чиновника (paidonomos) и возглавлялись одним из мальчиков (bouagor); в этих отрядах мальчики приучались к физическим лишениям и суровой дисциплине, а их преданность отряду закалялась в состязаниях с другими отрядами. В возрасте от 18 до 20 лет они проходили военную подготовку и состояли в тайном обществе (cripteia), которое терроризировало сервов. Далее до 30летнего возраста они жили в казармах в условиях военной дисциплины и только после этого считались закончившими курс обучения (agoge).

 Членство в мужском союзе (andrenion) должно было подтверждаться ежедневными голосованиями, причем в союз допускались лишь те, за кого проголосовали единогласно, Удачливый кандидат становился полноправным гражданином — «равным» (homoios); неудачливый или «низший» hupomenion) имел урезанные гражданские права и лишался права голоса. Браки могли заключаться в 20летнем возрасте, но до 30 лет мужчина не мог обзавестись своим домом. Но и потом до 60 лет он продолжал столоваться в своем союзе. Девушки также были организованы в отряды. Они жили и питались дома, но наравне с мальчиками обучались спорту, танцам и музыке и свободно общались с молодыми людьми, пока не надевали брачное покрывало, после чего вели жизнь затворниц. Благодаря такому образу жизни достигались высокие стандарты физического совершенства. Новорожденных младенцев осматривали старейшины филы и хилых бросали в ущелье на горе Тайгет. На каждом этапе длительного обучения будущий гражданин подвергался тщательным осмотрам и проверкам. По завершении воспитания из него навсегда получался настоящий спартанец — храбрый, дисциплинированный и преданный.

Философские взгляды Платона  и Аристотеля

Несмотря но то, что оба эти философа имели непосредственное влияние друг на друга, они все же являлись представителями диаметрально противоположных идейных течений: Платону был свойственен метафизический подход к жизни, Аристотель же отошел от этого направления и был сторонником более реалистических взглядов. Однако их мнения, особенно относительно вопросов воспитания молодежи во многом совпадают.

Оба философа говорят о  необходимости физического воспитания с самого раннего детства посредствам  разнообразных игр. Аристотель указывает  на важность движения для детей в  раннем возрасте и советует поощрять подвижные игры. Также, по его мнению, не стоит мешать громкому плячу детей, так как “это является для них своего рода гимнастикой.” И если Аристотель видит в играх только лишь пользу для физического здоровья, то у Платона несколько другой подход: он настаивает на ведении преподавания посредствам игры. “Человек .должен с малолетства упражняться то в виде забавы, то всерьез, во всем, что к этому (к будущей жизни) относится. Например, кто хочет стать хорошим земледельцем или домостроем, тот в играх должен: первый - обрабатывать землю, второй- возводить какие- нибудь постройки.”. Как видно из приведенной выше цитаты Платон не воспринимал физическое воспитание в чистом виде: оно у него носит несколько социальный и даже религиозный окрас. Основываясь на своих метафизических взглядах, философ выдвигает на первый план идеи нравственного воспитания, говоря о том, что “развитие души” играет ведущую роль, но именно поэтому следует усиленно заботиться о физическом развитии, поскольку “пренебрежение последним ведет к изнеженности, а изнеженность делает характер детей тяжелым.

С другой стороны, физическое воспитание подчинено у Платона  высшим жизненным задачам. И здесь  особое значение приобретает преподавание гимнастики, поскольку “разнообразные, прежде всего, военные, упражнения должны содействовать тому, что тело превращается в покорное орудие воли в конечном стремлении истинного философа,” которым является желание уподобиться божеству. Эта идея является прототипом высказанной позже мысли: в здоровом теле здоровый дух.

Философия Платона, основанная на метафизическом мировоззрении, полностью  подчиняет суть физического воспитания идеям духовного порядка. И хотя она и не отрицает его важного значения, однако совершенно очевидна его второстепенность.

В качестве основного принципа правильного воспитания Аристотель, так же, как и Платон, видел  стремление к “золотой середине.”  С его точки зрения, “для телесной силы гибельны и чрезмерные занятия, и недостаточные .а обладание серединой благосклонно.”

Резкой критике подвергает филосов как средства, так и цели спартанского воспитания: идеи Аристотеля, связанные с военным воспитанием несколько иные. В противовес спартанскому правительству он считает, что “о военной выправке граждан нужно заботиться не ради того, чтобы они поработили недостойных, но для того, чтобы они прежде всего не попали сами в рабство,” в то время как Спарта постоянно преследовала резко противоположные цели: расширение своих владений путем захвата соседних территорий.

 

 

 Таким образом следует сделать вывод Воспитание спартиатов преследовало основную цель – подготовить члена военной общины. Идеалом спартанского воспитания был физически развитый, сильным духом, разбирающийся в военном деле молодой человек.  Государство жестко регламентировало и контролировало систему воспитания детей. Образование получали в агеллах и эфебиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Бордовская Н. В., Реан А. А., Педагогика, СПб, «Питер», 2006 г.,
  2. . А.-И. Марру. История воспитания в античности (Греция). - М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1998.
  3. 12. Финк Г. Древняя Греция. - М.: Мир книги, 2007.
  4. В.В. Кучма.Государство и право Древнего мира.

 

 


Информация о работе Спартанская система физического воспитания